Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Мишкина хворь

В этом году островные специалисты дважды выявляли в образцах мяса медведя страшную болезнь – трихинеллез.

 

На больного не походил

Сахалинскому охотнику-медвежатнику Игорю Никулину на трихинеллезную дичь «везет» уже второй год подряд. К слову, всех зараженных медведей он добыл в Невельском районе.

Всего Игорь Петрович за свою жизнь проверил в лаборатории мясо порядка 80 косолапых. Из них, отмечает охотник, страшный диагноз был подтвержден у троих.

По данным областного минлесхоза, на сезон островным охотникам выдали 263 лицензии. Часть охотников уже отчитались ведомству о том, что добыли 143 медведя. Чего ждут остальные, остается загадкой. Так как сроки, в которые нужно было успеть сдать лицензию, давно вышли, нерадивых охотников решено наказывать по закону. На некоторых из них заводятся дела об административных правонарушениях, решается вопрос о лишении их права охоты на приличный срок.

Медведь, которого в этом году добыл Никулин, с виду на больного ну никак не походил: крупный, холеный хозяин тайги вытянул на 520 кг живого веса. Все знают, что после спячки зверь встает ослабленный, худой. О том, что этот мишка морил себя голодом, сказать было нельзя – охотник утверждает, что прослойка сала у него была 14–16 см. На то, чтобы разделать добычу и вывезти ее из леса, ушло более суток.

Когда с ним связались из лаборатории и огласили результат исследования, охотник даже не удивился. Тушу пришлось уничтожить.

Областной минлесхоз напоминает: охотник, который намеревается полакомиться дичью, обязан сдать на исследование фрагменты диафрагмы зверя или корня языка. Именно эти мышцы наиболее активны, насыщены кислородом, поэтому концентрация трихинелл в них, если зверь болен, особенно высока. По информации директора департамента охоты и использования объектов животного мира Андрея Здорикова, на Сахалине трихинеллезом могут болеть все хищные плотоядные: соболь, выдра, енотовидная собака, лисица, кошка, собака и другие. Также подвержены этому заболеванию грызуны.

Как рассказал А. Здориков, в природе эта хворь распространяется по так называемой трофической (пищевой) цепи. То есть плотоядное животное может заболеть, если в его рацион попала плоть больного зверя. Птицы трихинеллезом заразиться не могут – температура их крови некомфортна для гельминтов. По словам директора департамента, количество больных медведей в сахалинских лесах не увеличивается.

Опасная зараза

С ним согласны и островные ветеринары. Как поведала начальник государственного ветеринарного надзора агентства ветеринарии по Сахалинской области Галина Шадрина, в этом году к ним обратилось лишь 29 сознательных охотников, пожелавших проверить добытую дичь на наличие в ней опасной заразы. В двух образцах трихинеллез был подтвержден лабораторно. Для сравнения: в прошлом году в управление поступила 31 проба, болезнь подтвердилась в одной из них.

Отдельно хочется рассказать о процессе уничтожения заразной туши.

– Место в лесу, где добыли больного зверя, окапывается, – рассказала главный государственный инспектор управления государственного ветеринарного надзора агентства ветеринарии по Сахалинской области Ирина Ким, – высота траншеи – не менее двух метров, длина и ширина зависят от размера трупа. Канаву засыпают хлорной известью. Труп обливают горючим и сжигают в присутствии ветеринарного врача, который после этого составляет акт.

По правилам, уничтожать зверя нужно на том же месте, где он и был добыт. Если же это невозможно, место в лесополосе определяют уже специалисты государственного ветучреждения.

Опасность трихинеллеза для человека переоценить сложно. По словам Ким, гельминты размножаются с бешеной скоростью. Более того, их личинки, попадая в поперечно-полосатую мускулатуру, инкапсулируются. Именно это делает лечение сложным, длительным, а иногда и бесполезным. Тогда заболевание переходит в разряд хронических и может стать причиной смерти.

По данным областного агентства ветеринарии, три года назад в регионе трихинеллез был выявлен у бродячих собак. Кроме этого, тревожит специалистов и то, с какой легкостью болезнь могут подцепить домашние свиньи. Их опасения вполне объяснимы, ведь среднестатистический сахалинец и курильчанин чаще питается все же свининой, чем медвежатиной. Поэтому сотрудники агентства рекомендуют не приобретать мясо и мясные продукты в неустановленных местах торговли и не есть мясо (в том числе и диких животных), не подвергнутое ветеринарно-санитарной экспертизе.

Чудеса кулинарии

Если лабораторное исследование не подтвердило в добытой дичи наличия болезни, охотник со спокойным сердцем может поэкспериментировать и проявить чудеса кулинарной фантазии.

– Как только я не готовил медвежатину, – делится охотник И. Никулин, – с годами убедился: все гениальное просто. Самый лучший рецепт приготовления мяса медведя таков: вырезка шпигуется чесноком, солится, перчится и отдыхает часов 12 в прохладном месте. После этого мясо нужно завернуть в фольгу и отправить на средний огонь в духовку. Томить блюдо следует не менее двух часов, а если кусок крупный – не менее трех.

Игорь Никулин утверждает, что приготовленная таким способом дичь получается сочной, мягкой и необыкновенно вкусной.

– Если кто еще не успел попробовать медведя и не знает, каков он на вкус, могу заверить, что мясо его очень похоже на обычную говядину. Правда, если добыть косолапого во время путины, его мясо будет отдавать рыбой, – заверил бывалый охотник.

Сам Игорь Петрович ест медвежатину лишь пару раз в год. По его словам, чтобы утолить жажду новых вкусовых ощущений, этого предостаточно. Оставшееся мясо он раздает знакомым.

 

Новосибирск
17054
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх