Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Браконьерство-мифы и реальность

Браконьерство-мифы и реальность.

Уважаемые коллеги-охотники, охота в жизни каждого человека хоть единожды в жизни, с ней соприкоснувшись, оставляет след, который может иметь различную эмоциональную окраску: от крайней степени восхищения до полного отвращения (особенно при виде убитого животного обагренного кровью). К чему это я, да к тому, чем руководствуется человек при совершении тех или иных поступков. Под этим углом зрения предлагаю взглянуть на очевидные вещи, которые лежат на поверхности, а сущность их как бы исчезает при попытках в них разобраться.

Во все времена человечество интересовали вопросы о том-что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир.

Занимаясь охотой и собирательством на заре человечества, люди осознавали на уровне инстинктов, что это есть естественный способ их существования. До настоящего времени сохранились в мире дикие племена живущие таким способом, что подтверждает выводы учёных об эволюционном пути развития человечества. Человек и общество менялось по мере развития средств производства и производительных сил.

Что наблюдается сейчас в цивилизованных государствах, где сохранилась охота как вид человеческой деятельности. Везде по разному, но есть общее понимание государства и общества по поводу экологии, по вопросам природопользования, основываясь на собственном опыте, традициях и т.д. для некоторого представления как там у них можно посмотреть здесь: http://www.ohotniki.ru/editions/rog/article/2008/07/29/29974-ohota-v-germanii.html http://huntandfish.ru/magazine/2013/3_mart_2013/nemtsy_i_okhota/ это Германия-выдержка:Кормление дичи в целях охоты запрещено. Только в случае голода, например, в снежные и холодные зимы, охотуправление может разрешить кратковременное кормление. Исключением является кормление выпущенных животных для приучения к месту и кормление в целях отвлечения от потрав. Все эти исключения из правила имеют один общий знаменатель: их целью не является осуществление охоты. В радиусе 200 м от места кормления охота на копытных запрещена. Разрешена прикормка. Чем кормление отличается от прикормки? Количеством и частотой. Для прикормки можно использовать количество корма, которое охотник может без особых усилий унести в руках. Т. е. порядка 10-20 кг.

Охота в загородках в Германии невозможна юридически. Тут самое время вспомнить о том, что охота – это добыча диких животных, подлежащих охоте. Дикое животное, согласно Гражданскому кодексу, не принадлежит никому. Оно гуляет само по себе. Содержать виды, принадлежащие к охотничьим, в загородке никто не запрещает. Только эти животные являются в таком случае домашними. Стрельба по ним юридически соответствует стрельбе по коровам на пастбище, что не является охотой, соответственно, такое использование оружия нелегально, что может повести за собой наказание, лишение охотбилета и оружия…

Если хозяин индивидуального охотучастка не является охотником, он обязан сдать право осуществления охоты в аренду, позволить установку вышек и охоту на своей земле. Его желание/нежелание не играет никакой роли, как и апелляция к праву собственности: право собственности не должно мешать интересам общества...

Хозяева земель, входящих в коллективный охотучасток, являются членами охотничьего товарищества, единственной целью которого является сдача в аренду права охоты на коллективном охотучастке и распределение доходов от этой аренды. Устав может ограничить круг лиц, с которыми может быть заключен договор аренды, участниками товарищества...

Договоры аренды заключаются обычно на 9 лет. Договоры аренды на коллективные участки – после проведения тендера… а вот Франция http://zbroya.com.ua/mag/2001/2001-6/8.htm при желании можете расширить круг поиска информации.

Как у нас, полагаю, охотники знают всё до местных особенностей. Охота хоть и имеет древние корни как вид человеческой деятельности, но в современных условиях это уже социально-правовая категория. Попробую пояснить. Человечество занималось охотой для проживания, как вы понимаете, такого понятия как браконьерство не существовало. Это надо иметь ввиду для последующего понимания. Только с развитием общества, социальным расслоением, появлением статусных личностей наделённых ( либо присвоивших властные полномочия, так как от рождения все люди были равны) властными полномочиями, а тем более с возникновением государства и права основные отношения сформировавшиеся в обществе стали регулироваться и закрепляться государством посредством правовых норм. Здесь хочу выразить свою признательность многим людям, которые своей кропотливой поисковой, исследовательской работой создают нам возможность получать доступ посредством интернета к поистине бесценным трудам и полезной информации.

На сайте http://1970.ucoz.ru/publ/zakonodatelstvo_ob_okhote/1-1-0-41 можно ознакомиться с такой весьма полезной информацией, а в частности: Право охоты, по учению римских юристов, является следствием права собственности лица над недвижимостью. Собственник имеет право запретить посторонним доступ в его имение и таким образом фактически не допускать их к охоте в своих владениях. Дичь, по римскому представлению, считалась, однако, бесхозяйным предметом (res nullius); поэтому собственник имения не имел права на возврат добытой в его владениях без его разрешения дичи. Государство, со своей стороны, никаких ограничений права охоты не устанавливало, лишь в императорский период появилось запрещение истреблять в африканских владениях львов, которые требовались в громадном количестве в Рим для зрелищ.

Древние германцы, в отличие от римлян, признавали право собственника имения на диких зверей и птиц, в нём обитающих. По салическим законам охота в чужих владениях без разрешения хозяина каралась как вид кражи. Где леса и вообще свободные от пашни пространства находились в общинном владении, там право охоты в них принадлежало каждому члену общины. Со времени Карла Великого право королей и владетельных лиц охотиться в так называемых заповедных лесах распространяется и на леса, никому не принадлежащие, а затем и на общинные леса. Свои права на охоту короли передавали также представителям высшего дворянства и духовенства.

Впоследствии (к XV веку) не только общинники, но и частные собственники не из дворян теряют право охоты в собственных их владениях, и низшие сословия лишаются права даже ограждать свои участки заборами от потрав диких зверей. Уличенные в недозволенной охоте крестьяне подвергались смертной казни. Средневековые законодатели находили, однако, возможным официально мотивировать запрещение охоты крестьянам соображениями о собственной их пользе. Так, в одном эльзасском ордонансе в оправдание такого запрещения приводится, что крестьяне недостаточно осторожно обращаются с огнестрельным оружием и что охота отвлекает их от забот о хозяйстве.

В XVI веке право охоты превращается в регалию. В защиту притязаний королей и владетельных князей выступают юристы; из римского учения о принадлежности фиску выморочных имуществ (bоnа vacantia) они делают более чем смелый вывод о принадлежности фиску бесхозяйных предметов, а, следовательно, и диких зверей. Дворянам, а в некоторых местах и горожанам, удается, однако, сохранить за собой право на среднюю и низшую охоту; высшая охота (кабаны, лоси и пр.) становится окончательно предметом регалии. В прусское земское право (Landrecht) внесена была следующая статья: "Право охоты принадлежит к регалиям низшего рода, и частными лицами может быть приобретаемо и осуществляемо не иначе, как в порядке, установленном для регалий".

Громадный ущерб, причинявшийся крестьянам потравами охотничьих команд (иногда в несколько тысяч человек) и диких зверей, тяжкие повинности (корм для собак и лошадей и пр.), жестокие наказания за самовольную охоту - все это сделало охоту ненавистнейшей в глазах народа привилегией господ. Поэтому одним из первых требований либеральной партии на Западе было уничтожение охотничьей регалии. Так было во Франции в 1789 году, в Германии и Австрии в 1848 году. Вместе с отменой регалии устанавливалось исключительное право собственника на охоту в пределах принадлежащего ему имения.

Действующее законодательство сохраняет этот принцип и допускает некоторые ограничения лишь в интересах общего блага. Первым по времени является французский закон 3 мая 1844 года, несколько измененный правилами 22 января 1874 года. Охота считается дозволенной при соблюдении следующих условий: 1) разрешение подлежащих властей, 2) производство охоты открыто, 3) дозволенными способами и 4) cогласие владельца имения, если охота производится в чужих владениях. Правилами 1874 года дозволяется лишь охота огнестрельным оружием, облавой и с собаками; только для ловли кроликов допускается употребление петлей и силков. В государственных и принадлежащих коммунам лесах охота вовсе запрещена. Префекты назначают сроки для начала и закрытия охоты; они же выдают разрешения на охоту.

Закон ограничивается запрещением выдавать разрешения малолетним (до 16 лет), несовершеннолетним (от 16 до 21 г.), если за последних не просят их родители или опекуны, и отданным в опеку. Лицам, осужденным за бродяжничество, нищенство, кражи, за злоупотребление доверием, за сопротивление или насилие против должностных лиц, за истребление или порчу деревьев и растений, потравы и т. п., префекты имеют право отказывать в разрешении на охоту, но лишь в течение определенного срока (не более 5 лет) после отбытия ими наказания. Охота без разрешения администрации наказывается штрафом от 16 до 50 фр.; штраф может быть повышен до 200 фр., если охота совершается в недозволенное время; при обстоятельствах, усиливающих вину, назначается арест от 6 дней до 2 мес. Охота на чужой земле, без разрешения хозяина, карается гораздо строже: за охоту в чужом огороженном пространстве наказание, при наличности усиливающих вину обстоятельств, может быть повышено до 2 лет тюремного заключения.

15 сентября 2004 года Парламентом Великобритании было принято решение о полном запрещении по территории Англии и Уэльса охоты с собаками. В США законодательство также постепенно сокращает распространение охоты путём удорожания охотничьих лицензий, сокращений сезонов охоты, и принятия других ограничений.

Ещё можно почитать из опыта и реалий охоты в Германии: http://www.partner-inform.de/partner/detail/2011/6/252/4896 выдержка подтверждающая наше небольшое исследование: Известным охотничьим законодателем был Карл Великий, введший в IX веке много универсальных норм. И все же охотничьи законы в средние века и последующие эпохи отличались сложностью и многообразием, отражавшим государственную раздробленность. Местные правила устанавливал местный владетель. Как отметил один из тогдашних философов: «Кто подчиняет себе жизненные порядки, тот устанавливает и охотничьи правила».

И тем не менее, довольно стройную систему охотничьих правил немецкие государства сформировали уже к середине XIX века. Основные положения были согласованы между королевствами, герцогствами, княжествами, графствами и вольными городами, только Мекленбург-Шверин и Мекленбург-Штрелиц до поры до времени стояли особняком.

Довольно долго охота оставалась прерогативой знати, ибо фундаментальное положение было таково: убивать дичь имеешь право только на своей земле. Значит, чтобы быть охотником (а не браконьером), следовало быть землевладельцем. Веяниями либерализации стала частичная передача прав на охоту членам специализированных сообществ, осуществлявшим коллективное землепользование, или, например, жителям населенных пунктов, которые получали право охотиться на угодьях, принадлежавших данному населенному пункту.

Отражением исторической ситуации является тот факт, что и в современной Германии охота ведется в основном в рамках профильных обществ (Jagdvereine), причем каждому обществу отводится определенная территория для охоты (Reviersystem).

Ещё немного из германского опыта который был и в РСФСР почитайте выдержку:

Охотничий экзамен

Без сдачи экзамена вам не выдадут охотничьего удостоверения, не примут в охотничье общество. Так что «зубрите билеты».

Экзамен (Jägerprüfung), как правило, принимается в местном охотничьем ревире, координаты которого можно узнать в местном ратхаусе. Основное содержание экзаменов: знание охотничьих законов и правил, видов и повадок дичи, сезонов охоты на конкретную дичь, требований по охране видов, природоохранного законодательства, законов о лесном хозяйстве и землепользовании. Теоретическую часть сдают в письменной и устной форме. Это фактически два экзамена. И есть еще практическая часть: стрельба. Испытуемые должны поразить мишени с изображением различных животных. Стрельба ведется из определенных видов охотничьего оружия (Büchse, Flinte и Kurzwaffe – рвущемуся на охоту надлежит знать, что это такое), с определенных расстояний, из определенных положений, при этом надо выбить зачетный минимум очков. Кроме спуска крючков, надлежит, конечно, продемонстрировать знание оружия, знание жестких требований безопасности, продемонстрировать достаточную меру сознательности.

К сдаче экзамена допускаются лица не младше 15 лет.

Конкретные детали приема-сдачи экзаменов устанавливают федеральные земли. Причем в большинстве земель установлены требования так называемого «зеленого абитура»: годичный учебный курс перед допуском к экзамену, включающий минимум 60 часов теории и 60 часов практических занятий. Абитуром его называют потому, что учеба, вообще говоря, довольно сложная. Вот земли, где предварительная учеба тоже практикуется, но не является обязательной:

√ Берлин.

√ Нижняя Саксония.

√ Саксония-Анхальт.

√ Северный Рейн-Вестфалия.

√ Шлезвиг-Гольштейн.

Впрочем, и здешним кандидатам в охотники мы не советовали бы пренебрегать учебой. В одиночку усвоить кучу разнообразного, специфического и сложного материала, к тому же «не по-русски», пожалуй, практически невозможно.

Охотничье удостоверение

Оно дает право охотиться. Следовательно, не имеющие удостоверения не имеют и никаких охотничьих прав.

В Германии этот документ называется Jagdschein. В Австрии, чьи охотничьи законы практически скопированы с немецких, название отличается: Jagdkarte. В Швейцарии, чьи законы тоже родственны немецким, свое название: Jagdpatent. По немецким законам, выдачей охотничьих удостоверений ведает местная охотничья администрация (Untere Jagdbehörde).

Обязательные условия для получения удостоверения:

√ сданный Jägerprüfung.

√ наличие охотничьей страховки (Jagdhaftpflichtversicherung) с покрытием ответственности минимум на 50 тысяч евро в случае причинения материального ущерба и минимум на 500 тысяч евро в случае причинения персонального вреда.

√ подтверждение благонадежности, согласно Закону об оружии (документом, подтверждающим благонадежность, является Führungszeugnis) .

√ совершеннолетие.

Охотникам из прочитанного, вполне определённым образом начинает вырисовываться ситуация связанная с охотой на протяжении столетий. Наверное, многие охотники уже как бы с другой позиции посмотрели на проблему, навязшую у людей на зубах.

Теперь определившись с некоторыми тенденциями в развитии охотничьего хозяйства на протяжении столетий можно постараться приоткрыть некоторые стороны наших проблем в охотничьем хозяйстве.

Начнём с того, каким образом наше общество может и влияет на охотничью деятельность.

В 90-х годах прошлого века в нашей стране и странах наших бывших союзников произошли грандиозные, эпохальные события, оценку которым, историки говорят, что ещё не пришло время давать. Оставим это на их совести. Однако констатировать произошедшие изменения мы можем. Возьмем главные из них. Изменениям подверглись: государственный строй, форма собственности на основные средства производства, землю, природные богатства (по факту, а не по юридическим определениям), финансово-кредитная система и самое важное - произошли изменения ценностных ориентиров. Пришли материальные ценности на смену духовным. Создалось общество потребления по западному образцу. Конечно, голос желудка может быть сильнее голоса разума. «Болото» необузданной роскоши через вседозволенность, безнаказанность, засасывает и развращает значительную часть людей, началась эпоха гонок, состязаний кто успешней, кто круче. Всё идёт в ход от выставления на показ недвижимости (замков, островов и т.д.) скупаемых по баснословным ценам за границей; «сорение» большими деньгами в увеселительных заведениях, с вывозом за границу так называемого эскорта-услуги из числа девиц соответствующего поведения. Появились имиджевые отличия так называемые дресс-коды. Роскошные автомобили, соответствующая одежда, клубное членство по интересам, куда вход только для своих и т.д. Чтобы не перегружать ваше внимание перечислением черт нашей современной жизни, каждый видит при желании их сам и соглашаться с ними либо нет решает сам для себя.

Спрашивается, каким образом охотничья деятельность может остаться не тронутой во время такого «пира». Читайте полностью и решайте сами: http://abos.ru/?p=36965 выдержка из этой статьи-Привычки, стиль жизни, манера поведения и способы развлечений постсоветской элиты стали притчей во языцех. Правда, до основной массы населения доходят на сей счет одни лишь слухи. Редкие публикации на эту тему носят подчеркнуто скандальный характер и появляются исключительно в “желтой” прессе или в дорогих глянцевых журналах. В отличие от подобного рода сообщений, история, которая нами будет рассказана, строго задокументирована и вполне может стать основанием для возбуждения уголовного дела против ряда весьма влиятельных лиц.

11-12 декабря несколько высокопоставленных московских чиновников со товарищи под видом охоты учинили откровенную бойню диких животных в районе Суздаля. В результате “суздальского сафари” было уничтожено множество кабанов и оленей, подверглись унижениям и оскорблениям сотрудники охотнического хозяйства. Даже не расплатившись с хозяевами, распоясавшиеся стрелки вернулись с трофеями в Москву, а работники хозяйства потом еще долго находили трупы животных, так и оставшихся лежать в снегу, не подобранные охотниками. Так отметили десятилетие Российской конституции неутомимые “борцы за свободу”…

Далее посмотрим, что по проблемам охоты и борьбы с браконьерством говорит руководитель Русской ассоциации профессиональных охотников Владимир Донец смотрите здесь: http://hunfis.ru/hunting-articles/2035 , выдержка из его интервью под заголовком «Чиновники вредят охотничьей отрасли не меньше браконьеров!»

«Возвращаясь к охоте и рыбалке, хочу сказать, что это все-таки естественные для человека вещи, неотъемлемая часть жизни наших предков. Другое дело, что здесь — как и во всем, что связано с природой, — человек должен чувствовать особую ответственность, четко понимать, к чему приведут его действия… Что касается бурого медведя, то я вряд ли когда-нибудь отправлюсь на него охотиться. Да и другие звери в том, что касается меня лично, — могут, как говорится, спать спокойно».

Владимир ПУТИН

А Путин, между прочим, по зверю стрелял, хоть и снотворным. Помните тигрицу в Приморье? Мы решили обратиться к нему и президенту, чтобы они взяли егерей «под свое крыло». Тогда наши чиновники уже не будут чувствовать себя владыками угодий, которые на территории их региона. Беда в том, что мало кто из вип-персон местного розлива знает и соблюдает правила охоты. Не говорю уже об охотничьей этике… Потому и стреляют по зверю с вертолетов, в запретный период, да еще в занесенных в Красную книгу животных…

— А с браконьерами как предлагаете бороться?

— Во-первых, надо исключить браконьерство чиновников. Пока слуги народа будут палить в лесу почем зря, все местные жители будут браконьерствовать. Они так рассуждают: почему ему можно, а нам, родившимся и живущим тут, нельзя? Во-вторых, надо создать Единый охотничий билет. Вот водительские права у всех в одном экземпляре, и если автоинспектор лишит за нарушения, в другом месте вы их не получите. А охотбилетов у каждого охотника может быть хоть 20 штук (у меня лично три в кармане). И если охотовед отнимет за браконьерство один, то можно смело ехать в соседний район и охотиться с другим документом…

Пойдём дальше. Человек так устроен, что в простом ищет что - то сложное, таинственное, а сложное явление хочет рассматривать упрощенно, домысливая не достающую информацию, не имея специальных познаний, без замысловатых анализов и прогнозов, не затрудняя себя сбором и проверкой собранных доказательств. Хочется найти простые для восприятия, стереотипные, опробованные временем но без учёта реалий способы, методы борьбы. Жизнь показывает, что в какой-то момент от таких действий могут наступить положительные сдвиги (здесь кроется самообман, ловушка) а потом всё возвращается на прежние позиции, а то и может привести к ухудшению ситуации в целом. Из истории ВОВ мы знаем о героизме нашего народа (на фронте и в тылу), цена этого героизма очень велика и по-настоящему не известна. Почему после того как в декабре 1941г. казалось бы в битве за Москву РККА перехватила инициативу у немецких войск и было весьма успешное контрнаступление, мы в 1942г. имели горькие, провальные, кровопролитные результаты. Многие исследователи данных фактов сходятся в том, что упивание первыми победами и переоценка собственных сил и возможностей, прежде всего в боевой технике и вооружении, отсутствие достаточного боевого опыта у личного состава РККА (воевали прямо с колёс) и материальных ресурсов в необходимом количестве с одной стороны и недооценка с другой стороны мощи и боевого опыта противника, на которого работала вся оккупированная часть Европы привели к провалу ряда крупных войсковых операций и к большим потерям личного состава и боевой техники РККА.

Не врач я и готовых рецептов не даю, своей задачей вижу помочь людям вернуться к нашим исконным корням-народной мудрости, побудить того кто этого хочет к мыслительной деятельности, не ждать когда кто-то за нас что-то сделает.

Реформы нужны, но не реформа ради реформы, или реформы любой ценой. Наши предки давно сформулировали правило: «Семь раз отмерь, один раз отрежь.» А наш Виктор Степанович Черномырдин развил эту мысль: «Если у кого-то чешется, идите, чешите в другом месте…».

В данной статье охотники увидят то, что их интересует, это предпосылки, причины и условия появления такого явления как браконьерство, которое является теневой стороной охоты. Для размышления, посмотрите на сроки аренды участков для охоты в европейских государствах и у нас (9 и 49лет). Браконьерское сообщество представлено выходцами из всех социальных групп, разница в социальных статусах заставляет по законам рынка более сильных убирать более слабых. Если некоторые охот пользователи заявляют о нерентабельности своих хозяйств, спрашивается, почему они за них так держатся, какие они эффективные собственники, если они банкроты, чем они лучше бывших охотничьих обществ. Наверное, есть законный способ прибрать к собственным рукам природные ресурсы, прежде всего и изгнать с территории неугодных простых охотников. Конечно, у нас все-таки много положительных примеров, когда охотники буквально на себе вытаскивают охотничьи хозяйства.

Для живой природы нет разницы, кто причинил ей ущерб, по правилам или нет был спилен лес, выловлена рыба неводами, сетями или отстреляны животные. Весь вопрос в том будут ли восстановлены потери природы, в какие сроки, кем и за чей счёт, будет ли соблюдён баланс между потреблением и восстановлением. Возможно, в понимании причин и условий существования браконьерства лежит путь к решению данной проблемы. Как человек военный я привык после изучения и оценки обстановки принимать решения и нести ответственность за них, а давать рекомендации и раздавать обещания это дело политиков, это их бизнес.

Тверская область Владимир Дмитриевич, охотничий стаж 38лет

тверь
82
Голосовать
Комментарии (3)
Россия
1627
Познавательная статейка! Владимир Дмитриевич, спасибо!!!
0
Алтайский край
24
С уважением к вам Владимир Дмитриевич, за статью-спасибо!!Хорошо бы если эту статью прочитал ВВ Путин!!!!
0
Новосибирск
352
Спасибо, хорошая познавательная статья.
0
Комментарий удален. Почему?

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх