Автор рассказов Виктор Югов (Цветков)
Рассказы
( из дневника охотника)
Уважаемый читатель, если ты наберешься терпения и до конца прочтешь этот раздел, то наверняка захочешь получить ответ - где в повествовании правда, а где вымысел, и были ли в реальной жизни описываемые герои.
Да, были. Лукич – Иван Лукич Бушманов – и Гордеич – Николай Гордеич Бушманов – работали лесниками в далекие советские времена. Людьми были малообразованными, но самозабвенно любящими природу и все, что с нею связано. Охотники были исключительные. Свято соблюдали не писаные таежные законы и заповеди.
Редко, но встречались в то время и такие хапуги-охотники, как Филька-оборотень. В реальной жизни был осужден за незаконную охоту и отбывал срок в тюрьме. Но и после отсидки своего воровского промысла не бросил, за что и поплатился своей жизнью.
В рассказе «Горький запах полыни» изменены имена и фамилии основных героев. Все остальное взято из реальной жизни, свидетелем описываемых событий мне довелось быть. Рассказы взяты из реальных случаев жизни автора.
В рассказах использован местный диалект.
О ЧЕМ ШУМИТ ЛЕС
Весенний день медленно угасал. От прибрежных кустов и деревьев на речное половодье легли длинные тени. Мы сидели вдвоем у костра возле палатки, поставленной на самом берегу реки, на высоком крутом взлобке. Дым от нашего костра медленно тянулся вверх, но там, вверху, его подхватывало легким ветерком со стороны пойменного раздолья и уносило к оттаявшему после зимы лесу, где весело потенькивали вечерние птахи. Мы молча пили смородиновый чай, наслаждались тихим теплым вечером и словно сами оттаивали, подобно лесу, от зимней стужи. И было необыкновенно светло на душе и радостно. Потом устроились в палатке на ночлег, а когда первый легкий сон уже объял нас своим покоем, вдруг среди ночи низко над нашей палаткой раздались странные звуки. Мы встрепенулись, и я не мог понять, что происходит, пока мой друг не сказал: «Гуси!». Они с криками кружились над рекой, выбирая место для ночного отдыха после долгого перелета…
Хотя много было костров и ночей на берегах разных рек, проведенных вместе с моим давним другом Виктором Николаевичем Цветковым, но почему-то именно тот костер и та ночь с криками гусей над палаткой вспомнились мне, когда читал я его рукопись охотничьих рассказов.
Мне понятна причина, по которой он взялся за перо. Конечно, не из-за того, чтоб поведать о своих охотничьих удачах, о том, как встречался он один на один с медведями, и каким храбрым и умелым охотником показал себя в этих поединках. Нет! Ему, человеку неравнодушному, умеющему понять и оценить всю красоту нашей родной северной природы, вдруг стало просто необходимо рассказать людям об этой красоте. Даже на медвежьей охоте, сидя на лабазах, он сочинял стихи о родном крае, которые потом увидели свет в поэтическом сборнике «Встревоженные струны».
У того, кто живет в единении с природой, с годами меняется отношение к ней, оно переходит в новое, более высокое качество. Так и у автора рассказов. Вот, что пишет он об этом в рассказе «Последний медведь»:
«…Уже не жду с тем неудержимым трепетом и нетерпением некогда захватывающей все мое существо осенней, на седеющих августовских овсах, медвежьей охоты. Но это вовсе не значит, что я перестал любить охоту, перестал ощущать взаимосвязь с природой. Нет. Просто с годами стал больше осмысливать, больше понимать ту ее сторону, которая отражает в себе эстетическую ценность самого процесса, а не ее конечный результат…»
Удивительным и тоскливо щемящим сердце показался мне рассказ Виктора Цветкова «Возвращайтесь, лебеди!». В небольшое по объему произведение автор вложил столько чувства, что читаешь его, затаив дыхание. Какой-то душевной грустью веет от него, и уже после прочтения невольно думаешь о тех двух лебедях и отчаянно хочешь, чтоб они долетели среди зимы до теплого юга, чтоб хватило на это у птиц сил, и веришь, что они обязательно вернутся.
Автор, пишущий о природе, не может обойти стороной в своих произведениях жизнь тех людей, которые постоянно соприкасаются с этой природой. В рассказах Виктора Цветкова сквозит боль за обезлюдевшие деревни. Об этом он прямо заявляет в рассказе «Горький запах полыни»: «…с великой болью в душе приходилось наблюдать то, что процесс “старения” деревень безудержно прогрессирует…». Может быть, эти слова сказаны слишком прямолинейно и более подходят для публицистики, но автор пишет о том, что лежит на его сердце.
Мне кажется, нельзя без симпатии отнестись к главным героям охотничьих рассказов: Гордеичу, Митяю, Лукичу. Эти люди не только живут посреди природы, но и относятся к ней с любовью, я бы даже сказал, с восторженной любовью, особенно Митяй.
Не случайно то, что главные герои , Гордеич и Лукич, уже пожилые охотники. Именно охотники того поколения всегда бережно относились к лесу, к населявшим его зверью и птице, соблюдая охотничьи традиции, сложившиеся среди лесовиков веками. К сожалению, много появилось сейчас «охотников» за добычей и экзотикой. Об одном из таких «охотников» автор рассказывает в «Коронном выстреле».
Наша русская литература богата произведениями о природе и охоте. Наверное, теперь уже трудно браться за эту тему, пытаясь сказать что-то свое, особенное, индивидуальное. Что касается Виктора Цветкова, он не ставит перед собой высокохудожественных задач, а просто делится своими впечатлениями и переживаниями с читателями посредством своих рассказов.
Хочется думать, что рассказы эти понравятся.
Василий МИШЕНЕВ, член Союза писателей России.