Войти

На Белой Усе

Юрий Проскоков

(Молодо - не зелено)

Некоторое время мне довелось жить и работать в Узбекистане – строил ГЭС на Аму-Дарье. Но так хотелось поехать в отпуск в родные края - в Сибирь, порыбачить на наших таёжных глухих речушках, половить хариуса.

И вот, наконец, долгожданный отпуск, как и загадывал, на октябрь месяц. В Узбекистане в это время ещё, можно сказать, лето. Жара стоит до тридцати градусов. И, мы с женой, собрав подарки родным в чемоданы, уже несёмся в поезде на родину - в Сибирь. Новокузнецк встретил нас пятнадцатиградусным морозцем. А мы даже и не подумали взять с собой тёплую одежду, и теперь пришлось нацеплять на себя всё, что было в чемоданах из сменного белья. Люди на улицах ходили уже в дублёнках и пальто, а мы, как две белые вороны – в белых тоненьких плащишках.

Не буду рассказывать, как прошла встреча с родными, но уже на следующий день брат договорился с мужиками насчёт лодки, чтобы нас забросили в верховья реки Уса, а ещё точнее - на Белую Усу, там в это время бывает отличная рыбалка.

День потратили на закупку продовольствия и сбор всех необходимых вещей. И вот, наконец, мы скоблимся на двух деревянных лодках по обмелевшей Усе. Местами, как бурлаки, протаскивая наши, тяжело гружённые посудины, по обмелевшим перекатам. Вскоре пошёл дождь, а затем и снег. Наконец, добрались до места, где планировали заночевать – это была глубокая курья с заходом от реки в местечке называемом Кирплёс. Расположились под громадным кедром, разожгли костёр. Пока мужички готовили покушать, решаю проплыть на лодке с подводным ружьём - посмотреть щук. Не успев проплыть и десяти метров, упустил из рук ружьё. Оно утонуло сразу.

Хватаю шест, останавливаю лодку. Что делать? Ведь рыбалка вся впереди, а у нас ещё не одна такая курья. Решаю нырять. Раздеваюсь догола, и солдатиком - в ледяную воду! Тело, как будто кипятком обдало – вылетел из воды, как пробка. Но подумал, что раз уже нырнул, то доведу дело до конца. Пошарив по дну в нескольких местах, почувствовал, что тело не ощущаю: всё онемело. Вылез на берег, одежду в охапку и к костру. Мужики, увидев меня в таком виде, обматерили по всякому, а потом, налив стакан водки, заставили выпить залпом. Затем бросили под ноги возле костра шубу, а вторую накинули на меня.

Переночевав, на следующий день благополучно добрались до Белой Усы. Остановились на острове. Заготовили дров, поставили палатки, сварили покушать. За день здорово устали, решили пораньше лечь спать. Мужики залезли в своей палатке в толстые ватные спальники, а у нас с братом таковых не было, и пришлось немного поработать: палатку обложили слоем пихтовых лапок, сверху укрыли брезентом, а потом ещё закидали снегом (там уже выпало снегу по колено). Затем наложили в костёр больших валунов (мы их зовём пушинки). Когда камни хорошо прогрелись, уложили их в палатке под ноги и по бокам. Расстелили полушубки и, раздевшись до трико, улеглись спать, накрывшись стежённым одеялом.

Утром мужички вылезли из палаток, вскипятили чай, сидят и рассуждают: - Мы в спальниках дуба дали, а пацаны без спальников, как бы не замёрзли, надо посмотреть, как они там?

Один из них подошёл к палатке и начал звать нас пить чай. Мы, слыша их разговор, молчим:

- Пусть думают, что замёрзли.

Не дождавшись ответа, мужики решают разрезать палатку:

- Наверно, они там готовые!

Палатку стало жалко, и мы подаём голос. Когда распахнулись пологи палатки, то из неё пахнуло таким теплом, что мужик отпрянул:

- Вот тебе и пацаны! Да они ещё хитрее нас с тобой! Смотри что удумали, такие в тайге не замёрзнут!

Порыбачил я в тот отпуск очень хорошо, даже узбекским своим друзьям привёз солёного хариуса в гостинец.

Ну, а тем мужикам не стал объясняться, что с малых лет я из тайги не вылезаю, и их ещё кое-чему могу научить. Пусть не думают, что если молодо, то зелено!