Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Схватка

Анатолий Ляги

Охотясь со своим напарником на речке Сибиктя (приток р. Амги на 180 км вниз по течению от п. Верхняя Амга) Егоровым Николаем Петровичем 09.05.1945 г.р., потомственным охотником-промысловиком, он рассказал мне интересную историю своей юности: как он начал свою трудовую деятельность кадровым охотником в совхозе «Алданский» Алданского района ЯАССР. В настоящее время он проживает в г.Томмоте, пенсионер, ветеран труда.

Этот случай мне хотелось бы подробнее рассказать читателям в своем рассказе «Схватка».

Рассказ пойдет про эвенков-промысловиков Егоровых:

1. Егоров Петр Афанасьевич -1888 г.р. – отец;

2. Егорова Февронья Петровна (Кобора) – 1909 г.р. – мать;

3. Егоров Николай Петрович -1945 г.р. – сын.

В 1963 году Кадровые охотники совхоза «Алданский» выехали на промысел белки с п.Хатыстыр в сторону п.Угоян вниз по р. Алдан. Лето стояло теплое, изобилие орехов, грибов, ягод предвещало удачный сезон. Промысел начали с хороших результатов: белки в тот год развелось много.

Николаю, как младшему, досталась молодая собака по кличке Сурэх. Ко-бель был очень умный, выносливый, «работал» прекрасно по белке. Николай не мог нарадоваться на своего молодого кобеля. В первых числах ноября Сурэх поставил своего лося, которого Николай добыл. Во второй декаде ноября ударили морозы. В 20 км от с. Угоян по ключу Медвежий встали табором и начали промысел белки. 20 ноября, возвращаясь вечером с удачной охоты, Николай верхом на олене ехал по ключу домой. Собаки рядом не было и вдруг он услышал на сопке злобный лай своего четвероногого друга, который не прекращался ни на минуту. Изменив маршрут, он быстро поехал на лай и застал собаку, яростно рывшую лапами мерзлую землю и мох, все разбрасывая в сторону.

18-летний молодой охотник, ничего не подозревая, привязал оленя и подошел к собаке, которая на тот момент уже разворачивала «дыру». Вдруг, откуда-то из-под земли, послышалось злобное рычание. И тут Николай понял: это была берлога медведя. В испуге, в считанные секунды, отпрянув от этого места, Николай отвязал оленя и бросился вниз по распадку на достаточное безопасное расстояние. Его четвероногий друг продолжал оставаться на месте и яростно лаять. Звать его было бесполезно и Николай решил возвращаться домой в одиночку. Однако, уж подъезжая к палатке, верный друг настиг своего хозяина.

Дома Николай с волнением рассказал о своей находке. Выслушав рассказ сына, родители решили с утра проверить не ушел ли медведь из своей берлоги потревоженный собакой. С утра, 21 ноября, они с отцом на 2-х верховых оленях поехали обложить зверя. Выхода с круга не оказалось – зверь находился в берлоге. Они успокоенные вернулись домой. 22 числа Николай с матерью Февроньей Петровной поехали за подмогой в п.Угоян, который находился в 20 км от их стоянки.

Все поселковые охотники-промысловики были в тайге и потому мать при-гласила на охоту двух молодых мужчин: Исакова Николая Тимофеевича и Архипова Афанасия Петровича. Вооружившись охотничьими карабинами, они в тот же день вернулись на свое стойбище.

С вечера начали готовиться к предстоящей встрече с хозяином тайги: старик – глава семьи Егоровых – достал свою старенькую потрепанную берданку и копье на длинной рукоятке, принадлежавшее его отцу. Охотники с поселка стали над стариком смеяться и шутить: мол, зря ты достаешь свое копье.

Утром 23 ноября, пригнав пораньше оленей на стойбище, начали сборы к предстоящей охоте. Старик Петр Афанасьевич все время волновался, копье он передал своему сыну Николаю и наказал: чтобы не случилось – всегда держи его при себе. И они всем табором на оленях, запряженных в нарты, поехали в сторону медвежьей берлоги. Недалеко от берлоги они распрягли оленей, вырубили жерди для закрытия «чела». Берданку старик передал Архипову Афанасию, охотничий карабин достался Николаю Исакову, а Николаю Егорову досталась мелкокалиберная винтовка и копье отца. Дед Петр Афанасьевич решил, что будет закрывать берлогу вырубленными жердями, а сын Николай его страховать. Мать Феня взяла 2 топора: большой и маленький на длинной рукоятке. Подойдя к берлоге, старик начал жердью закрывать чело, но медведица уже начала беспокоиться, видимо, она их уже ждала. Не успел дед засунуть первую жердь, как медведица выскочила наружу! Этого никто не ожидал. Охотники открыли беспорядочную стрельбу, успев выстрелить по 2 раза, при этом поранив медведицу в ногу. Оба ружья в спешке от быстрого передергивания заклинили одновременно. Этим воспользовалась медведица: ей хватило доли секунд, чтобы подскочить к старику и схватить его в свои объятия (он находился к ней ближе всех). В ис-пуге охотники бросились в рассыпную, только душераздирающий крик старика остановил их. Медведица, подмяв старика, начала рвать начала его рвать на куски. Только благодаря толстой оленьей одежде – кухлянке и шапке-эскимоске – старил остался жив. Разорвав деду шапку и повредив левую сторону глаза, незначительно сняла скальп с головы старика. В это время к ним с копьем подскочил сын Николай. Со всей силы он нанес удар копьем в левый бок медведицы. Она, отбросив бездыханное тело старика метра на три, развернулась к Николаю, но длинное древко копья не давало ей дотянуться до него. Что было сил, Николай удерживал разъяренную медведицу на длину вытянутой руки. В это время, опомнившаяся мать, начала звать на помощь горе-охотников. Первым от шока опомнился Афанасий. Подбежав в старухе, он взял в руки маленький топорик и со всей силой ударил им по голове медведицы. Но не рассчитав рукоятки, которая оказалась сильно длинной, переломил его пополам, не причинив медведице вреда. Бабушка «Коборо» подала ему большой топор, которым он нанес точный сильный удар промеж ушей медведицы. Этот удар топором и решил исход этого страшного поединка. Николай в это время успел вытащить копье и нанести повторный удар.

Этот поединок чуть не оказался для всех роковым и только, благодаря копью и смелости Николая, они выиграли схватку.

Медведица оказалась с тремя медвежатами и по этой причине она выскочила из берлоги на защиту своих детей. Старик был сильно потрепан медведицей, но жив. Бабушка Февронья, разорвав нижнюю сорочку, перевязала раны мужа. Погрузив старика на нарты, его срочно повезли в поселок в медпункт. Из поселка рацией был вызван санрейс и вертолетом он был доставлен в г.Алдан. Ему была сделана операция. Благодаря врачам он остался жив, дожив свой век до глубокой старости.

Копье, которое решило исход этой страшной схватки, Николай хранит как память о своих родителях.

Дед Егоров Николай Афанасьевич дожил до 84 лет и скончался 6 января 1972 г. Похоронен в г.Томмоте.

Якутск
8958
Голосовать
Комментарии (1)
Барнаул-Москва
1314
Вот и насмешки горе-охотников по поводу копья стали не уместны...
0

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх