Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Охота с помощью финской лайки Хэйкки Сарпаранта

Охота на птиц

Птицы хвойных лесов, особенно глухарь и тетерев, а также рябчик, – желанная добыча финской лайки. Их запах очень возбуждает охотничий азарт собаки, к тому же в силу своих размеров эти птицы часто являются достаточно лёгкой добычей и не могут быстро взлететь до приближения собаки.

Ранней осенью выводок птиц ещё держится вместе. Деревья и кусты надежно защищают поедающих чернику и бруснику птиц. Это лучшее время для охоты на птиц с помощью финской лайки. Быстро и бесшумно передвигаясь на местности, собака способна с помощью острого нюха и чуткого слуха обнаружить находящихся на земле птиц. Быстрее молнии она вспугивает птиц на крыло, тем более что именно в это время, ранней осенью, они садятся низко, на ближайшие деревья, удивляясь возмутителю спокойствия. Собаке легко удерживать их на месте с помощью облаивания. Если птиц было много, например, целый выводок, то собака выбирает ближайшую либо более видимую птицу, чаще всего матку, которая своим криком привлекает внимание собаки. Собака подбегает к дереву, где сидит птица, и начинает лаять. Её морда и взгляд повёрнуты к птице, собака обычно стоит, размахивая хвостом, или сидит, громко и часто лает. Своим присутствием и лаем собака отвлекает внимание птицы на себя, чтобы охотник мог

подойти к птице на расстояние выстрела. Затем охотник по направлению морды и взгляда собаки прицеливается и точным попаданием пополняет свой ягдташ.

Если птица взлетает, то собака бежит за ней следом и снова находит и задерживает её лаем. Хорошая собака способна при благоприятных обстоятельствах отыскать и отлетевшую за 100 метров птицу.

В сезон охоты птицы могут находиться и на деревьях. Талантливая и опытная собака способна обнаружить их и там. Она умеет «читать» следы птиц под деревьями, слышит их голоса и, в конце концов, обнаруживает их.

_________________

– Заканчивается вечерний осенний дождь. Юго-западный ветер гонит тучи над лесом, которые ещё стряхивают тяжелые капли со своих плеч. Сырые кусты блестят и жёлтые опавшие листья берёзы приклеиваются к моим сапогам, когда я иду по тропе. Мох – словно лёгкие леса, дышит влагой, и пружинит под ногами путника. Шкура Пенни становится мокрой, когда он подныривает под кусты в поисках добычи. Он уже более получаса ищет, передвигаясь лёгким галопом, то направо, то Пени облаивает…

налево, крест-накрест, следуя за одним ему ведомым

запахом ветра. Пени поглядывает на меня, но без остановки продолжает свои поиски, хвост и уши его напряжены в ожидании. Он систематически поддерживает контакт со мной, примерно каждые 10 минут.

Замечаю, что Пени остановился впереди в редком ельнике. Он медленно продвигается вперёд ползком. Сейчас его хвост слегка виляет, морда практически параллельна земле. Он нашёл следы крови. Вдруг справа вблизи слышится шум тяжёлых крыльев. Глухарь! Наверняка, глухарь. Наступает минутное затишье. Одновременно возникает лай Пени, ровный, беспрерывный, звонкий, словно серебряный колокольчик. Я спешу на лай. Сначала иду быстро, потом ступаю осторожно. Стараюсь разглядеть собаку за деревьями. Фу-ты, вздохнул! Всегда испытываю одновременно напряжение и спокойствие, хотя это повторялось уже много-много раз. Опускаюсь на колено, но не вижу Пени, хотя чувствую, что он рядом. Тихонько подкрадываюсь к большому мшистому валуну и смотрю поверх него. Отрясаю со своих штанов прилипший ягель и мох.

Вижу Пени. Он находится примерно в 80 метрах от меня на старой просеке у трёх елей. Его взгляд направлен на ель, хвост с белым концом

Пени нашел! мотается из стороны в сторону и лай эхом разносится далеко вокруг как у многих его сородичей. Одновременно я замечаю глухаря. Он сидит, вытянув шею, на правой от меня ели, немного выше середины дерева. Слишком большое расстояние для выстрела. Впереди нет никакого укрытия. Не могу подобраться ближе на расстояние выстрела.

Не успеваю я что-либо предпринять, как глухарь взмахивает крыльями и улетает влево, в сторону скалы Корвио. Пени бежит за ним. Вижу, что хвост Пени вытянулся почти в прямую линию. У него появился азарт!

Быстрым шагом иду следом. Проходит минута - две. И снова слышится лай. Нет – лай прерывается. И снова – сначала тихо, прерывисто, затем громче, увереннее, без перерывов. Ну и куда же этот черт затерялся! Вновь обретаю желание двигаться вперёд. Прохожу ещё около 100 метров и слышу отчётливый лай в ложбине меж двух холмов в смешанном лесочке. Задыхаюсь, пот бежит ручьём, сердце бьётся, когда я, наконец, приближаюсь к Пени. Вытираю рукой пот со лба, уф! Ну, вот, теперь я вижу Пени. Его морда повёрнута к большой густой сосне. Он спокойно стоит, размахивая хвостом, и лает! И как он лает так часто, словно молоток стучит. Я насчитал более 100 звуков в минуту. Опускаюсь на четвереньки и потихоньку начинаю обходить это место с правой стороны. Мокрый мох поскрипывает под моими коленями и рукава свитера моментально промокают. Пени замечает моё приближение. Он обходит сосну кругом, ни на минуту не прекращая лаять.

Я уже нахожусь на расстоянии выстрела, но, сколько не ищу птицу среди ветвей, не могу её найти. Слишком густые ветви, нет, не нахожу птицы. Но собака-то лает! Небольшое сомнение мелькает в моей голове, а может, Пени всё-таки ошибся и в погоне потерял птицу. Ничего не вижу. Вдруг замечаю движение у ствола сосны, почти у вершины. Одновременно вижу шею и голову глухаря, повёрнутые вниз, в сторону собаки. Ага, вот где он! Тут же вижу его грудь. Поднимаю ружьё. Одновременно наступает чувство полного оцепенения, словно я нахожусь под взглядом змеи. Пени тоже заворожён глухарем. Выстрел! Прекрасная добыча падает вниз. Пени умело берёт её. Его морда – все его существо – светится счастьем и удовлетворением, когда он катается по мху с прилипшими на морде перьями. Затем он встаёт, отряхается и машет мне хвостом.

Привязываю собаку, и она с нетерпением ожидает традиционного ритуала. Она знает, что настало время награды. Разрезаю птицу и даю собаке печень, сердце и лёгкие. Она съедает их в одно мгновение и внимательно смотрит на меня, когда я кладу добычу в ягдташ. Похлопываю Пени по спине и тихо благодарю его. Он лижет мою руку. Затем он встаёт, отряхивается, внимательно смотрит в сторону Корвенкаллио и быстро тащит меня дальше, словно говоря: ну, что, пойдём за новой добычей!

Новосибирск
46
Голосовать
Комментарии (2)
Томск
5577
Хороший помощник!
0
Новосибирск
129
Кормить собаку внутренностями дичи??? Очень спорно.
0

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх