Еще раз о верхоянском зайце.
Привелось мне побывать в Верхоянье. Проездом заехали пообедать на базу коневодов. Кроме бригадира, старика Романа, в доме были еще три молодых коневода. На печи варилась зайчатина. В те времена у нас, в Центральной Якутии, был объявлен мораторий на охоту на зайца. И речь, естественно, пошла о зайцах. Беседовали в основном мы со стариком, молодые в беседу не встревали авторитет старика был непререкаем.
- Роман, вот у вас, я вижу, полно зайцев, повсюду их следы. А вот у нас они перевелись. Говорят же, что в природе существует цикл миграции зайцев? Но, почему-то, зайцы не мигрируют.
- Насчет миграции – не знаю. А вот переселение из-за перенаселенности и отсуствия кормов у них существует. Шесть пиков численности видел на своем веку. Обычно перед ее снижением зайцы идут на запад, в сторону Омолоя, значит. Но я бывал там. Сплошной ягель, травы мало. Да и здесь заяц кроме поедания стогов, лиственницу обгладывать начал. Получается вроде бы так: местный уходит, потому, что корма мало стало, а на его место другой подается, откуда же корм возьмет?
- Слышал я, что зайцев нещадно бьете – по 200-300 за один загон. Не боитесь, что исчезнут? – задаю провокационный вопрос.
- Есть места, где заяц остается даже тогда, когда его бывает совсем мало. Много лет назад, когда зайцы исчезли совсем, один долго жил тут поблизости. Но и его склевала хищная птица. Думал, все, хана косым, но нет – через два года зайцы, как птица Феникс, появились вновь. А насчет охоты на зайцев – вы заметили, что из себя представляют поставленные летом стога? (По дороге на базу мы видели стога, похожие на грибы. Основание стогов поедены, обгрызены зайцами). Целое лето, не покладая рук, мы готовим для скота сено, а зайцы их уничтожают. Если на них не охотиться, всю траву поедят, живность наша пропадет. Да и приработок семье – сдаем тушки зайцев заготовителям. Они увозят в Якутск, родают их там. Вам зайчатина, нам хоть какие нибудь деньги.
Как я думаю, популяция зайца в Верхоянье останется неизменной ввиду системно повторяющейся высокой, очень высокой численности вида. Вот что пишет по этому поводу, путешествовавщий в конце XVIII века, известный исследователь Гергард Майдель, пересекавщий р. Догдо (приток Адычи, Верхоянье) в октябре 1880 г. "… Повсюду снег был покрыт следами этих животных (зайцев), часто в таком неимоверном количестве, что на большом расстоянии с каждой стороны дороги нельзя было заметить свободного от следов места; время от времени попадались главные тропы, которые были так широки и так плотно утоптаны, что казалось, будто имеешь перед собой дорогу, по которой шли вьючные животные." Подобная картина, как это ни странно, сохранилась. И сейчас по осени берега Яны, местами, бывают утоптаны зайцами, как волейбольные площадки.
- В том году зайцев добывали столь много, - пишет далее Майдель, -"что люди не успевали их обдирать", а "крыши каждой юрты были завалены битыми животными". Главный же итог таких лет заключается в том, "что люди на всю долгую зиму" обеспечивали себя мясом и им не нужно было "убивать животных из собственных стад".

5+++
