Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Отчет о поездке на берег Ледовитого океана. Заключительная часть.

ДЕ-ЛОНГ Джордж Уошингтои (22.VIII 1844 - ЗО.Х 1881)

Американский полярный путешественник. Р. в Нью-Йорке. Окончил Морскую академию США (1865).

В 1879 на судне  отправился на поиски экспедиции Н. А. Э. Норденшельда. Дойдя до берегов Камчатки, выяснил, что судно , на котором совершал путешествие Норденшельд, освободилось от льдов и вышло в Берингов пролив.

Американский офицер рассчитывал по так называемому «открытому полярному морю» дойти до крыши мира. В Чукотском море, в районе острова Геральд, «Жаннетта» попала в ледовый плен, от которого не смогла освободиться в течение двух лет. «Жаннетту» несло на запад вдоль края шельфа, в сторону от глубоководного бассейна, откуда только и можно было попасть к конечной цели — на Северный полюс. 17 мая 1881 г. льды принесли судно к острову, который был назван островом Жаннетты. А через восемь дней судно придрейфовало к другому неизвестному острову, названному именем Генриетты. Судно, приблизившись к острову, стала испытывать частые сжатия. 13 июня корпус «Жаннетты» не выдержал и начал распадаться. Через несколько часов судно скрылось в морской пучине. Американцы приняли решение идти пешком к Ляховским островам, а оттуда пробираться на материк. По пути к югу они открыли еще один остров архипелага — остров Беннетта, и соорудив гурий, вложили в него записку о посещении. От острова Беннетта, который Де-Лонг оставил 6 августа, курс был взят на Новосибирские острова. Лодка, в которой плыл Де-Лонг, достигла устья р. Лены. Здесь ее экипаж погиб от голода. Лагерь Де-Лонга, его дневники, судовые журналы были обнаружены в 1882 местными жителями и переданы его спутнику Дж. Мелвиллю, который командовал второй лодкой и был спасен эвенками.

Имя Де-Лонга носит группа открытых им островов в Восточно-Сибирском море.

Через три часа, насквозь промокшие, пристаем к подножью горы. Гора Америка-Хая - место первоначального захоронения 

членов экспедиции Джорджа Де-Лонга. 

У ребят нет сил, чтобы совершить восхождение и решаем переночевать в старой поварне.

Утром поднимается сильный ветер. Выхожу на улицу и на меня пикирует занесенный в Красную книгу России белый кречет – рядом его гнездовье. По рассказам моего рулевого Ивана, в конце 80-х годов белых кречетов было много, но в 90-х их стали усиленно вылавливать. Приезжали из Москвы, Питера, предлагали за кречетов большие деньги.  И теперь эта птица – редкость.

Поднимаемся с верным спутником Тиит Бааской на гору. В марте 1882 года на небольшом острове в северной части дельты Лены, в 20 километрах к востоку от Туматского залива, был найден их последний лагерь, тела моряков и капитана. По всей вероятности, все они умерли от голода, первым скончался Г. Г. Эриксен. На его могиле установлена была доска с надписью, остальных погибших похоронили на высоте Кюегельхая, получившей название Эмиэрпикэ Хайа - гора Америка.  Рядом с телом Делонга был найден его дневник, который он вёл до последней минуты. 

«Суббота. 1 октября 1881 г. 14 человек офицеров и экипажа с полярного судна США „Жаннетта“ высадились на лед. Мы пойдем к западному берегу Лены. Провианта у нас на 2 дня, а так как до сих пор мы были достаточно счастливы, то и не заботимся о будущем.

Воскресенье. 2 октября. Карта моя решительно никуда не годится. Я должен на авось продолжать путь на юг и предоставил Богу довести нас до какого-нибудь поселения человеческого, так как сами себе помочь мы не в состоянии… пищи хватит на 1 день.

Понедельник. 3 октября. У нас осталась лишь полуголодная собака. Да поможет нам Бог. При переправе лед подо мной треснул, и я окунулся в ледяную воду по самые плечи. На ужин ничего другого не оставалось, кроме собаки. Ели все, кроме меня и доктора. Дров мало, ночуем под открытым небом. Мы не согрелись, и высушиться нам не представляется возможным.

Среда. 5 октября. Повар готовит на завтрак чай из спитых чайных листьев… этим мы должны довольствоваться до вечера. Мы можем ждать спасения лишь от чуда — более никакого исхода я не вижу.

Четверг. Все очень слабы…

Пятница. Последняя горсточка чая опущена сегодня в котел, и теперь нам предстоит переход в 35 верст, на которые мы имеем — немного спитого чая и 2 полштофа спирта.

Суббота. Завтра: 20 грамм спирта в полупинте горячей воды. Холодно. Мало дров. На ужин — 10 грамм спирта.

Воскресенье. Отслужили церковную службу, и я отсылаю двух матросов за помощью. Перешли через реку. Снова провалились под лед.

Понедельник. Последние 10 грамм спирта. Съедаем куски оленьей кожи. Истощены окончательно. На ужин — лишь по ложечке глицерина.

Вторник. Буря со снегом. К дальнейшему продвижению не способны. Дичи нет. Больше нет дров.

Среда. На обед сварили две пригоршни полярной ивы в горшке воды. Навар выпили. Мы делаемся все слабее и слабее.

Четверг. Чай из травы. От посланных матросов нет вестей. Нет обуви.

Воскресенье. 30 октября. 140 день экспедиции. Дальше идти нет сил…»

Стоя у мемориала Джорду Вашингтону Де-Лонгу, склоняю голову перед “безумством храбрых”. Оставляем на судовом журнале следующую запись:

Едем по протокам, закидывая спиннинг. Клев рыбы вялый, трофейных экземпляров не наблюдается.

По пути, через каждые полкилометра, на берегу как останки каких-то сказочных существ, белеют скелеты старых ловушек на песца – паас. Иван говорит, что раньше на каждого промысловика приходилось по 200-300 ловушек. Изготовлялись они из принесенных рекой плавников. Все это нужно было постоянно ремонтировать, подправлять, на что уходило целое лето.   В советские времена   промысел песца достиг своего апогея. Труд охотника ценился и поощрялся. Заготовки пушнины приравнивались к добыче золота.  После разрушения СССР интерес к песцовому промыслу иссяк, экономические "реформы", проводящиеся без учета региональных особенностей северных территорий, уклада и образа жизни коренных жителей, привели, прежде всего, к разрушению традиционных отраслей, некому стало заниматься охотничьим и рыболовным промыслами. Коренной северянин издревле одновременно и рыбак, и охотник, и оленевод. Рыболовство и пушной промысел являются единственным источником существования русских арктических старожилов, северных якутов и эвенков. 

Жили охотники в маленьких избушках - холомо, Холомо строится также из плавников, приставленных вертикально к каркасу и обкладывается  дерном, позднее появились рубленые избы В заброшенной избушке - свидетели быта охотников:

Петляем по узкой протоке, временами речку переплывают олени. По пути встречаем многочисленные скопления лебедей. “В последнее время их развелось очень много. Раньше здесь были тысячные табуны гусей, но теперь они откочевали дальше на север, им лебеди не дают житья.”

А вот и табуны гусей. При виде косяков у меня начинает пробуждаться азарт: “Скорее бы 18 августа!”

Останавливаемся перекусить. Сергей, сходив за плавником для костра, говорит мне: “Смотри-ка, вон что-то лежит”.  Иду туда и, о, чудо!, натыкаюсь на мумифицированный скелет древнего бизона! Долго изучаем, фотографирую. По приезду в Тикси надо будет сообщить сотрудникам музея.

14 августа – черный день в моей поездке. Едем обратно в поселок.  Когда начинаем переходить фарватер Лены, которая здесь расширяется до умопомрачения, поднялся шторм. Поворачивать обратно – смерть! Нужно идти вперед и только вперед! Трехметровые волны швыряют наши лодки как щепки, норовясь опрокинуть. От ударов волн в нашей лодке открывается течь – разошлись заклепки. Перебираюсь назад и беспрестанно вычерпываю воду. Вокруг сплошная стена дождя и волн. Наконец-то, совершенно измотанные, пристаем к берегу и тут выясняется, что третья лодка потерялась!  Лодка, в которой ехали две Васи – Тиит Вася и Бачыыка-Вася.

Следующие дни, несмотря на непрекращающиеся шторм, были отданы поискам. В первый день, в надежде, что обнаружим пропавшую лодку, мы не сообщили о ЧП. 16 августа сообщили местным властям о пропаже двух человек и  через инспектора ГИМС в Быковском мы поставили в известность районный МЧС. Почти неделю на двух лодках обследовали ближайшие острова и косы, но ничего утешительного... 20 августа, израсходовав зимние запасы горючего, сквозь шторм пробиваемся в Тикси. В местном МЧС на просьбы поднять на поиски вертолет отвечают, что не было письменного обращения-заявления!?? Приходится писать заявление и на следующий день на 2,5 часа поднимают вертолет, но безрезультатно. В последующие дни вертолет не дают, говорят, нужно получить разрешение на уровне правительства республики???

24 августа, с тяжелой душой прохожу регистрацию на рейсовый самолет до Якутска. Вдруг в зал ожидания вбегает жена Тиит Васи Рахат, плача навзрыд бросается ко мне: “Вася жив! Они сами, на веслах,  прибыли в поселок!!!”

Потом, уже из Якутска, по телефону узнаю, что волной их ударило о скалы и разбило редуктор мотора. Волны выкинули  лодку на безымянную песчаную косу, где они четыре дня, под проливным дождем и ветром, дожидались, когда же ветер стихнет.  На пятый день на веслах прибились к острову, где, наконец-то, разожгли костер и немного обсушились.  На следующий день поплыли, как они думали,  в сторону материка, но вечером вдалеке увидели пролетающий вертолет и повернули в обратную сторону. И, наконец-то, на десятый день прибились к берегу.

Вот такая у меня получилась поездка на берег Северного Ледовитого океана. Хотя в этот раз не повезло, и я не поймал вожделенного тайменя – не отчаиваюсь, в будущем году обязательно повезет!!!

Якутск
8958
Голосовать
Комментарии (3)
омск, подмоск)))
2142
Покорил! При всем при том такие весчи треба фиксировать, ведь не за горами то время когда наши дети будут воевать за шельф. +100. И ваша променажка останется в истории-завидую по белому!
0
Новосибирск
67
Огромное СПАСИБО!!! Как сам съездил - фото впечатлили! Мечтаю побывать в тех краях, но..... Здоровья и удачи!!!
0
п.Кольцово
29
Спасибо,очень впечатляет!!!Читал на одном дыхании,у вас талант писателя,читаеш и читать хочется.
0

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх