Жаркие дебаты разгорелись по вопросу добычи кабарги в Тофаларии Иркутской области
По мнению участников круглого стола, полный запрет охоты на этих животных может негативно отразиться на местных жителях
Вопросы сохранения традиционного охотничьего промысла в Тофаларии обсудили эксперты в рамках круглого стола в Иркутске. Особенно жаркие дискуссии возникли при обсуждении проблем, возникающих при распределении лицензий на добычу самцов кабарги. По мнению участников мероприятия, запрещать охоту на этих животных не стоит. Это, во-первых, может повлиять на жизнедеятельность коренных малочисленных народов, а во-вторых, привести к росту черного рынка.
Как рассказал руководитель Службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области Валентин Бороденко, при ознакомлении с проблематикой выяснилось, что некоторые разрешения на добычу животных до тофаларов не доходили. Была проведена большая подготовительная работа. И вот впервые, в 2023 году, все 1113 разрешений были доведены до охотников, в том числе до трех охотпользователей. При этом получить право на добычу могут как мужчины, так и женщины.
"Охота на кабаргу у нас носит не промысловой характер, а спортивно-любительский. При этом остатки от неиспользованной продукции охоты для личных нужд можно реализовывать. Однако, если охота имеет промысловый характер, то обязательным условием будет реализация продукции заготовительным организациям, без использования в личных целях", — сообщил Валентин Бороденко.
В рамках обсуждения участники круглого стола также затронули вопрос о том, сколько особей кабарги сегодня насчитывается в Иркутской области. Нужно ли запрещать охоту на этих животных или нет. По словам главы Охотнадзора Приангарья, до 2009 года численность кабарги на территории области составляла 26 тысяч особей. В 2022 году эта цифра выросла до 150 тысяч особей, а оптимальная — около 80 тысяч.
Вместе с тем в этих расчетах могут быть погрешности, поскольку обычно кабарга водится в районе скальников и в других труднодоступных местах. Добраться туда специалистам и охотникам иногда бывает сложновато.
"При этом 150 тысяч — это данные не специалистов, а тех охотников, якобы учетчиков, заполняющих соответствующие ведомости и заинтересованных в получении разрешений, чтобы добыть кабаргу и реализовать продукцию. 2,5 тысячи рублей за грамм струи кабарги — по разрешению и 700 рублей — без разрешений. Но так как тофаларам сложно долететь сюда и получить разрешения, то выгоднее скупщику у него купить за 700 рублей. В итоге, чтобы покрыть свои расходы, люди вынуждены добывать больше животных", — сказал Валентин Бороденко.
В свою очередь доцент кафедры охотоведения и биоэкологии ИрГАУ Юрий Вашукевич подчеркнул, что непростая ситуация на рынке по добыче и реализации продукции кабарки наблюдается на протяжении 30 лет, начиная с 1989 года. Тогда из страны вывозилось и сейчас продолжает вывозиться в среднем около полутонны струи кабарги. Разница заключается только в том, что до 2019 года большую часть вывоза осуществляли незаконным путем, но благодаря тем мерам, которые приняло Минприроды России, нет массовой выдачи лицензий, поэтому сегодня законным путем вывозится больше 350-400 кг струи кабарги. И черный рынок скукожился до 50-70 кг.
При этом объем добычи кабарги за это время принципиально не изменился. Спикер подчеркнул, что сейчас нет никакого более точного показателя численности кабарги, чем количество получаемой от нее продукции, поскольку считать этих животных очень сложно.
"1,8 млрд рублей крутится на этом рынке. Для охотничьего хозяйства это жизнеопределяющие суммы. Отсюда очень простой вывод: для того, чтобы контролировать процесс, кабаргу надо добывать. Запретим кабаргу — на следующий год нелегально вывезут полтонны струи кабарги. Мы это уже проходили. Но только люди получат не 2,5 тысячи рублей, а 700 рублей за г и пойдут добывать ее больше", — резюмировал Юрий Вашукевич.
Представитель УМЦ "Сибохотнаука" Борис Дицевич, также согласился с тем, что кабаргу надо осваивать. Он высказал несколько инициатив, которые возможно реализовать в Иркутской области. Предложения коснулись развития легальной добычи кабарги и экспорта продукции, методов государственной поддержки деятельности охотпользователей и других юридических лиц по созданию опытных ферм по разведению кабарги, либо лесных ферм, а также создания условий для оптимального развития охотничьего хозяйства в регионе и прочее.
"О запрете добычи даже говорить не стоит. В Иркутской области кабарга — это один из самых многочисленных видов. Поэтому надо его просто умно использовать и умно, как говорится, вывозить продукцию на экспорт. И еще Охотнадзору нужно решить вопрос с выдачей справок, иначе на самом деле будет социальный взрыв", — заметил Борис Дицевич.
Глава Тофаларского МО Георгий Бураков выразил мнение, что включать кабаргу в "Красную книгу" (12+) не стоит. Народ в таком случае просто не выживет. Он также выразил мнение, что распределять лицензии на добычу кабарги должны специально созданные в МО комиссии, которые будут самостоятельно решать, кому и сколько разрешений будет выдано. Кроме того, по его словам, нужно повышение лимитов на добычу кабарги.
Стоит отметить и оставшиеся нерешенными вопросы, касающиеся получения разрешений на охоту, проведения качественных учетных маршрутов и прочего.