Вооружен и опасен?
Государственные охотничьи инспекторы получили право применять физическую силу и оружие для задержания браконьеров. Кроме того, в полномочия госслужащих теперь входит досмотр личных вещей, оружия, трофеев и даже автомобилей. Такие изменения к профильному закону об охоте вступили в силу с 3 февраля 2023 года. Что всё это значит и как поможет в борьбе с браконьерством?
В каких случаях государственные охотинспекторы смогут применять силу?
Новый закон значительно расширил полномочия государственных охотинспекторов. Теперь при исполнении должностных обязанностей они будут вправе применять физическую силу, спецсредства, служебное оружие, а также разрешённое в качестве него гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие.
Как уточнил на пресс-конференции 9 февраля заместитель министра природных ресурсов и экологии региона Максим Катернюк, практика ношения инспекторами личного огнестрельного оружия в регионе существует уже несколько лет. Иначе в лесу за десятки километров от населённых пунктов находиться просто опасно. Не все браконьеры добрые и пушистые – случаи нападения на инспекторов у нас не редкость.
"При исполнении служебных обязанностей инспекторы имели право носить личное огнестрельное оружие в целях самообороны. Главное уточнение касается порядка применения физической силы. Такого раньше не было", – рассказал Максим Катернюк.
Замминистра считает, что эти меры должны повысить безопасность инспекторов. Люди, которые выполняют свой долг, не должны становиться заложниками ситуаций, когда закон оборачивается против них.
Охотники же думают иначе. Этот пакет нововведений они бурно обсуждают в своих тематических группах. Большинство из них опасаются возможного превышения должностных полномочий со стороны госслужащих. Однако, по заверению Максима Катернюка, просто так к охотникам физическая сила применяться не будет, это незаконно. Если инспектор действительно превысит полномочия, его ждёт уголовная ответственность.
"Как правило, такая мера связана либо с задержанием лиц, совершивших преступление или нарушение, либо для отражения нападения на инспекторов. Подобные случаи в крае происходят ежегодно. Сотрудники ГИБДД тоже иногда применяют физическую силу, но только когда человек несёт социальную опасность в городской среде. Аналогия такая же. В нашем случае в охотничьих угодьях. Все понимают, что госинспекторы встречаются и работают с вооружёнными людьми в труднодоступной местности. Поэтому этот закон очень важен для нас", – говорит Катернюк.
Что такое "режим постоянного рейда" и зачем его вводят?
Только за 2022 год в Алтайском крае браконьеры нанесли Государственному охотничьему фонду ущерб более чем на 26,4 миллиона рублей. Чаще всего жертвами преступников становятся копытные животные – 131 случай только за прошлый год. По статье "Незаконная охота" в полицию поступило 71 заявление. Кроме того, инспекторы возбудили 617 административных дел. В регионе фиксируют существенный рост по выявлению таких преступлений. Но в реальности их совершается ещё больше.
Однако охватить всё невозможно: сейчас в штате работают только 36 госинспекторов при 177 необходимых. За каждым из них закреплено порядка трёх районов, нагрузка на одного человека составляет около 0,5 млн га, отметил Максим Катернюк. Всё упирается в проблемы с финансированием на федеральном уровне.
"Приходится справляться такими силами. Но у нас есть институт производственных охотничьих инспекторов, их более 200 человек. Это работники охотхозяйств, которые закреплены за угодьями, где они работают. Все они аттестованы. Но у них меньше возможностей в правовом поле", – объясняет Максим Катернюк.
О кадровом голоде знают и браконьеры, поэтому зачастую уверенные в своей безнаказанности идут на преступление. Однако ещё одно новое положение закона, предусматривающее "режим постоянного рейда" для охотнадзора может серьёзно изменить ситуацию.
Особенность этого мероприятия заключается в постоянном нахождении государственных инспекторов в пунктах контроля, а также их перемещении по определённой территории для предупреждения нарушений. Речь идёт не о том, что возле каждой сосны поставят караул, а о более широких правовых возможностях для пресечения случаев браконьерства.
Теперь при проведении таких рейдов в охотугодьях государственные инспекторы смогут проводить опрос и составлять протокол. Кроме того, госслужащих наделили полномочиями не только осматривать, но и досматривать автомобили и вещи граждан, а если потребуется, то и вскрывать их. А это очень значимая поправка.
"Мы будем досматривать и транспортные средства, и предметы с их вскрытием. Граждане, находящиеся на территории постоянного рейда, обязаны по требованию госинспектора и остановиться, и предъявить необходимые документы, и обеспечить беспрепятственный доступ к транспортным средствам. Раньше они не обязаны были это делать. Теперь за невыполнение требований предусмотрена административная ответственность. Весь этот комплекс позволит повысить эффективность охраны охотугодий, дисциплинировать охотников и сократить количество случаев браконьерства", – считает Максим Катернюк.
Лучшие комментарии по рейтингу

А почему мы инспектора ГИБДД воспринимаем серьёзно, да потому что он представитель силового ведомства, противодействующему преступности, а охот инспектор, представитель Административного органа,, вот и появляются попытки "своенравия".
Полицейских много их по одному в лесу не встретишь, тронь, наказание будет, а инспекторов мало, попробуй докажи что инспектор палку не перегнул.
В заголовке статьи знак вопроса, почему охотник опасен?
Не знаю как Максим вооружен, но уж точно опасен.
Подкину идею.
Сотрудник ГИБДД при патрулировании захотел по нужде, только в кусты отошёл, тут как тут охот инспектор. Согласно Правил охоты нахождение в охотугодьях с любым оружьем браконьерство. Вот и протокол. ))
Внимательно читать надо, применение оружья в "целях самообороны".
Инспектору придётся доказать факт самообороны, к примеру от неисполнения гражданином требований инспектора.
По вашему тогда стрельба из "служебного ствола" сотрудника ГИБДД по дичи не браконьерство ))
Только не пишите, что стрельба это одно, а нахождение в угодьях другое, Законодатель приравнял.

А почему мы инспектора ГИБДД воспринимаем серьёзно, да потому что он представитель силового ведомства, противодействующему преступности, а охот инспектор, представитель Административного органа,, вот и появляются попытки "своенравия".
Полицейских много их по одному в лесу не встретишь, тронь, наказание будет, а инспекторов мало, попробуй докажи что инспектор палку не перегнул.
В заголовке статьи знак вопроса, почему охотник опасен?
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 280-ФЗ)


А в целом об Органе, так федеральная исполнительная власть с целью экономии средств "соорудила квазисудебный орган" основа которой состоит из кабинетных гигантов и статистических отчётов.


Сотрудника ГИБДД, воспринимаем как лицо "карающее" на дороге, мы не ждём от его действий по улучшению дороги или деятельности в производстве машин.
А охотоведа считаем, что он организует био мероприятия для животных, в случае гибели зверей тоже забеспокоится, если нужна собака, подскажет у кого взять щенка, у кого купить жир барсучьи.
То есть в охотинспекторе хотим видеть партнера в сфере охоты. Возможно это и играет "злую шутку", охотинспектора воспринимаем как "свой парень".
До последнего не хотим верить, что инспектор в лесу, только надзор, и критерий его работы сухие цифры.
Что касается поведения, то не последнюю роль играет рабочее место инспектора. И это не обязательно охотники, везде где инспектор работает в полевых условиях субъекты ведут себя ни как в кабинете.


Охотник, порой человек далёкий от сферы охоты (в правовом поле), вот и шлёт всех без разбору "тропой хошимина".
Скоро додумаются при получении Гос охот билета требовать основны КоАП РФ и административный регламент регионального Минприроды. Но знания не добавят уважения, будут нарушения, но более изощрённые.
Вы правильно подметили основу разногласий, чёткое понимание кто инспектор, а кто нет. Но у нас каждый субъект волен устраивать свою "штатную карусель", свой круг полномочных лиц, свою форму и т.д.
На дорожном полотне не видно разметки, по этому давать оценку ПДД, нет оснований.
На видео эмоций много, а нарушений нет, не хватает служебных сабель.