Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Путь на глухариный ток.

Стояла весна. Поездку на малую Родину Леонид Алексеевич, планировал давно, но выбрался только сейчас. Позвонил двоюродному брату Василию, проживающему в райцентре, сообщил, что хочет приехать в гости, побывать в родной деревеньке, сходить на глухариный ток.

Василий, немного побурчав в трубку, сурово произнёс: - Приезжай, встречу. Братан, был на 8 лет младше Леонида Алексеевича. Когда Леониду было 20 лет, по девчонкам с братаном  вместе не ходили, а сейчас когда обоим за пятьдесят, вроде как и ровесники стали.

По приезду в Сольвычегодск Леонида встретил Василий, свежо выбритый в хорошем расположении духа. Брательник приезду был рад, давно не виделись.

В доме их встретила хозяйка Густя. Дама высока, статная, в меру в теле. Её ловкие быстрые движения рук, говорили о хорошем умении вести домашнее хозяйство. Про такую в народе говорят «баба с руки разделка».

Любая работа спорилась, и мужа во время не только поддержит, но и приструнит. К мужу относилась с большим почтением, по пусту не перечила. Воспитанные двое детей Василия знали, что отец в семье хозяин.

- Ну что Василий, проедем на УАЗ до родной, деревеньки - спросил Леонид Алексеевич после ужина.

Василий, подумав, ответил:  - Весна на дворе, в огороде работы прорва, эх Вы городские, без забот живёте. Ну да ладно не часто ты заезжаешь. Свожу коли не в моготу. Только там ведь и домов не сыскать, заросло всё.

- А глухари то, на току живы, - не унимался Леонид Алексеевич.  

- Да есть ток то, что ему будет, глухарь птица оседлая не улетит как ты, завтра тронемся, а пока отдыхай с дороги, - сказал Василий и вышел во двор.

Утро выдалось солнечным и тёплым. Когда проснулся Леонид Алексеевич, по дому уже ходили. Густя управлялась во дворе, Василий прогрев машину собирал ружьё, провиант. Собранные рюкзаки стояли у порога. Увидев, что Леонид проснулся, произнёс; - Вставай Алексеевич, пора уже, я тут ружьишко тебе собрал, узнаешь ли?

Леонид, повернув голову в сторону, куда кивнул Василий и соскочил с кровати.

Протерев глаза, воскликнул: Да это же? Братишка! Василий! Да откуда? Не может быть? У комода в углу стояла одностволка Иж-5.

Узнал! – с радостью и не поддельной гордостью прохрипел Василий. Перед Леонидом стояло ружьё его отца. Отец разрешал Леониду брать это ружьё на охоту.

Первое ружьё, это как первая девушка, которая позволила себя поцеловать, остаётся в памяти на всю жизнь. После армии Леонид заработав денег, купил Иж-12 и стал ходить с ним по тайге.

Как то вечером отец позвал Леонида: - Вижу сынок, двустволка тебе приглянулась, - произнёс он, - а у брата сын подрастает, давай Васе ружьё отдадим, не хорошо ружью простаивать. Леонид согласился.

Отец мог отдать ружьё, не сказав сыну, но хотел, чтоб тот всё понял правильно. Ружьё торжественно вручили 14 летнему Васе.

Как же ты его сохранил? – спросил Леонид Алексеевич.

Василий, загадочно прищурился: - Поехали, давай, глухари заждались, потом расскажу, а то машина скоро врастёт. 

Из райцентра охотники двинулись в центральную усадьбу существовавшего, когда то колхоза. Дорога была хоть и грунтовая, но состояние её было сносное.  

В здешних местах ни когда не было войны, не докатывались сюда, ни гражданская, ни Великая Отечественная, не было здесь бомбёжек и обстрелов.  

Но центральная усадьба была в разрухе и запустении. Какая то неукротимая, неведомая сила, выжигала в посёлке жизнь.

Заколоченные окна домов, серые крыши без труб, огороды при домах заросшие бурьяном, развалившаяся труба кочегарки закрытой школы, всё указывало на беду, которая ломала деревенский быт, жителей, обрекая жителей на выживание.

Охотники свернули на полевую дорогу, ведущую к родной деревеньке. Дорога вела по заброшенным полям, на которых росли 16 метровой высоты осины.

Когда то здесь было пять деревень, они располагались через каждый километр, по полтора десятка хозяйств. Деревня Русиново была самая большая, на другом берегу ручья д. Зяблуха, чуть дальше д. Яишницыно и у самых болот, деревни большое и малое Селенье. Дальше дорог не было, место называлось сузём (тупик), начинались болота.

От всех деревень не осталось и следа. Где были дома, росли ивы да березы. Только черемухи да калиновые кусты указывали, где стояли дома.

Подъехав к ручью, Василий заглушил машину. Оставалось 2 км до д. Б. Селенье затем до болота с километр. Решили не рисковать, оставить машину перед ручьём и дойти пешком. Ручеёк летом курице только напиться, сейчас же бурлил водами.

Весенний воздух пьянил, родные места пробуждали картинки детства. Вспомнилось Леониду, как у этой речки после Пасхи собирались мужики с д. Русиново и д. Зяблуха для ежегодной драки. Для Порядку, до первой крови. Соберутся всей деревней, каждая на своём бережку ручья.

И давай друг дружку частушками да прибаутками поддевать.

А потом самый старый в деревне Герасим Анисимович с тросточкой через мосток пойдёт на другой берег, навстречу выведут ему такого же старца.

Герасим Анисимович хоть с тросточкой да сам, а тому помогают под руки к мостику дойти. Встанут друг против друга старцы, бормочут что то, не слыхать.

Потом один замахнётся и ударит другого. Ну как ударит, силы то уж нет, так толкнёт. Тут уж не зевай, слетится деревня на деревню. Каждый ищет себе ровню, по возрасту да по силам.

При этом самому голосистому, кто частушки пел больше всего норовят на поддать. Мужички что постарше, отвесят друг дружке по пару тумаков, обнимутся да на пригорок пойдут вместе пиво пить.

А молодёжь то раздухариться метелят друг дружку без злобы, но от души. Да и как тут сдашься, когда со стороны отец с братьями да вся деревня смотрит, не подвести бы. Тут и первый расквашенный нос, опосля уж и первый глоток пива.

А какой вкус деревенского пива?! Гнали его для всей деревни загодя. Отправляли 2 мужиков. Те ставили в ручье пивоварню, чтоб на всех хватило. Как бы сейчас рекламщики сказали «ржаное зерно тщательно отбиралось, дробилось».

Зерна ржи проращивали на русской печи. Рожь парили, запарив, варили. Пивовары (хмельники) нормы ржи, солода держали в секрете, добавляя свою норму хмеля и ещё чего то своё. Пиво получалось то со вкусом ржаного зерна с хреном, то вкус был сладкий с богатым ароматом хлебного вина.

Замечтался?! - окрик Василия вернул Леонида из воспоминаний, - кого вспомнил, не Дуняшу ли Воронину? Помнишь, как на яичное загонье её здесь ждал?

Яичное загонье - большой праздник, и отмечала его округа с размахом. Старики говорили, что у основателей деревни Яишницыно купчая земли под деревню была подписана самим Иваном Грозным, забрали её в 1918 году, увезли в Сольвычегодск.

Праздник яичное загонье отмечали в восьмое воскресенье после Пасхи, праздновали широко. В земле под наклоном делали желобки или канавки. Играли по 5-6 человек. По канавкам под уклон  катали варёные куриные яйца. Чьё яйцо дальше укатиться тот забирал весь кон. Порой удачливый игрок за целый день по корзине яиц  выигрывал. Правда, о том, что до дому доносил, не слышно было.

А ещё можно было потягаться индивидуально. Брал мужик куриное яйцо в руку, соперник тоже и стукали яйцо об яйцо. Чьё яйцо разобьётся или треснет, тот проиграл и отдавал это яйцо сопернику. Искусство состояло в силе удара, чтоб своё яйцо в руке не треснуло, или изловчиться острым концом яйца попасть сопернику в бок яйца, оно и треснет. Если же оба яйца трескали, каждый оставался при своём.

Не которые умельцы во время удара успевали выставить указательный палец и ногтем пробить яйцо соперника. Шли на разные хитрости, варили яйцо в растворе, чтоб скорлупа была твёрже, делали яйцо из дерева и красили под настоящее.

Бились то прилюдно, хитрецов знали все, так что без тумаков не обходилось.

Идя на праздник, каждый нёс десяток, а то и два, яиц. Яйцо основной предмет веселья и состязаний. Это был обряд, передаваемый из поколения в поколение.

Проходя мимо заросшего ивняком бугорка Леониду не верилось, что это был центр гуляний близлежащих деревень. Центром игрищ, местом свиданий, передачи культовых обычаев и наследия предков, иммунитетом от всего чужого.

С раздумьями, воспоминаниями охотники добрались до болота. Из болота и брал начало ручей двумя рукавами, которые сливались под прямым углом друг к другу.

Глухариный ток был на болоте между двух рукавов ручья. Засветло оглядев место тока, охотники убедились, что глухари есть. На вечерний подслух решили не идти. Спустились по ручью вниз на 300 метров и обустроили место для перекуса.

- А помнишь Алексеевич, как ты меня сюда первый раз привёл, я как раз с этим ружьём и был, - произнёс Василий, кивая на одностволку.

- Нет, - честно признался Леонид, - подзабыл уже, да вроде ты ведь, со своим отцом первый раз был тут?

- С отцом, это я без ружья, - продолжал Василий, - а самостоятельно с ружьём, с тобой. Тогда ещё погода стояла, солнечная и тёплая, глухарей было, в тугую.

Молчунов, да капалух не знали, как пройти, чтоб к глухарю подобраться, - и задумчиво добавил, - в центр тока не ходили, с краю колонули одного и домой. Думаю, в хорошую вёсну под сотню глухарей было на этом току, как считаешь?

- А что гадать, - произнёс Леонид, - ещё пару часов по чаёвничаем и по считаем.

Весенний вечер пролетел быстро, с наступлением полуночи охотники направились к току. Дойдя до слияния ручьёв разделились. Василий пошёл  по нижнему ручейку,  а Леонид Алексеевич по верхнему.

Пройдя не  более 100 метров, Леонид услышал токующего глухаря.

Времени было много, не спеша охотник стал приближаться к птице. Идти пришлось не далеко. Когда подошёл к глухарю, на расстоянии 20 метров до дерева, было ещё темно. Но силуэт глухаря был хорошо виден.

Глухарь токовал на нижних ветках сосны в 5-6 метрах от земли.

Прислонившись к дереву, Леонид Алексеевич молча слушал и любовался птицей.

А вокруг, всё новые и новые глухари озвучивали свои «напильники». Между охотником и глухарём была лесная прогалина, которая наперекор всем урожайным годам шишек, не зарастала ни чем.

Глухарь токовал как на ладони. Время шло. Лучи солнца гуляли в кронах деревьев. Когда совсем рассвело, прогремел выстрел. Василий брал глухаря.

После выстрела, глухарь на сосне через прогалину на пару минут остановился, покрутил головой, важно походил по суку и продолжил токовать. А Леонид всё стоял и смотрел на его. Прилетела капалуха, уселась рядом с деревом на землю.

Вдруг на прогалину вышел глухарь, а за ним в сторонке бежал ещё один глухарь-молчун. Вышедший на прогалину глухарь начал токовать. Тут же на «не прошеного гостя»  с нижних веток спланировал «местный» глухарь. Глухарь-молчун быстро убежал, Леонид не успел проводить его взглядом. Всё внимание было приковано к двум глухарям.  Глухари сошлись, атаки клювами, крыльями были яростными. Капалуха, перелетела на нижние сучья сосны.

Глухари сходились и расходились. В какой то, момент «гость» дрогнул и с достоинством стал отступать. Глухари переместились с прогалины в лес. Вскоре глухарь вернулся, поднялся на нижние сучья, на которых токовал до прихода гостя.

Эмоции от увиденного кипели в голове Леонида, память оголила воспоминания босоного, беззаботного детства, и ручей, и родню, и мужиков, и Дуняшу.  

Леонид поймал себя на мысли, что ищет повод не стрелять «этого» глухаря.

Рядом токовал другой глухарь, идти до его было не более 60 метров. Пение певчих птиц почти перекрывало глухариный скрежет. Леонид повернулся и стал подходить к другому глухарю. В этот момент в стороне опять прогремел выстрел.

Через какое то время Василий свистом дал понять, что ждёт Леонида.

Леонид медленно, стараясь не шуметь, направился ему на встречу.

Встретились охотники, где и расстались на слиянии двух рукавов ручья. Василий держал пару глухарей.

- С Полем тебя, - поздравил Леонид.

Василий с виноватым взглядом сказал; - Ты уж Алексеевич извиняй, я подумал, тебя долго нет, вот и подстраховался, второго тебе колонул.

- Спасибо Василий, - ответил Леонид, - что то разучился подходить к глухарю, улетают.

- Как тебе ток то? – поинтересовался Василий, -  Сколько там у тебя было?

- Да с десяток то наберётся, а у тебя?

- Думаю, что десятка два будет, - улыбнулся братан, добавил - живёт ток, живёт!

Обратная дорога до машины была скорой, казалось, будто километры дорожки торопились проводить охотников, чтоб не тревожить пробудившуюся природу.

Когда дошли до УАЗ и сложились в машину, Леонид Алексеевич оглянулся, мысленно попрощаться с ручейком, с бугорком на противоположном берегу и с глухариным током.

Он благодарил природу за чудесных глухарей, за последних стражей любимого уголка Родины.

 

Пермь
16379
Голосовать

Лучшие комментарии по рейтингу

Деревенька у реки, Центральное Черноземье
445
Очень правильно, на мой взгляд, вехи о былом для молодежи нынешней оставлять. Они сейчас по большей части жизнью ближайших к ним поколений не интересуются, а когда дозреют - нередко, поздно уже, некого спросить... Нужное воспоминание! Прочитал с интересом. *
3
21345
Леонид, мне очень понравился рассказ, спасибо! В таком небольшом по размерам тексте, очень удачно и тонко затронуты такие важные для каждого человека моменты, которые с возрастом стают ещё более дорогими и ценными. Тут и родственные отношение двух братьев, и будоражащие душу воспоминания связанные с первым ружьём, которое тесно сплетено с памятью про отца, и боль за исчезающие и зарастающие лесом и травой деревни, не так давно бьющие живим ключом. И воспоминания добрых народных традиций, и первая любовь, и счастливое детство, ну и конечно же воспоминания былых охот на току... Всё очень гармонично увязано. Прочитал с удовольствием! 5+!!!
2
Комментарии (21)
Казахстан, Актобе
23400
Спасибо! Возродится Русь! Лицо смотреться стало!
0
Пермь
16379
Кандагач, Что то взгрустнулось, наверное просто зима.
1
нсо
3286
Не так долго осталось ждать и настанет лучшая весенняя охота по перу - охота на глухарином току!
1
Казахстан, Актобе
23400
Юголь, у нас степь зацветет, а до этого одного красавца крякача хорошо бы взять.
-1
Деревенька у реки, Центральное Черноземье
445
Очень правильно, на мой взгляд, вехи о былом для молодежи нынешней оставлять. Они сейчас по большей части жизнью ближайших к ним поколений не интересуются, а когда дозреют - нередко, поздно уже, некого спросить... Нужное воспоминание! Прочитал с интересом. *
3
Ростовская область
8475
Грустно, потому что знакомо! Пропадает деревня по всей Руси-матушке! Но, даст Бог, выдюжим! Не впервой.

Спасибо за впечатления, khonim!

А язык хорош! Особенно понравилось: "Первое ружьё, это как первая девушка, которая позволила себя поцеловать, остаётся в памяти на всю жизнь." Сам с дедовым ИЖ 5 начинал.
1
И у нас много таких деревень. Правда уже только бугры остались ....
0
Алтайский край
504
Сколько таких деревень,канувших во времени? Много,очень много.Душевно написано,цепляет за душу.Прочёл с удовольствием,спасибо.+
0
Пермь
16379
Спасибо коллеги что нашли время прочитать.
0
Казахстан, Актобе
23400
khonim, Леонид, вот скромничать не надо, а!? Дарите вещь и тут нака...
0
Пермь
16379
Кандагач, Александр а ваш "поклонник" с минусами не унимается ))).
Упорно, настойчиво, скрытно - это отличительные черты женской натуры.
Оглянитесь вокруг, может "мститель" живёт по соседству и пытается таким образом завоевать Ваше внимание))), а вы упрямо не замечаете ) ) )
Спасибо, обязательно учту Ваши замечания. Удачи.
1
Казахстан, Актобе
23400
khonim, Леонид! Возможно эта женщина, чужая жена, рожденная в Семипалатинске... Чему я по своему рад. Родина- она родила и не оставляет равнодушным. У казахов говорят- у мужчины две родины- где родился он сам и где родилась его мама. Мудро.
0
Новосибирск
24613
Душевно!
1
Барнаул
133
Хороший рассказ.Трогает за душу.
0
новосибирск
1056
Грустно, но красиво! +
0
Новосибирск (родился в Болотнинском районе, деревня Хвощевая)
1916
Красиво и талантливо описал дружбу и деревенскую жизнь братьев. А описание охоты старшего брата, на глухаря, просто завораживает.
0
Томск
4485
Хороший рассказ! 5+
0
Пермь
16379
Abpher, nva61, Агеич, Catcher спасибо за прочтение мужики.
0
Новосибирск
1384
Класс!
0
21345
Леонид, мне очень понравился рассказ, спасибо! В таком небольшом по размерам тексте, очень удачно и тонко затронуты такие важные для каждого человека моменты, которые с возрастом стают ещё более дорогими и ценными. Тут и родственные отношение двух братьев, и будоражащие душу воспоминания связанные с первым ружьём, которое тесно сплетено с памятью про отца, и боль за исчезающие и зарастающие лесом и травой деревни, не так давно бьющие живим ключом. И воспоминания добрых народных традиций, и первая любовь, и счастливое детство, ну и конечно же воспоминания былых охот на току... Всё очень гармонично увязано. Прочитал с удовольствием! 5+!!!
2
Пермь
16379
k_oleg, Спасибо.
0

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх