Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Заячьи истории

Давно собирался сесть за перо, дабы описать те моменты охоты, которые запоминаются на всю жизнь. Думаю, многое будет интересно тем людям, которые считают охоту своей второй жизнью. Достаточно видов охоты повидал я на своем, правда, не таком уж длинном веку, но особо почитаема мною охота на зайца, а именно на русака. Что может быть прекраснее, чем оказаться ранним зимним утром в поле с редкими перелесками, а перед выездом с волнением ждать, не выпадет ли ночной снежок, так нужный для облегчения поиска охотнику. Но и его отсутствие не сильно вредит нам, ведь главное не добыча какого-то определенного количества мяса, а спортивность и радость оттого, что смог перехитрить такого умного и хитрого противника как заяц-русак.

Очень много зависит от того, с кем выходишь в поле. Надёжность и меткость товарища значит очень много, ведь после того как более часа распутываешь заячьи петли очень обидно просто проводить взглядом зверя. У меня такой товарищ есть, профессиональный «тропильщик» Николай Васильевич Рожнов, полковник, участник афганских событий, без которого, думаю, зайчатником я бы и не стал.

Тропить зайца русака без собак лучше вдвоем. При этом один (основной) идет по следу и имеет меньше шансов на хороший, сделанный вовремя выстрел. Второй (стрелок) идет рядом в 15-20 метрах слева или справа, или сзади в 5-10 метрах и старается не опускать глаза в землю, ощупывая взглядом горизонт и в то же время, не выпуская из виду «основного». Мы с товарищем выработали определенные знаки для передачи информации. Так, например поднятая к верху рука означает обнаруженную сдвойку следа («сдвойка» - это след зайца который, проходя определенное расстояние вперёд, круто разворачивается и идет своим следом обратно, затем следует прыжок в сторону «скидка»), после чего «стрелку» необходимо удвоить и так напряженное внимание и готовиться к выстрелу. В некоторых изданиях западных авторов описывается, что после обнаружения «сдвойки» практически всегда заяц ложиться на дневку, но у нас в Сибири (основано на личных наблюдениях) русак ложиться лишь спустя две или три «сдвойки» и очень редко, примерно в одном случае из тридцати прослеживается вышеуказанная ситуация. Скидывается каждый заяц по-своему индивидуально, один делает скидку в чистом поле и уходит далеко вперед, другой предпочитает скинуться в траву, где обнаружить след труднее, третий идет с жировки хорошим ходом и ложиться сходу в приглянувшийся ему куст, есть и четвёртые, и пятые, и двадцатые варианты.

Всё перечисленное выше немного напоминает выдержки из технической документации по обнаружению зайца, но я в этом издании хотел рассказать тебе, дорогой читатель, об интересных случаях на охоте, к чему немедленно и приступаю.

ТРОЕ НА ОДНОГО

С давним другом по охоте Николаем Васильевичем выехали мы в очередной выходной на нашу любимую заячью охоту. Путь до «своих полей» занимает около часа от дома и есть время для воспоминаний о днях минувших, обсуждения планов на сегодняшний след, ведь каждый день своеобразен и не бывает похож на любой другой. Чуть больше или меньше выпало снега, чуть раньше или позже он закончил идти. Дул ветер или нет. Морозно или оттепель. Всё это в совокупности и сказывается на предстоящей охоте. Может случиться так, что след идущего с утренней жировки зайца виден на свежевыпавшем снегу как на ладони, а может быть и так что кажущийся недельным след, и есть самый свежий. Невозможно определить до прибытия на место свежесть следа, даже в пяти километрах в другую сторону картина может быть совершенно иной. Но это небольшое отступление, давайте вернёмся к нашей истории.

В этот день мы исходили много километров по знакомым местам, но долгое отсутствие снега и ветра сделали свое дело, так и не смогли мы в этот день найти свежий следок, поэтому было решено переехать в другое место, а по дороге сделать небольшую остановку для перекуса. Остановились, Разложили яства на капоте «Уазика». Достали термосы. Что может быть лучше обеда на свежем воздухе после соответственной физической нагрузки. Вдруг резко Николай Васильевич взмахивает рукой в сторону и бежит в кабину за ружьем. Я как держал бутерброд у рта, так и остался стоять пораженный увиденным. Чуть справа от меня летело какое-то трехэтажное создание вразнобой машущее крыльями. Раздается выстрел и «чёрт знает что» рассыпается в разные стороны. Пошел выяснять ситуацию. Вот что было на самом деле. Николай Васильевич стоял лицом к этому чуду природы и поэтому вперед меня всё увидел. Ему показалось, что несколько тетеревов налетают на нас. Быстро доскочив до оружия и прицелившись, он понял, что перед ним не тетерева, а что-то другое и просто выстрелил в воздух. Нечто разделилось на три части. На землю падает куропатка (причем живая, но видимо с перебитым хребтом), влево уходит, в крутом вираже сокол, а вправо, взмахнув большими крыльями, сова. Догадываемся как всё было: из пролетающей стаи куропаток сокол выхватил одну и полетел, предвкушая сытный обед в свою столовую, но всё видящая сова решила поделить добычу с товарищем и почти осуществила свою корысть. Николай Васильевич своим выстрелом разрушил предстоящие планы хищников и добыл таким способом куропатку себе на ужин. Вот такая правдивая история.

УДАЧНЫЙ ДЕНЬ

В середине декабря с вечера зазвонил телефон, и голос Николая Васильевича Рожнова пригласил меня поучаствовать в завтрашней охоте, с чем я не раздумывая, согласился. Около получаса ушло на сборы. Убрал смазку с ружья, собрал вещи, продукты, всё кроме термоса, который заливаю за пять минут до выхода из дома. Расстроился отсутствием свежего снега и с мыслями о предстоящем, уснул. Утро. Первым делом к окну, снега нет. Ну что же поедем так. Семь тридцать утра отъезжаем от дома в сторону Усть – Орды. Через час на месте и что мы видим? Вроде переметено. Но не делаем преждевременных выводов, едем до первого следа. И вот он, наконец, первый след, да такое ощущение, что заяц прошел пять минут назад. Берём след Н.В. по следу, я слева. Сдвойка, стройка, ищем скидку, вот она дорогая. Идем метров двести, ещё одна скидка. Проходим метров пятьдесят и, … взметая в воздух тысячи снежинок вылетает крупный русачина, до него метров двадцать-двадцать пять. Два выстрела сливаются в один. Заяц, высоко забрасывая задние ноги, снижает ход, окончательно останавливается метров через сто. Первая добыча в этот день. Заяц записывается на счёт каждого по половине. Стреляли по одному патрону почти с одного места, одним видом дроби. Итого к этому дню у Н.В. семь с половиной, а у меня пять с половиной русаков.

Едем дальше. Переехали на километр в сторону и вот ещё один след. Скидка прямо с дороги и след направляется в одиноко стоящий черный куст. Причём куст не особо плотный, всё просматривается. Обходим куст, выходного следа нет. Зверь здесь. Встаем с двух сторон, водитель Володя заходит в куст, шуршит там. На мгновение вижу выскочившего зайца (стоял под пригорком), стреляю по инерции, мимо. Звучит выстрел Н.В. и второй трофей в наших руках. Русак весом пять с половиной килограммов. Выпили по пятьдесят грамм на «крови» и дальше. Время десять утра. Отъехали буквально пятьсот метров и вновь отпечатки заячьих лап. Почти такая же ситуация, только куст в три раза больше. Опять Володя в кусте, кричит: «Вот он заяц бежит вправо…». Н.В. стреляет, разворачивает зайца, тот пробегает между нами ближе ко мне. Останавливаю скоростной забег. Уже три пассажира продолжают движение с нами в машине.

След четвертого зайца увидели метрах в двадцати от дороги. Вышли, осмотрелись. Свежая утренняя жировка. Нахожу выходной след, делаю по нему несколько шагов, параллельно сигнализируя об этом Н.В., и что такое… След закончился, такое ощущение, что заяц улетел. Смотрю более внимательно. Вот он хитрец, вырыл в глубоком снегу ямку и лежит, на меня смотрит. Смотрю на него, делаю полшага. Заяц пулей вылетает из своего укрытия. Первый выстрел по «стайеру» делаю метров с двух, второй метров с четырех, всё мимо. Автоматически падаю в снег, думая, что только таким образом даю возможность для выстрела напарнику. Выстрел и хохот. Долго мы смеялись потом над моим трюком. До сих пор вспоминаем. В свое оправдание по поводу «мазилова» скажу, что очень трудно бывает попасть по столь быстро движущейся мишени с близкого расстояния. Пучок дроби летит кучно, как большая пуля. Многие охотники могут рассказать вам о подобных случаях, произошедших с ними. Ну да ладно, хватит оправдываться, следуем дальше. Делаем своего рода круг и проезжая недалеко от места моего кульбита, обнаруживаем след русака. Я настаиваю, что это тот же заяц, которого мы добыли. Н.В. нехотя соглашается, но всё-таки предлагает пройти по следу. Время половина двенадцатого у нас четыре трофея, куча нерастраченной энергии, решаем прогуляться по следу, на всякий случай. Идем, переговариваемся, след поворачивает в сторону последней стрельбы, Расслабились ещё больше. Скидка…, ещё одна. Вроде надо напрячься, но мы уже сделали для себя соответствующие выводы. В полной уверенности бесполезности нашей прогулки, продолжаем путь и вдруг… Метрах в двадцати поднимается фонтан снега и «косой» улепетывает в сторону леса. Ружья за плечами, реакция временно отключена. Несколько секунд для подготовки к стрельбе, но заяц летит уже метрах в шестидесяти. Чтобы не делать подранка решаем не стрелять. Вот они основные правила охоты: расслабился и дичь прошла; на выстрел мгновенье, на разговоры часы.

Выждали около часа, дабы зайчишка успокоился, облежался и пошли догонять. Пять часов гонялись мы за этим «профессором», но всё бесполезно. Несколько раз были почти на выстрел, но только почти. До сих пор бегает. И нам хороший урок - не расслабляйся, пока след не затоптал.

Кстати о «профессоре», многие охотники шутят, говоря, что есть зайцы, которые бегают в шляпе, в очках, с учебниками «Как обмануть охотника?», «Несколько советов, как обвести человека вокруг пальца».

КАК Я ШЕФА НА ОХОТУ ВОЗИЛ

Как-то, разговорившись со своим руководителем, генеральным директором ЗАО «Труд» Сергеем Юрьевичем Теном я обмолвился об увлечении, охоте на русака. На что С.Ю. предложил пригласить его на данное мероприятие. Отказать не смог да и не хотел. Договорился с Николаем Васильевичем Рожновым о его присутствии, все вместе определили день охоты - 5 января. И вот оно наступило. Должен непременно заметить, что за три или четыре предыдущие охоты результаты были так себе, иной день приезжали и вовсе пустые. Но пятого января этого сделать было нельзя, на карте были наши репутации охотников - зайчатников.

Выехали немного позже обычного, «свои места» ждали нас. Приехав на поля, понимаем, что охота будет тяжелая. Дня четыре-пять до этого не было ни снега, ни ветра. Безрезультатно проездили около двух часов, и только после этого нашли что-то напоминающее свежий след, скидка в траву. Решили растянуться вчетвером, кстати, с нами поехали сын Николая Васильевича Константин и лабрадор Сергея Юрьевича Орсон, и пройти «чепуру» (Чепура – высохшая трава, стоящая плотно стебель к стеблю, высотой от 30 сантиметров и выше) размером метров сто на сто. Распределились, я и Костя слева, Сергей Юрьевич и Николай Васильевич справа. Прошли метров двадцать. Смотрю, Сергей Юрьевич вскидывает ружье, звучит выстрел, а довольный Николай Васильевич кричит: «Дошёл!». Подходим к добытому зайцу и выясняем, что стрелял Н.В., а С.Ю. не сняв предохранитель, пытался произвести выстрел. Ну, ничего, охота продолжается.

Брызнули на «крови», едем дальше. Появляется большое количество следов. Прямо по колее проселочной дороги целые тропы. Едем. Куча следов в сторону и обратно от почти километрового ряда кустов, растущих справа от дороги, невозможно определить свежесть следа. Николай Васильевич каким-то внутренним чутьем предполагает нахождение зайца в конкретном отрезке растительности. Делаем остановку. Расставляем Константина и С.Ю. справа и слева, а сами с Н.В. идём нагонять. Метрах в пяти впереди слышу движение, вижу мелькание зайца, делаю выстрел, следом звучит ещё один. Есть! Обследуем осыпь дроби и делаем вывод, что зайца взял Николай Васильевич (уже второго на сегодня).

Третьего зайца взяли также благодаря чутью Николая Васильевича.. Остановка, расстановка. Нагонщики те же. Точный выстрел произвел Костя. Лабрадор добрал подранка и принес хозяину, несмотря на то, что у собаки это была первая охота в жизни. Порода.

Несколько раз прошлись подобным образом по кустам, безрезультатно. Переезжаем немного в сторону. Впереди огромный куст, даже не куст, а остров. Окружаем заросли кустарника вчетвером, водитель Володя лезет в куст. Спустя пятнадцать секунд выстрел. Крик: «Дошёл!». Я в ответ: «Неужели нельзя было выскочить в другую сторону?» Там стояли мы с С.Ю.. Опять отличился Николай Васильевич, уже в третий раз. Короткий зимний день на исходе, смеркается. Небольшой ужин на капоте. Благодарность охотничьему богу за «фарт» в виде пятидесяти грамм, и дорога домой. Это была первая охота с С.Ю.. С одной стороны удачная, большое количество добытой дичи, с другой не очень, хотелось довернуть зайца на Сергея Юрьевича, но всё впереди. А это будет совершенно в другом рассказе.

Иркутск
43
Голосовать
Комментарии (4)
Новосибирск
1383
Молодец ,пишешь замечательно ,читаешь как сам участвуешь!!!!5+
0
Светогорск
0
Таких похожих ситуаций у меня было предостаточно!!! Охота на зайца вообще интересна!!! Молодец! Хорошо описал!
0
ivan
0
Читается легко, хочется самому поучаствовать. Спасибр за доставленное удовольствие.
0
sobol
0
Я сам не охотник, но "Заячьи истории" прочитал залпом, они написаны живым языком. Чувствуется, что автор заядлый зайчатник и рассказчик. У меня появилось ощущение присутсвия,желание принять участие в такой охоте.
Благодарю за доставленное удовольствие.
0

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх