Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Из Ростова-на-Дону на промысел на Дальний Восток (часть 2)

31 октября 2018

Ставил с утра ловушку на глухаря. Рюкзак набил килограмм на 15. Хорошо, что тащить все эти приблуды всего километр. В самый ближней капканчик к избе попался странный зверь. Микробелка с маленьким пушистым хвостом окраса, как заяц русак. Может это летяга?  Я их никогда не видел. У Жени спрошу.

После установки глухариной ловушки проверил с десяток капканов на своей самой перспективой сопке - пусто. Разочарован. Возвращался по реке. Встретил свежий след выдры. Поставил капкан. Не замаскировывал. Поднял двух глухарей.  Говорят, для здешних мест-это экзотика. Но следов очень много.

Навигатор показал 8,5 км за сегодня. После 15 км позавчерашних показалось мало. Решил под напилить и поколоть дров. На своих избушка Женя пилит их вручную. Адский труд. Тут с бензопилой взмок, а вручную-это пытка. Сегодня второй день без мяса. Доем сладкую гречку. Лосятина не помешала бы. Прфукал я своих лосей.

 

1. 11.

Махнул 16.5. Сам не ожидал. Две дальних сопки. Мой первый путк - пусто. Печалька. Опытные охотники скажут - ягоды много, мыша много. Не лезет он на красную рыбу, рябчиков, глухарей и протухшую красную икру. Поднял в трех местах в общей сложности 7 глухарей.  Птицы много.

 Только на самом дальнем и выше всех установленном капкане, видны следы подхода соболя. Все остальное пусто.

Моя собака Яха-сплошное разочарование. Удивительно, но мне совсем не интересно читать о собаках других охотников, но понимаю, насколько они важны и дороги им.

Моя совсем не идет по следу. Ни по какому. Ни по лосиному, ни по соболиному, ни по следу раненого зверя. Обрадовался, когда услышал первую полайку на взлетевшего и севшего на ветку глухаря. Сегодня активно гоняла глухарей, но полайки были пустые, на те деревья, с которых, птицы только что улетели. И лай какой-то неуверенный, с паузами, нет возможности подойти к птице. Характер у собаки скверный. Вытащила из мешка с продуктами пакет с горохом сухим, раздербанила. Отходил ее рукавицей. Уперла рукавицу и куда-то затащила ее. Отходил ее второй-и вторую слямзила. Посадил на цепь. Скулит. Подхожу-ложится приподнимает заднюю ногу: «Гладь мол и прости”. Ну прям как моя Марина-нашкодит, а потом прощение клянчит.   Как эту псину к следу приучить? Буду думать. Может сказывается, что ей всего 10 месяцев и в тайге всего месяц. Посмотрим. Оправдает ли свою богатую родословную.

 

 2.11

Фантастический день. С вечера перетопил печь: спал плохо. Встал в 9. Неспешно смастерил два держака на лопаты, дособирал рюкзак и побрел делать новый путик вдоль ручейка между двух сопок. И вдруг лай. На сопке. Лезть крутовато, но надо. Белочка на дереве. Яхта работает, азартно. На радостях, первым выстрелом смазал. Вторым-попал. Сильно разбивает 30-06 полу оболочка. Все на лося надеюсь, ствол не меняю. Настроение поднялось. Через каждые 300 метров установил, не спеша 6 капканов.  Пока возился с шестым-вновь лай. Бегу-опять белочка. Добыл, зависла на ветке. Нашел сухую жердину, сбил, Яха в восторге.  Стал возвращаться. На часах 16. Через полтора часа стемнеет и вдруг опять лай. Бегу, третья белочка. А патрон то один в магазине. Обходил дерево, обходил, выцелил, стреляю. Белка падает, Яха не успевает схватить зубами, и зверек опять взлетает на дерево. Похоже в ветку под белкой попал. Бреду к дому, патронов нет. Повторяю:” Только бы не лось на пути встретился”. Полтора километра до избы. Пришел. Навигатор показал 10 км. Хороший путик. Раньше думал 4 км круг - хорошо, а теперь и 10 нормально. Яхи нет. Переоделся в сухое. На часах 17 10. Вспомнил, что если собаку от зверя отзывать, то перестанет работать. Что же делать, меняю ствол, на 223, хватаю 10 патронов, налобный фонарик, ошейник и бегом к ней. 1,5 км за 15 минут. Бегу и радостно слышу ее лай. Вязкая, не ушла. Прыгает на дерево. Белка на нижней ветке издевается, стрекочит. Практически темно. Спасает подсветка в  “Svarovski”. Но с белкой что-то странное. Она спускается по стволу, останавливается у корня, где ее настигает собака и азартно растрепливает врага. Забираю трофей, хвалю собачку, рассматриваю белку. Перебита задняя лапка. Все же подранил ее последним патроном. Я успел к финалу трагедии. Шлепаю в темноте домой. Яха на адреналине носится.  Опять переодеваться в сухое. Благо термобелья хватает. На Навигатор 13 км за сегодня. Эх, где же мои короткие путики.

 

3.11

Вновь пролез более 10 км. Ночью была порошка. Надеялся на “горячий” след соболя, чтобы поднатоскать Яху.  Ничего. Десяток капканов проверено. Пусто. Три пролова : первый низовой так чутко был насторожен, что попалась мышка, во второй угодила огромная птица. Не видел такой раньше-черная с белой рябью, в третьем осталась лапка от птички, а попавшуюся хозяйку лапки, кто-то не спеша слопал на пенечке рядышком. И все. Первый день, когда днем мороз не поднялся выше15. Река почти пешеходная, льда все больше.

Сегодня полез на лабаз возле заброшенной избы, которую две недели назад нашел Женя. Как много могут старые вещи, особенно книги, рассказать о человеке. Судя по нескольким номерам роман-газеты, последний раз хозяин здесь был в 1989г. Много журналов о моде и выкройках того времени, советские книжки с патриотическими названиями 1976, 1979 годов изданий. Странная серия книг “Детектив и политика” 1988г. Пару журналов “Наука и жизнь” и тут же книжонка о евангелистах.  Детские сказки, брошюра о половом воспитании и прочая мешанина. На лабазе увидел  флягу, переделанную под самогонный аппарат, много эмалированной посуды. Сохранились на удивление, теплые вещи: штаны, обрезанные валенки, теплая военного образца куртка, одеяла, шкуры оленя. Я копался в чужой жизни тридцати летней давности. Женя, говорит, что фамилия охотника, который здесь охотился-Овсянников. Здоровенный был мужик. Утонул, спасая людей с тонущего парома. Теперь я понимаю время появления пеньков на особо проходных соболиных местах-тридцать лет назад. Медленно лиственница гниет. Уже не осталось даже самых матерых соболей, обходивших эти старые домики с очепами.

Забрал чайник с лабаза, кружку и алюминиевую ложку-побрел дальше.

 

 

 

4.11

Ветер и -20 днем. Никуда не пошел. Мастерил стеллаж, стирался.  Пустил на ночь Яху в избу. Вела себя интеллигентно. Ничего не сгрызла, нигде нужду не справила. Во сне как-то уж совсем по людских вздыхала. Дочитал роман   Юзефовича “Казароза”. Попытка рассказать через детективную конву о развитии в первые послереволюционные годы языка эсперанто в России, не плоха. Какую-то научную работу читать бы не стал, а так вроде интересненько. Рассказы привлекли больше внимания. 

Начал читать “Авиатор” Евгения Водолазкина.  Все же “Лавр” похоже пик его творчества. Видно, что для автора кумир академик Лихачев, он его и знал лично. Главный герой-Инокентий повторяет судьбу академика. Нравственно идеален, попал на Соловки. Ужасы лагеря потрясают, но после Солженицина, веет повторением. Водолазкин как-то зациклен на непорочных, высоко нравственных отношениях между мужчиной и женщиной.  И когда главная героиня уже надержавшись за руки, навдыхавшись аромата волос сама говорит: «Может уже пора дальше развивать отношения?” -Иннокентий говорит-нет. По сюжету я так и ждал, что сейчас придет пьяный большевик-матрос и изнасилует героиню, как это было в “Мысленном волке”, чтобы подчеркнуть в очередной раз всю мерзость революции и большевиков.

 

5.11

Думал, пройду немного и вернусь. Ветер стих, но мороз днем выше -20 не поднялся. Добрался до дальнего капкана на склоне сопки, захотелось подняться на вершину. Побрел, тяжело, весь склон зарос стлаником, но вид красивый: горы, лес. И вдруг, что-то черное мелькнуло, первую секунду, подумал Яха мышкует. Соболь! Черный, не большой. Пока сдергивал карабин с плеча, конечно он ускакал спрятаться. Зову Яху, тыкаю носом в горячий след. Куда там, 10 метров проходит и стена стланика, слегка придавленного снегом. Следов очень много. Все избегано. Он на вершинах сопок и в непролазном стланике.  Можно здесь поставить 10 капканов и назвать путик сусанинским, потому что французы здесь и без болота сдохнут. И следы белочки и горностая, все на вершинах. На лыжах туда вообще не доползешь, а пешком раз в две недели и то пока снега не навалило. Ох, ох. Тот случай, когда нужен квадракоптер, проходы в стланике поискать.  Интересно, они при -20 летают? На обратном пути поднял четырех глухарей.  Яха их азартно гоняет. С такой бы скоростью за соболем бегала. Подождем, когда- то же я ей покажу его живого. Пусть поймет, ради чего она через всю страну летела.

 

6.11

 

За сегодня пройдено 14.5 км. Утром решил со старой избы притащить 200 литровую бочку под продукты. Туда 1.5 км, обратно, пока проруби обходил, глядишь 4 км набежало. Нашел старые детские санки. Привязал к ним бочку и попер. Хорошо река частично замерзла, по лесу не продрался бы.

Бочки бочками, но надо и в лес идти. На часах 13 00. Да и мороз чуть приотпустил -15, выходил, была двадцатка. Первый раз сегодня зимнюю шапку напялил.  Надо будет застежку перешить-не удобная. Полезу ка на ближайшую сопку, капканчики проверю, вот и время скоротаю.  Полез, дальше больше, перелез на соседнюю сопку, где раньше не был. Эта сопка лет 8 назад сильно горела. Следов соболя почти нет. Спустился, пошел к реке. Почти у берега, где непролазный бурелом, после весеннего паводка меня ждала необычная находка-старая ровная широкая доска с острым концом стояла, прислонённая к дереву. Похоже кто- то собирался мастерить лыжи, а может это лыжа и была, да от времени выпрямилась. Удивляют-эти человеческие следы. Глядя на степень высыхания пней, оставленных Овсянниковым, в местах, где он ставил капканы, лыжа старше. Может оленеводы что-то мастерили, может геологи. Здесь все измеряется десятилетиями. Сколько моя изба простоит? Крытая железом, не рубероидом, сучки не повредят быстро крышу. Разве что дерево грохнет на нее или паводок смоет.  Как все скоротечно. 30, 40, 50 лет. Недалеко от старой избы нашел приколоченное к дереву гвоздем дно консервной банки. Какую-то метку ставил Овсянников. Дата изготовления указана 1981 год. Мне 11 лет, я бегаю по школе, а кто-то в тайге бредет по путику.

Встретил два свежих следа лосей в разных местах. Значит не все еще разбежались. Снег сильно хрустит, не подойти. Буду надеяться на случайность.

Весь соболь на верхушках сопок. Как же тяжело туда добираться. Попробую завтра забраться. Навигатор показал высоту 300 метров сопки. Надо правда километра 3 протопать по болоту до пологого склона, но это лучше, чем вертикальное карабканье.

 

7.11

Забрался на 400 метров. Соболь и правда здесь. Все истоптано. Не факт, что в капкан полезет, но посмотрим. Надо думать, как под след ставить. Прошел 8,5, но каких! Очень сложный путик.  Не скоро пойду его проверять. Не хочет Яха по следу работать. Беда. Зову, носом тыкаю, отбежит и делает вид, что занята. Зову, не идет, поймаю, за шкирку, протащу по следу, а толку нет.

 

8.11.

Одиночество. Может в этом и есть счастье. Жене нет больше 10 дней. Втянулся в быт одного человека. Два раза в день прием каши. Научился в день съедать только пол банки тушенки. Испечённые Женей лепешки почти все целы. Сегодня устроил выходной. Все мышцы болят после вчерашнего подъема. А впереди еще одна гора  - она 600м. А плато огромное в пешей доступности 1100 высота, но это цель победная. Женя говорит, там есть бараны.

С удивлением обнаружил, что на брючном ремне необходимо делать уже вторую дырку. Моя блейзеровская куртка, так выручавшая в Новосибирске, просто огромна. Ношу вторую куртку, что попроще, но и она великовата. Видно строительство избы, с тасканием бревен эффективней моей городской диеты.

 Первый раз градусник утром показал -30. Трескаются деревья. Спилил огромную сушину. Натаскался и накололся дров. Затеялся со стиркой кофты. И спал в ней и работал, два раза на реку за водой пришлось ходить. Мелкие заботки, заботки. Расстраивает Яха.  Понос у нее. Показалось, что недовариваю пшённую кашу, но вечером причина болезни стала ясна. Эта сука, залезет мордой в бидон, в котором находится открытый мешок риса и жрет сырой рис. Наказание, а не собака. Была бита, надеюсь, что прониклась. А я переживал, что не довариваю, собачке кашку. Сегодня будет спать на морозе.

Начал читать А. Платона “Котлован”. Потрясающая вещь. Как скучал и хотел именно такой стиль, такой язык почитать. Водолазки, Шаламов со своими ужасами лагерной жизни уже не лезут. А тут та же эпоха, те же 20-ые, 30-ые годы и как шикарно описано. Удивительно, что книга не растащена на цитаты, как у Ильфа и Петрова.

 

9.11

Утром было -37. И это только начало ноября. Серьезно. Изба очень теплая. Дождался 10 часов утра, когда стало -34, напялил теплые штанишки, двое носочков, теплую шапочку и вперед, за дорогим и не известно, насколько теплым мехом. Дошел до подножья большой горы. Здоровенная, навигатор пишет, что 610 метров. Ноги все же, не смотря на двое носочков подмерзают. Да и морозная сопелька бежит. Свежий след лося встретил, похоже хрустом снега его и спугнул. Был шанс стрельнуть глухаря-упустил. Грудиночку бы отварил, затем обжарил бы, да с кашкой.  Профукал.  Следа соболя много. Буду пытаться под след ставить. Или делать рябчиковые ямки, посыпая сверху перышками, а внутрь капканчик устанавливать. Сегодня на обратном пути что-то похожее сгондобил. Без лопаточки сложно. Пришел в 16 00. Печь, зараза, долго разгоралась, дров больших напихал. Только в избе осознал, что замерз. Больше двух часов не мог согреться. Ноги прям к бокам печи прижимаю, а тепло в тело не входит. Вытащил все поленья из топки, наколол мелких дровишек, заново растопил и дело пошло. Дыму напустил вонючего, терпеть не могу этот запах. Все вещи и постель очень долго выветриваются. Достал пышку, испеченную перед уходом Женей, как он и учил, помочил водичкой и на сковороду. Вкусно. Яхе второй день даю есть, без ограничений, пока не отойдет от миски. С удивлением обнаружил, что животное в семь раз худеем меня, вкушает, ту же пропорцию еды, что и я, а то и более. Хороший аппетит. На троих едоков продуктов точно не хватит. Лосики, лосики-как вашего мясца не хватает. Скажем, что оно скоро станет жизненно необходимыми. Брел сегодня и думал, что лыжных путиков у меня совсем нет. Одни буераки. Куда здесь на снегоходе ездить, если и на лыжах, то не пройдешь.  Завтра побреду по левому берегу вверх по течению. Буду одни нижние капканы ставить. Не спроста у Овсянникова большинство капканов в шалашиках.

 

11 11.

 

12.5 км. Первый день, когда утром не -35, а -25. Пытался делать снеговые кучки и маскировать капканы, но снега очень мало. Перешил застежку на шапке, постирал наволочку. Начинаю отвыкать от людей. Необычно жить в информационном вакууме. Нет телевизора, радио, новостей, даже музыки нет. Дочитал “Котлован” Платонова.  В восторге. Потрясающая вещь.

 

15.11

Пришел Женя. Худой, но мешки под глазами разгладились. Видно и впрямь тайга лечит от пьянки лучше санатория. Жалуется на боли в груди, но тут же говорит, чем меньше о болячке думать и говорить, тем здоровее будешь.

 

16.11

Начали делать лабаз. Заморочно. Моя лестница была забракована и пришлось делать новую. Самое сложное-это спилить часть дерева на высоте 6 метров над землей. Целый день провозились. Вечером Женя испек сладких пирожков из дрожжевого теста, налопались, как бобики.

 

17.11

Пошел с утра в лес. Женя остался мастерить лабаз. С удивлением обнаружил, вернувшись, что он опять копался в моих сумках. Что-то замышляет. Ничего ему не сказал, но и не разговаривал весь вечер.

 

Голосовать
Комментарии (4)
Пермь
16373
Набираются обороты и мастерство.
Эта часть понравилась больше.
0
Новосибирск
24636
Ждём продолжения!
0
г.Барнаул
5185
Захватывает всё больше! *
0
Новосибирск.
70
А ты где эту крысу Женю подобрал ? С таким и не уснёшь. Надо вопрос решать .
0

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх