Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Нарушение законодательства в области охоты

Охота - одно из древнейших занятий человека, до появления производящего хозяйства служившее источником мясной пищи и сырья. Ныне законодательство большинства стран регламентирует право охоты, сроки, способы, предельные объёмы (нормы) добычи, перечни охотничьих ресурсов, порядок предоставления угодий в пользование, а также содержит требования, направленные на сохранение животного мира и среды его обитания. На территории Российской Федерации охота регламентируется федеральными законами, законодательством субъектов и иными нормативными правовыми актами.

Отношения в сфере охоты нерегулируемые законодательством, так называемые «кодексы охотничьей этики», (честной охоты, правильной охоты), которых придерживаются некоторые общественные объединения охотников, предусматривают компетентность и ответственность охотника, его способность к самоограничению и готовность вносить свой вклад в сохранение животных и среды их обитания. Согласно таким кодексам, допустима только законная добыча свободноживущих диких животных способами, не дающими охотнику ненадлежащего или несправедливого преимущества.

Охота в запрещенных местах или запрещенными орудиями и способами, в запрещенное время года, или без специального разрешения; отстрел и отлов животных, занесенных в Красную книгу, превышение норм отстрела или отлова относится к браконьерству. В зависимости от меры нанесенного ущерба браконьерство считается административным проступком или преступлением. Браконьерство причиняет серьезный ущерб охране природы и ресурсам промысловых животных, подрывает их воспроизводство, снижает экономический потенциал охотничьего хозяйства, наносит большой моральный урон.

Браконьерство имеет высокую степень общественной опасности как по характеру деяния, так и по характеру последствий в связи с нанесением значительного ущерба государству. Лица, виновные в нарушении законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, несут административную уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Новосибирской области наиболее частыми нарушениями правил охоты являются такие, как «провоз» расчехленного, заряженного оружия и производство охоты без необходимых по закону документов. Ежегодно сотрудниками министерства выявляется порядка 2000 административных нарушений.

Административная ответственность за нарушение правил охоты предусмотрена статьей 8.37 КоАП РФ, основной мерой наказания предусмотрен штраф, в действующей редакции статьи существенно повышен размер штрафных санкций (от 500 до 4 000 рублей за нарушение правил охоты и от 4000 до 5000 рублей за повторное в течение года нарушение правил охоты). Кроме того, в данной статье в качестве альтернативной дополнительной санкции включено лишение права осуществлять охоту на срок до трех лет (часть 1.1.).

Также остается значительным уровень уголовных преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьей 258 УК РФ, их в среднем выявляется около 120 фактов в год.

С 2018 года наблюдается незначительное снижение уровня преступлений, связанное с ужесточением ответственности, таким как увеличением размера штрафа и суммы возмещения вреда.

Уголовная ответственность за незаконную охоту наступает при наличии следующих квалифицирующих признаков:

причинение крупного ущерба;

с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Санкция статьи 258 УК РФ предусматривает следующие виды наказания:

штраф в размере до пятисот тысяч рублей, в случае если преступление совершено группой лиц или с использованием служебного положения - от 500 до одного миллиона рублей;

исправительные работы;

лишение свободы на срок до двух лет, а в случае если преступление совершено группой лиц или с использованием служебного положения - на срок от трех до пяти лет.

До недавнего времени существенным пробелом в законодательстве было отсутствие четко установленной суммы крупного ущерба при незаконной охоте, что приводило к противоречивой судебной практике по уголовным делам. Действующей редакций статьи 258 УК РФ с июня 2018 года данный пробел устранен. Крупным признается ущерб, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий сорок тысяч рублей, особо крупным - сто двадцать тысяч рублей.

Ответственность юридических лиц и граждан за ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания установлена статьей 56 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ "О животном мире", согласно которой юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам утверждена Приказом Минприроды России от 08.12.2011 №948. Так, например, согласно указанной методике размер ущерба за уничтожение 1 самки лося составляет 400 тыс. руб., самца – 240 тыс. руб., ущерб за уничтожение 1 самки косули сибирской составляет 200 тыс. руб., самца – 120 тыс. руб.

 

Источник

Новосибирск
15005
Комментарии (1)

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх