Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Три дня в аду

На этой неделе Следственный комитет объявил о завершении расследования незаконной охоты и крушения вертолета на Алтае в январе 2008 года. В той авиакатастрофе погибли семь человек, в том числе представитель президента в Госдуме Александр Косопкин. Четыре человека выжили. Троих из них следствие считает виновными в незаконной охоте (максимальное наказание — два года лишения свободы): Бориса Белинского, который лишился там обеих ног, Анатолия Банных и Николая Капранова. Расследование шло в закрытом режиме, поэтому вокруг “чиновной охоты” клубилось множество слухов, которые до сих пор не развеялись. Чтоб внести ясность, журналист “МК” встретился с Анатолием Банных. Разговор состоялся примерно месяц назад, когда расследование еще шло полным ходом. Сегодня мы публикуем рассказанную им историю той злосчастной охоты.

Анатолий Банных сам родом с Алтая. Крупный предприниматель, занимал высокие посты. Несколько лет назад уехал в Москву в качестве вице-премьера и полномочного представителя Республики Алтай. После крушения вертолета ушел со всех постов по собственному желанию.

Последние лет пять Банных дружил с Косопкиным. Возил к себе в родные края на охоту и рыбалку. Всегда все было успешно, но за год до катастрофы — в 2007-м — случилась неприятность. Косопкин приехал к Банных на Алтай с супругой и друзьями — Белинским и Ливишиным. Арендовали вертолет, поехали на охоту. Добыли огромного лося, марала, козерога, а когда улетали, Наталья, супруга Косопкина, залезая в вертолет, подвернула ногу и сломала ее в четырех местах.

Вертолет пилотировал Владимир Подопригора — лучший, по мнению Банных, профессиональный летчик Республики Алтай. Он сказал тогда Косопкину: “Сергеич, на следующий год приедешь, я свожу вас на охоту, и все будет хорошо. Прости, что так вышло. Мы целлофан в вертолете постелили, чтоб не залить кровью, и она на нем поскользнулась”.

Очередная охота, намеченная на январь 2008-го, должна была компенсировать неприятный осадок, оставшийся после того случая. Косопкин и Банных целый год ее обсуждали и планировали. В итоге все сложилось. Вопросы с лицензиями на санитарный отстрел решил добрый знакомый Банных — Виктор Яшбаевич Каймин, председатель Республиканского комитета по охране и использованию объектов животного мира. Подопригоре доверили выбрать вертолет. Он посоветовал арендовать самый лучший — у местного филиала “Газпромавиа”.

Аэропорты в крае были закрыты до 7 января. Банных говорит, что всей компании — Подопригоре, Вялкову, Ливишину, Белинскому — не хотелось никуда ехать в новогодние праздники. Но Косопкин настаивал, и решили лететь 8-го.

“6-го числа Сергеич (Косопкин. — “МК”) был дежурным по Кремлю, — рассказал Анатолий Банных. — Позвонил мне: давай приезжай. Я приехал. Он вообще никогда не пил, а тут достал бутылку. Выпили, распланировали еще раз — и вечером отправились в аэропорт. Прилетели в Барнаул, получили оружие и двинули в Бийск.

В Бийске нас встретили Яшбаич и Подопригора. Вылета не дали, и мы уехали на базу отдыха за двести километров — в Чемал. Попарились, переночевали, в 9 утра собрались на завтраке. Выпили по стопке на ход ноги. Набрали продуктов. Я водителю говорю: “Коль, ты положь дров-то”. И Васю-гармониста (Вялкова. — “МК”) тоже попросил дрова взять, так что у нас два мешка дров было в вертолете — это примерно три охапки”.

В Бийске в аэропорту в это время готовились к вылету летчики. Максима Колбина — второго пилота штатного экипажа “Газпромавиа” — отправили на место пассажира. На его место посадили Подопригору, чтоб он подсказывал, как и что делать, когда начнется охота. Командир экипажа Баяндин, не искушенный в охотничьих вылетах, нуждался в помощи, а с Подопригорой он дружил, оба были родом из Горноалтайска.

Вертолет залетел в Чемал, забрал охотников и двинулся по маршруту.

“Прилетаем — вот они, бараны! Высаживаем охотника, высаживаем Яшбаича. Взлетаем. Бараны убегают — на них набегают. Они стреляют, добывают одного барана, и чуть дальше падает еще один баран. Вертолет садится. Их забирают, нас высаживают. Мы барана разделываем пополам, затаскиваем тушу в вертолет. Они летят за вторым бараном, который погиб. Загружают его и возвращаются за нами. Только охота началась — у нас уже два барана”.

Горные алтайские бараны (архары, или аргали) считаются дорогим трофеем. Они очень крупные — до 50 кг, с такими огромными рогами, что в них может устроить нору лиса. Водятся в основном в Монголии, но вообще их ареал — Китай, Монголия, Тыва, Алтай и Казахстан.

Если у нас охота на архаров запрещена, то в Монголии она официально разрешается. В приграничных районах там функционируют десятки фирм, которые свободно ее предлагают и организуют. Получается, что одно и то же стадо на нашей территории охраняется законом, а шестью километрами южнее — свободно отстреливается.

“Я говорю: “Сергеич, поехали на волков теперь. Яшбаич очень просил: волки житья не дают местным скотоводам, давайте их там поищем, поистребляем”.

Сергеич сказал: “У нас тут Ливишин. Сколько летает — ни разу ни одного барана не взял. Давай все-таки он возьмет”.

Мы только перелетели гору — следующие бараны бегут.

Ливишин садится к люку. Командир принимает решение стрелять с борта. Ливишин стреляет. Косопкин, Яшбаич суетятся рядом. Я, чтоб им не мешать, перехожу в хвост на крайнее сиденье. У меня была роль “принимающей стороны” — человека с данной территории, который обеспечивает транспорт, питание, быт. Поэтому я не охотился. У меня даже ружья с собой не было.

Ливишин стреляет-стреляет, и баран падает. Я его вижу со своего места. А Косопкин не видит. Он говорит Ливишину: “Уходи, не умеешь стрелять”. Ливишин отходит, Косопкин садится. Мы еще метров сто летим и вдруг резко с разворота падаем и бьемся хвостом об скалу.

Я не знаю, что произошло. Ветра не было, прекрасная погода, лучший летчик, отличный вертолет…

* * *

Командир принимает решение садиться. Рядом ровная ложбина — сесть лучше туда. Летчики решают к ней перелететь. Вертолет начинает подниматься — и тут нас резко раскручивает. Хвостовая балка-то повреждена. На втором или третьем развороте они опять пытаются садиться на ту же гору и уже с разворота, на скорости, бьются прямо об нее. Переднее шасси вместе с колесом от удара залетает внутрь вертолета. Летчики сразу вылетают вперед — их рубит.

Я думаю, что уже от первого удара Яшбаич и Косопкин выпали из вертолета. А там такое место — почему эти бараны-то водятся — там очень низкая трава. Ветра выдувают снег, его почти нет. Только трава и камни. Яшбаич об них и разбился. Мы потом уже, когда стали смотреть, увидели — тело целое, а головы нет. У Косопкина трети головы нет. Разорванный пополам Баяндин — это командир. Рядом Вертей — нет ноги, и снята кожа со спины. И ниже Подопригора — без руки и весь поломанный.

Максим был пристегнут. Это его спасло — он с одним синяком на заднице. Я сидел в хвосте, передо мной — Вася Вялков. Он вылетел и лежал в пяти метрах со сломанной шеей…

А у меня были часы — полуспортивные, на резинке. Когда мы кувыркались, я резинкой зацепился за закрывалку на фюзеляже. Потерял сознание. Очнулся, когда прошел 1 час 15 минут. Рассечено лицо, контузия позвоночника, четыре сломанных ребра, тяжелое сотрясение мозга и сломана рука, вся вывернута.

Спрашиваю: “Есть кто живой?” Максим говорит: “Я живой”. Смотрю: шасси валяется, на нем лежит переломанный Капранов. Дальше Белинский — живой. У обоих полностью сломаны грудина, плечо и ноги: у одного — бедро, у другого — колено.

Ливишин тоже живой. Стонет. За голову взялся.

Мы с Максимом — а он пацаненок, 23 года, — пошли всех смотреть. До командира дошли, он на колени упал, заплакал. Я говорю: “Тебя как звать-то? У меня сынок Максим. У нас с тобой час до захода солнца остался”.

Всех посмотрели. Поняли, что больше никого не осталось.

Выкинули баранов из холодильников, загрузили туда еду, дрова — на 300 метров все было раскидано. Переволокли холодильники поближе. У нас с собой костюмы были теплые, пуховые: я заранее узнал размеры и всем купил. Мы всех, кто живой, быстренько одели, положили рядом.

Маяк нашли. У него антенка и тумблерок. Мы антенку поставили, тумблерок вытащили, но, оказывается, антенку надо было выкрутить из одного гнезда и перекрутить в другое. Максим должен был это знать. Но не знал. Так что маяк у нас не заработал.

Нашли еще большую ракетницу и спутниковый телефон. Он закодирован. Пока коды пронажимали, он сел.

Мы в этот раз ковер специально взяли и брезент, чтобы никто не поскользнулся. Притащили ковер, срезали со всех сидушек подушки, поролон, ковер положили, сидушками переложили и мужиков сюда перенесли.

Ливишин говорит: “Дайте попить”. Мы ему дали попить — и он сознание сразу потерял. Ну, почки, видать, отстегнулись или как там. А мороз 30 градусов в первый день был. Взяли унт — отлетел с Васи. Отрезали подошву и Ливишину руки засунули туда, как в муфту.

У него кровь бежит изо рта. Мы его посадили, наклонили. Через два часа он умер.

 

* * *

Мы стали лагерь составлять. Товарный отсек поставили вплотную к раненым — вроде стенки. Притащили две лопасти, к ним привязали брезент. Он весь разорванный, но мы его сшили, четырьмя лыжами снизу подперли, какой-никакой навес получился.

В первый день 31 градус был, во второй — 42 и ветер — 15 метров в секунду. Холодно так, как холодно не было никогда…

Ну, ребята лежат. Ливишина с собой посадили, он с краю сидит. Мы его закрыли тентом — он весь окостенелый.

Который потолще — Капранов Коля — сбоку лежит. Рядом мы костерчик разожгли. Белинский посередине — он самый тяжелый. У него лицо вывернуто, ему вообще тяжело. У нас осталось одно сидячее место и одно лежачее. И вот мы менялись с Максом по очереди.

В первый день еще ничего. Мало ветра, и у нас есть дрова — два мешка. За ночь их все и сожгли. И еще одну лыжу.

Утром вылазим — где-то вертолет жужжит. Мы скорее на гору — там метров пятьсот. Кое-как дошли — смотрим, нет вертолета. Улетел. Внизу высота 2300. Мы на высоте 3100.

В полтретьего — опять вертолет. От нас метров 300—400. Но у нас одежда вся под снег сделана. Мы машем, они нас не видят. Я говорю Максиму: “Давай ракетницу”. Он говорит: “Я ее потерял”. Потерял! 23 года. Мальчишка…

Из мальчишки он на наших глазах за два дня превратился в мужика. На наших глазах!

Ну что, возвращаемся в лагерь. 42 градуса, ветер. Мы все уже обморожены, сломанные пальцы уже черные стали. Холод адский. Что делать? Давай как-то заматывать дырочки на брезенте. Дырочек — штук сто. Все эти дырочки позамотали, вроде чуть теплее стало.

Дров вообще нет. Собрали все бумаги, какие есть. Начали жечь все, что можно было. Лыжину еще одну достали. Но дымит, дым никуда не идет. Мужиков согреть не можем, воды нет, обезвоживание страшное, снег поедим маленько, но много его не съешь. Есть не хочется ничего.

А когда мы обратно шли с горы — везде уже были волчьи следы. Ну, мы взяли два ружья, притащили ружья, патроны.

Где-то в полночь у Капранова началась клаустрофобия. Он с себя все снимает, орет. Мы ему: “Стой, стой!” — а у него пух в рот попал, еще дым, и он начал задыхаться. Только мы его успокоили — пришли волки. Стали между собой грызться, все сжирать.

Капранов с краю лежал. Они подошли и нюхают. Он говорит: “Кто меня нюхает?!” Я говорю: “Волки”. “И чего будет?” — говорит. Я говорю: “Да ничего, ты даже не переживай. Еды очень много, они не будут тебя трогать”.

Волки съели все продукты, какие валялись.

Утром Максим говорит: “Я замерзаю. У меня летный костюм, костюма нет пухового, давай мне одежду какую-нибудь возьмем”. Пошли сняли одежду с ребят погибших. Он говорит: “Давай я, наверно, пойду куда-нибудь”.

 

* * *

Это был третий день после аварии. Два дня и две ночи они провели в тщетной надежде, что их найдут. Надежда таяла. Надо было пытаться как-то выбираться самим.

Анатолий и Максим оставили одно ружье раненым, другое взяли с собой и снова пошли на гору. В бинокль увидели внизу брошенную кошару и решили, что Максим пойдет туда, а если никого там не будет — вернется.

Максим ушел. Банных остался на горе и каждые 15 минут повторял в аварийную радиостанцию, которую накануне обнаружили в командирском портфеле: “Борт 1823 потерпел крушение, просим оказать помощь, наши координаты — такая-то высота, такая-то долгота”. Радиостанция работала всего на двух частотах, выделенных для сигналов SOS. Услышать ее мог только тот, кто находится в прямой видимости. Вертолет одно время кружил вдалеке — в принципе он мог слышать Банных. Но почему-то не слышал.

Максим должен был вернуться в три часа. Не вернулся. В полчетвертого Банных заметил километрах в шести снегоход, но тот развернулся и уехал.

С трудом уже он двинулся обратно в лагерь, отчетливо сознавая, что еще одну ночь не пережить. Шансов нет.

“Пришел к ребятам. “Ну чего, — говорю. — Макс подорвался. Думаю, нет его. Снегоход видел — но, наверно, он меня за егеря принял. Вертолет улетел. Все, ничего не могу сделать. Никого нет, будем ночевать втроем”.

Они говорят: переверни нас. Я говорю: дайте отдышусь, а то тяжело очень. Лег. Вдруг — ж-ж-ж-ж… Гул такой. Мимо вертолет пролетает. А у меня две ракетницы оставались — маленькие, охотничьи. Я стрельнул ими и по рации говорю уже с последним отчаянием: “Твою мать, ну куда вы летите?!” И мне вдруг рация отвечает: “Слышим, слышим тебя. Видим тебя”.

Вертолет стал садиться на гору, и в тот же момент — с другой стороны — меня ослепил свет фар. Снегоход! И тут я отключился, потерял сознание.

Оказывается, наши друзья собрали 60 снегоходов, разбили на несколько групп и сами прочесывали горы, где мы могли находиться. И одна группа нашла Максима.

Ему по дороге пришлось обходить обрыв, и он только в полчетвертого пришел в кошару. Там он и встретил снегоходы, и они сразу его увезли, чтоб он передал наши координаты вертолету. Но мы-то этого не знали.

Вертолет забрал нас с ребятами, и мы стали летать, искать Максима. Полтора часа искали. Потом врач говорит: Белинский уходит, давление 40 на 80. Надо в больницу срочно.

В Арташе заправились, полетели в Барнаул. Нас там сразу же положили в больницу. У Бори гангрена, отморожены ноги. У нас — у кого что”.

Потом с ними еще много чего плохого происходило. Будто дыра, из которой они чудом выбрались, не отпускала. Продолжала затягивать.

Белинского увезли в Австрию, ампутировали ноги. Банных неправильно срастили кости в сломанной руке, пришлось ломать. Капранов, только начав ходить, упал в больнице на журнальный столик, порезал лицо, ему наложили пять или шесть швов.

“Но самое большое потрясение было, когда я, придя в себя, увидел газеты.

Мы такое там пережили, что не дай бог никому пережить. Мы на краю были. Мы зубами цеплялись за жизнь, из последних сил не давали раненым ребятам уйти.

А здесь про нас никто не вспоминал и не беспокоился. Все — только про баранов”.

В аварии погибли:

представитель президента в Госдуме Александр Косопкин;

заместитель начальника департамента Управления Президента РФ по внутренней политике Сергей Ливишин;

председатель Республиканского комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Виктор Каймин;

командир Горно-Алтайского летного отряда Владимир Подопригора;

руководитель алтайского ансамбля “Арманка”, заслуженный артист Республики Алтай Василий Вялков;

командир летного экипажа Алексей Баяндин;

штурман Александр Вертей.

Выжили:

второй пилот Максим Колбин;

замдиректора Института экономики и законодательства Москвы, главный эксперт Николай Капранов;

генеральный директор компании “Инеко” Борис Белинский;

вице-премьер Республики Алтай, полномочный представитель республики в Москве Анатолий Банных.

 

Новосибирск
17060
Комментарии (23)
новосибирск
50
Статья тяжёлая конечно. В интервью Банных сам говорит о том, что у нас охота на архаров запрещена а 6км южнее в Монголии пожалуйста сколько хочешь и что самое главное браконьерством занимался "председатель Республиканского комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира", хотя почему браконьерством как следует из интервью у них были лицензии на санитарный отстрел. В общем как всегда - закон что дышло куда повернёшь туда и поедет.
0
Миша
0
я за людей! бараны просто мясо!
0
Иркутск
349
Охота-охоте рознь.."Без руки и весь поломанный"."Пол головы нет"."Содрана кожа со спины"...Увы ,всё это печальные последствия локальной авиа -катастрофы..По человечески,людей очень жаль,и живых ,и погибших...Выжившим несладко пришлось-кошмарные,холодные зимние ночи в горах..Сдались им эти архары..Лучше бы уж зайцев пешком погоняли..А никто не задумывался ,а сколько гибнет простых охотников при применении средств передвижения..?И на лодках тонут,и УАЗы в обрывы падают..
0
Россия, Северо-Запад
5022
Не фиг архаров бить:)
Мало "козлам" досталось.........
0
Колывань
0
venya, а ты за своих что ли переживаешь? Баран мля.. веня... полукидор в полукедах..
0
Новосибирск
494
Бог не Ярмошка, видит немножка...
Их бы смелость, храбрость и тягу к жизни в другое русло пустить, а не кичится своей значимостью.
0
Новосибирск
596
жуткая история....жуткая в том, что брачили большие боссы, которым все можно и если б не авария, им все сошло бы с рук, жуткая в том, что горе родственников и людей исполнявших волю властьимущих уже ничем не залить, и жизни людей не вернуть....МК конечно желтая газетенка, с какой целью статья написана, можно долго судачить, но на размышления наводит....прежде чем сделать, хорошо подумай, верить в судьбу или нет, дело каждого, в этом сезоне, схоронил товарища, утонул на охоте в Томской области в майские, только недавно нашли тело, у знакомого в тех же краях тесть утонул, когда люди гибнут, это всегда очень больно и тяжело.....дальше жить...
0
Тюмень
3874
Но самое большое потрясение было, когда я, придя в себя, увидел газеты.
Мы такое там пережили, что не дай бог никому пережить. Мы на краю были. Мы зубами цеплялись за жизнь.....

а когда простые люди цепляются за жизнь, чиновникам обсолютно всё-равно...,а когда самих коснулось-потресло.
1
AST
Бердск. НСО
1430
У народов Сибири есть легенда про Хозяина тайги. Что следит Хозяин за каждым охотником, кто сколько и зачем от леса берёт. Берёшь больше. чем нужно тебе и роду твоему для жизни, хапужничаешь - встретишь в тайге старичка неприметного. Молча мимо пройдет, только посмотрит. После этого - быть неприятностям крупным - или ногу охотник сломает, или зверь помнёт, или все припасы паводок смоет, а собаки сдохнут. Это первое предупреждение. Если не понял и продолжаешь хапать, то до трёх Хозяин не считает (может не умеет )) Из тайги не вернёшься. Похоже, первый-то раз ребята пропустили - у Хозяина вертолёта нет - негде было встретится. А на второй раз уже не всех из тайги отпустил...
0
Новосибирск
17060
Ни кто их не оправдывает, но смерь человека не повод глумиться над этим. У всех есть дети, матери, отцы. Им это не объяснить. Для них они близкие люди. Для них это страшная потеря. Для оставшихся в живых ужасная трагедия.

venya, Vovan_K, вы могли бы это сказать им детям? Братьям? Отцам? Вы так смелы, чтоб такое сказать о погибшем? Вы высказываете ненависть к людям. Жесткость не оправдывается темой браконьерства, когда речь идет о человеческой жизни.
0
Новосибирск
494
Sibiriak, детям, родным и близким я могу только выразить соболезнование. Их вины в том нет, что их братьям, отцам и т.д. от вседозволенности кружит голову. ИМХО охоты это конечно не касается, но благодаря вот таким "героям", миллионы наших сограждан живут всю жизнь в подобных условиях, а не три дня. Отличие лиш в том, что руки и ноги целы.
Дай бог чтобы те кто выжил, хоть немного осознали содеянное и задумались над тем, что они сделали для того, чтобы их народ в такой ситуации в первую очередь думал о здоровье пострадавших чиновников, а не о численности баранов!
0
Бийск
82
AST, да не пропустили. первыйраз был когда садясь в вертушку жена Косопкина сломала ногу.Видимо и вправду есть он Хозяин тайги. Видел я реальные фотки трагедии. Читая статью эти фотки перед глазами вставали. Действительно жуткое зрелище.
0
Новосибирск
855
Нехристи мля..........Забыли о покойных или ничего или только хорошее.Как жить то дальше будете со своими судейско-прокурорскими замашками.Нехристи..........
-1
Бурятия
111
Хозяин Тайги действительно знает когда и за что наказать,но сказано-не суди и судим не будешь.Смерть людей,я считаю,не очень хороший повод для обсуждения.
0
Барнаул-Москва
1314
Да, брачить хреново, но жизнь дороже.....
0
Уфолог
0
Производит вепчатление сие журналистское творенье.... Неисчерпаемы возможности русского языка для того чтобы черное выдать белым, белое черным.... Свою позицию выражу так (не судя): сочувствую, но пусь наукой будет..
0
с. Кулунда, Алтайского края
12
"Три дня в аду" - так это их выбор из бесконечного числа вариантов. Чем эта история раздражает: будь на их месте кто другой и даже без ветролета, то "суровость наказания была бы неотвратима". Так, кажется, пишут в отчетах...
Верю - есть Хозяин Тайги и не любит он, когда охотник упивается своим всесилием.
0
НСК
238
Да БОГ им судья!
0
Бийск
82
вот тут уже про художественный вымысел говорят.http://www.politsib.ru/news/?id=43573
0
Иркутск
1964
Ребята, а представьте такую статью.
Киллер сидел на крыше, выцелил жертву, послал пулю точно и... сорвался с крыши! И полетел, собирая антенны и балконы на своем пути. И шмякнулся на землю, преломав все кости, но чудом выжил. И остался инвалидом. И дал интерьвью, как он летел и как ему больно было, и что тот чувак, которого он убил - был свиней и что его все равно кто-нибудь другой бы убил рано или поздно, а он из-за него инвалидом остался. В общем в таком духе.:)
Ну и кого жалеть будем?
Я не скажу, что так им и надо. Но и баранов делать "козлами отпущения" тоже как-то не прилично.
0
Mihalych
0
Ну теперь я выскажусь. Буду краток(С)ВВП. Правды мы никогда не узнаем. Или узнаем лет через 20-30, когда уже правда эта не нужна будет никому.
0
Новосибирск
494
Трриалыч, зачем же живых заживо то хоронить? Высказываемся, то в первую очередь про тех кто жив остался и сетует бедный, что люди оказывается невежды и не благодарные, видители они три дня геройством в тайге занимались, а народ жалеет баранов, а не людей... Так причина в том, что эти "герои", когда здоровы и полны сил и власти к людям относятся как к баранам...
Прав был кто-то из предков, кто сказал: "относись к людям так, как хочешь чтобы они к тебе относились".
0
Омская обл.
706
Не поймешь людей,кто людей жалеет кто баранов,на глазах всей России всплыло Махровейшее Браконьерство к сожалению оплаченное кровью человека и животных(Красная Книга)и они это называют "санитарный отстрел"какая наглость я уверен что ни куска не досталось бы тем службам которые и хотели бы проверить архаров на какие-нибудь болезни,все это "высасоно из пальца"для отписки и сколько таких "охот"прошло гладко одним погранцам известно,зона то ПОГРАНИЧНАЯ значить они в курсе всех этих полетов и дают добро,одним словом дано указание не обращать внимание на все эти "художества".Кто-то сказал что Бог им судья так вот о Боге они только вспомнили когда сами оказались на краю...Я уверен что они ни рубля не заплатили из своего кармана,они уверены пока они на"верху"им все обязаны всеже старой коммунистической закваски "служебное положение"какже им да не воспользоваться...Все по старому ни чего нименяется.
1

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх