Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Традиции русского чаепития.

Трапеза за чайным столом была одним из необходимых компонентов праздничного препровождения времени. Чай в праздники пили в интеллигентных городских семьях, в купеческих домах, в избах крестьян.

Русские люди пили чай как в праздничной, так и будничной обстановке, в домашних условиях, в чайных в трактирах, в дороге на постоялых дворах. Его пили после бани, «с устатку», «с холоду», «с дороги». Чай считалось, веселил человека в грустную минуту, успокаивал после бурных событий жизни, утешал в беде: «Чашка за чашкой, и вот мало по малу во всем существе, по всем жилкам и суставчикам, разливается неизъяснимое самодовольствие; тепло становится жить на свете, легче и веселее на сердце, ни забота, ни печаль не смеют подступиться к тебе в эти блаженные минуты».

В старину в России не было чая и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы. Чай впервые привезен в Россию только в 1638 году. Из Москвы были отправлены послы – боярский сын Василий Старков и Василий Неверов – к монгольскому хану. Польщённый подарками, хан в свою очередь послал ответные дары. Среди них оказалось двести пачек с какой-то травой. Послы вначале отказывались от такого подарка. Московский царь одарил Алтын-хана соболями и другими ценными дарами, а в ответ...сушёная трава! Только после уговоров они «негодный товар» приняли. Это был чай. К удивлению послов, неведомый до селе напиток пришёлся государю по вкусу и чайные дары монгольских правителей стали приниматься с большим удовольствием. С 1679 года, то есть после заключения договора с Китаем о поставках в Россию чая, его питьё стало модным среди высшей знати, дворян. Правда в начале его принимали как лекарство при разных «хворях».

А вскоре вкусный и ароматный напиток нашёл себе место и за столом.

В плоть до конца XVIII века его пили преимущественно мужчины. Женщины отказывались пить чай, считая его слишком крепким и горьким напитком. В те годы он заваривался иначе чем сейчас, на одну средних размеров чашку приходилось около 50 грамм чайного листа. Чайный лист закладывался в медный чайник и там разваривался. В «мужской чай» часто добавляли корневища девясила, петрушки, зверобоя. К примеру девицам полагалось пить только «девичий чай» основу которого составляли сушеные яблоки с сердцевиной и семенами.

Наибольшее же распространение этот напиток получил в России в последней трети XIX века особенно после строительства Сибирской железной магистрали, значительно удешевившей транспортировку чая. С этого времени чаепития у самовара стали рассматриваться как элемент национального бытового уклада. Вся Русь «от финских хладных скал до пламенной Колхиды» все от мала до велика, миллионер и поденщик пьют чай, кто ординарный, кто кирпичный с солью, маслом и молоком, кто душистый ма-б-кон, кто букетный лян-син, иные даже диковинный жемчужный или златовидный ханский.

Чай в России вероятно, с начала XIX века пили, используя для кипячения воды самовар, а для заварки – фарфоровый или фаянсовый чайник. В самоваре вода находилась всегда в кипящем состоянии благодаря специальной жаровне с горячими углями, располагающейся внутри его. Заварочный чайник ставился сверху самовара на самоварную конфорку, что предохраняло заварку от остывания во время долгого чаепития. Русские люди любили пить чай очень горячим, когда он проникает во все поря тела и понемногу погружает нервы в сладостное онемение.

Как гласят старинные русские летописи, пить этот чудесный напиток надо было медленно, чтобы получить наслаждение и освободиться от дурных мыслей, болезней и забот. В какое бы время не пришёл гость, для его ставили самовар. Хозяева по обычаю должны были выпить с ним чаю. Гости и домочадцы рассаживались за столом в строгой иерархии по старшинству. Под образами сидели самые почётные гости или глава семьи с женой. Разливать чай и потчевать сидящих за столом надлежало хозяйке, которая могла прибегнуть к помощи старшей дочери. Чашку принято было передавать двумя руками с приветливой улыбкой и пожеланием «На здоровье!». Принимая чай полагалось отвечать; «Спаси Бог вас» или «Благо дарю вам».

В чашки наливалась крепкая заварка, разалевшаяся кипятком из самовара. Кроме самовара на стол ставился чайник для заварки. Для сохранения тепла заварочный чайник обычно накрывали специальными грелками из плотного материала. В народе их называли «баба на чайник». Кроме колоритных русских красавиц такие грелки могли принимать форму сказочных животных, матрёшек и часто являлись настоящими произведениями народного декоративного искусства. На носике заварочного чайника всегда висело ситечко, предохранявшее от попадания в чашку чаинок. В крестьянских семьях чашка наполнялась чаем с краями, чтобы «жизнь была полна», и чтобы гости не вздумали положить в чай сахар. В дворянских и купеческих домах, где к чаю подавались сливки и много сахара, чашку принято было заполнять не полностью. Обычно русские пили чай из блюдечка, придерживая его в поднятых вверх и слегка раздвинутых пальцах правой руки. Это было обусловлено привычкой пить чай из самовара, где вода всегда держалась на уровне кипения. Перелитый из чашки в блюдце чай был менее обжигающий.

Такими словами Н. Заболоцкий охарактеризовал главный атрибут русского чаепития – самовар. Самовар в России – больше, чем предмет кухонной утвари. Это символ уюта, домашнего тепла, он – живое существо, настоящий хозяин дома. Без него просто невозможно представить традиционное русское чаепитие.

Самовар обычно ставили либо на середину большого обеденного стола, либо на отдельный маленький столик. Для сервировки подбирали цветные скатерти и салфетки ручной работы. Середину стола покрывали узкой дорожкой, на которую ставили тарелки с угощением. На блюдце ставили чашки ручкой вправо, а за чашку также ручкой вправо кладется чайная ложечка. Сливки, сахар, заварочный чайник ставили на стол. Одной из важных составляющих русского чаепития является лимон, нарезанный тонкими кружочками.

Каждому гостю предоставлялась тарелка для пирожков и сладостей, на которую бережно клали красиво сложенную салфетку. Приборы и чашка размещались справа от тарелки, а уж если гостя потчевали мёдом или вареньем, то подавалась розетка, чайная ложка и блюдце для косточек. Интересно что в самоварах всегда ценили «музыкальность». Дело в том что перед закипанием самовара начинал петь, что придавало чайному столу уют и домашнее тепло: «Вот и самовар заводит обычную свою песню на разные голоса. То затянет ее дребезжащим голоском подгулявшего старика, то хватит пронзительного дисканта, то возьмет мягкого тенора, из него возвысится до громкого basso – cantante и вдруг спустится в певучее mezzo – soprano замолкнет на минутку, как будто раздумывая о чем-то, и зальётся опять звонкой песней, то радостной, то заунывной». Самовар – император белых чашек.

Русская чайная церемония всегда была богата разносолами. К чаю можно подавать практически все: бутерброды и пирожки с разными начинками, сладкие и соленые печенья, кексы, изделия из сдобного теста, шоколадные конфеты, лимон, мёд. С таким количеством разнообразных закусок можно не один час провести за приятной беседой вокруг самовара.

Исключительно русской является традиция пить чай с сахаром. В городских семьях сахар подавался на стол колотым или пиленым. Хозяева и гости пили чай внакладку, опуская кусочки сахара в чашку или прикуску, раскалывая его на мелкие кусочки щипчиками. Купцы, крестьяне старались покупать сахар головками, то есть в виде конусов разных размеров. Стоящая на столе головка сахара наглядно демонстрировала пришедшим гостям достаток и благополучие дома. Колол сахар обычно мужчина. Он брал головку левой рукой за её верхнюю часть, а правой рукой с зажатым в нее тупым ножом ударял по свободному концу. Головка разваливалась на две части, которые потом раскалывались с помощью сахарных щипчиков. Крошки от сахара ссыпали в блюдечко.

Чай с сахаром крестьяне пили всегда в прикуску, пит внакладку считалось большим расточительством. Гостя полагалось потчевать чаем, убеждая его выпить ещё одну чашечку и ещё одну, оказать тем самым честь и уважение хозяевам. При каждой новой просьбе чая чашку полагалось ополаскивать кипятком, чтобы напиток, налитый в неё, сразу не остывал. Известный исследователь середины XIX века А.В. Терещенко очень ярко описал деревенское чаепитие: «На севере России чай заменяет приятное препровождение времени: там, сидя за чаем, разговаривают и пьют в прикуску с таким искусством, что небольшой кусочек сахара достаёт для полдюжины стаканов. С мужика льёт пот градом, он пьёт и не переводя духу, оботрётся полой и снова за чашечку». Знаком для хозяйки, что гость закончил чаепитие, являлась чашка, перевёрнутая вверх дном или поставленная боком на блюдце.

Чаепитие в деревнях долгое время считалось уделом только праздничных дней. Для будней этот напиток считался дорогим удовольствием: «Где нам, дуракам, в будни чай пить», - говаривали крестьяне. Пить чай садились к концу пиршества, когда гости уже устали от еды, хмельных напитков, шума, веселья, пения и плясок. Совместное питье чая успокаивало разгулявшихся мужчин и женщин, придавало своего рода благопристойность пиршеству, снимало напряжение праздника. Однако со временем, когда чай подешевел, он стал употребляться и в будние дни. В купеческих домах чаи могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. В интеллигентных обеспеченных семьях, в барских усадьбах чай подавался каждый день утром и вечером.

«Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Под ним клубился легкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал»

А.С. Пушкин в «Евгении Онегине»

Употребление чая в России нашло отражение и в классической литературе, из которой сегодня мы можем узнать, как, с чем и сколько пили чай в старину. Рассказчик в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с любовью говорит о возможности выпить чаю на чужбине: «Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу».

Любителем и ценителем  чая был Н.В. Гоголь. Да и сами гоголевские герои не уступают автору в потреблении чая: дамы пьют его со сливками, провинциальная помещица – с фруктовой наливкой (Мертвые души), мелкие петербургские чиновники «рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлёбывая чай из стаканов с копеечными сухарями» (Шинель).

Детальное описание того как в старину подавали чай,  встречаем у Ф.М. Достоевского в «Бесах»: Баба скоро внесла чай, то есть большущий чайник горячей воды, маленький чайник с обильно заваренным чаем, две большие каменные, грубо разрисованные чашки, калач и целую глубокую тарелку колотого сахару».

Л.Н. Толстого в «Семейном счастье» говорится о роли женщины в домашнем чаепитии: «Вечерний чай разливала я в большой гостиной, и опять все домашние собрались к столу. Это торжественное заседание при зерцале самовара и раздача стаканов и чашек долгое время смущали меня. Мне всё казалось, что я недостойна ещё этой чести, слишком молода и легкомысленна, чтобы повёртывать кран такого большого самовара, чтобы ставить стакан на поднос Никите и приговаривать: «Петру Ивановичу, Марье Миничне», спрашивать: «сладко ли?» и оставлять куски сахара няне и заслуженным людям».

В рассказах А.П. Чехова интеллигенция и дворянство часто пьют чай на летней веранде на даче, а деревенская женщина Липа из рассказа «В овраге» говорит о крестьянском чаепитии: «Я, Илья Макарыч, до варенья очень охотница, - говорила Липа, - Сяду себе в уголочке и все чай пью вареньем. Или с Варварой Николаевной вместе пьём, а она что ни будь рассказывают чувствительное. У них варенья много – четыре банки. «Кушай, говорят, Липа, не сомневайся». (…) Богато живут. Чай с белой булкой; и говядины тоже сколько хочешь».

Листая страницы классических русских романов, понимаешь, насколько органично чаепитие вошло в нашу культуру, став неизменным ритуалом повседневной жизни и одним из самых любимых способов времяпровождения и общения.

О том, какую важную роль придавали на Руси чайным традициям, свидетельствует существование целых субкультур чаепития; дворянская, купеческо-помещичья, мещанская и простонародная. Например, купеческая манера чаепития предполагала наличие большого количества разносолов и сладостей, а мещанская – богатую культурную программу. Интересный факт; именно на мещанских чайных посиделках родился музыкальный жанр русского романса.

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.

Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии (кроме чая) – это общение. Много чая, угощений и приятная компания – вот составные части чая по-русски.

 

Автор статьи Шангина И. И.

картина А.И. Корзухин Воскресный день

 

Пермь
16288
Голосовать

Лучшие комментарии по рейтингу

г. Барнаул
3312
Чай попил,Орель летаешь, Водка пиль, Свинья лежишь. )))
3
Деревенька у реки, Центральное Черноземье
445
Кандагач, и шиповник, и боярышник, и тёрн присутствуют в заварочном "арсенале". Бросил несколько сушёных ягодок в литровый термос, залил на ночь кипятком - и на весь день с "бутербродиками" из хлеба с домашней хлебопечки, своего масла из козьего молока и своего же мёда с луговых и лесных медоносов дальнего края области... А чай на липовом цвете!.. Даже вспомнить вкусно. Очень жаль горожан-россиян, питающихся из нынешних магазинов... Летом разговаривал с женщиной-психиатром, лет семьдесят ей, говорю: "Детство должно быть деревенским, босоногим... И закат земного пути лучше провести средь зорь, лугов, лесов, гомона птичьего, снегов чистых... То есть в деревне". Взглянула изучающе и ответила с горечью: "Слишком поздно мы это понимаем..."
2
Тольятти
488
khonim, Леонид, благодаря Вам, пришлось почитать поподробнее о художнике-передвижнике Корзухине и посмотреть его картины в интернете. Они разбросаны по многим местам - и в Третьяковке, и в Русском музее, и в Удмуртии, и в Грузии.
Вот, например, эта картина, описывающая семейный отдых на природе, находится в Харьковском художественном музее.
Кстати, и в Перми, в Пермской государственной художественной галерее, есть картина Корзухина с интересным сюжетом. Называется "Надоел".
2
Комментарии (41)
г. Барнаул
3312
Чай попил,Орель летаешь, Водка пиль, Свинья лежишь. )))
3
Кемерово
152
Отличный сказ!
0
Деревенька у реки, Центральное Черноземье
445
Леонид, это ж целое исследование! Понравился материал, спасибо! Сейчас на прилавках столько разных марок, а выбирать почти и нечего. Блеснёт какой-нибудь "новый" сорт сносным вкусом месяц-другой для заманихи, а потом делается трава-травой. "Золотой Акбар", правда, долго держится. Про "чай" в пакетиках говорить всерьёз нельзя, разве что об опасности исходящей предупредить. А ведь "заваривают" им в учреждениях повсеместно... То, что надо - это с огорода своего, из леса, с лугов, которые от дорог подальше: листья или веточки смородины, малины, земляники, чабрец, душица... А вершина в моём краю - Иван-чай или по-другому кипрей. Разработана весьма тонкая технология заготовки и обработки листьев его - есть в интернете. Друзья на днях угостили - замечательная вещь! Этим летом непременно заготовим побольше. Прочитали как-то: был в России единственный завод по заготовке чая из кипрея - кажется, в Орловской области. Немцы, заняв ту территорию во время войны, - тут же сровняли его с землёй! А всё потому, что чай из Иван-чая бодрит, благотворно влияет на организм и, стало быть, способствовал подьёму духа наших солдат! Если не ошибаюсь, витамина С в нём в шесть раз больше, чем в лимоне.
Вот разошёлся-то...
В общем, спасибо ещё раз. *
1
Ростовская область
8475
Спасибо, поучительно. Не помним своих традиций - в моде то фондю всякое, то роллы. Даже в деревне.
Когда ж к истокам вернёмся? 5+
2
Пермь
16288
Прочитал статью, подумал.
Вспомнил что ещё в 80-е годы на охоту в тайгу чай не брали. Заваривали всё то что растёт рядом. А в быту?, приходили с сенокоса, пока чаю из самовара пару стаканов не выпьешь ужин не начинался.
0
юг западной сибири
5953
помняться чаи с детства в бассейне лесхоза, за деревянным столом самовар, деревянная посуда человек 5ть засядем и 5 л.самовар пока не закончиться.
1
Пермь
16288
som133, Приятные воспоминания, после бани пока кружки 5-6 не опрокину не успокаивался.
0
Новосибирск (родился в Болотнинском районе, деревня Хвощевая)
1836
Хороша картина,но от чая,мужики так веселиться не будут.
2
Новосибирск
54
душевно написано... спасибо за просвещение!!!
0
Тольятти
488
Спасибо, Леонид. Прочитал с удовольствием)).
0
Казахстан, Актобе
23309
Мало познавательно, так и приятно!
-2
Новосибирск
24529
Интересно!
0
Пермь
16288
СергейСт, Кандагач, 61natubo спасибо мужики, сам был в приятном удивлении когда попало на глаза. Особенно удивил срок появления чая на Руси. До этого считал 2 столетия раньше.
0
Пермь
16288
ВЛАДЕК, Вернулся из "санатория", а за окном метель как в хороший февраль.
0
Пермь
16288
Агеич, Барыня прикажет, так для услада её души не так запляшут )))
0
Тольятти
488
Кажется только я один понял, что хотел сказать наш коллега Кандагач, выражающийся иногда так, что смысл сказанного меняется на противоположный, за что он минусы получает)).
Полностью его фраза выглядит так : "Мало (того, что) познавательно, так (еще) и приятно!".
Пальцы на клавиатуре у Александра не всегда успевают за полетом его мысли)).
1
новосибирск
1056
Агеич, а левее самовара разве не причина для веселья лежит? 2 штуки.
2
новосибирск
1056
Интересная информация +
0
НОВОСИБИРСК
19555
Так вроде и чай теперь,-"всему голова". Молодцом.
0
Казахстан, Актобе
23309
ВЛАДЕК, спасибо! Минусы кто то ставит по любому, в каждой публикации, где участвую- и это хорошо! Значит человек неравнодушный, бдит. Вот и Степному минус влепили, а мне может просто за компанию... Леонид то хорошую информацию выдал- у нас чай на первом месте.
-2
Казахстан, Актобе
23309
khonim, так "барыню" и отплясывают!
-1
Тольятти
488
khonim, Леонид, благодаря Вам, пришлось почитать поподробнее о художнике-передвижнике Корзухине и посмотреть его картины в интернете. Они разбросаны по многим местам - и в Третьяковке, и в Русском музее, и в Удмуртии, и в Грузии.
Вот, например, эта картина, описывающая семейный отдых на природе, находится в Харьковском художественном музее.
Кстати, и в Перми, в Пермской государственной художественной галерее, есть картина Корзухина с интересным сюжетом. Называется "Надоел".
2
Kem
0
Степной, если все было именно так, как Вы пишете - не могу понять, зачем немцы "с землей сравняли" это производство?? - могли бы дух своих солдат поднимать. Или на немецкий организм напиток действует иначе, чем на русский?
0
новосибирск
1056
Kem, а кто бы им травки нужные собирал? А под пистолетом им тако-ого наберут. :-)
0
Kem
0
nva61, а чтобы денег заработать и детей прокормить все с окупированных территорий через линию фронта на работу ходили?
-2
Пермь
16288
ВЛАДЕК, Особо понравилось как автору удалось преподнести расстановку блюд в процессе чаепития. Чаепитие именно как церемония торжественная, праздничная, семейная.
0
Деревенька у реки, Центральное Черноземье
445
Kem, этот любопытный факт жена летом нашла в областной газете. Была публикация о лечебных травах. А насчёт перспективы использования немцами для своих - сколько они на орловско-курской дуге продержались-то?.. Понимали, что нет у них такой перспективы.
0
Деревенька у реки, Центральное Черноземье
445
Кандагач, сват, минус минусу рознь. Ещё как-то объяснимы они, когда кто-то кого-то, очень ранимого, задел иным мнением. Хоть и не на что тут обижаться: один считает так, другой - по-своему; обменялись достойно - на том бы и конец. Если высказывания "иллюстрировались" грубостью или вызывающе неверны, абсурдны, тогда минусы понятны всем. А вот когда "минусуют" позитивный, безобидный материал, как говорят, на "почве личных неприязненных отношений" - это уже кричащий "штришок" с вопросом к самому минусующему: а адекватен ли ты, дружок? Надежда на лучшее есть, если по горячке раз-другой не сдержался и так вот позлобствовал, пар выпустил. Вроде как пенёк или колесо у машины попинал. Но три и больше подряд - это уже настораживающая система и надо бы заглянуть к "узкому специалисту по голове".

У Александра Дольского есть интересные мысли в давнишней песне "Обращение к друзьям" - вот несколько строк из неё.

Есть порой у нас забота
Отводить навет и ложь.
Если стоишь ты чего-то,
Без врагов не проживешь.

Различать врагов не сложно;
Так на свете повелось:
Чем враги твои ничтожней,
Тем безудержней их злость.

Припев:

Ну что за жизнь, когда кругом
Одни друзья и их не счесть,
Никто не стал твоим врагом -
Не заслужил ты эту честь.

От меня и ныне здравствующему автору этих строк большущий плюс и многих лет! А минусовавшему (мину совавшему) за комментарий об иван-чае и схожих его досадных срывах на выступлениях других пользователей - товарищеское пожелание: голубчик, не доводите позывы до системы, боритесь с собой. А там - как уж совладаете. Я не в обиде - понимаю... Если хоть как-то подлечивает - продолжайте. Рад буду пособить с "лекарством" и далее.
1
Казахстан, Актобе
23309
Степной,сват, вот и я не в обиде, и публикация Леонида мне по душе. Уверен, он впредь будет выдавать позитив, дай бог ему здоровья!
0
Пермь
16288
Кандагач, Да минусы в Ваш адрес это ещё тот Хеллоуин.
Сначала относил это на младенчество, затем на что то "личностное".
Смотрю Вы ведете себя достойно. Не красиво эмоциями разбрасываться в отношении не знакомого человека, проживающего за многие километры.
Не нравиться сложение предложения, ставьте глагол в конце предложения. Заметно что школа старшины роты закалила к подобным выходкам.
Ваша позиция вызывает огромное уважение.
0
Деревенька у реки, Центральное Черноземье
445
Kem, затеялся найти ту газету со статьёй об Иван-чае и уничтожении фашистами его производства, но не получилось - сгорела в печке при растопке. Однако исторический факт сей, оказывается, широко известен. Орловскую область в комментарии я назвал предположительно, написав "кажется" - сам статью не читал, слышал в пересказе. Местечко это называлось Копорье под Ленинградом. Отсюда и заварка из Иван-чая именовалась копорским чаем. Вот здесь посмотрите о той немецкой военной операции:

https://www.youtube.com/watch?v=-7dl4Q70d60

А два способа заготовки кипрея, если заинтересует, найдёте здесь:

https://www.youtube.com/watch?v=obRpKBeKOi4
0
Kem
0
Степной, я в курсе. Вопрос-то остался - зачем было "ровнять с землей", а не использовать в своих целях? Времени дляэтого, как Вы сами теперь понимаете, было более чем предостаточно.
0
Деревенька у реки, Центральное Черноземье
445
Kem, ошибки врага нам на пользу. Меня больше интересует другое: почему до сих пор производство копорского чай не возраждено? Выгодное ведь дело издавна - вот выдержка из статьи в интернете "История Иван-чая".
Из России "...Англия и Дания получали тысячи пудов Иван-чая. А в Пруссию и Францию он шел контрабандой. Статья о нем даже вошла в Большую Британскую энциклопедию. А ведь Англия владела огромными колониями, в том числе Индией, где выращивался обычный чай. Но ему предпочитали Иван-чай английские пуритане, которые имели возможность сравнивать и выбирать лучшие в мире сорта.
...Сотни пудов этого продукта использовались в России. Ценили его сибиряки и голландцы, донские казаки и датчане. Позже он стал важнейшей составляющей и в российском экспорте. После особой обработки Иван-чай отправляли морем в Англию и другие страны Европы, где он был также знаменит, как персидские ковры, китайский шелк, дамасская сталь. За границей Иван-чай называли русским чаем!"
0
Kem
0
Степной, http://ivan-tea.tomsk.ru/new/assort
а вообще-то мыслью было то, что если есть явные "нестыковки" историй с логикой, то имеет смысл задуматься. Возможно - не всему верить в этих историях.
В частности - что англичане препочитали индийскому чаю иной.
0
Казахстан, Актобе
23309
khonim, спасибо!
0
Пермь
16288
Степной, посмотрел ссылки, крайне удивился когда увидел кипрей пропущенный через мясорубку и просто нарезанный ножом.
Впечатлило! Отличная подсказка к моим опытам с отварами, настойками. СПАСИБО!
0
Деревенька у реки, Центральное Черноземье
445
Kem, да, через интернет сейчас что угодно можно найти. Не посмотрел. У нас в магазинах Иван-чай не видел никогда. А тот же цикорий - аж несколько сортов. На мой вкус лучший - ярославский. Не знаю, насколько верна процитированная информация о пристрастии англичан к русскому чаю в те времена, но в наши, отведав, как уже говорил, Иван-чай у друзей, - на нынешние индийские из магазина не променяю. Правда, не знаю, насколько эти чаи действительно индийские и насколько нынешние отличаются от произведённых в те времена.

Леонид, к способу с прокручиванием через мясорубку отношусь с некоторым недоверием, быть может, и необоснованным - слишком уж просто. Натыкался мимоходом на не в пример замороченную методику, начинающуюся ошпариванием сырья кипятком. Надо бы поизучать. Иван-чай заинтересовал совсем недавно. У нас его много и места чисты экологически, а "качество" заварок из магазинных упаковок давно разочаровало. Что и стимулирует поиск действительно натурального продукта с полной уверенностью отсутствия в нём, условно говоря, "полезного в небольших дозах пальмового масла". До лета, надеюсь, с этим разобраться и тогда информацией с Вами, если пожелаете, поделюсь. Мы травимся едой, водой и воздухом, потому от произведенного неизвестно как "чая" в наши диковатые предпринимательские времена очень хочется поскорее отдалиться. С остальным у нас тут всё в порядке.
0
Казахстан, Актобе
23309
Степной, в Семипалатинске, в местечке, где я служил, ничего не росло и даже комары не водились. И только в одном местечке, в уголке у "колючки" как то обнаружил карликовый кустик шиповника- без цветов и плодов. Изредка мы с земляком обрезали тонюсенькую веточку и несколько листочков и заваривали тайком чайник, выпивая его с наслаждением.
Одну осень и всего несколько раз, а в памяти лежит на генетическом уровне.
Сейчас я с душою собираю степной шиповник, очищая руками каждую ягоду.
Это к чаепитию.
0
Пермь
16288
Степной, Буду рад узнать новое.
Занимаюсь сбором корневищ (очень давно) а не травами.
К знаниям двойственное чувство, ими можно не только лечить но и губить. Например нарушение кровообращения в мозгу.
0
Деревенька у реки, Центральное Черноземье
445
Кандагач, и шиповник, и боярышник, и тёрн присутствуют в заварочном "арсенале". Бросил несколько сушёных ягодок в литровый термос, залил на ночь кипятком - и на весь день с "бутербродиками" из хлеба с домашней хлебопечки, своего масла из козьего молока и своего же мёда с луговых и лесных медоносов дальнего края области... А чай на липовом цвете!.. Даже вспомнить вкусно. Очень жаль горожан-россиян, питающихся из нынешних магазинов... Летом разговаривал с женщиной-психиатром, лет семьдесят ей, говорю: "Детство должно быть деревенским, босоногим... И закат земного пути лучше провести средь зорь, лугов, лесов, гомона птичьего, снегов чистых... То есть в деревне". Взглянула изучающе и ответила с горечью: "Слишком поздно мы это понимаем..."
2
Казахстан, Актобе
23309
Степной, да, понимание приходит со временем, если есть хоть какая то тяга к природе. А это чувство ныне зачастую заглушено.
0

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх