Поездка в Устьянье. Часть3
В итоге мы проехали более 1000 км по тундре на снегоходах. Бывалые люди знают каково ехать на нартах снегохода, да еще на скоростных(((
По приезду в Тумат с удивлением узнали, что юколу можно готовить и зимой.
С чем с нами поделилась радушная хозяйка Анна Алексеевна - жена промысловика.
В Тумате нам показали традиционное жилье туматов - холомо. Холомо - юрта, утепленная дерном.
Собираемся и едем обратно. По зимнику.
Если в самом Якутске полно иномарок из Японии, то на трассе из легковых чаще всего встречаются «буханки» - самая любимая здесь машина, утеплять можно до бесконечности. Кроме утеплителя сверху и снизу полезно сделать двойные стекла, например ветровое. Берут заводское и крепят снаружи. Боковые вырезают по размеру из оконного стекла.
Зимник – это дорога, которой нет. Первые 20 км проходят по фарватеру реки Яна. Весной бывает так, что приходится под колесами выкапывать по полтора метра снега.
Официально такие ледовые переправы открыты с декабря по апрель. Чтобы не уйти под лед, нужно соблюдать элементарные правила: скорость 20 км/ч, дистанция между автомобилями и не останавливаться.
На ледовых дорогах одностороннее движение. Встречная полоса на полкилометра слева. Это далеко не гладкий каток: лед неровный, трясет жутко. В случае поломки ремонт осуществляется тут же на морозе голыми руками. Хорошо, если окажется нужная запчасть. Помощи ждать слишком долго. Обед в кабине. Искать здесь придорожное кафе просто негде.
.
Только на зимниках севера вас никогда не бросят в беде. У сломанной машины обязательно остановятся, спросят, нужна ли помощь. Главное, чтобы хоть кто-нибудь ехал мимо.
Вот, подъезжаем к мертвому поселку Северный.Расположен на берегу одной из красивейших рек Якутии - Яны, был некогда речным портом. В Северном находилась головная база комбината "Куларзолото", и жили там в основном энергетики и золотодобытчики. Когда-то посёлок хотели сделать административным центром Усть-Янского улуса, но, поразмыслив, пришли к выводу, что лучше поместить администрацию в Депутатский, в 150 км от реки, единственной транспортной артерии региона.
Когда то процветавший поселок теперь представляет страшную картину разрухи.
Здесь когда-то смотрели фильмы, встречали Новый год...
Теплоэлектроцентраль бесперебойно обеспечивал Северян теплом и светом...
В комбинате день и ночь не переставая, круглосуточно работали на благо СССР...
Жили-не тужили в благоустроенных домах...
Весной и летом жили на дачах на берегу красивейшей реки Яны...
По поселку ходили маршрутные автобусы...
К берегу приставали танкеры и теплоходы...
А теперь здесь только указатель направлений к живым городам и поселкам...
Мимо мелькают горы, низкие, уродливые лиственницы.
Вот на этой горе прошой осенью разбился Ми-8, на борту которого было 28 человек, из них 11 детей. Выжили только трое членов экипажа и пассажир... На вершине установили крест, в скором будущем построят часовню.
Место происшествия находится на высоте 650 метров, на склоне горы высотой 772 метра. Столкновение вертолета с горой произошло хвостовой опорой и колесами основного шасси, с большим углом тангажа (след от передней стойки шасси на склоне горы не обнаружен). После столкновения вертолета с горой возник пожар, во время которого выгорела значительная часть конструкции воздушного судна.
Единственным выжившим пассажиром в страшной авиакатастрофе на вертолете Ми-8 стал 17-летний Эрэл Горохов. Его спасение все называют не иначе как чудом. Скорее всего, Эрэл выпал из вертолета до того, как он взорвался.
Вот что пишут про него в соцсетях его друзья: «Эрэла сперва хотел забрать самолет, потом вертолет, но смерти не удается его сделать, потому что он умничка, сильный парень». Речь идет об аварийной посадке самолета АН-24 в поселке Депутатский в ноябре прошлого года. По странному стечению обстоятельств, Эрэл Горохов тоже был там пассажиром. Самолет при посадке выкатился за пределы взлетной полосы, получил повреждение шасси, правого крыла и винта. Но в тот раз из пассажиров никто не пострадал. Через полгода Эрэл снова попадает в страшную аварию, но чудесным образом ему удалось выжить.
Тот самый самолет.
На этой ноте заканчиваю свой отчет. Но надеюсь, что я сюда еще вернусь. Летом.
(Кроме авторских фото, использованы фото с интернета)