Герой или убийца?
В Хабаровском крае завершился двухлетний процесс по делу 24-летнего охотника Александра Сидгэ, который застрелил амурского тигра. Хищник ворвался в зимовье, набросился на двоюродного брата подсудимого, 19-летнего Сергея, и вцепился тому в руку — Александр без раздумий застрелил зверя. Но на этом злоключения кузенов не закончились — младшему в итоге ампутировали конечность, а старшего приговорили к исправительным работам. Как всё происходило, почему тигр выбрал охотников своей добычей и из-за чего суд не встал на их сторону.
Застрелил в упор
Александр и Сергей — коренные удэгейцы, чья жизнь неразрывно связана с охотой. Зимой позапрошлого года братья добывали дичь в Нанайском районе — временным пристанищем для них служило зимовье в урочище реки Тормасу на территории Анюйского заказника. 12 февраля после очередного тяжёлого дня, проведённого в тайге, охотники вернулись в хижину, чтобы поесть и восстановить силы. Но их покой нарушил незваный гость.
Как вспоминал на допросах Александр, через окно в зимовье ворвался крупный взрослый самец амурского тигра. Зверь, по его словам, был настроен агрессивно — он кинулся на Сергея и стал грызть парню руку. Пока младший охотник кричал от невыносимой боли, старший не стал медлить — взял со стены карабин, принадлежавший дяде, и сделал выстрел в упор. Пуля попала тигру в голову, от ранения он погиб на месте.
Оставив Сергея в зимовье, старший кузен направился к турбазе возле автотрассы «Лидога — Ванино». Там он стал голосовать, чтобы привлечь внимание автомобилистов.
«Помогите! У меня брат умирает!» — молил о помощи Александр.
Вскоре один из водителей остановился, выслушал историю событий и позвонил в скорую помощь. Медики доставили Сергея из тайги в районную больницу, а спустя двое суток его транспортировали в Хабаровск на вертолёте. Поскольку рана не была обработана сразу, она начала гнить, и конечность пришлось отрезать целиком. После ампутации младший охотник пошёл на поправку — а вот старшим заинтересовались следователи.
Тигр пришёл ради мести
Против Александра Седгэ возбудили уголовное дело по статье «Незаконная добыча особо ценных диких животных». Отдельно правоохранителей заинтересовал дядин карабин, который стал поводом для статьи «Незаконное хранение и ношение огнестрельного оружия». Начались экспертизы с целью установить, так ли всё было, как рассказывает подозреваемый — для них привлекли специалистов по диким животным.
Зоологи сразу усомнились в правдоподобности истории — тигры никогда не нападают на людей без причины и тем более не врываются к ним в дома без повода, поскольку в тайге есть куда более доступная добыча в виде кабанов и копытных. Осмотр тела тигра тоже выявил неувязку — на нём обнаружилось не одно ранение, а сразу несколько, причём последние были более застарелыми и несмертельного характера.
Как оказалось, первым охотиться на тигра начал не кто иной как Александр. В тайге он выпустил в зверя несколько пуль, но хищник не умер и успел уйти в укрытие. Позже он выследил обидчика по запаху и, по-видимому, пришёл ему мстить.
Что же касается Сергея, он просто попал «под горячую лапу» — лица людей мозг животного не запоминает.
Приговор обжалуют
Приговор Александру Седгэ был оглашён в конце января 2025 года в Нанайском районном суде. Ему назначили 2 года и 2 месяца исправительных работ с удержанием 10% зарплаты в доход государства. Также молодой человек должен будет выплатить 2,5 миллиона рублей за ущерб дикой природе.
Сторона защиты выразила категорическое несогласие с решением суда. В частности, президент ассоциации коренных малочисленных народов севера Любовь Одзял в беседе со СМИ назвала Александра невинно пострадавшим, его действия — законной самообороной, а новые данные, полученные во время экспертиз — лишёнными твёрдого основания. Адвокат охотника заявил, что по делу будет подана апелляция с целью его пересмотра.