Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Поохотились

На ноябрьские праздники было много выходных и ребята в составе пяти человек поехали на зайцев. Звали меня, но были домашние дела. С ними поехал и мой друг Николай Павлович, в роли главного охотника - человека, знающего все особенности тех мест. Мы с ним вдвоём дня за 4 до этого взяли там трёх зайчиков - снега не было и видно далеко.

Вечером звонит мне Николай прямо из машины, не выдержал, и докладывает (он бывший военный), что они впятером взяли в наших местах аж девять зайцев и одного рябчика. Меня, конечно, это взбудоражило. Я представил состояние тех молодых ребят-охотников, которым удача улыбнулась в этот день, и подумал, что всех они там разогнали и что надо ехать, и пока нет снега и дождей поохотиться.

Через день заехал за Николаем и в 11 час. 30 мин. двинулись к нашим местам, в район деревни «Берёзовка». На улице моросил дождик, было пасмурно, но дорогу не развезло и мы на джипе, кое-где, включая все мосты, в 13 часов добрались до своего места. Из рюкзака, который подарила мне дочь Лиза, вынул свитер запасной, большой нож, оставил маленький, чтобы легче нести было, положил термосок с чаем, патроны штук 20, на спину и вперёд.

Начали прочёсывать лес метров в ста друг от друга. Минут через 15 взлетели три рябчика, одного взял с подхода с первого выстрела, а за другими ходил, подкрадывался, два раза стрелял, но они оказались хитрее и я вернулся к прочёсыванию и поиску зайцев.

Из оружия в этот раз взял Сайгу 20 калибра, с откидывающимся прикладом полуавтомат, магазин на 5 патрон, это тот же автомат Калашникова, только гладкоствольный, он мне нравится своей надёжностью и безотказностью, хорошим боем. Два года назад из него с первого выстрела пулей Полева лось был остановлен. Правда тяжёлая машинка около 4-х кг и ходить с нею долго не в радость.

Иду, точнее, продираюсь через густой низкорослый березняк, по прошлому опыту зайки там прячутся, слышу выстрел, значит, Николай или промазал или попал. У него одностволка 12 калибра и второй раз уже не успеешь перезарядить - или улетит или убежит. Он любит ходить налегке, даже нож не носит с собой и патронов берёт немного, а двустволка ТОЗ-34 у него тяжелее на полкило и он её редко берёт.

Выбираюсь из чащи на опушку, стоит Николай, а у ног лежит беленький зайчик. Охота удалась - минут за сорок взяли и рябчика и зайчика. Иногда два дня ходишь и ничего даже не видишь. Зайца в полиэтиленовый мешок и в рюкзак, где в маленьком мешочке покоится рябчик. Настроение бодрое. Ну и пусть моросит дождь вперемежку со снежинками, мы же на охоту приехали – вперёд!

По кочкам перешли не то болотце, не то речушку, ноги, конечно, промокли. Мы оба обуты в туристические ботинки на толстой подошве. Мои ботинки даже с мехом внутри, а он хорошо намокает и носки шерстяные уже промокли, но на улице плюсовая температура и нам не холодно ходить. Хорошо, что я у Николая ещё дома взял тёплые штаны и надел поверх на джинсы, теплее и пока не промокли.

Зашли в следующий березняк. Николай слева его прочёсывать начал, а я справа. Вижу в 30-40 метрах, ещё правее замелькал заяц, убегает, я за ним, не стреляю, надеюсь подобраться ближе. Но заяц проворнее по кустам бегает, потерял я его из виду и уже на чистое поле вышел, а его нет. Появился Николай, я рассказал про зайца, он сказал, что раз увидел, то надо было стрелять, обозвал меня в шутку «раззявой» и мы продолжили нашу охоту, пошли дальше пытаясь сбрасывать с ног налипшую грязь и отворачиваясь от ветра.

Идя по полю, вышли на какую-то дорогу просёлочную. Спрашиваю, что за дорога, он не знает. Надо отметить, что Николай в этих местах давно охотится и ориентируется хорошо, с ним никогда не заблудишься, чётко выходит в нужное место и за меня переживает, т.к. были случаи, что я сбивался с пути. Продолжили, спустились в овраг в поисках дичи, но ничего не попадается. Дождик со снегом не перестают, но в овраге ветер слабый, времени начало четвёртого, а в шесть часов уже темно.

Спрашиваю Николая, он ориентируется, где мы, где машина, у меня возникло ощущение, что он заблудился, т.к. я уже давно не знаю в какую сторону мы идём. Ответ прозвучал внятный, он не знает, где мы, сориентироваться не может, т.к. пасмурно и солнца нет, и части света не определить.

Приняли решение дойти по оврагу, где течёт ручеёк, до какой-нибудь речушки и там определиться. Идём, в кустах взлетает тетерев или глухарь не разобрали, но идти в его сторону не хочется. Поднимаемся из оврага и видим дорогу - уже хорошо. Выходим на неё и смотрим по сторонам. Место не узнаём, по этой дороге мы не ездили. Речушка и крутой подъём нам бы запомнились. Николай принимает решение идти влево, а не на крутой берег речки, я покорно соглашаюсь и иду вслед за товарищем по раскисшей и скользкой дороге, стараясь наступать больше на места покрытые травкой, меньше грязи налипает. Николай предлагает забрать у меня рюкзак, но я чувствую себя нормально, спине не холодно, рюкзак греет и думаю о том, что ещё будет время передать рюкзачок. Ощущение, что наша охота затянется, усилилось.

Идём, шутим, ещё светло поддерживаем морально друг друга. Нам не холодно. На мне надето: на тело футболка, тонкий шерстяной свитер с плеча племянника Вани, он пару раз выезжал со мной на охоту, куртка, купленная в прошлом году в Москве с Лизой крепкая, из материала типа брезента тонкого, с капюшоном, замком до горла и карманами с застёжками. Правда, из одного кармана я на прошлой охоте потерял магазин от Сайги на 8 патрон. В погоне за зайцем переставил магазин на 5 патрон с более крупной дробью и, второпях, не застегнул карман. Потерял. Думаю, что это Баянай – якутский бог охоты себе взял, не жалею. На ногах промокшие ботинки и двое штанов. Николай одет то же тепло. Иду и думаю про одежду, что не холодно, тело не потеет, что ноги мокрые не страшно, они же двигаются и кровь их греет. Вспоминаю книжку «Выживание в экстремальных ситуациях», всё делаем как надо, в основном идём, только куда? В рюкзаке лежат носки шерстяные, думаю, может их надеть, советуюсь с Николаем - о чём-то надо говорить, он не возражает. Сажусь на поваленное деревце у дороги и начинаю переобуваться. Лучше бы не затевал переобувание: шнурки мокрые, развязываются плохо, ботинки с трудом снимаются, но не бросать, же эту затею. Переобул один ботинок, с трудом и второй, мокрые носки в рюкзак. Николай забрал рюкзак на свои плечи. Глотнули из термоса чайку с мёдом, ещё тёплого, домашняя заготовка. Помню, что в рюкзаке две конфеты, предложил Николаю, он отказался, из солидарности я тоже не стал. В книжках, по выживанию, пишут, что еду надо беречь. Но кроме двух конфет и остатков чая беречь всё равно не чего.

Обычно всегда на охоте на плечах у меня сумка, Лиза с нею в школу ходила, даже помню, как мы её покупали, модная, на широком ремне, с клапаном, который её всю закрывает, якдаш копия, только надписи на ней, но звери не успевают их прочесть. В этой сумке у меня всегда лежат бинт, пластырь, спички, зажигалка, шоколад и компас. Последним никогда не пользовался, но ношу. Иду, вспоминаю про сумку, почему взял рюкзак, ещё хотел из неё что-то переложить. Николай всегда торопит, он ничего не носит кроме ружья и патрон, которые сам делает и вместо пыжей использует туалетную бумагу, направление его выстрела хорошо видно, она разматывается в полёте, звери от удивления встают на месте и Николай всегда попадает, по неподвижной цели проще. Думаю о том, что в этот раз даже спичек нет, обычно в другой одежде охочусь, и спички там всегда есть.

Слышим вдали взрывы, обсуждаем, решаем, что это карьер и нам туда не надо, а надо в обратную сторону. Возвращаться никогда не хочется, зря, что ли грязь месили столько времени. Николай смотрит на свои новые часы, которые привёз из Германии, нажмёшь на кнопку они светятся в темноте, говорит, давайте засечём время, сколько будем идти до того места, где вышли из оврага. Давай засечём, пошли назад, Улукиткан.

Пришли к тому крутому подъёму и речушке. Поднялись по дороге наверх, отметили, что речку даже на УАЗике переехать непросто и подъём скользкий. Сердце бьётся, ещё не совсем темно. Местность не узнаём. Ветерок с дождём и снегом усиливаются, капюшон здорово помогает и шапочка шерстяная. Ружьё все чаще перекладываю с плеча на плечо, мог бы взять МЦ 20-01, оно весит 2,8 кг, магазин на 2 патрона, третий в стволе, бой прекрасный. Правда месяц назад стрелял из него по двум глухарям и не взял ни одного, то ли патрон, то ли расстояние, вроде целился хорошо, не мои глухари.

Примерно через час, когда шли в полной темноте и в 5 метрах не видели друг друга слева, в небе забрезжило свечение, появилась тема для обсуждения, город, деревня или машина светит. А я думал о том, сколько мы сможем пройти, останавливаться нельзя, смысла нет, ни огня не развести, ни обсушиться, и палатки нет, а мастерить шалаш ещё рано. Надо идти, опыт прошлых лет подсказывает. Уже были случаи. В прошлом году у нас с Николаем машина сломалась, выходили ночью зимой из леса, километров 10 прошагали до трассы, но знали куда идём. А тут не знаем.

Это свечение превратилось в явный фонарь на высоком столбе, что вселило в нас уверенность о близости жилья. Настроение улучшилось и мы стали чаще падать от набранной скорости, но особо не переживали. В лужах мы смывали грязь с рук, а на себе ничего не видно. Дорога стала сильно разбитой и колеи глубже – значит скоро деревня.

Вот дошли до моста, бетонного, освещение впереди указывает на деревню и через километр увидели очертания домиков, Ура! Поплутав в темноте по дорожкам, подошли к реке, в которую упёрлась дорога, моста, нет, явно брод. Я пошёл вправо по кустам в надежде найти переход, но боясь оставить глаза на ветках и скатиться вниз, вернулся. Николай попробовал перейти реку, и тоже вернулся. Мы пытаемся обойти вдоль речки по какой-то дорожке в поисках перехода, но только удаляемся, и лампочки горят всё дальше. Предлагаю вернуться и форсировать реку в месте брода, ведь на том берегу жильё, тепло в домах и добрые люди, которые не догадываются, что двое «профессиональных» охотников прибыли к ним в гости.

Опять подошли к броду и Николай, не останавливаясь на раздумье, решительно пошёл вперёд. Его силуэт слился с тёмной водой и исчез, но не под водой, голос я слышал: по колено, по колено, середина и вот он на том берегу. Я зашагал, вода поднялась выше колен, но вставать на цыпочки не было смысла, мысль о том, что скоро наши ночные приключения закончатся, грела, давала силы.

Я уткнулся в крутой и скользкий берег, голос товарища был где-то сверху. Мне стало смешно, что не могу забраться на берег. Опираясь на ружьё и руку, и колени вскарабкался наверх. Николай шёл впереди на яркий свет каких-то гаражей, через минуту свет погас, и стало совсем темно. Я подумал, что нас кто-то увидел с богатым воображением и выключил свет. Я покричал, но в ответ тишина. Мы двигались к домам, их окна виднелись метров в 200 и слева и справа. Николай предложил идти к левым, а я к правым, там окна по размеру были больше, значит и дом большой. Он согласился с моими аргументами.

Подошли, окна горят, видно телевизор работает, значит, тепло. Последний час о тепле я часто думал, мой товарищ это слово тоже упоминал. Разрядил ружьё, пальцы не сразу выполняли команду от головы, значит, мозги ещё не замёрзли. Крикнули, подождали, громче крикнули, услышали, кто-то выходит.

Под слабое тявканье собак на крыльцо вышел мужчина, подошёл к калитке и мы начали переговоры: охотники, заблудились, мокрые, нам бы согреться в какой-нибудь бане и обсушиться, а про себя я думал, что кушать хочется и переночевать негде.

Ответил он быстро, что это деревня «Ручейки», в доме двое детей, в бане пол земляной и полатей нет и про соседей что-то подобное. В процессе переговоров он понял, что мы интеллигентные дяди, и оружие у нас охотничье, и что грязь и вода с нас стекают натуральные. Он предложил обогреться в школьной котельной. Мы не стали отказываться, у меня слово котельная сразу вызвала положительные эмоции, уголь, тёплые котлы, и воспоминания, о далёком Якутском посёлке, в котором ПМК обогревалась от собственной котельной.

Роман, так звали нашего нового знакомого, на своей машине-пятёрке, в которую мы с трудом влезли, что-то ноги плохо сгибаться стали и боялись испачкать «супер-салон», отвёз нас в котельную.

На удивление мы доехали быстро, нигде не застряли, хотя дорога в деревне не отличалась от той, по которой мы шли недавно. В котельной нас не ждали, дежурил отец Романа, и было ещё двое мужчин. Котёл топился. Снимая с себя штаны и ботинки, при свете мы провели пресс конференцию, ответили на вопросы, выслушали советы о том, что ходить на охоту надо в резиновых сапогах, а для согрева срочно выпить водки. Я согласился и объяснил, что деньги и сотовый телефон оставлены в машине, что от чая и сменной обуви не откажемся. Нам были предложены Боты, по виду оставленные Колчаком при отступлении, намного больше размера ноги зато сухие. Чифир свежезаваренный, костюм Деда Мороза, который постелили на котёл, предварительно пройдясь по нему метлой. О чём ещё мечтать! Николай лежал и грелся, мы поблагодарили Романа, отдали зайца для ребятишек, узнали, что сотовой связи в деревне нет. Я уехал, не предупредив жену, будет волноваться. Забрался на котёл и стал ловить тепло от кирпичей, прижимая к ним голые ступни, внизу подбрасывали уголь и уверяли, что скоро будет теплее и трубы, на которых развешана наша одежда нагреются. Очевидно, их волновала наша дрожь, и переживали, что от вибрации котёл может треснуть. Тепло проникало в нас, времени было около 11 часов вечера, голова светлая, мысли на тему «нуиповезложенамдуракам».

Минут через двадцать вернулся Роман и велел собираться к нему в дом, они выделят нам комнату, покормят и обогреться и высушиться там лучше. Николай, уже пригревшись, стал отказываться, но я лежал рядом и быстро переубедил его.

Нас встретила жена Романа, Дина, и двое их ребятишек, Илья и Никита, дали сухие носки и штаны, накормили вкусным борщом с белым свежим хлебом, салом и напоили крепким чаем. Решили, что утром переговорят с соседом, и он на УАЗе увезёт нас по полевым и лесным дорогам к нашей машине.

Позавтракав яичницей с салом, тем же белым хлебом и сладким чаем, надев просушившуюся одежду и ожидая соседа, поиграли с ребятишками. Николай им показывал ружья, учил разбирать и собирать, заодно, из забитого грязью ствола всё убрали.

Мы от души поблагодарили Романа и Дину за внимание и ту искренность, которую чувствовали и от них, и от всех с кем вчера встречались.

Сосед, по имени Николай, довез часа за полтора до нашей машины. Снега ночью выпало сантиментов 10, очень красиво, ветки под его тяжестью провисли. Дорогой видели косачей, штук 15, и два громадных ястреба или коршуна завтракали на поле зайчиком.

В 11 часов утра мы, отчистив стёкла нашей машины от снега, поехали домой. Сутки, как мы вчера выехали, а сколько впечатлений! Выводы сделаем позднее, когда ногам не надо будет помогать руками, забираться в машину. Наверное, более 20 км по пересечённой местности, это полезно. Успокаивает то, что Николай говорит, в экстремальных условиях здоровые клетки организма пожирают плохие, судя по душевному состоянию, он прав!

Ноябрь 2010г.

Наименования деревень изменены.

г. Новосибирск
18
Голосовать
Комментарии (10)
Самый лучший город на земле
2372
Мир не без добрых людей! респект деревенским жителям!
0
Томск
4485
Да повезло вам, в такую погодку ночью в лесу, да без костра не очень, ну да хорошо, что хорошо кончается.
0
НОВОСИБИРСК
19731
Российская глубинка всегда хлебосольна!
Странно лишь то, что два ветерана совершенно потеряли ориентировку на знакомой местности.
0
Кемерово
64
Приходилось так же немножко блудить, правда не так.... сильно. После этого без компаса, а иногда и без навигатора в незнакомые места не суюсь.Деревенские видно что вначале опасались чужаков с оружием, но потом привыкли и показали душевность и доброту русского человека.А молодым охотникам пример, учитесь на чужих ошибках.
0
Mihalych
0
Спасибо за описание! Доброго здоровья жителям п.Ручейки!
0
Комментарий удален. Почему?
Томск
5577
не каждый в нынешнее время домой пустит.
Поучительная история
0
НОВОСИБИРСК
1704
Да уж....во папали...Респект местным жителям!!!
0
novosibirsk
0
nikolai Ветераны заблудились т к попали на капище сибирских народностей селькупов телеутов. Которые владели этой землей от Aлтая до реки Иня по правому берегу реки Обью.
0
г. Новосибирск
18
Nikolai! Почему Вы решили, что это "капище сибирских народностей", и как это увязано с тем, что мы заблудились?
0
Новосибирск
106
Да, Владимир Иванович, жизнено, как сам прошагал с вами... А боты колчаковские и настроение подняли. +5.
0

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх