Протокол Висконсин. Рассказ Помпаж
Свою первую утку городской охотник добыл, как это ни странно прозвучит, в воронежской лесостепи, а отнюдь не в благодатном на утку, болотистом Подмосковье. Находясь в одной из своих бесконечных служебных поездках, он разведал местность вокруг объекта командировки и случайно обнаружил лесочек, с примыкавшим к нему небольшим озерцом. Разумеется, в командировку он приехал с ружьем. Возможность охотиться в новых локациях, была для него основным стимулом служебных путешествий. Медленно проезжая мимо озера, он случайно спугнул утиную стайку. Факт наличия уток, в практически степной полосе, его несказанно удивил. Он тщательно обследовал окрестности озера в поисках маршрута незаметного подхода, для последующей охоты. Рядом проходила лесополоса, в которой можно было спрятать машину и далее по тропинке, относительно незаметно, выйти на край озера. Городской охотник логично предположил, что утки будут прилетать и улетать с озера в одном направлении, так как с трех сторон его окружали деревья. Так сказать, он нашел себе развлечение в этой глухомани, на раннее утро и поздний вечер. После ужина в гостинице, он переоденется и поедет постоять на краю озера. Если вечером не будет результата, то есть еще утреннее окно. Погода стояла сухая. Фактически, можно было выходить на охоту в кроссовках и спортивном костюме, разве что придется одеть теплый свитер. До гостиницы расстояние было сущие пустяки, всего-то полсотни километров. Охота предстояла в невероятно комфортных условиях.
Предвкушая легкую прогулку, охотник спрятал машину в лесополосе и решил пройтись по местности в поисках интересного. Рядом располагался брошенный фруктовый сад. Про себя охотник отметил, что зимой это будет отличное место для охоты на зайца или лису. С такими приятными размышлениями, он пересек фруктовый сад и вышел на край огромного поля, почему-то ничем не засеянного. Для агробизнеса воронежской области это было довольно странно.
Внезапно, адски громкий звук с неба поразил слух охотника. Источник звука находился за горизонтом, на поле. Он повернулся в направлении источника звука и даже слегка присел от неожиданности. Боевой самолет стремительно приближался к нему на предельно малой высоте. По его оценке, высота полета составляла примерно десять метров. Приблизившись к охотнику самолет сделал разворот, прошел вдоль лесополосы и резко ушел вверх над озером. Реактивная струя обрушилась на озеро, разметая растительность по берегам. Охотник после пролета слегка оглох и даже инстинктивно вскинул ружье в направлении боевой машины, но вовремя спохватился и опустил ружье. Силы были явно неравны. Мало ли чего там летчику в голову взбредет. Охотник, конечно, не собирался стрелять по боевому самолету. Все произошло так стремительно, что это вполне можно было расценить как нервную реакцию на звуковой удар.
Про себя охотник подумал, хорошо, что он не набрал сверхзвук прямо над ним, а то последствия могли быть весьма печальными. Как-то он читал о последствиях пролета истребителей агрессивной израильской военщины, в режиме сверхзвука над мирными лагерями палестинских боевиков. Если вкратце, то мирным боевикам сильно не поздоровилось от того пролета. Похоже, что где-то рядом находился полигон для отработки пилотирования известных авиационных боевых частей региона или одного известного авиационного училища военных летчиков. Охотник закончил разведку местности и пошел обратно к машине. На всякий случай, он решил еще раз взглянуть на озеро. Когда он подошел, то увидел сидящего на воде рядом с берегом одинокого селезня, птица суетливо тыкалась клювом в какой-то предмет на берегу. Подойдя ближе, предмет определился как безжизненно распростертая молодая утка. Вероятно, реактивная струя от боевой машины убила ее, а ее селезень пытался понять, что же с ней случилось. Охотник подошел к краю озера и автоматически вскинул ружье. Селезень вяло повернулся к охотнику и посмотрел на него совершенно равнодушным взглядом. Охотник секунду подумал и опустил ружье. Как-то не спортивно получалось. Да и вообще, парень занят подругой, а я тут своим ружьем размахиваю. Пожалуй, не стоит отвлекаться от заранее задуманной затеи поохотиться вечером, по всем правилам классической утиной охоты. Он нашел свою машину и поехал в гостиницу готовиться к вечерке. Он отъехал несколько сотен метров и услышал в отдалении повторный гул боевой машины. Похоже, она развернулась и пошла на аэродром базирования. Звук самолета приближался, но внезапно он как будто запнулся и чихнул. Во всяком случае, тембр звука от самолета стал другим. Охотнику это показалось странным и он прислушался. Ничего особенного не произошло. Ну и ладно. Он закрыл окно, выехал на трассу и набрал скорость.
Правильная вечерняя охота, на краю озера состоялась. Он добыл свой первый утиный трофей! С четвертого выстрела на первом же пролете! Вечером в приподнятом настроении, охотник празднично ужинал в ресторане гостиницы. Праздничное настроение портила группа военных за сдвинутыми столами в дальнем углу зала. Они сидели и тупо пили, почти не закусывая. Практически молча. Когда официантка принесла охотнику очередное блюдо, он поинтересовался, что это за такая мрачная компания. Официантка шепотом сказала, что это летчики из местной части и у них сегодня разбился товарищ. Судя по тому, что военные пили и чокались, похоже самолет разбился, но летчик остался жив. Охотник по-быстрому закончил свою трапезу и поднялся в свой в номер.
Полетное задание молодого лейтенанта включало в себя проход к полигону на предельно малой высоте. Самолет на малых высотах вел себя не очень стабильно и такие полеты входили в обязательную программу обучения, на этом типе машин. Однако на обратном пути с полигона, используя озеро как ориентир, пролетая над ним повторно, прямо перед ним взлетел, невесть откуда взявшийся, одиночный селезень. Машину изрядно тряхнуло. Похоже летчик нарвался на помпаж. Если описывать без излишних технических деталей, то это внезапное разрушение лопаток турбины, с последующим их разлетом на огромной скорости и неизбежным разрушением, в лучшем случае двигателя и далее, как правило необратимое разрушение самолета в воздухе. Единственное правильное решение при такой неприятности, экстренное покидание самолета. Но в этот момент, боевая машина уже была не так далеко от родного аэродрома.
В таких условиях, лейтенант принял решение не прыгать, а сажать машину. Решение было крайне рискованным, но близость родного аэродрома придавала ему дополнительные силы. Касание полосы прошло в целом успешно, боевую машину с трудом, но пока удавалось контролировать. Но вот с погашением скорости возникли серьезные проблемы. Все надежды были на тормозную сетку в конце полосы. Самолет, с непозволительно высокой скоростью добежал до конца полосы и носом ткнулся, в стремительно подлетевшую из земли тормозную сетку. Далее сетка, закрепленная с двух концов стальными тросами, должна была с усилием разматывать их, для погашения скорости самолета, производящего посадку явно в аварийном режиме.
Но здесь снова произошло непредвиденное. Один из тросов сетки оборвался. Самолет стремительно опрокинулся, подломив переднюю стойку шасси и теперь волочился по полю на одном тормозном тросе. От корпуса самолета отломилось крыло. Офицеры боевого управления и вся аэродромная служба замерли от такого неожиданного исхода. В эту же секунду самолет вспыхнул. Аэродромная команда сбросила оцепенение и рванула к летчику. Летчика спасла только крепкая конструкция хвоста. Самолет перевернулся, между кабиной и землей еще оставалось пространство. Лейтенанту пришлось изрядно повозиться, открывая фонарь будучи вверх ногами. Он отстегнул ремень и вниз головой вывалился на отломившееся крыло. Он с трудом успел сгруппироваться в полете и не стукнуться головой, а принять удар об крыло плечом. Ему повезло, что он вывалился на плоскую часть крыла и не ударился об выступающие пилоны для подвески авиационного оружия. В противном случае шлем бы его не защитил и он сломал бы себе шею. Начинающее разгораться пламя, невыносимо обжигало своим жаром, но пока еще летная форма держала огонь. Лейтенант попробовал встать, но споткнулся об пилон и упал. Тогда он попробовал отползти и это ему удалось. Лишь через десяток метров он встал, но ненадолго и снова рухнул. Кувырок через голову и падение почти вниз головой не добавили организму мобильности. Прямая опасность сгореть заживо в кабине самолета миновала.
Провалялся он в госпитале не долго, всего то пару недель. Затем, получил полноценный месячный отпуск в военном санатории на Черноморском побережье. Чтобы не раздувать происшествие, по результатам расследования, приняли решение, что виноват заводской дефект в конструкции тормозной сетки, а причиной помпажа определили случайную птицу. Как определили биологические фрагменты птицы, внутри двигателя в полностью выгоревшем самолете, с половиной бака горючего, история умалчивает. Лейтенант, условно говоря, легко отделался, но вот следующую врачебно-летную комиссию, он прошел с клеймом неполной пригодности к летной работе. Лейтенанта перевели штурманом в военно-транспортную авиацию, но и там он налетал всего год, после чего, был окончательно списан с летной работы. Учитывая его прошлые успехи, его перевели на должность офицера боевого управления. На этой должности он работал до своей отставки, через положенные двадцать лет военной выслуги. Злосчастное озеро командир части приказал засыпать. Пара армейских инженерных машин сравняла его с землей за несколько часов. Соответственно уткам, стало негде базироваться и местность в пределах полигона начисто утратила охотничий статус.
Лучшие комментарии по рейтингу
Комментарии "пенсионера" не стоят выеденного яйца. Валера знаток во всем. Помпаж...купаж...абордаж," вера у него такой", докалупываться ))
Все совпадения с другими авиа происшествиями абсолютно случайны. Трагическая серия свежих катастроф наших военных самолетов, ни коим образом не является элементом данного произведения. Сюжет рассказа был придуман в 2014 году и в нем описывается пилотаж машины совсем другого типа (Су-24). Машина действительно довольно сложная в управлении и в воронежской области было потеряно две машины такого типа. Помпаж от попадания случайной птицы описан товарищем на охоте, но это был однодвигательный Су-7 и там летчик сразу же катапультировался, что спасло ему жизнь, но прервало его летную карьеру. Обрыв троса на тормозной сетке, взят из другого случая в далеких 80-х годах, к сожалению летчик не смог выбраться из перевернувшейся машины.
На охоте проходя к водоёму, где кормились утки пришлось пересекать посадку ёлок. Деревца были маленькие, чуть выше колена, все заросшие травой.
Уходы надо делать, - произнёс я, но старший по организации охоты молчал.
В какой то момент обратил внимание на траву. Это же конопля, - воскликнул я. Старший по организации охоты, спокойно произнёс, - ну да. Через неделю созреет, тогда уход и проведём.
Вот так, вялый селезень, может решить судьбу не только летчика, но всего НИИ.
В начале публикаций автор утверждал, что он специалист в агропромышленной области, что подтверждается ником "бекон"- мясная нарезка.)))
От помпажа лопасти турбины не разрушаются.))) Вот пули отливает.))))))))
На этой "помехе" целая служба безопасности гражданских судов "кушает хлеб".
У меня свои мысли о ваших рассказах, они мне нравятся, по этому читаю все.
Комментарии направлены не на то что бы поставить под сомнение описанную историю, а на мысли которые приходят от прочтения.
Сюжет "очеловечивания" селезня с чертами "пророчества" я понял, пытаюсь юморить именно над НИИ.
Любой технический сбой, вызванный инородным телом, это как раз недоработка НИИ.
Не каждому приятно "хавать" то, что не в разделе "новогодних историй".))))))
В рассказе Протокол Висконсин писал, что работа аграрного профиля, то бишь в агрохолдинге. В Болотной ответке прямо указывал на свой институт. Как оказалось, советское техническое образование позволяет инженерить даже в агропроме. Кстати, технический уровень новых агро предприятий, на весьма высоком техническом уровне. У меня в цехе было несколько роботов.
Недавно внимательно перечитал Тургенева. Так вот он примерно такого же типа охотник. Только у него была собака, а мне жаль содержать ее в квартире. Он в основном занимался пешим туризмом по лесам и полям, в сопровождении почти профессиональных егерей из крепостных. Охотился пару сезонов в имении, а потом пару лет впечатления в Германии клал на бумагу. Во всяком случае, вабить он точно не умел)
На очеловечивании построена литература о животных. Например Белый клык или Лобо. Мы так устроены, что хорошо воспринимаем только подобное нам. О том, что животные ни разу не человечны, известно узкому кругу зоологов и охотников.
Насчет недоработки НИИ..., пожалуй не совсем так, предусмотреть катастрофу от попадания птицы можно, но обходится дорого и не рационально. Реализовано на штурмовиках с разнесенными двигателями типа наш Грач и ихний Тандерболт А-10. А если про трос, то там комиссия признала заводской дефект.
Прочитал в комментариях о агро производстве. Согласен, что порой удивляет высокими технологиями. Летом "по случаю" был под Ижевском, там один делает сублимированное молоко. Под впечатлением от увиденного до сих пор.
Комментарии "пенсионера" не стоят выеденного яйца. Валера знаток во всем. Помпаж...купаж...абордаж," вера у него такой", докалупываться ))
https://www.hunting.ru/blogs/view/140609/