В РФ хотят стимулировать охрану и использование охотничьих животных
Согласно проекту приказа, подготовленного министерством, пересматривается подход к определению квот добычи некоторых — в основном копытных — животных. Это позволит охотпользователям, обеспечившим наиболее высокую плотность зверей на закрепленных за ними угодьях, рассчитывать на наибольший процент их изъятия без ущерба для популяций. В хозяйствах с низкой численностью животных, этот процент, наоборот, будет минимальным. Предложенные Минприроды нормативы могут быть пересмотрены в сторону уменьшения как самими охотпользователями, так и местными властями — вплоть до полного запрета. Сторонники изменений утверждают: нерегулируемое увеличение численности охотничьих ресурсов повлечет за собой нарушение баланса интересов в сельскохозяйственной, лесохозяйственной и охотхозяйственной сферах.
Низкие лимиты
«Низкие нормативы допустимого изъятия диких копытных животных, с одной стороны, ограничивают удовлетворение потребностей охотников в доступе к охоте на них... вызывают протестное браконьерство, а с другой — приводят к искусственному завышению охотпользователями... численности диких копытных животных», — говорится в пояснительной записке к документу, подготовленному министерством.
Сейчас по нормативам Минприроды разрешается добыча 20% сеголетков (животных в возрасте до года) от общей квоты, а на самцов во время гона (взрослых особей) и самцов с пантами приходится еще четверть.
Минприроды примет меры для повышения численности северного оленя
«С целью сохранения наиболее продуктивной части группировок копытных животных предлагается увеличить долю сеголетков в квоте добычи и сократить в ней долю взрослых самцов во время гона и самцов с неокостеневшими рогами (пантами)», — считают в ведомстве.
Устойчивый рост популяции диких животных в последние годы наблюдается практически по всем видам, при этом точного их подсчета не ведется, рассказала «Известиям» президент Росохотрыболовсоюза Татьяна Арамилева. По ее мнению, нужно создать систему мониторинга, которая позволит отслеживать состояние популяции — подсчитать количество лесных обитателей до головы невозможно ни по следам, ни по другим видам их активности, так как они не живут в закрытых фермах и не чипированы.
Татьяна Арамилева добавила, что сегодня объем разрешенной добычи лося в России не превышает 30 тыс. особей в год, что ниже 3% их миллионной численности. Для примера, в Эстонии, площадь которой в сотни раз меньше, ежегодно добывается 7 тыс. лосей, а в соседней Финляндии — более 40 тыс.
Дичи в лесах действительно много, а лимиты на ее отстрел занижаются, согласен и охотник, руководитель сообщества «Охота в Оренбурге и оренбургской области» Евгений Капишников.
— Я выезжаю на охотничьи угодья и вижу: идет увеличение количества диких животных, это признают и другие охотники. Очень много косулей, лосей стало больше. Как было 10 лет назад и как стало сейчас — разница видна невооруженным глазом. При этом отстрел уменьшается с каждым годом, — отметил он.
Эксперт подчеркнул, что охотоведы не считают животных, поэтому их количество, указываемое в отчетах, нельзя считать верным.
— Некоторые охотоведы признавались, что на подсчет поголовья не выезжали несколько лет, но в отчете указывают, что у нас косуль не проживает. А я в тех местах, где по документам косуль нет, за один день встречаю 20 особей. Вообще на полях сейчас можно подсчитать до нескольких сотен животных, — рассказал охотник.
Новый счет
Существующая методика учета диких животных несовершенна, ее не пересматривали с советских времен, признает и зампредседателя комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владимир Лебедев.
— Законодатель занижал нормативы добычи, понимая, что тем самым компенсирует недостатки методик по учету, то есть сохраняет зверя, — сказал он «Известиям».
По словам сенатора, когда в России появились частные хозяйства, вкладывающие деньги в развитие охоты, численность животных на этих территориях выросла до показателей, соответствующих бонитету (количественному показателю, отражающему реальное качество природных объектов), поэтому нормативы изъятия животных могут быть пересмотрены.
— Нормативы, которые сейчас обсуждаются, находятся в рамках разумного, это признают ученые и охотоведы. Вместе с тем должны быть утверждены новые методы по подсчету животных. Они уже внесены в научно-технический совет Министерства природы, — отметил Владимир Лебедев.
Это, по его мнению, позволит поощрить охотхозяйства, где животных охраняют, хорошо кормят и поддерживают их нормальную численность.
— Дадим им возможность увеличить нормативы изъятия, чтобы улучшить их экономическое состояние и чтобы они могли дальше развиваться. Обсудим эту тему на ближайшем заседании научно-технического совета Минприроды, еще раз взвесим и только после этого будем давать рекомендации принятия или не принятия этого акта, — пообещал сенатор.
Риски роста
Стоит отметить, что есть у инициативы и противники. Так, председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов считает, что устанавливать новые квоты на отстрел копытных преждевременно.Однако эксперты предупреждают: переизбыток животных на одной территории наносит ей вред. Неконтролируемый рост популяции влечет за собой болезни животных, риск уничтожения ими лесных культур и сельхозугодий.
— Человек уже зашел в природу, забрал часть обитания у животных, а на той территории, которую им оставили, не может содержаться больше определенного количества, иначе они будут гибнуть. При скученности одно больное животное передает болезнь другим, болезни прогрессируют, — рассказала Татьяна Арамилева.
От переизбытка лосей могут пострадать и лесонасаждения, считают эксперты. Например, когда плотность лося в одном месте начинает зашкаливать, они уничтожают растущие почки у саженцев сосен, откусывают верхушки, пояснил Владимир Лебедев.
Прежде чем принимать новые нормы добычи, необходимо обеспечить достоверность данных об их численности, считает руководитель программы по сохранению биобразнообразия Всемирного фонда дикой природы Владимир Кревер.
— Сейчас обязанности по подсчету животных лежат на охотпользователях, и часто они завышают численность обитателей угодий, чтобы охотники смогли добыть больше. Возникает ситуация, когда численность того или иного вида увеличивается по документам в два-три раза, а этого быть не должно, — рассказал он «Известиям».
По мнению эксперта, необходимо изменить систему подсчета диких животных, сделать ее более совершенной. Предложения Минприроды об увеличении добычи Владимир Кревер поддержал, отметив, что это мировая практика.