Охотники надеются на более прозрачную жеребьевку на добычу медведя и копытных
Правозащитник Александр Щербак, являющийся независимым экспертом, провел антикоррупционную экспертизу проекта закона Омской области «О внесении изменения в статью 5 Закона Омской области «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в Омской области».Представленными результатами он решил поделиться с читателями.
В общей сложности антикоррупционное законодательство по мнению эксперта составители преступили трижды. Так, эксперт усмотрел неправомерность ограничения числа разрешений на отстрел в течение года на одного охотника.
— В документе прописано: «На период охоты с 1 августа текущего календарного года по 1 августа следующего календарного года физлицу может быть распределено только ОДНО разрешение на добычу барсука», притом не более одной особи.
Эксперт считает что, пояснительная записка не содержит указаний на причину ограничения выдаваемых на отстрел барсуков «одной особи в одни руки» для одного охотника. К таковым, например, можно было отнести малое число особей. В целом, составитель проекта документа (министерство), видимо, не посчитал нужным учесть специфику добычи барсука в отличии скажем от соболя, являющегося также как и барсук лимитируемым видом охотничьих ресурсов.
Он дает такие пояснения:
— Если охота на соболя практически строго индивидуальная, то охота на барсука в подавляющем большинстве коллективная, так как их норы одной собаке раскопать невозможно. Исключение может быть сделано разве что для лаек. Отсутствие фактического материала, а также сравнительного анализа добываемых лимитируемых видов (барсук, соболь), предпочтительность введение данной нормы для одного из них представляется сомнительной и необоснованной, возможно приведет к негативным последствиям для породного собаководства, а именно для владельцев и заводчиков собак норных пород. Полагаю, что нарушен принцип общих правил в виде исключения для одного из видов лимитируемых охотничьих ресурсов, а именно — барсука, — обозначил независимый специалист в своем заключении.
Помимо этого, коррупционное законодательство не учтено и пунктом 5-м регионального нормативного акта. Так, охотникам, считающим, что их права нарушены, даже не предоставляется возможности обращаться в уполномоченный орган в письменном виде. Вместе с тем, этот пункт можно трактовать излишне широко, что может быть использовано одними членами охотничьего сообщества в ущерб другим.
Эксперт обозначает выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц); трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям — наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, — установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
Кроме того, для желающих поучаствовать в жеребьевке на право получения разрешения на добычу копытных и медведя по большому счету предусмотрен эксклюзивный порядок: заявка представляет собою заявление в «профильные» органы власти.
— Кроме того, проживание некоторых категорий граждан (в том числе и престарелых, являющихся охотниками и имеющими право подать заявление на участие в жеребьевке), условиях отдаленной местности, в районах без покрытия мобильной связью и сетью «Интернет», а также при значительном удалении от областного центра (города Омска) — подача заявки на участие в жеребьевке посредством почтового отправления возможно, будет являться единственно доступным способом на обращение в уполномоченный орган, — уточняет эксперт.
Наконец, составители документа случайно или намеренно дискредитируют власти, обезличивая данные участников охотничьей жеребьевки. По мнению Щербака, они продемонстрировали элементарное непонимание границ персональных данных. Так, на нескольких региональных официальных порталах органов исполнительной власти субъектов федерации при организации жеребьевки размещаются как номера охотбилетов, так и ФИО участников и победителей жеребьевки.
В числе прочего предлагается «рассекретить» не только ФИО участника, но и данные его охотничьего билета. Таким образом, на данный момент предлагается, справедливости ради, и «прозрачности» процедур внести такие изменения:
— абзац второй пункта 3 Проекта «На период охоты с 1 августа текущего календарного года по 1 августа следующего календарного года физическому лицу может быть распределено только одно разрешение на добычу барсука, содержащее не более одной особи» — исключить;
— пункт 2 дополнить подпунктом 5) список физических лиц подавших заявку на участие в жеребьевке на соответствующий вид охотничьих ресурсов с указанием Фамилии и Инициалов, а также их серию и номер ОБЕФО; — последний абзац пункта 2 изложить в следующей редакции: «Информация, указанная в подпунктах 1 — 5 настоящего пункта, обновляется уполномоченным органом на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок не позднее десяти дней после принятия соответствующих изменений»;
— пункт 7, после слов «(далее — региональный портал)» дополнить словами «, а также посредством почтовой связи заказным письмом или письмом с объявленной стоимостью и описью вложения»;
— последний абзац пункта 11 изложить в следующей редакции:
«В случае представления заявки лично или через уполномоченное лицо уведомление осуществляется в день обращения, в случае представления заявки, в электронном виде с использованием регионального портала — в течение пяти рабочих дней со дня представления заявки в уполномоченный орган, в случае представления заявки посредством почтового отправления — в течении пяти рабочих дней со дня получения уполномоченным органом заказного письма или письма с объявленной стоимостью и описью вложения».
При этом профильное министерство-разработчик проекта изменений в ст. 5 закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в Омской области», не посчитало данное мнение эксперта коррупциогенными факторами.
В каком виде и с какими правками проект ушел в Законодательное Собрание, пока неизвестно. Рассмотрят его уже в 2021 году. Во всяком случае вопрос по барсуку снят, следует из ответа замминистра Сергея Палагуты.
Остается надеяться, что областные депутаты раскроют «тайны» участников жеребьевки и не откажут в праве гражданам обращаться в министерство для участия в жеребьевке в письменном виде через «Почту России».
Он дает такие пояснения:
— Если охота на соболя практически строго индивидуальная, то охота на барсука в подавляющем большинстве коллективная, так как их норы одной собаке раскопать невозможно. Исключение может быть сделано разве что для лаек.
ОБОРЖАТСЯ.....