Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Пристань.

Мой отпуск размеренно подошёл к своей середине, и ничто не предвещало активного выезда на природу, за исключением встречи пролётной утки в начале октября. Но однажды вечером ко мне домой зашёл старый приятель Вячеслав. Рассказал о своей предстоящей поездке вниз по Оби со своими друзьями на катере, и предложил поехать вместе с ними. С одной стороны, в качестве владельца лодки - транспорта, а с другой, как охотнику чуть знающего те места. Неизвестным оставался лишь тот факт, что самодельный катер с водомётным движителем, был спущен на воду всего-то пару недель назад. И как выяснилось, что владелец судна может подойти к условленному месту в Томской области, только через одни-двое суток. Хотя компания была неизвестной, а её цели амбициозны, приглашение я принял с удовольствием. Тем более, что на второй лодке-“крым“, также под двумя моторами-вихрь, одновременно со мной пойдут ещё двое, один из которых охотник... .

Уже который час спаренные подвесные моторы -“вихрь“-20 и 30, закреплённые на усиленном выносном транце „казанки-5М“,исправно и слаженно дополняли друг друга. Звук выхлопных газов четырёх цилиндров поглощался двумя гребешками воды. Они вспенившись оставались за кормой, а затем вновь ,,разрезались,, носовой частью лодки -,,крым,, идущей в кильватере и исчезали под реданами её днища. Лодки были достаточно загружены, однако скорость была приличной и после восьми часов с короткими остановками, мы пересекли невидимую черту Новосибирской и Томской областей. На ночлег выбрали место, где не так далеко от берега красовался,,островок,,кедрача. В наши планы не входили длительные остановки. Во-первых, всё побережье негласно ,,принадлежало,, местному деревенскому населению, а во-вторых, необходимо было ещё раз убедиться в урожае этого года. Разведка дала обнадёживающие результаты. Год был урожайным и на шишку, и на клюкву, а белый гриб также радовал глаз.

На следующий день к вечеру, мы были далеко за Колпашево. А вскоре нашли и условленное место встречи с компанией, которая должна подойти на ,,новоиспечённом,, катере, но через один-два дня. В те времена, ни о какой мобильной связи или навигационной системе даже не говорили, а ориентировались по картам на местности, по лоции на реке и по опыту.

Лагерь из двух палаток устроили на левом высоком берегу, почти в середине излучины реки. Противоположный берег, с широкой песчаной полосой, был очень удобен для рыбалки с ,,бредешком,,. Да и само место было выбрано с учётом выхода на заброшенную ещё в пятидесятые годы бревенчатую гать, некогда подходящей к реке. Но со временем она стала почти невидимой и затерялась среди береговой полосы смешанного леса.

Утром, согласно жребия, в лагере был оставлен ,,дневальный,, со всеми вытекающими обязанностями пребывания в тайге. Я на правах охотника, мой знакомый Вячеслав и его друг Виктор, отправились на разведку клюквы и шишки. Примерно, через полчаса мы уже шли по подлеску, который отделял береговую полосу тайги от начала Иксинских болот с чахлыми берёзками и низкорослыми сосенками. А вскоре уткнулись и в искомую бревенчатую дорогу -гать. Между сгнивших брёвен, уже в рост человека, торчал кустарник и деревья. С течением времени, она приобрела вид заросшей просеки и узкой лентой тянулась вдоль смешанного леса, иногда меняла направление, огибала низину или озерцо. Уже дважды мы отходили от гати на несколько сотен метров и разойдясь в цепь, искали клюквенные ,,поля,, с учётом будущего сбора. Впереди нас, между кустами багульника и огромными моховыми кочками, иногда усыпанных крупной белобокой клюквой, мелькала спина ,,Рыжика,,. Это был крепко сложенный и ,,знатной,,дворовой породы кобелишка, с короткими ногами и мощным торсом. Виктор-его хозяин, не был охотником, но жил в родительском доме, с удобствами на улице, и держал собаку только для охраны. Однако, когда выезжал на природу всегда брал его с собой.

...Вскоре, мы наткнулись на несколько обширных полян с крупной клюквой. Но набрав по три-пять литров, решили налегке сделать полукруг и вернуться к бревенчатой гати. Во-первых, идти по ней гораздо легче, чем по моховому полю с кочками и багульником, но самое важное было заметить ориентир выхода и захода. Время уже пошло за вторую половину дня, когда мы остановились в двух десятках метров от эстакады и решили перекусить. Внизу, между подгнившими и уложенных в виде колодца толстенными брёвнами, протекал ещё ,,живой,, ручей. Я снял с плеч ружьё, рюкзак и прихватив с собой фляжку спустился вниз. Следом за мной, в раздумье и щурясь от травы, петлял Рыжик. Прохлада тёмной болотной воды окатила моё лицо, шею и прокатилась ,,горячей,, струйкой по позвоночнику. Пёс поглядел на меня, залез в ручей и с жадностью нахлебавшись воды выскочил, окатив меня брызгами.

-Хрен... смердящий; пошёл прочь,- выругался я, и пригрозил ему рукой.

Он, как бы извиняясь вильнул хвостом, и побежал вдоль ручья в сторону подлеска. Я ещё раз ополоснул лицо, набрал во фляжку воды. Однако не успел встать, как из кустов вновь выбежал Рыжик, но уже испуганно-рычащий и со взъерошенным загривком. На мгновение он остановился рядом, оглянулся, потянул носом воздух и быстро побежал на верх к. Через несколько секунд, я услышал голос Виктора:

- Тихон. Быстро поднимайся к нам. Хозяина здешних мест побеспокоили.

Я поднялся на верх эстакады и увидел, примерно, в двухстах пятидесяти метрах бурую спину медленно ,,плывущую,, вдоль низины ручья. Вспомнив о монокуляре, быстро достал его из рюкзака. И через несколько секунд увидел верхнюю часть туловища огромного медведя. Он стоял неподвижно на задних лапах. Даже, показалось, что его тёмно-бурая шерсть слегка лоснилась. Однако спустя минуту, хозяин здешних мест уже бесшумно скрылся в подлеске тайги. Славка вскинул ружьё; сделал одиночный выстрел и вслух добавил:

-Пусть косолапый знает, что он здесь ни один-хозяин.

-Ну не скажи. Ты здесь пришелец, а вот этот медведь настоящий хозяин- был, есть и будет,-поучительно возразил Виктор.

Мы вернулись в лагерь ещё до начала сумерек. И пока шли по смешанному береговому лесу, добыли несколько рябков и глухаря. Да и грех было не взять при таком обилии дичи, к тому же разрешение для охоты на боровую и утку было получено по пути в с. Батурино, с заездом для заправки бензином.

Ожидание всегда в тягость, но на природе жаловаться грех. На следующий день мы вновь разделились. Анатолий , как рыбак, а Виктор-ожидающий своих друзей на катере, остались в лагере. Я же с моим знакомым Вячеславом пошли за клюквой, в уже намеченные места. С мыслью, как и вчера по пути пострелять рябчиков.

-А где наш спаситель Рыжик, пойдем с нами, - с улыбкой сказал я, посмотрев на собаку. Пёс увидел на наших плечах ружья, пробежал за нами пару десяток метров и почему-то передував вернулся в лагерь.

-Сразу видно, что не охотничья собака, больно трусливый. Наверняка ещё после вчерашнего придти в чувство не может, - с улыбкой заметил Славка.

-Ну, ты прям храбрец. Может быть он вчера нос к носу встретился с косолапым. Думаю,что твои ощущения тоже были не из лазурных.

-Это точно. Я сам вчера впервые видел медведя так близко в живой природе. Не дай бог, вот так внезапно встретиться... у кочки с клюквой,- с улыбкой ответил Славка.

...К полудню погода начала меняться; по небу поплыли лёгкие облака. Однако у нас уже было набрано по десять-двенадцать литров белобокой ,,мясистой,, клюквы, а челюсти сводило от оскомины. Через час мы возвращались в лагерь, по смешанному береговому лесу. Но толи из-за погоды, толи из-за вчерашней стрельбы активности рябчиков не было. И всё же одного мне удалось ,,подсвистеть,, на дальний выстрел.

В лагере уже аппетитно пахло ухой из сорной рыбы. А на решётке самодельной грильни уже начали румяниться белобокие тушки рябчиков, нашпигованные салом и чесноком. Через полчаса, все четверо сидели у стола под большим брезентовым шатром-крышей. Постепенно разговор перешёл к теме прихода катера с командой из трёх человек. По расчёту они должны быть здесь ранним утром следующего дня. Виктор был хорошо знаком с владельцем катера, и как бы невзначай проговорился, что Сашка хотел изменить маршрут, если технически с катером всё будет нормально. В воздухе ,,повисла,, словесная тишина. Я вопросительно посмотрел на Славку, но он пожал плечами и промолчал. Мне же показалось это решение не состоятельным, и я высказал своё понимание ситуации:

-Мужики, от добра добра не ищут. За свои неполные тридцать лет я бывал на сборе клюквы и шишковал, да и родился в глухой тайге. На мой взгляд всё складывается удачно. Клюквы не усыпано, но её на всех хватит. Самое главное -это маленькое расстояние до лагеря, всего-то около четырёх километров. Кедрач далековат, но и это не вопрос. По три- четыре мешка шишки, без особого труда, можно наколотить вдоль береговой полосы используя лодки.

-Ребята, давайте жить дружно. Я лично не охотник. Мясо медвежатины мне не жалую, да и клюкву и орёх продавать на базаре не собираюсь. Давайте-ка лучше по темноте с неводом пробежимся. Чует мой нос рыбка там должна быть деликатесная,- басовито сказал Анатолий, и со свойственностью людей одаренных природой - физическим здоровьем, зачерпнул со дна котелка шурпу и продолжил смачно хлебать.

-Толя, я согласен сегодня порыбачить, но ты идёшь на глубину в своём рыбачьем костюме. Да ещё к сведению, в этом районе Колпашевский рыбнадзор иногда не дремлет.У этих песчаных отмелей- ход нельмы. Ты не ошибся.

-Если бог не выдаст, свинья не съест. Мы тоже не пацаны,- отшутился Анатолий.

Вечерний сумрак осени наступил быстро, оставив на воде лишь узкую полоску света от костра и едва заметную линию границы между водой и насыщенным влагой песком. Чуть более чем за три час, мы поочерёдно, проверили около километра песчаной косы. И не смотря на холод пробиравшийся сквозь резиновые костюмы и тёплое бельё, нас охватил азарт. Практически за каждый заход, в ,,мотне,, оставались от пяти до десяти нельм, причём каждая до одного килограмма, не считая сорной рыбёшки . Выбирая очередной раз невод, мы заметили, как над береговым лесом, ещё вдалеке от нас, ночную тьму разрезал луч света. Потом чиркнул по низкорослым береговым зарослям уже за излучиной реки и бесшумно упал на воду. Мы в спешке бросили всё в лодку, и будучи незамеченными вернулись в лагерь. Вскоре из темноты реки послышался мерный шум работы двигателя катера, а свет от фары всё чаще замирал на лодках или вспарывал темноту лагеря. Однако выяснилось, что все наши меры предосторожности были излишни. В берег ткнулся стальной нос катера, и сразу послышался моложавый голос:

-А, испугались, рыбаки-охотники. Витёк- я специально шёл на самых малых оборотах, чтобы вас пугнуть чуток.

-Санька, у нас коленки не тряслись, но маленько понервничали. Мало ли кто ночью может на ,,танке,, подкатить. Мы ждали вас завтра к утру или к обеду.

Спустя полчаса, вся наша большая компания сидела возле костра, а трое вновь прибывших на катере наслаждались ухой и остатками копчёных рябчиков. За обсуждениями данных нашей разведки о наличии даров природы, и некоторых неполадок в управлении катера, время ушло далеко за полночь. К тому же накопившаяся усталость за прошедшие дни дала о себе знать, и вскоре весь лагерь погрузился в тишину сна.

Я проснулся утром, кода большинство уже были на ногах. Мой сосед по палатке -Анатолий сидел у костра и помешивал что-то в большом казане, а рядом с ним - в чёрном как смоль чайнике, во всю ,,ключил,, кипяток.

-Тимоха, я гляжу ты с устатку,... чуть последний обед не проспал.

-Время ещё девяти нет. Мы до обеда ещё за клюквой сбегаем,- на ходу ответил я, ещё не понимая всю серьёзность шутки. Но когда ополоснул лицо и вернулся, увидел, что соседняя палатка разобрана, а мой знакомый Славка складывал свои вещи в мешок.

-Не понял. Что происходит; уже совещание прошло и меньшинство должно слушаться большинства. Али как,- с иронией в голосе, спросил я. Он на секунду задумался, и чуть виновато сказал:

-Друзья Виктора решили идти до Александровска. Там у кого-то из них родня живёт. Меня и его берут с собой. Я от такого путешествия отказаться не могу.

-Теперь понятно. Оказывается ларчик просто открылся. Ну вы оба х...итро-мудрые, - сказал я громко. И уже на ходу, с несдерживаемой злостью в голосе добавил.

-Ладно, со мной всё понятно; я сразу не рассчитывал на незнакомую компанию. Но почему вы с Анатолием так по-предательски поступили. Но тут же услышал басистый голос :

-Тимофей, кончай воспитание и допросы. С ними, не только в разведку нельзя ходить, но и в лес за грибами. Потом о чём-то подумал, и уже спокойно сказал:

-Думаю у тебя тоже вариантов всего два. Первый остаться здесь одному. Второй- сегодня же отправляемся вместе, в сторону дома. Всё, что набрали возьмём, в том числе и мою снасть. Они там на севере, руками муксуна наловят.

Через пару часов, сверкая на солнце свежей краской бортов, катер скрылся за песчаной излучиной матушки реки-Оби. Мои уговоры Анатолия, остаться хотя бы ещё на день -два, оказались тщетны. Видимо психологическая травма, вернее предательство знакомого человека, оказалась непосильной. А может быть и потому, что он не был охотником. Мы разделили по-ровну: клюкву, шишки,слегка солёную рыбу, и через полтора часа всё было уложено в лодки. По русскому обычаю, на прощание, сели на бревёшки у затушенного костра. Мы молчали и смотрел на катившуюся рябь великой сибирской реки, на песчаную отмель противоположного берега и старались надышаться воздухом насыщенного запахами смешанного леса.

Вскоре, звук работы четырёх ,,вихрей,,- повис над речной гладью. И вновь за кормой лодок оставались лишь вспененные, от выхлопных газов двигателей, гребешки воды. А по берегам проплывала многовековая тайга, где возможно ещё не ступал человек. С тех пор прошло более трех с половиной десятков лет. Давно уже нет в живых моего знакомого; да и с Анатолием наши жизненные пути больше ни разу не пересекались. Однако память, как и пристань, ещё долго хранит ,,причаливших,, к тебе людей и события.

НОВОСИБИРСК
19720
Голосовать
Комментарии (2)
Новосибирск
24613
Отличный рассказ!
0
Беларусь
4709
Да, много всяких событий в жизни у нас происходит. Спасибо за воспоминания и рассказы. Вы красиво пишите.
0

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх