Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Горелый Крест

Немного краеведения в ленту)

ГОРЕЛЫЙ КРЕСТ

 

Речка эта крохотная, каких великое множество на Средне-Русской возвышенности. Протяжённость её всего 13 километров. Крохотуля, иначе и назвать её язык не поворачивается. Берётся непонятно откуда, и впадает в такую же реченьку Пичкуру. Но в противовес своей ничтожности, название этой лесной малышки завораживает – Горелый Крест! Согласитесь, название запоминающееся, порождающее множество вопросов. Наверное, в Александровском районе Владимирской области это самое поэтичное и интригующее название реки. Впрочем, рекой этот лесной ручей назвать трудно. Это именно ручей, шириной от двух до пяти метров, лишь изредка, когда он выныривает из оврага на открытое пространство, появляются контуры небольшой речки с неспешным течением. В основном же река проложила свой путь по основанию довольно глубокого оврага, окружённая захламлённым и местами подтопленным смешанным лесом. Так, петляя по лесам, иногда выныривая на открытое пространство, ручей с гордым названием «река Горелый Крест» несёт свою тайну от населённого пункта «Арсаки» до городишка «Струнино», где смешивает воды с другим «великаном» – такой же «полноводной рекой «Пичкура». На этом приключения нашей героини не заканчиваются, и после многочисленных «морганатических союзов» и компромиссов, воды, познавшие древнюю Владимирскую землю, попадают в невесту Каспийского моря – великую Волгу!

Но откуда же взялось такое необычное название? Попытаемся разобраться. Версий существует две. Первая гласит, что по близлежащей территории в 13-14 веке неоднократно проходила с очередным набегом Орда. И якобы были какие-то смельчаки, которые восстали против захватчиков и оказали им вооружённое сопротивление. Этих храбрецов, разозлённые монголы распяли на крестах, кресты установили на плотах, подожгли их и в назидание местному населению сплавили вниз по течению. Вторая версия говорит, что в одной из деревень устроенной на берегу реки была церковь, которая сгорела и пылающий крест естественно упал оземь или даже в реку. Этот пожар тоже связывается легендой с нашествием монголов и отмщением местным жителям за непокорность. Это событие якобы произвело глубокое впечатление на население и дало название реке. Больше версий мною обнаружено не было. Что же, рассмотрим оба варианта. Назовём для удобства их «Злые монголы» и «Сгоревшая церковь»

Злые монголы

Первый вариант видится мне самым героическим, романтическим и самым неправдоподобным. Как известно, так называемое Батыево нашествие относится к 1237-41 годам. В этот период были взяты штурмом и разграблены основные города Владимирской Руси. Население городов было частично перебито, частично уведено в полон. Основные силы профессионального воинства, а это исключительно княжеские и боярские дружины были практически полностью уничтожены, как и их военачальники. Почти в течении 20-30 лет с момента нашествия, Русь физически не могла оказать сопротивления Орде просто из-за отсутствия обученных воинских соединений. Кроме того, не будем забывать о том, что общество и правящая верхушка были морально раздавлены катастрофическими последствиями набегов. Как пишут историки: Правящий класс и общество в целом в 13 веке даже не помышляли об организованном сопротивлении Орде – настолько велик был ужас перед монголами. Я не оговорился, именно перед монголами. В период правления Бату-хана, количество монголов в войске было ещё значительным. Это позднее (в 14 веке) их число неуклонно уменьшалось и порой ограничивалось личной охраной хана и ведущими военачальниками. К тому же, важно понимать экономические основания действия Орды. Конечно, основными мотивами было взимание контрибуции с побеждённых территорий, то есть извлечение прибыли. Напомню, что территория Владимирской Руси в границах 13-14 веков представляла из себя зону рискованного земледелия. В свойственных этому региону климатических условиях пшеница не вызревала и поэтому в основном выращивалась рожь и ячмень. Таким образом основной возможностью получить прибыль являлась работорговля. И в первые двадцать лет после окончания военной фазы нашествия, монголы успешно занимались именно этим. Первые двадцать лет были периодом прямого правления Орды, (с постоянными военными гарнизонами, сборщиками дани и т.д.) только к середине 13 века Александру Невскому удалось убедить хана передать налоговые функции Великому князю Владимирскому. Именно в этот период монголы убрали с завоёванной территории военные гарнизоны, ограничившись как сейчас принято говорить институтом баскаков – представителей Великого Хана. Собственно, с тех пор в административном устройстве нашей страны мало что изменилось. Таким образом регулярные рейды монгольских войск по завоёванной территории прекратились. Кроме того, необходимо сказать, что основные материальные ценности (впрочем, как и сейчас) концентрировались в городах и собственно сельская местность не представляла интереса для налогообложения в силу крайней бедности и малонаселённости. Теперь рассмотрим, что же представляла из себя в то время территория современного Александровского района. Начнём с того, что и сейчас район не изобилует городами, собственно единственным относительно крупным городом является только районный центр город Александров, (население 57 900 человек по данным на 2020 год) который получил статус города в 1778 году, а численность населения района на 2018 год составляла около 108 тыс. человек. Ранее на месте города располагалось небольшое сельское поселение и первые упоминания о нём в летописях относится к середине 14 века. Можно предположить, что в 13 - 14 веках территория района представляла из себя совершенно глухое место, сплошь заросшее лесами, без каких-либо дорог, с очень редким населением, которое, как было принято в то время группировалось по берегам рек. Население как водится бедное и малочисленное. Что в таком случае делать монголам в таком «медвежьем углу» не понятно, особенно, если учесть тот факт, что монголы, как истинные степняки избегали крупных лесных массивов.  Исходя из этих доводов можно прийти к выводу, что ни экономических, военных, а тем более политических оснований для каких-либо устрашающих рейдов в этом районе не было. Тем более речь не может идти о каком-то организованном военном сопротивлении со стороны местного населения. Да и видели бы вы эту речку! Как по ней пустить плот не понятно совершенно. Первая версия о происхождении названия реки представляется мне романтической, красивой, но крайне недостоверной.

Сгоревшая церковь

Перейдём ко второй версии. Опять предания связывают поджог церкви с местью монголов местному населению за непокорность. Попытаемся поразмышлять на эту тему. Для того чтобы церковь могла сгореть, необходимо, чтобы она была на самом деле. Каковы же были основные принципы основания церковных приходов? Безусловно должно быть наличие достаточного числа прихожан. В те далёкие времена Православная церковь помимо религиозной деятельности, активно вела на окружающих территориях просветительскую и хозяйственно-административную деятельность. Огромную роль в этом играли монастыри, как центры православия и освоения прилегающих территорий. Не всегда учреждение монастыря было связано с густонаселённостью региона, а скорее наоборот сначала основывался монастырь, а затем вокруг него строились деревни, которые населялись, как местными жителями, так и переселёнными из метрополии людьми. Таким образом осваивались прилегающие окрестности, появлялось новое население, развивалось хлебопашество, ремёсла и торговля. Только вот дело в том, что имеющиеся на территории Александровского района в настоящее время три монастыря основаны значительно позднее интересующего нас периода. Самый старый из них Махрищский монастырь основан в 1353 году. То есть в интересующий нас период монастырь не мог быть учредителем нового прихода. Теперь поговорим немного о численности и плотности населения в интересующий нас период. По оценке академика Г.В.Вернадского, численность населения Владимиро-Суздальской Руси в период 13-14 веков можно оценить в 7,5 млн. человек, в том числе городское население составляло 1 млн.человек. Причём улыбка истории состоит в том, что первую «перепись» населения провели по инициативе ордынцев, для наиболее точного исчисления размера дани. Как мы видим, огромная территория от условно Балтики до лесостепных пространств современной Тульской области были заселены крайне скудно и неравномерно. Если из общего населения Руси вычесть собственно городское население и близлежащих к городам местностей, то получится, что 5,5 миллионов жителей были распределены на необозримых просторах по руслам рек и берегам водоёмов. Плотность населения таким образом крайне мала. Для строительства церкви необходима помимо религиозной необходимости, ещё и экономическая целесообразность. Как оценить численность и плотность жителей на интересующей нас территории мне сложно судить, но исходя из метода аппроксимации можно предположить, что население условного Александровского района 13 века могло составлять около 3-5 тыс. человек. Много это или мало? Как на это посмотреть. Думаю, что по меркам 13 века, исходя из наличных транспортных коммуникаций, развитию торговли и ремёсел, средней продолжительности жизни и полному отсутствию какого -либо медицинского обслуживания (высокая детская смертность и смертность вообще) число в 3-5 тыс. примерно соответствует современной цифре в 108 тыс. человек. Теперь надо определиться в том, сколько же из этих 5 тысяч было православных христиан.

Как известно, Русь приняла Крещение в православную веру, то есть Православие стало официальной государственной религией в 988 году. Мы знаем, что поголовно языческое население Киева было крещено насильно, под мечами княжеской дружины. Ещё в 11 веке по свидетельствам иностранных послов, купцов и путешественников в совершенной близости от столицы располагались языческие капища, где местное население отправляло религиозные обряды. Активное освоение северо-восточного региона началось в 10-11 веках, и вместе с этим продвижением на новые территории было принесено христианство Православного толка, основаны новые монастыри, началась активная работа православных миссионеров. Местное, коренное финно-угорское население отправляло языческие обряды и с трудом переходило в лоно Православной церкви. По свидетельствам современников, ещё в 14-15 веках, в глухих местах население поголовно было язычниками. Нередки были также случаи, когда, приняв крещение, люди продолжали поклоняться и языческим богам – так, на всякий случай. Но именно это и подвигало Православную церковь открывать новые приходы, окормлять паству, не оставляя её без пастырского присмотра. Поэтому, мне кажется, что несмотря на малочисленное население вполне вероятно наличие церкви, ну или хотя бы часовни в столь малоперспективном месте. Не исключена возможность и установления на одном из берегов реки Поклонного креста. Как известно, Поклонный крест зачастую устанавливался на месте массовой гибели христиан, на месте будущего возведения церкви и просто, как простейшее культовое сооружение, чтобы христианам было где помолиться и вознести молитву к Господу. Все эти три варианта вполне возможны, но мне кажутся наиболее вероятными часовня и Поклонный крест. Что же касается сгоревшего креста, то тут остаётся только гадать, что послужило причиной такого события. В любом случае, вряд ли это следствие природных явлений, а скорее всего связано с деятельностью человека. Стоить ли говорить, что в ту пору пожары были чрезвычайно частым явлением, как в городах, так и в сельских поселениях. Почти все города и деревни того времени с разной периодичностью выгорали дотла десятки, а то и сотни раз.

Конечно, подобное название реки безусловно связано с каким-то реальным событием, которое имело место в действительности и было настолько неординарным, запоминающимся, что привело к столь редкому названию абсолютно заштатной речки.

Всё изложенное является исключительно моими домыслами и размышлениями, и ни в коем случае не претендуют на истину.

 

 

 

 

 

Москва
644
Голосовать

Лучшие комментарии по рейтингу

Пермь
16288
Из рассказа видно, что речка хоть и "заштатная", но вам дорога, источник вдохновения.

Язычество, да вроде до сих пор обряды блюдём, на пасху чучело сжигаем ))
До революции "регистрацией" названия речек, урочищ занималась Церковь.
Обратившись в местную церковь (амбарная Книга) вы узнаете много интересного.
Границы княжеств были "условными", деревни могли работать только на Церковь, не платя дань.
У Церкви было право (до 1917г) закрыть (ликвидировать) деревню.
Живёт в тайге 20-30 человек на "самоокупаемости", дороги к деревне нет, выходят в большую деревню раз в год, бедные княжеские слуги, как с их налоги брать.
2
Комментарии (11)
Казахстан, Актобе
23309
Класс!
0
Чувашия г. Чебоксары
11793
Прочитал исследование автора, и возникла мысль. Побродить бы с ружьишком в те времена и в тех медвежих местах. ))))))))) За труд +
0
Новосибирск
24529
Спасибо за историю!+
0
страна
39
Я сильно сегодня выпил. Я понимаю что что то акуительное пропустил. Я сегодня до х..... настрелял. Может монголы в этом виноваты? Ванна советская млять , а я такой ахуенный охотник?. Полная ванна Ну птицы не долетели, куда они хотели. А таких много ахуительных охотников которые не допустят куда они летели.
Ну автору за труд . ну звязду как водится .Я б с ним выпил.
Злому пенсу из Чувашии привет!
1
Германия
11863
Русь изначальная, сколько событий, сколько всего произошло. Да и названия с ниоткуда не брались. Однозначно плюсую! +++
0
Сумы
1355
Исторический авторский экскурс мне очень понравился. По нынешним, на мой взгляд, временам этой темой "болеют" не многие желающие. Ну какая практическая корысть от этого дела? Вот раскопать бы горшок с золотишком, как привет из далекой старины, или еще чего - нибудь, совсем другой коленкор , а так пустая трата времени..... думаю, что сильно не ошибусь, озвучивая " настрой современных искателей". Я бы к авторской версии ( вторая часть более правдоподобна ) добавил еще небольшой штрих - возможно в тех местах мог находится монашеский скит ( монах отшельник ). Автору - спасибо!!! +++
1
Пермь
16288
Из рассказа видно, что речка хоть и "заштатная", но вам дорога, источник вдохновения.

Язычество, да вроде до сих пор обряды блюдём, на пасху чучело сжигаем ))
До революции "регистрацией" названия речек, урочищ занималась Церковь.
Обратившись в местную церковь (амбарная Книга) вы узнаете много интересного.
Границы княжеств были "условными", деревни могли работать только на Церковь, не платя дань.
У Церкви было право (до 1917г) закрыть (ликвидировать) деревню.
Живёт в тайге 20-30 человек на "самоокупаемости", дороги к деревне нет, выходят в большую деревню раз в год, бедные княжеские слуги, как с их налоги брать.
2
Казахстан, Актобе
23309
khonim, Леонид, вообще этого не знал.
0
Пермь
16288
Кандагач, местный поп в меру своих творческих порывов, порой такие названия "выдавал". ))
Недаром в царской Империи дважды приводили названия к более "благозвучным" что бы перед иностранцами не было стыдно. Хотя и сейчас можно встретит на карте деревни с названиями Дрочилово, Чуваки, Члены и т.д.
0
Пермь
16288
Коротко история одной деревни. Это к тому как могло появится название.
В дер. К. жили половники работающие на Л. церковь. По неизвестной причине церковь ликвидировала деревню, жителям пришлось искать новое место. Ни одна из деревень прихода Л. церкви не приняла изгнанников. Только жители соседнего прихода В. церкви разрешили поселиться в 3 км от их, через два лога. В первую зиму детям новой деревни разрешали приходить греться, это отразилось в названии деревни.
Новая деревня жила с производства дёгтя и артели столярного дела, изготовлением кадок, бочек и иных деревянных изделий. На работу в артель нанимались жители соседних деревень. В конце ХIХ века часть хозяйств занималась извозом.
Революция, затем коллективизация. Как отдать нажитое потом и кровью. Невозможно понять, принять. В ночь на 1 апреля 1933г Проил Г. поджигает свой дом. Огонь перекидывается на соседнее хозяйство, где в огне погибает жена брата.
Из заявления "Общество в количестве 30 хозяйств просит судебные органы и прокуратуру применить к кулаку-терористу высшую меру социальной защиты - расстрел".
А из двух деревень создаётся колхоз "Искра". Через 4 г. колхоз укрупнили с соседним, под новым названием "К. Ворошилов".
Накануне войны в деревне осталось 6 хозяйств, 40 жителей. На фронт ушло 13 человек, не вернулось 6.
В названии урочища, места, могло стать случайно обронённое словосочетание, но очень важное для людей в конкретный промежуток времени.
0
страна
39
Ну я сегодня наконец вник, что написал автор блога. Что Россию создал хан Батый.
Он создатель государства, а все те разные князя невские и всякие, были ворами и грабителями. По новому губернаторами и депутатами
А всё думал почему столько мусора ( задуматься над словом Мусор!?) остаётся после рыбалок и охот. А оно всё просто русский народ грабитель и разбойник. Пограбил, насрал и уехал на чистое место. Поэтому у нас страна стала такая огромная и многонациональная.
1

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх