Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Первый глухарь

 

 

На прошлой неделе, в пятницу, на тренировку вдруг наведался Женя и сходу предложил ехать в Тихвин на глухаря. Не колеблясь ни минуты, я согласился: трофей глухаря был давнишней моей мечтой. Женя сказал, что собираться надо сейчас же и сразу ехать. (Ну, это в его духе.) 

Сборы не заняли много времени, и уже вечером мы встретились в несколько увеличенном составе на развязке перед постом ГАИ на Мурманской трассе. Выйдя из машины, познакомились с Жениными спутниками и дружно тронулись в путь. Езды до места - часа три, но трасса уже пустая, и мы едем, не сбавляя скорости. Наш путь лежит в деревню на реке Паше - место для меня совершенно незнакомое. Быстро проезжаем Неву, затем Волхов и поворачиваем на Тихвин. В свете фар видно, что эти края - царство сосен и елей. Изредка минуем деревни с редкими фонарями на дороге. Сейчас гон у зайцев: фары несколько раз выхватывают их из темноты. Косые как оглашенные некоторое время мечутся на свету, а потом ныряют в темноту. 

За разговорами время летит незаметно, и вот мы уже въезжаем на обширное подворье с большим двухэтажным домом из бруса. Лают дворовые псы, и мы под звуки этого "хора" вылезаем из машины. Света в деревне почти нет, и после шума музыки и разговоров в машине вокруг нас - звенящая тишина и темная ночь. Небо вызвездило: видимо, завтра будет ясная погода. 

Хозяин, человек невысокого роста в камуфляже, встречает нас на крыльце. Поочередно жмем ему руку, знакомимся. Зовут его Сергей, он егерь и живет здесь с семьей уже давно. Хозяйство небольшое, но вместе с зарплатой можно кое-как жить, да и охотники обычно чего-нибудь привозят с собой. Отдаем хозяйке мешок крупы, сахар, другие продукты. Больше о еде можно не беспокоиться - все будет готово вовремя и вкусно. Поднимаем на второй этаж вещи и располагаемся. 

Печь жарко натоплена, на столе уже стоит ужин (Женя заранее предупредил о времени нашего приезда). После сытной еды клонит ко сну, но надо решить вопрос, как такой толпой идти за глухарем. Четыре человека поедут к знакомому местному охотнику, чтобы уже сегодня идти на ток. Нас здесь тоже останется четверо. Мои товарищи хотят спать, а я вызываюсь идти сразу же. Азарт гонит в ночь: я забываю об усталости, о том, что сегодня были две тренировки, потом сборы и дорога. 

Налив во флягу чая, отправляемся на охоту. Нас довозят до просеки в трех километрах от деревни и оставляют на лесной дороге. Ночью немного прохладно, но через полкилометра нам становится жарко, т. к. идти приходится по раскисшей колее лесовоза. На пути часто встречаются ручьи, превратившиеся сейчас в маленькие речки. Осторожно переходим их вброд, боясь зачерпнуть воды в сапоги. Звезды на небе уже не видны, должно быть, затянуло тучами, значит, утро окажется пасмурным. В лесу стоит чуткая тишина, лишь мы нарушаем ее, продираясь через заросли мелкого подроста на вырубке. Делаем последний привал перед током. Расчехляю и собираю ружье, загоняя патроны с двумя нолями в ствол и, мысленно перекрестившись, встаю. Дорога плавно уходит вправо, вдоль вырубки, а мы спускаемся в небольшой распадок. Еще совсем темно, но вот-вот начнет светать. 

Неожиданно Сергей останавливается - значит, мы на месте. Садимся на старое поваленное дерево на краю мохового болота, поросшего соснами. Сердце учащенно бьется, ухо ловит малейшие звуки, но расслышать песню глухаря не могу, ведь я ее никогда не слышал. Легкий ветерок трогает верхушки сосен и доносит до нас первые звуки пробуждающегося леса. На шапку падают редкие капли с проносящейся мимо тучи. Вот уже отчетливо видны кроны деревьев на болоте. Начинают просыпаться птицы, а я все не слышу той песни, ради которой приехал в такую даль. 

Вдруг Сергей хватает меня за плечо: "Слышишь?" Отрицательно мотаю головой в ответ. Тогда, махнув рукой в сторону болота, Сергей начинает медленно ступать по мокрому мху. На болоте местами еще лежит снег, и мы осторожно обходим эти белые островки. Проходим метров пятьдесят. Вдруг я улавливаю далекий щелчок, еще один и какое-то шипение. Сергей молча кивает головой - и все остальные лесные звуки перестают для меня существовать. Медленно, след в след, ступаю за егерем. В точности повторяю все его остановки. Теперь я явственно различаю песню глухаря и шаг за шагом приближаюсь к своей мечте. Слышно, как в кроне огромной сосны скиркает мошник, но самого его не видно. Объяснившись знаками, решаем обойти сосну с другой стороны. В этот момент под моим сапогом предательски хрустит сучок, и грохот сорвавшегося с ветки исполина говорит нам о том, что этот глухарь сегодня не наш. Но ничего - сбоку мы слышим песню другого глухаря и потихоньку начинаем к нему подкрадываться. Я уже спокойно успеваю сделать под песню несколько шагов и вовремя замереть. Сергей одобрительно кивает головой. Сердце он азарта готово выскочить из груди, весь мир сосредоточен на поющей древней птице. И вот я наконец вижу глухаря. Господи, как он красив! Вытянув голову, точит вовсю, ничего не видя и не слыша вокруг. На мгновение откровенно замираю перед этим величественным зрелищем. 

После выстрела глухарь камнем падает на землю. Бегу к нему, поднимаю еще теплого, ощущая приятную тяжесть в руке. Ничего не может сравниться с этими короткими мгновениями счастья! Ради них люди, выкраивая свободное время, едут за сотни километров, сбивая ноги, идут до тока, а после взахлеб рассказывают о пережитом дома или в кругу друзей. Тот, кто проводит досуг, сидя в тепле возле телевизора, конечно, не понимает нас, охотников. Ну да бог с ними. А мы с Сергеем, сидя на упавшем стволе, еще долго говорим об охоте, природе и вечном. 

Лес уже наполнен птичьими песнями. Совсем близко слышны чувыканье и шипенье тетеревов. Их ток находится совсем рядом, на старой вырубке. Не очень далеко поют еще два глухаря. Это вселяет в меня надежду приехать сюда и в следующем году, и мы тут же договариваемся об этом с Сергеем. 

Отдохнув и попив чаю, собираемся в обратный путь. Когда выходим на вырубку, из-за леса неожиданно взлетает огромный клин гусей. Запоздало палим ему вдогонку. Сергей, смеясь, говорит, что не удастся нам сегодня вернуться из леса с гусятиной. Ну да ничего. Мошник приятно оттягивает лямки рюкзака, и нет причин для плохого настроению. Солнце выглядывает из-за туч, и бор теперь залит весенним теплом и светом. Загорелись и заиграли на солнце, словно тысячи бриллиантов, капли ночного дождя на ветках. Природа вместе с нами радуется весеннему пробуждению, а впереди у нас еще вечерка и утренняя зоря.

Николай Валуев

Куровское
2497
Голосовать
Комментарии (3)
Поздравляю Николая с удачной экскурсией(на полноценную охоту малость не тянет).
Кстати, при точении глухарь прекрасно видит.
0
Пермь
16288
Два ноля на глухаря, лишко.
Хотя в азарте палил и картечью, но это от нехватки то ли патронов, то ли мозгов.
Когда голову при токовании запрокинешь, что ты там с дерева можешь увидеть.
0
Чувашия г. Чебоксары
11793
khonim, Абсолютно согласен. Номер дроби на току от 3 до 1, в зависимости от боя ружья, расстояния и других всяческих не предвиденных обстоятельств.
0

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх