Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Степан Сивцев. Либиенпогиль – дух Земли.

Илья Таланов был человеком сугубо городским. Его детство и юность прошли в сутолоке и тесноте большого индустриального города. Общение с природой ограничивалось традиционными весенне-осенними вылазками всем классом в пригородные леса. Очень уж не нравились Илье эти походы – захламленные, чахлые леса с отравленным выбросом ядовитого дыма сотен заводов воздухом не вызывали у него никаких чувств.

По окончании педагогического института направили его в Якутию, в страну юкагиров – когда могущественного, многочисленного народа, населявшего почти всю Восточную Сибирь. О них сложили очень красивую легенду: когда юкагиры зажигают свои костры, то на небе загорается северное сияние – «дьюкябил уота - огни юкагиров» говорят якуты. Выносливый, адаптированный к суровым условиям гордый народ не смог противостоять оспе, завезенной русскими казаками, и случился страшный мор, погубивший почти всех юкагиров. В Ярхадане, где жили таежные юкагиры – охотники и рыболовы, его вначале встретили настороженно – еще свежи были в памяти вспоминания об удалых предприимчивых пришельцах с огненной водой и жестким взглядом рыбьих глаз. Как-то раз, Илья, гуляя по высокому яру, увидел, как внизу у реки старик Чемоданчик, чертыхаясь, бьет палкой лодочный мотор. На вопрос что же случилось, Чемоданчик ответил: «Плохой мотор, ленивый мотор! Не хочет везти меня до стойбища!» С разрешения старика Илья разобрал мотор, прочистил помпу от набившегося песка, удалил нагар со свечки и, собрав обратно мотор, с первого раза завел его. Удивлению и восхищению старика Чемоданчика не было предела. Он сразу же повел Илью к себе и, открыв кладовку, вытащил во двор еще три лодочных мотора. Неисправности были легко устранимыми и молва о золотых руках приезжего учителя труда мигом облетела всех рыбаков и охотников. С тех пор ледок в отношениях между Ильей и аборигенами растаял, Илью стали звать с собой на рыбалку и охоту на уток. Бурные горные речки с коварными перекатами и порогами, гривы с вечнозелеными стланиками, кочкастые мари – вот тут-то, в первозданной природе Колымы, и проснулись у Ильи инстинкты к охоте и рыбалке – на подъемные и первую зарплату он купил себе ТОЗ-34 штучной серии, лодочный корпус «Обь» с мотором. Юкагиры, благодарные за бескорыстную помощь в ремонте лодочных моторов, подарили меховой спальник из оленьих шкур, сшили кухлянку из лебяжьей шкуры и торбаза из сыромятной кожи.

Настала зима. Земля укуталась пышным снегом, морозы стали крепчать. Однажды, во время осенних каникул, к Илье подошел дед Спиридончик – уважаемый не только среди таежных, но и тундряных юкагиров худощавый, быстрый в движении старик. Он прославился не только мудрым, философским отношением к жизни, постоянной удачей в охоте и рыбалке, но и тем, что в молодости в одночасье отказался от спиртного.

- Илья, я и мой друг Николай Алексеевич хотим позвать тебя на охоту. Покажем тебе старинный способ скрадывания лося. Если ты согласен, поедем завтра с утра.

Илья с удовольствием согласился. Ночью ему не спалось: как только он закрывал глаза, перед взором вставала картина – огромный веслорогий лось, прижав голову к земле, всхрапывая огнедышащими ноздрями, несется во весь опор на него…

В условленное время к дому подкатили два «Бурана». Илья погрузил на нарту Спиридончика свои вещи и уселся к Николаю Алексеевичу. Николай Алексеевич, низкорослый крепыш-весельчак, в молодости был бессменным председателем колхоза «Красный юкагир». Во время слияния колхозов он резко воспротивился тому, чтобы колхоз юкагиров и соответственно деревню передали в распоряжение Дальстроя – преемника Колымлага и был снят с должности председателя. Партбилет у него, все-таки, побоялись отобрать…

Красив лес ранней зимой. Деревья, укутанные серебристым куржаком, белоснежное полотно, укрывшее землю – и пронзительная тишина, изредка нарушаемое шепотом слетевшего с ветвей снега – что может быть прекраснее?

К полудню приехали к Трехречью. Внизу клубилась туманом незамерзающая полынья. На этом месте, под валком, воедино сливались три горных ручья. Поставили палатку, тщательно укрыли снегоходы белой материей, вскипятили чай. Долго пили чай, ведя неторопливую беседу о том, сем. После чая настало время курения. Спиридончик смолил Беломорину, Николай Алексеевич интеллигентно попыхивал сигаретой.

- Илья, мы сейчас на лыжах пойдем к тем сопкам. Думаю, дойдем до Шаманихи. Ты останешься здесь. Через два дня утром выйди вон к той валежине и жди. Часа через два-три будет проходить сохатый – ты уж постарайся, завали его!

Как долго тянется время, когда ты чего-то ждешь! Илья не мог найти себе места в течении двух дней: нарубил как можно больше сухостоя, с тем, чтобы кто-нибудь, заплутавший в этих краях, мог без проблем разжечь спасительный костер и тем самим спастись, перекладывал ветки стланика, устланного на полу палатки, чтобы старикам спалось мягко. Настало утро – и Илья, надев маскхалат, такой знакомый по службе на границе, вышел на отведенное место.

Время тянулось очень медленно. Края капюшона стали покрываться инеем от дыхания. Слух напрягся до предела. Чу, где-то там закричал-закаркал ворон – вестник то ли удачной, то ли последней охоты охотника. А вот заверещала кукша – ябедница. И – тишина. Колючая, бессмысленная, тяжелая…

…Ух, как холодно! Оказывается, Илья чуть придавил «храпака». Перед ним открылась картина снежного незапятнанного полотна – значит, сохатый здесь не проходил. Илья посмотрел на свои часы - они показывали четвертый час.

- А ведь никакой зверь не прошел, так что я могу пойти погреться в палатку, а там посмотрим.

Почему, как только с мороза зайдешь в теплую палатку – так сразу и тянет спать! Илья и не заметил, как он заснул.

Проснулся он от громкого выстрела и схватив карабин выскочил на улицу. Чуть севернее валежника, где он должен был сидеть в засаде, старики наклонились над убитым огромным сохатым. О, как ему было стыдно!

- Илья, где ты был, почему пропустил лося?

Илья не смог найти те слова, которые могли бы оправдать его.

- Может, ты приболел?

Илья убедил товарищей по охоте в том, что он в полном здравии, и что он выходил на засаду в условленное время, но замерз и зашел на минутку в палатку погреться.

- Вот видишь, на охоте нужны терпение и выносливость. Потерпел бы ты немножко – и смотри, добыл бы первого своего лося. Ну, да ладно, не расстраивайся, все еще впереди.

Мягко пожурив своего незадачливого напарника, старики принялись освежевывать лося. Илья впервые в жизни видел, как разделывают такого исполина. Сначала, проведя острым лезвием якутского ножа вдоль груди к кончику хвоста прямую линию, начали снимать шкуру. Отделив шкуру от туши, вспороли брюшину, и сноровисто работая маленькими ножами, отделили внутренности и вывалили их на аккуратно расстеленную шкуру. Отделив сердце, печень, почки отрезали самый лакомый кусок – мысас. Затем тем же ножиком расчленили тушу на четыре части, отделили голову. Каждую часть туши уложили в отдельности на чистый снег, шкуру сложили конвертом и оставили все это на морозе с тем, чтобы по застывании мяса погрузить на нарты.

В палатке, Илья, уплетая за обе щеки вкуснейшее жаркое из печени сохатого, задал мучивший его вопрос:

- Как же это вы умудряетесь точно находить в этих бескрайних просторах зверя и, подогнав его в условленное место завалить прямо у входа в палатку. Это же уму не постижимо!

- Это нам помог Либиенпогиль – дух Земли – уважительно произнес Спиридончик.

- Да какой там дух, просто Спиридончик дитя тайги, поэтому он безошибочно определяет по признакам погоды, времени, где может находиться лось. А подогнать лося к определенному месту – тут никаких сложностей. Надо не очень тревожа сохатого погонять куда тебе хочется. Лось зрением слаб, больше полагается на свой слух. Главное – не производить громкого шума и резких движений - возразил прагматик Николай Алексеевич. Хотя Илья и был истовым атеистом и материалистом, но ему по душе пришелся ответ Спиридончика.

- Либиенпогиль – добрый, справедливый дух. Он живет везде – в дереве, в воде, может принять вид любого зверя и птицы. Не раз бывало, Либиенпогиль выходил к стойбищу юкагира в виде сохатого и спасал его род от голодной смерти. Но, если охотник становится жадным и жестоким, без причины бьет слишком много дичи, не делится добычей с сиротами и сирыми – то Либиенпогиль прогневится и пошлет на такого охотника порчу. С природой надо жить в согласии. Надо жить не днем единым, а смотреть вперед, заботиться о том, чтобы и твоим внукам хватило зверя и рыбы. Нынче не те времена пошли. Раньше зверя было очень много, реки вскипали от проплывающей рыбы. А сейчас появилось много шатающегося народа без рода, без племени, каждый старается убить, урвать побольше. Совсем забыли про нашего духа. А Либиенпогиль все замечает и запоминает.

По приезду в село, первым делом обошли старых и одиноких, не обделили и участковую больницу. Хотя Илье и достался маленький кусочек мяса лося, ему на всю жизнь запомнилось то радостное чувство добытчика, когда старые юкагиры с достоинством принимали от его рук дар Либиенпогиля.

Якутск
8958
Голосовать
Комментарии (9)
Новосибирск
106
Либиенпогиль.... никогда не слышал, хоть и прожил в Якутии много много лет.... Потому еще интереснее. У якутов свои духи есть, а тут - юкагирские. +++
0
г.Рубцовск
1111
Хороший рассказ.
0
Томск
5581
schenkowyak, поддерживаю
0
Алтайский край
504
schenkowyak,Бестер присоединяюсь
0
Томск
4485
интересный рассказ 5 баллов
0
Якутск
8958
Эти баллы что дают? Извините, я не в курсе:)
0
грязи
65
Степан-хороший ракссказ, пиши ещё.
0
Новосибирск
106
Да ничкго эти баллы, Степан, не дают. Так, типа: нравиться-не нравится..... Не обращай внимания - пиши.
0
Новосибирск
1386
Отличный рассказ!!!
0

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх