Случай. Всех десантников с праздником!
Что то там Кандагач писал про громадный стропорез, навеяло воспоминания, опять же праздник.
Это были обычные прыжки с ИЛ-76, по учебной программе подготовки. Отличная слабоветренная погода, не предвещала никаких сюрпризов, все как обычно.
При подлете к площадке приземления, километров за 10-15, открылись боковые двери и грузовой люк, так называемая рампа, через который выбрасывают технику. Сейчас боевых машин в самолете не было, БМД десантировали не часто, только на крупных учениях. Иногда через рампу выбрасывали и солдатиков, но тоже редко, мне довелось прыгнуть так только один раз. Это боевая практика, отделяясь от самолета в четыре потока, можно быстрее и компактнее сделать выброску, что при реальной угрозе, не маловажно. При учебно-тренировочных прыжках, большое количество парашютистов выброшенных одновременно, нежелательно. Вроде небо бескрайнее, а бывает тесновато.
Так вот, в тот раз прыгали в два потока, через боковые двери. Вскоре после открытия рампы, вызвавшее на борту бодрящий скознячок и легкий мандраж у вставших на ноги десантников, раздалась сирена. Долго ли самолету пролететь 10 км при такой скорости.
Надо сказать звучание этой самой сирены настолько громкое и противное, что хочется как можно скорее сбежать от него, видимо тембр подбирали специально, создает определенное настроение. Это вам не приятный дребезжащий звоночек над дверью «кукурузника» АН-2.
Интервал между парашютистами при отделении от самолета 0,5 секунды, на практике это выглядит так - колонна бойцов непрерывным потоком вываливается в двери, ты упираешься головой в парашют стоящего впереди, сзади же тебя подталкивает коллега и при этом вся очередь топчется мелкими шагами. Почему мелкими? Подбирается толчковая нога, если дверь левая, то нога должна быть правая, и наоборот, ведь оттолкнуться нужно от угла.
Прыгать в рампу на мой взгляд веселее и быстрее, ногу подбирать не нужно и небо видно, красота.
После трехсекундного болтания на стабилизирующем парашюте, сработал автомат и основной купол наполнился воздухом. Надо сказать дергать кольцо, после отсчета положенных секунд я перестал после первых прыжков. Зачем? Потом это самое «кольцо», имеющее кстати прямоугольную форму, нужно как то обиходить. Вставить его в специальный карман, в котором оно до этого помещалось, хлопотно, после того как одну железяку я благополучно выронил, улетела к земле вперед меня, я оставлял его в покое.
Насладиться безмятежным спуском не удалось, меня потащило на соседа. Подтягивание противоположной лямки (согласно инструкции), не помогло и я с разгону влетел в стропы купола, бывшего ниже меня. Парашют Д-5, за его управляемость не зря прозвали «дубовым»
Леха Вечканов, высокий, плотный, улыбчивый и немногословный парень, был гранатометчиком в моем отделении. Через полгода совместной службы наши пути разошлись, мне он таким и запомнился, с РПГ-16 на одном плече, и ефрейторской лычкой на другом.
Он стоял передо мной в самолете, и видимо почему то открыл парашют раньше времени, больше никак не объяснить нашу сравнявшуюся высоту.
Никакой паники или страха я не испытывал, освободиться от всех строп не удалось, одна как то зацепилась за подвесную систему.
- Леха! Я стропу режу! - сообщил я товарищу.
- Режь!
- Твою стропу! - уточнил я, почему то мне показалось важным сообщить это ему.
- Да конечно! Давай!
Этот почти дословный диалог подтверждает нашу хладнокровность, а ведь такая ситуация могла перерости в непредсказуемую неприятность. Нижний купол забирая воздух у верхнего, вызывал его гашение, а там уж как получится.
Получив Лехино благословление, я чиркнул стропорезом злополучный текстиль.
Стропа молниеносно взметнулась вверх, мне это показалось необычным, но логично, мы все таки падали вниз со скоростью пять метров в секунду.
После удачного расцепления, мы с Лехой тянули лямки в разные стороны со всей дури и хлопнулись об землю вдалеке друг от друга.
Вскоре прибежавший посыльный отвел нас к командиру дивизии, оказалось он наблюдал всю эту картину, будучи неподалеку.
- В отпуск поедете! - сослуживцы нам откровенно завидовали.
Бытовало мнение, что попавшие во внештатную ситуацию парашютисты (ну там на запаске к примеру приземлялись), награждаются отпуском. Кстати таких инцидентов как у нас, я за всю службу не видел.
Комдив, полковник Слюсарь, суровый дядька, спросил нас о сроке службы, количестве прыжков, по отцовски ласково матюкнув, отправил назад.
Так и отслужил я без отпуска, да и ладно.
P.S. Про стропорез, Кандагачем упомянутый забыл сказать. Нам выдавали ножи двух типов, выкидной складник с затупленным кончиком лезвия, и обоюдоострый, типа финки. В тот раз со мной оказался именно такой.
Лучшие комментарии по рейтингу
А мы в аэроклубе стропорезы для прыжков сами делали - кто во что горазд! Но форма была как на фото, приведённом выше, т.е. обоюдоострый и затуплённый на конце. Правда, зазубрин типа "мелкая пилка" ни у кого, конечно, не было - просто наточенные были так, что можно бриться.