Последний сплав
В 1986 году, когда сыну исполнилось десять лет, я предпринял с ним сплав на резиновой лодке по реке Большая Кокшага. Река течёт по Марийской республике и впадает в реку Волга сравнительно не далеко от Чебоксар. План был таков – доехать на автобусе до моста у марийского посёлка Старожильск, спуститься по течению до реки Волга, а там до Чебоксар каждые полчаса ходили суда на подводных крыльях «Ракеты» и «Метеоры». Сплав был на две ночёвки, что мы и совершили. Сидеть на лодке в течение несколько часов в компании с взрослым человеком сыну было не очень комфортно, поэтому на следующий год мы повторили этот сплав, уже на двух лодках взяв в компанию дружка сына.
Спустя 36 лет я предложил внуку повторить этот заплыв. Внук, учащийся по профессии ИТ-специалист был полнейшим «ботаником» и совсем не походил на своего отца. Я не ожидал, что он согласится, но он согласился.
Обговорив с ним сроки заплыва, я стал готовиться. Резиновая лодка у меня была, а вторую я взял у своего товарища. Он был дельным охотником, да и в своё время торговал лодками. Тут я не допускал ни какого подвоха. Жизненный опыт всё же заставил меня прикупить ремкомлект для резиновых лодок. Внук подготовил поплавковые удочки и банку маринованной кукурузы на насадку. Большая Кокшага рыбная река, но я не возлагал надежды на большие уловы, так как поплавочные удочки были, на мой взгляд, не серьёзные снасти.
Заплыв состоялся во второй половине августа. Погода стояла жаркая. По плану заплыв должен быть начаться от Старожильского автомобильного моста через Большую Кокшагу. От него начинались все туристические маршруты любителей водного туризма. Расстояние, которое нужно было преодолеть, по реке составляло более 100 км, а напрямую в два раза меньше.
Добраться до места старта не представило трудности. Заказанное грузовое такси доставило с удобствами и за умеренную плату меня с внуком, моего кобеля и весь наш скарб на берег Кокшаги.
Первые «приключения» начались сразу во время подготовки к сплаву. Накаченная лодка товарища начала заметно травить воздух, не дождавшись накачки второй лодки. Спускался задний баллон лодки. Все наши попытки найти место травли воздуха не увенчались успехом. На фоне дефицита времени было принято решение сплавляться на одной лодке, а аварийную лодку загрузить рюкзаками и другими вещами. Благо не спускающий передний баллон и надутое двойное дно позволяло это сделать. Взяв лодку на буксир мы, наконец, отчалили.
Народная мудрость гласит, что дело, начавшись плохо, кончится ещё хуже. Не успели мы проплыть и часа, как кобель, который не очень любил воду, сиганул с лодки, доплыл до берега, да и был таков. Предполагая, что он будет следовать за нами по берегу, мы продолжали сплавляться, а чтобы он не терял нас я, время от времени покрикивал. Спустя некоторое время сделали стоянку с целью дождаться собаки. Всё было тщетно. Собаки не было. С тяжёлым сердцем мы отправились дальше в путь.
Впечатление, от реки, спустя почти четыре десятка лет было хорошим. Река, по-прежнему, оставалась чистой, а берега не загаженные. Этому способствовало то, что на протяжении всего течения на берегу не было больших поселений, а река текла сквозь большие лесные массивы. Малой Кокшаге повезло меньше, на её берегах стояла столица Марийской Республики город Йошкар-Ола.
Тащившаяся за нами полунакаченая лодка сильно снижала нашу скорость. Меняясь, каждые полчаса на вёслах, мы двигались чуть быстрее довольно ощутимого течения. Глядя на нас с превосходством, нас обгоняли байдарочники и скрывались за очередным поворотом реки.
Ближе к вечеру, выбрали подходящую отмель для ночлега. Я быстро поставил палатку и занялся нашим ужином. Костёр мы не разводили, я приготовил похлёбку из пакетного супа и тушенки, используя очень удобный газовый примус. Похлебав варево, внук размотал свои удочки и принялся ловить рыбу, насаживая на крючок зёрна кукурузы из банки. Течение подхватывало поплавок, и он проплыв несколько метров тонул. Правда, клевали такие мелкие плотвички, которые не имели, сколько ни-будь значимого кулинарного применения.
Весь второй день был занят греблей. Солнце жарило так, что я вначале был на грани солнечного удара. Спасло меня только мокрое полотенце на голове и частое питьё, а когда вода закончилась, я набрал воду из реки в бутыль и с удовольствием пил. Вкусная и вполне безопасная вода. Внук вёл себя достойно, не смотря на трудности, не ныл. Всю жизнь он прожил с другими бабушкой и дедушкой, и получается, что мы, сидя в лодке, лицом к лицу, узнавали друг друга более плотно.
Во время второй ночёвки я случайно обнаружил место стравливания воздуха из второй лодки. Это был не прокол, а разошедшийся шов длиной около трёх сантиметров. Вот и пригодился предусмотрительно захваченный ремкомплект. Заклеив место утечки воздуха, я не стал накачивать лодку до полного давления из-за боязни нового прорыва шва. Лодка вновь приняла форму, что несколько увеличило нашу скорость.
По моему первому опыту сплава с сыном, весь наш сплав уложился в две ночёвки. Когда уже намечалась третья, по счёту, ночёвка мы были только на половине пути, доплыв до посёлка Долгая Старица. Намечались и третья, а может и четвёртая ночёвка, на что мы не рассчитывали. На берегу реки у Долгой Старицы, я увидел туристическую стоянку, которой ранее не было. В первый мой заплыв посёлок Долгая Старица был вполне современный посёлок с очагами культуры и бытовых удобств. Я даже прикупил тогда отличный хлеб из местной пекарни. По словам местного аборигена ни чего этого теперь нет, зато появился ещё один автомобильный мост через реку. Из-за нехватки времени мы решили завершить сплав. Планы завершения заключались в том, что я вызову городское груз такси, для нашей эвакуации, но тут был полный облом. Мобильная связь отсутствовала напрочь.
Площадка у Долгой Старицы, где мы закончили спав. На заднем плане охотничья база Старожильского ООиР
На берегу Кокшаги была площадка, с которой начинался более короткий маршрут туристического сплава. Когда мы высадились там, то увидели, семейную пару, которая собирала новомодные плоты «Бананы». Пообщавшись, мы выяснили, что ожидается группа туристов из Чебоксар, которая прибудет вечером. Это было нам на руку. Обратно автобус пойдёт назад в Чебоксары порожний, и водитель наверняка возьмёт нас как попутный груз. Прибывший автобус был битком набит туристами разного возраста от дошкольников, до пенсионеров. Нам повезло, так повезло. Автобус доставили нас со всем барахлом прямо к входной двери дома. Когда мы уже ехали домой, пошёл дождь, которого мы избежали, и который мог сильно усложнил бы нам ночёвку, если бы мы остались.
На следующее утро я подключил внучку для поиска собаки, как человека наиболее шарящая в интернете. Я разъяснил ей, что потерявшиеся собаки выходят на последнее место бивака. Последним местом был Старожильский мост – место нашего старта сплава. Интернет великое изобретение. Спустя сутки внучке прислали фотки нашего кобеля, который отирался на смотровой площадке у моста и на которой сердобольные граждане подкармливали на тот момент бесхозного пса.
Дальше дело техники мы с мужем внучки и самой внучкой сгоняли до Старожильска и вернули потеряшку домой.
Наверное, это моё последнее водное путешествие, но впечатлений оно доставило много.
Лучшие комментарии по рейтингу
Ты же знать должен, -,,ЧТО В СЕМЬЕ НЕ БЕЗ УРОДА,,. Без подобных ,,фруктов,, -Жить будет не интересно.
По- мне так,-- ставят, пишут -крести, нолики, минусы, -кроме улыбки ничего не вызывает, или что-то подобное делают,, безразлично. Это не охотники, это ,.прилады,, к сайту! Они же все в ВЕРТУАЛЬНОЙ сети, и ,,сцатся,, себя открыть, лицо ,имя, профиль. Это точно такие, кто с 24 февраля , бегом побежал за КОРДОН,!