Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Автор рассказов Виктор Югов (Цветков)

Рассказы

( из дневника охотника)

Уважаемый читатель, если ты наберешься терпения и до конца прочтешь этот раздел, то наверняка захочешь получить ответ - где в повествовании правда, а где вымысел, и были ли в реальной жизни описываемые герои.

Да, были. Лукич – Иван Лукич Бушманов – и Гордеич – Николай Гордеич Бушманов – работали лесниками в далекие советские времена. Людьми были малообразованными, но самозабвенно любящими природу и все, что с нею связано. Охотники были исключительные. Свято соблюдали не писаные таежные законы и заповеди.

Редко, но встречались в то время и такие хапуги-охотники, как Филька-оборотень. В реальной жизни был осужден за незаконную охоту и отбывал срок в тюрьме. Но и после отсидки своего воровского промысла не бросил, за что и поплатился своей жизнью.

В рассказе «Горький запах полыни» изменены имена и фамилии основных героев. Все остальное взято из реальной жизни, свидетелем описываемых событий мне довелось быть. Рассказы взяты из реальных случаев жизни автора.

В рассказах использован местный диалект.

О ЧЕМ ШУМИТ ЛЕС

Весенний день медленно угасал. От прибрежных кустов и деревьев на речное половодье легли длинные тени. Мы сидели вдвоем у костра возле палатки, поставленной на самом берегу реки, на высоком крутом взлобке. Дым от нашего костра медленно тянулся вверх, но там, вверху, его подхватывало легким ветерком со стороны пойменного раздолья и уносило к оттаявшему после зимы лесу, где весело потенькивали вечерние птахи. Мы молча пили смородиновый чай, наслаждались тихим теплым вечером и словно сами оттаивали, подобно лесу, от зимней стужи. И было необыкновенно светло на душе и радостно. Потом устроились в палатке на ночлег, а когда первый легкий сон уже объял нас своим покоем, вдруг среди ночи низко над нашей палаткой раздались странные звуки. Мы встрепенулись, и я не мог понять, что происходит, пока мой друг не сказал: «Гуси!». Они с криками кружились над рекой, выбирая место для ночного отдыха после долгого перелета…

Хотя много было костров и ночей на берегах разных рек, проведенных вместе с моим давним другом Виктором Николаевичем Цветковым, но почему-то именно тот костер и та ночь с криками гусей над палаткой вспомнились мне, когда читал я его рукопись охотничьих рассказов.

Мне понятна причина, по которой он взялся за перо. Конечно, не из-за того, чтоб поведать о своих охотничьих удачах, о том, как встречался он один на один с медведями, и каким храбрым и умелым охотником показал себя в этих поединках. Нет! Ему, человеку неравнодушному, умеющему понять и оценить всю красоту нашей родной северной природы, вдруг стало просто необходимо рассказать людям об этой красоте. Даже на медвежьей охоте, сидя на лабазах, он сочинял стихи о родном крае, которые потом увидели свет в поэтическом сборнике «Встревоженные струны».

У того, кто живет в единении с природой, с годами меняется отношение к ней, оно переходит в новое, более высокое качество. Так и у автора рассказов. Вот, что пишет он об этом в рассказе «Последний медведь»:

«…Уже не жду с тем неудержимым трепетом и нетерпением некогда захватывающей все мое существо осенней, на седеющих августовских овсах, медвежьей охоты. Но это вовсе не значит, что я перестал любить охоту, перестал ощущать взаимосвязь с природой. Нет. Просто с годами стал больше осмысливать, больше понимать ту ее сторону, которая отражает в себе эстетическую ценность самого процесса, а не ее конечный результат…»

Удивительным и тоскливо щемящим сердце показался мне рассказ Виктора Цветкова «Возвращайтесь, лебеди!». В небольшое по объему произведение автор вложил столько чувства, что читаешь его, затаив дыхание. Какой-то душевной грустью веет от него, и уже после прочтения невольно думаешь о тех двух лебедях и отчаянно хочешь, чтоб они долетели среди зимы до теплого юга, чтоб хватило на это у птиц сил, и веришь, что они обязательно вернутся.

Автор, пишущий о природе, не может обойти стороной в своих произведениях жизнь тех людей, которые постоянно соприкасаются с этой природой. В рассказах Виктора Цветкова сквозит боль за обезлюдевшие деревни. Об этом он прямо заявляет в рассказе «Горький запах полыни»: «…с великой болью в душе приходилось наблюдать то, что процесс “старения” деревень безудержно прогрессирует…». Может быть, эти слова сказаны слишком прямолинейно и более подходят для публицистики, но автор пишет о том, что лежит на его сердце.

Мне кажется, нельзя без симпатии отнестись к главным героям охотничьих рассказов: Гордеичу, Митяю, Лукичу. Эти люди не только живут посреди природы, но и относятся к ней с любовью, я бы даже сказал, с восторженной любовью, особенно Митяй.

Не случайно то, что главные герои , Гордеич и Лукич, уже пожилые охотники. Именно охотники того поколения всегда бережно относились к лесу, к населявшим его зверью и птице, соблюдая охотничьи традиции, сложившиеся среди лесовиков веками. К сожалению, много появилось сейчас «охотников» за добычей и экзотикой. Об одном из таких «охотников» автор рассказывает в «Коронном выстреле».

Наша русская литература богата произведениями о природе и охоте. Наверное, теперь уже трудно браться за эту тему, пытаясь сказать что-то свое, особенное, индивидуальное. Что касается Виктора Цветкова, он не ставит перед собой высокохудожественных задач, а просто делится своими впечатлениями и переживаниями с читателями посредством своих рассказов.

Хочется думать, что рассказы эти понравятся.

Василий МИШЕНЕВ, член Союза писателей России.

Вологодская обл., г. Никольск
297
Голосовать
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх