Седой тополь и погибшая деревенька среди озер.

Всю жизнь я езжу на охоту и рыбалку на озера,где когда-то была великолепная деревня Кайлы на живописном месте между двумя богатыми озерами. Какие же все-таки были мудрые раньше люди,когда располагали села на таких замечательных местах! Высокое место,пастбища,плодородные поля,несколько рямов с брусникой! Обширные покосы,клубничные поляны с вкусной,ароматной ягодой! Огромная березовая роща около двух километров с груздями! На озерах ловили красивого,желтого карася,а уток стреляли прямо с огорода. А какие там были работящие люди? Ферма гремела по всему району,а ее управляющий Шагаев был награжден Орденом Ленина!  Было море скота около двух тысяч голов,сеяли хлеб белее тысячи га. И вот уже давно все это рухнуло! Ликвидировали ферму,люди разъехались и все порушилось. И как больно смотреть на это мрачное зрелище...На фоне великолепных озер и такая мрачная картинИ только старый,седой тополь помнить какие изумительные утиные перелеты пролетали прямо над ним! И только он хранит тишину до открытия охоты. А от дома остался только один фундамент.И эта традиция до сих пор продолжается. Так же охотники встречают перелеты утиные возле него, но уже  намного и намного меньшего количества. А в березовой,грибной роще разбивают стан и отдыхают.Да,погибла деревенька,порушились дома,но твои кормовые ,богатые озера еще долго будут нас радовать классной охотой и кормить вкусными,красивыми карасями! А память о тебе и древний тополь, и я - будем хранить всю оставшуюся жизнь!

голосов: 13
просмотров: 2002
lesnik53, 14 июня 2016
4357, Чумаково Новосибирская обл.

Лучшие комментарии по рейтингу

Комментарии (53)

5122
Казахстан, Актобе
14 июня 2016, 9:21
#
+1 1
От души...
Ветлы многовековые у нас спалили немедля, а уж потом и камни крошили.
Сейчас что то восстанавливается, но уже без деревьев.
"О времена, о нравы..." +++
134
Тюмень
14 июня 2016, 10:38
#
+0 0
5++
558
новосибирск
14 июня 2016, 10:55
#
+0 0
+
Типичная картина сибирской деревни :-((
Я думаю у многих из нас имеются памятные сердцу места с мертвыми остовами зданий, грустно и больно...
4357
Чумаково Новосибирская обл.
14 июня 2016, 15:01
#
+0 0
nva61, А мне тем более,видя это каждый раз,бывая на охоте и рыбалке.
4594
Новосибирск
14 июня 2016, 21:30
#
+0 0
Да дядька, не одна она такая деревенька, у нас в России! А места действительно красивые! За рассказ 5+.
4357
Чумаково Новосибирская обл.
14 июня 2016, 22:29
#
+0 0
61natubo, Да,Саня,совершено верно. Сколько хлеба,мясо могло тут вырасти.Сидишь вот так зорьку утреннюю,стреляешь,удовольствие получаешь. Рассветет,а перед глазами дома безголовые вдалеке видятся. Жили люди и дома живые были. Позвоню,бывало,другану Петрову,узнаю подошла ли северная?. И если так - лодку в ходок и вперед на озеро! Идет ли рыба - сети в мешок мухом на озеро! А сейчас только тополь седой шелестит в ответ листвой и грит мол:" Все что могу!"
1344
Новосибирская область Тогучинский район
14 июня 2016, 23:05
#
+1 0
Приняла страна людей с Донбасса, много воспитанников- сирот из детских домов. Востанавливай Российские села государство, заселяй их новыми людьми. Ан нет. Всем город, многоэтажки и благоустройство подай.
сообщение отредактировано 14 июня 2016, 23:05
1344
Новосибирская область Тогучинский район
14 июня 2016, 23:06
#
+0 0
хороши караси Валерий Николаевич!!!
841
Новосибирск
15 июня 2016, 6:31
#
+0 0
+5
4357
Чумаково Новосибирская обл.
15 июня 2016, 7:24
#
+0 0
Арбалет, Совершено верно,дружище!
4357
Чумаково Новосибирская обл.
15 июня 2016, 7:25
#
+0 0
Арбалет, Они не только таковы,они еще вкусны!
52
г.омск
16 июня 2016, 16:28
#
+0 0
были плохие не ловил бы.
5622
Ростовская область
17 июня 2016, 19:28
#
+0 0
Больно за Русь! Именно деревня - хранительница вековых устоев, а с нею вот так... Для охотника вроде и хорошо - диких мест больше, да только не задичать бы вовсе, тенденция есть, однако! *
4357
Чумаково Новосибирская обл.
17 июня 2016, 20:48
#
+2 0
КАМыч, Для охотника особо не хорошо безлюдная деревня.Когда она живая была и дичи море было на озерах. Видать и ей не комфортно безлюдье в заброшенной деревеньке.
5122
Казахстан, Актобе
17 июня 2016, 22:21
#
+0 1
lesnik53, это так! При обилии чабанских точек в глухой степи и дичи было гораздо больше. Забросили степь и зверье измельчало и поубыло.
4357
Чумаково Новосибирская обл.
17 июня 2016, 23:30
#
+0 0
Кандагач, Все верно,дружище.
4357
Чумаково Новосибирская обл.
18 июня 2016, 6:06
#
+3 0
Кандагач, Не сеят поля - утки вразы меньше и касача стала. Не стала скота - пастбища заросли и в несколько раз уменьшился заяц.Он не любит высокую траву. Зато увеличились весенние палы и сгорает море леса.
5622
Ростовская область
18 июня 2016, 9:12
#
+0 0
lesnik53, и то верно. А ещё нынешние агротехнологии: комбайны импортные потерь почти не допускают, да и убранное поле дискуют сразу же - негде уткам зерном пробавляться. Гербицидами сорняк травят - опять дичи не на пользу. Где у нас фермеры безденежные по-старинке вынуждены пахать-сеять-убирать, там и зайчик крутится, а на полях агрохолдинга - чисто, как на асфальте. Животноводством почти не занимаются - сенокосы бурьяном, да деревцами позаросли.
5122
Казахстан, Актобе
18 июня 2016, 9:58
#
+0 1
Все верно и вопрос когда это исправится, это вопрос времени. Здесь я оптимист.
Потихоньку начали поднимать село у нас. Сам занялся скотом, поскольку кредитование божеское.
Охотников достойных поубавилось- ничего! Тоже восстанавливаем ряды.
Сейчас сами взялись за наведение порядка в обществе - тоже вопрос времени, но взялись.
Молодежь в первых рядах, от 30, до 40 лет.
4357
Чумаково Новосибирская обл.
18 июня 2016, 13:06
#
+0 0
КАМыч, А какие были классные озимые,где заеза ночами питался и носился от удовольствия,как угорелый!
5622
Ростовская область
18 июня 2016, 15:20
#
+2 0
lesnik53, на озимке и сейчас косые скачут, да только куда ни глянь - колёсами всё искатано. Ресторанный бизнес из дичи обороты набирает, вот и добавились, помимо прежних форточников, бизнес-стрелки, работающие на дядю. А что, выгодно: за зайца, утку, фазана по 1000 дают, за бобра - 5000. По копытным, ясно, другой расклад. А просторы у нас большие, отловить трудно. Да и не будут егеря из частных хозяйств из-за зайца особо упираться, им бы копытных уберечь. К тому же карабин + ночник "помощники" бракам. Часто встречаются мне на охоте "новые русские охотники". Упакованы по высшему разряду, как спецназовцы, а за зайцем в обратную сторону по следу идут, лисий след от собачьего не отличают...
4357
Чумаково Новосибирская обл.
18 июня 2016, 16:24
#
+0 0
КАМыч, У нас озимых и в помине нет,а значит и проблем таких нет.
0
Новосибирск
18 июня 2016, 19:15
#
+1 3
Карась на 90% там глиставый! Не вижу смысла вкладываться в умирающие деревни! Бюджет лучше экономить.
5122
Казахстан, Актобе
18 июня 2016, 20:44
#
+1 1
RGD, не надо вкладываться. Лучше на глисты провериться... Без бюджета.
сообщение отредактировано 18 июня 2016, 20:47
4357
Чумаково Новосибирская обл.
18 июня 2016, 21:29
#
+2 0
RGD, Ты с головой дружишь,коллега? Ни одного такого карася за последние года я там не поймал и не надо маразм включать. Вот такие умники в хрущевское время развалили сельское хозяйство и ликвидировали работящие деревни. В селе человек сам себя кормил,семью и сдавал мясо,молоко и картофель государству. Переехал в село - стал дармоедом своей страны.
4357
Чумаково Новосибирская обл.
18 июня 2016, 21:30
#
+1 0
Кандагач,Дружище - в точку!
4123
Станция Акчурла
20 июня 2016, 13:33
#
+0 3
Конечно. Часть заметки - где описывается тополь, грибная роща и карасиные озерки с потрясающими утиными перелетами - затрагивает душу охотника, попутно вызывая ностальгию о прошедших временах.
А вот та часть где описываются тучные стада и богатейшие пашни - вызывает двоякое чувство. Люди действительно работали на земле - кто как мог - а вот результат...
В 1991 году я с отцом приехал погостить на его Родину,, село Мормыши, не помню район - не то Мамонтовский, не то Романовский - они рядом. Вечерком завели разговоры под самогонку - один старик, еще старше моего отца (1920 г рождения) сильно возмущался прошедшими шахтерскими забастовками:
- А если я завтра забастую! Хлеб сеять-убирать не буду! А если моя жена коров доить перестанет! Что есть страна будет? Да я всю жизнь работаю - хлеба впервые досыта наелся в 62 году!
Время было перестроечное, мы все были начитанные, узнавали много нового. Я деду и ответил:
- Наелся в 62 году ты хлеба потому что тогда впервые СССР закупил в Канаде пшеницу за валюту - и это еще вопрос - кто кого накормил - крестьянин рабочего или наоборот.
Награжденный орденом Ленина управляющий - это вообще не показатель. Лучший среди худших?
У нас в городе с времен СССР есть два героя соцтруда, одного я знаю очень хорошо, вместе работали, правда я тогда семнадцитиленим пацаном походил практику на том же участке, потом работал после армии.
Получить героя за рекорд (который действительно поставили при соответствующей подготовке фронта работы), мог любой другой бригадир, но этот был коммунист и чертовски хорошо играл на баяне при проведении разных пьянок-мероприятий. Поэтому его и выбрали. Теперь герои получат по сотке с лишком пенсии и доживают век окруженные пристальной заботой близких.
https://otvet.mail.ru/question/16205436
https://newsland.com/user/4297663821/content/pochemu-sssr-nachal-massovye-zakupki-amerikanskogo-zerna/4115661
Сейчас же Россия полностью обеспечена свои зерном, в том числе твердых сортов, часть идет на экспорт (лень искать ссылки), еще пару лет санкции-эмбарго продлятся - и с мясом будет тоже самое.
Хотя делать прогнозы это не мое призвание...поживем увидим.
4357
Чумаково Новосибирская обл.
20 июня 2016, 16:38
#
+1 0
СКИф,А этот результат,когда остались только безголовые дома(кстати,обрати внимание,что они были построены однотипно ПМК бесплатно для колхозников) лучше,чем тогда,когда был живой колхоз и все крутилось? Сдавали мясо,молоко и хлеб государству? А сейчас - только дырка от бублика! И не надо думать,что ордена получали не по заслугам. Я управляющего этого знал,как заботливого человека о людях,работающего чуть ли не 24 часа в сутки ,соответственно и отдача такова была от работников. Почему и гремела его ферма по всему району. Хлеб на нашей пекарни был изумительный в то время. А сейчас - не возможно есть!
4123
Станция Акчурла
20 июня 2016, 18:42
#
+0 0
lesnik53, тогда и морковка слаще была. Идет пацан грызет чеснок - прохожий спрашивает:
- Вкусно?
- Ага! Колбасой пахнет!
Николаич, вкус той колбасы помнишь? Вряд ли.
сообщение отредактировано 20 июня 2016, 18:47
4357
Чумаково Новосибирская обл.
20 июня 2016, 19:01
#
+1 0
СКИф, А вот насчет морковки лукавишь,дружище. У меня жена такую вкусную,сладкую выращивает,что аж медом отдает! А колбасу я в то время не покупал и вкус ее не знаю.)))) Мы свою делали,добавляя туда ингредиенты из мяса лосятины.))))
сообщение отредактировано 20 июня 2016, 19:07
0

21 июня 2016, 4:39
#
+0 0
Спасибо за рассказ, хорошо и правдиво написано.Прекрасная природа и достойные люди.
4357
Чумаково Новосибирская обл.
21 июня 2016, 6:23
#
+0 0
ЗояТим, Спасибо,коллега! Действительно, достойный комментарий!
5122
Казахстан, Актобе
21 июня 2016, 8:55
#
+0 0
Я не думаю что России было бы хуже, если подобные деревеньки сегодня процветали, хоть с орденоносцами, хоть без них. Лишь бы без уравниловки, безделья и безудержной пьянки.
В рассказе не ностальгия, направление в будущее - "За достойными карасями!".
Поддерживаю.
558
новосибирск
21 июня 2016, 9:10
#
+1 0
СКИф, Сергей, так ведь это Россия полностью обеспечена своим зерном, а не СССР. Это же две большие разницы. И "Варшавского договора" больше нет и братскую помощь народам Африки не оказываем. Скотины поубавилось в разы и можно вместо фуражной растить товарную пшеницу. Ртов поубавилось вот и стало хватать хлеба с полуголых полей. А мясо долго растет, за два года не поднять.
4123
Станция Акчурла
21 июня 2016, 9:31
#
+1 2
nva61, Василий, я же не спец-аналитик. Что видел-вижу то и комментирую. Если алтайский мужик наелся досыта хлеба по его словам в 62 году - это его слова, я не придумал это. Если в Алтайских-Новосибирских деревнях не было колбасы-масла и это я видел, мы туда постоянно возили, шахтеров то колбасой мало-мало кормили. Экономика была такая - самоедская. Работали ради работы. Крестьяне гробили халявную технику на раз. Дадут новую, в придачу к ордену. Про полуголые поля ты сказанул как то не подумавши. Раньше помню всеми совхозами растили стремную пшеничку 40 см высотой. Сейчас в Промышленовском районе зерновые "Ниве" выше бокового зеркала вымахивают, а там где ни хрена не растет по бурьяну зайцы и косачи бегают.
558
новосибирск
21 июня 2016, 10:50
#
+3 0
СКИф, я согласен, технологии шагнули и производительность возросла, а деревенские колбасу раньше ели в охотку, потому что мясо надоедало. У нас обычно было две коровы с молодняком, овцы, козы, птица, кролики, и зачем в магазин за маслом ходить? А сейчас в деревнях на полках стоит "Веселый молочник" и масло сплошь из добавок, а на полях и покосах осот растет, а его ни зайцы, ни утки, ни косачи не едят, потому их меньше и стало.
134
Тюмень
21 июня 2016, 11:25
#
+5 0
Не думаю, что уважаемый lesnik53, когда писал рассказ, думал о том, что теперь обсуждается в комментах.. Рассказ с налетом ностальгии и романтики, что присуще охотникам, хорошо читается, фото хороши, мне лично тоже навеял ностальгию по былым временам.... Ребят, давайте скажем ему спасибо и перестанем обсуждать кто кого кормил и что-где растил и когда.... не о том человек сказать хотел...
4357
Чумаково Новосибирская обл.
21 июня 2016, 16:23
#
+0 0
nva61, Совершенно верно,дружище! У нас рухнули почти все колхозы и поля не просто полуголые,а вообще голые! Сено возим с деревни на мое поле,чтобы сделать скрадки! Маразм голимый! Поля без соломы - все позаросло. Молока в поселке уже стало сложно купить у частника и какой год с города возят в деревню,которое пить не возможно! Все перевернулось с ног на голову!
4357
Чумаково Новосибирская обл.
21 июня 2016, 16:26
#
+0 0
СКИф, А вот тут я с тобой не согласен. Еще в детстве не далеко от нас была маслоьойка,где принимали молоко в обмен на масло. И почти в каждой деревне такое было. Масло было желтое и просто великолепное! Так,что ересь не гони на сельчан.((((
4357
Чумаково Новосибирская обл.
21 июня 2016, 16:28
#
+0 0
ОСВ, Долгих лет и крепкого здоровья тебе,коллега,за добрые и праведные слова!
4123
Станция Акчурла
21 июня 2016, 16:44
#
+1 1
ОСВ, каждый видит то что хочет увидеть. Все повествование Лесника пропитано минорным духом. Также и комментарии. Вот раньше была жисть, а теперь то и хлеб есть невозможно, а в те времена буханку смолотить в одного можно было запросто. И колхоз то был богатый, только парни из армии уходили и домой старались не возвращаться. Вот и разрушилось эта искусственная крестьянская конгломерация - никто же людей оттуда не выгонял. Василий вот говорит раньше деревенские колбасу ели в охотку, если брат из города привезет.Мясо им надоело - до холодов только карасями из этого озера и перебивались. Шукшина перечитайте, у того все как есть - и без признака минора.
Я конечно не Макарыч, но дословно процитировать монолог бабы Ани смогу(деревенская соседка по охотбазе):
- Посмотрю я на эту молодежь... как врубят свою шарманку(магнитофон)... то ли дело когда мы молодые были...за околицей...гармошка, парни, девки до утра песни поем...хорошо! Домой придем сядем на пол...земляные полы соломой застелены... и вшей друг у дружки бьем.Хорошо! - это она вспоминая молодость, не лукавила, рассказывала искренне.
А тут. Развели ностальгию, ладно бы по охоте, это святое - а о сельском хозяйстве периода плановой экономики. Не люблю нытиков - и после некоторого раздумья решил попытаться развеять эти пораженческие настроения.
134
Тюмень
21 июня 2016, 16:47
#
+2 0
СКИф, нормально все пропитано мужики... и у него и у тебя.... все путем ...
4123
Станция Акчурла
21 июня 2016, 16:56
#
+0 1
lesnik53, я так понимаю твое детство пришлось на начало 60-ых, теперь скажи мне где такое было в середине 70-ых.Я вообще не гоню - так, для поддержки разговора. А вот у нас, из близлежайшего села, где маленькое стадо - против тех тучных стадищ которые были в те времена и молоко возили пятитонными машинами каждый день "Уазик" развозит несколько бочек, как из под кваса, не знаю их объем - и это молоко разбирают за несколько часов, бывают очереди. Настоящее молоко есть - и его много.
А что молока не в каждой деревне купишь - это точно - видимо нужен специальный указ принуждающий иметь в каждом дворе корову. Только что это будет за молоко - вопрос?
4357
Чумаково Новосибирская обл.
21 июня 2016, 17:06
#
+3 1
СКИф, Тут никто не ноет,а делятся воспоминаниями хорошими о далеком прошлом и живых, рабочих деревеньках.Только таковы поселения давали хлеб и мясо во время войны на фронт.Была такова деревенька Мартемьяновка в Урмане,откуда родом моя жена.Забрали всех мужиков на фронт и остались одни бабы и дед старенький. Все отдавали фронту и чтобы не помереть с голода,дед за зиму добыл 15 штук лосей,а бабы мясо вывезли с леса. И деревенька не погибла. А сколько я сено переметал вручную - море! И как высокому, всегда доставались длинные, стоговые вилы. Жара,зной,а после сенокоса вечером в речку купаться с мылом и вехоткой! С весельем и нырянием через реку. Красота! А ты в этом светлом прошлом только и узрел вшей...,историк доморощенный!
4357
Чумаково Новосибирская обл.
21 июня 2016, 17:18
#
+4 0
СКИф, В 70 у нас был крупный маслозавод и на коньке с бочонком ездили принимали утреннее молоко. И по не плохой цене. Взамен давали абрат,коим кормили поросят. О хочу еще раз повторить,что вот на таких работящих деревеньках держалась все века матушка наш Русь! И не только работящий народ там жил,но и отличные охотники сибирские. Которые потом отстояли нашу древнюю Москву от захватчиков,а в Сталинграде,где сражался мой батя,сибирские снайперы били фашистов прямо в глаз,как белку в тайге!
4357
Чумаково Новосибирская обл.
21 июня 2016, 17:24
#
+4 0
СКИф, А ни кого не надо принуждать держать корову. Надо создать просто условия для этого. Льготное ГСМ для села,нормальные заготконторы для приемки мяса,а не этих барыг спекулянтов,которые за дарма его закупают. Нормальная цена на молоко. Льготный кредит на технику. И все закрутиться!
4123
Станция Акчурла
21 июня 2016, 18:51
#
+1 0
Ах глупый скиф доморощенный
Не знает жизни он совсем
В наш век - интернопросвещенный
Встревает с он вразрез со всем
Что дорого нам - обольщенным
Мечтою в светлый рай - Эдем
Уснет сегодня восхищенным
Проснется - вот и нет проблем
Льет молоко потоком пенным
Иль это пиво стало белым
Как масло из него сбивать
Нам теоретикам диванным
Все по плечу, едрена мать
5122
Казахстан, Актобе
21 июня 2016, 19:11
#
+1 0
Я за карасей!
Может среднее положение деревни между вчерашним и сегодняшним в самый раз- надо у Светы уточнить.
4357
Чумаково Новосибирская обл.
21 июня 2016, 22:39
#
+1 0
Кандагач, Зачет,дружище! Только что приехал. Около ведра желтых карасей с озера возле этой как память деревеньки!
4357
Чумаково Новосибирская обл.
21 июня 2016, 22:41
#
+0 0
СКИф, Дружище,вот поэт с тебя действительно настоящий,чем историк-прозаик!)))) За что респект!
4357
Чумаково Новосибирская обл.
22 июня 2016, 10:38
#
+1 0
Кандагач, Дружище,уже на сковороде прыгают свежаки!
5122
Казахстан, Актобе
22 июня 2016, 21:46
#
+1 0
lesnik53, вот я за это!
4357
Чумаково Новосибирская обл.
22 июня 2016, 22:02
#
+1 0
Кандагач, Деревня погибла,а озера - живее всех живых! И караси золотые,и дичь водоплавающая,как любили их при живых людях - так и без них разводятся на этих просторах! Горько,но природа вечная,а человеческая жизнь коротка. Как поселения старинные...

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх