Соболятник
В избушке стало холодно. Дверца открыта. Это моя собака по кличке Рысь каждое утро так делает. Она ночует под нарами и просыпается раньше меня . Было ещё темно. Вставать не хотелось. Но холод выгоняет меня из спальника. Закрываю дверь . Разжигаю керосинку. Одеваюсь . Растапливаю печь. Иду на ручей. Набираю воды в чайник. Затем умываюсь. Ледяная вода окончательно смывает остатки сна. Всё обычно . Как вчера и как позавчера. Каждое утро так . Обычный охотничий промысел. Что принесёт новый день , я ещё не знал.
Печь тем временем раскраснелась боками. Я поставил чайник и поставил кастрюлю не то щи, не то суп . Если бы видели читатели это варево , то бы поперхнулись . Из варева торчала варёная белка облепленная подгорёлой капустой вперемешку с макаронами. Вчера пришёл, накидал всего и уснул . И моё варево готовилось как могло , почти без моего участия. Мне по хрен, любая еда . Еда.
В тайге не до разносолов, кусок чёрного хлеба может показаться пирожным. А если сверху положить кусочек сливочного масла , то это будет верхом кулинарного искусства.
Меж тем стало светать. Я дохлёбывал своё варево . В открытую дверь поглядывали мои собаки. В этот сезон их было две. Рысь и молодой кобель Лючи. Рысь давно ходила в профессорах ,а Лючи ходил в учениках.
- Щас , щас ребята ! Пойдём !
Я решил сегодня обследовать вершину ручья на наличие соболиных следов. Я положил свой не хитрый охотничий скарб в рюкзак. Закрыл избушку и мы пошли.
День вступил в силу . Собаки облаяли белку. Я по лаю знал кого нашли мои охотники. Эта привычка выработана годами промысла. На каждого зверя или птицу собаки лают по разному. Я подошёл к кудлатому кедру , белка давно скрылась в густой хвое до меня. В кедрачах и ельниках добывать белку трудно. По молодости , без опыта можно расстрелять весь патронташ . Дробь в тайгу на горбу затаскивается . Это надо знать.
Я матерно прикрикнул на собак. Нашел подходящею место , сел и стал ждать. Минут через десять сам зверёк обнаружил себя. Мне оставалось лишь точно выстрелить.
Белка считая сучки упала рядом со мной. Я её тут же снял с нею шкуру. Одну часть отдал Рыси , другую Лючи. Они ни жуя проглотили и побежали вперёд .
Долго ли коротко , так мы дошли до истока ручья. По правую сторону от меня находилась гарь с редкими островками леса. По левую часть рос мелкий ельник с большими берёзами и осинами. Тут мне дорогу перерезал свежий соболиный след. Следы крупного кота. Кот охотился рано утром , по опыту часа два назад не больше. Он уже закусил мышью , и пометил сломанное дерево. Моча его была совсем свежей , как будто только что был здесь. Собаки не пробежали мимо. Рысь , профессор она знает что да как. Это раньше, она была молодой я радовался каждому облаянному бурундуку или белке. И пыталась залезть за ними на дерево , поэтому я дал ей кличку " РЫСЬ ".
Сначала следы соболя были степенные , потом перешли в галоп. Стегал соболь сильно и далеко.
На мою беду следы завернули куда мне совсем не хотелось. В горельник. В бурелом. Растянутый на километры. Что в ширь , что вдоль. Старый лес сгорел. А на оставшиеся деревья напал шелкопряд и доел его. Ветер качал стоящие стволы. Под его натиском деревья падали и создавали сплошной бурелом. Чтобы не пройти любому живому существу и мне тоже надо изрядно попотеть и помучится. Но только не соболям . Это их любимая стихия. Он чувствовал себя единоличным хозяином. Тут у него пища и надежное укрытие.
Я дальше шел по собачьим следам. Пробовать обрезать бурелом бессмысленно . У меня не четыре ноги , а только две. Мои собаки выказывали высший пилотаж . Бежали по верхнему чутью , не обращая внимания на следы зверя . Параллельно друг другу , следы кота находились внутри их следов.
Я в сотый раз перелазил через упавшие стволы , где проползал под ними. Останавливался. Слушал тайгу. Но победного лая я всё не слышал. Догонят или нет?
Я терялся в своих догадках. Через километр бурелом закончился . Следы уперлись в болото. До меня донесся лай собак.
- Догнали , всё таки . Молодцы !
Я посмотрел на часы . Было половина третьего.
- Я ещё вполне могу успеть обратно.
До темного оставалось где то часа два с половиной. Но моим планам не довелось сбыться. Только я ступил на болото, как стал валиться . Ноги попеременно то левая , то правая. Ломали чуть застывшую корку. Они уходили мягкий как вата мох. Коричневая , вонючая вода тут же заполняла мои следы. Я выбивался из сил . Чернеющий впереди лес был ясно различим. Он был так близок и так далёк от меня . Совсем близко от меня.
Я прошёл еще несколько метров , зацепился ногой за что то. То ли за корень карликовой сосны или берёзы. Упал прямо на живот, ружьё слетело с плеча и ударило по затылку.
Вставать не хотелось . Хотелось лежать долго час другой , на мягком мху. Вот уж правду говорят . Охота пуще неволи . Это истинная правда, проверена на мне.
Показался Лючи. Я его позвал , но не подошёл. Что бормотал что то на своём собачьем языке. Как бы говоря .
- Чего разлёгся тут !?
- Давай , быстрее шевели лапами! Мы там держим зверя , а ты тут разлёгся !
И убежал.
Я встал. Снял куртку . Снял свитер. Отёр лицо от пота. Стало легче и идти тоже.
Так чертыхаясь с короткими передышками, я дошёл до твердой земли.
Собаки лаяли на огромную осину. На осине никого не было видно.
Голое ,огромное дерево . Своей кроной оно закрывало большую поляну. И гляделось "баобабом " на фоне остальных деревьев.
Я выругался.
- Ох , чёрт как фартит сегодня мне. Лучше не придумаешь !
Я достал топор , сделал затёску и сильно ударил обухом . Раздался звонкий щелчок. Иногда такое действие работало . В этот раз ,нет. Осина выглядела безжизненной .
Рысь поцарапала лапой , как бы говоря мне.
- Здесь , он ! Здесь !
Собаки стали делать проверочные круги вокруг. Тщательно обнюхивая все вокруг. В мастерстве и их фантастическом поиске я не сомневался.
Я порядком устал и сильно хотелось пить . Я развёл костёр. Набил снега в котелок. Наломал веток смородины. Дым от костра облизывал дерево. Что мне и требовалось. Скоро закипела вода , бросив в котелок свою заварку пошёл рубить пихтовый лапник.
Он давал едкий густой дым. Одна порция лапника сгорела . Ничего. Мертво . Пошёл рубить вторую порцию , как собаки залились яростным лаем
- Аааа !!!!, показался ! Чёрт бы тебя побрал !?
На вершине осины с ветки на ветку прыгал крупный кот . Я схватил ружьё . Стал целить его. Но кот всё подставлял мне то бок , то спину. Стрелять по таким местам зверя мне нельзя . Во первых попортишь шкуру. Да и мне как профессионалу будет перед приёмщиком стыдно. И перед самим собой тоже.
После такой погони, я всё не прийти в себя . Сердце бешено колотилось. Руки ходили ходуном, мушка ружья гуляла как могла . Мне оставалось поймать тот самый миг и нажать на курок . И ты свободен от борьбы , от погони , твои мучения кончены. Но нет. В тот день мне решительно не везло.
Грянул выстрел. Как удар кнутом . Разорвав глухую и дикую тайгу. Соболь стал падать Рысь уже готовилась дать ему трёпки, одновременно порыкивая на Лючи . Это её привилегия, она тут главная.
Но кот проявлял упорство. Раненый , шатаясь из стороны в сторону . Он вдруг взял и полез обратно на вверх. И возле ,не видимому мне дуплу затих навсегда.
Я ругал себя последними словами . Я ругал собак. Я ругал кота и эту проклятую осину.
Мои лайки чтобы не попасть под пинок хозяина. Ушли себе готовить место для ночлега.
День кончился. Я таскать весь древесный хлам в кучу , рядом с деревом. Его было вокруг с избытком.
Идти обратно по темну опасно. Бросать зверя , это не для меня. Ночевал в лесу не раз и не два . Это обычно для соболятника.
Я устал. Я решил ночевать . Мне предстояла долгая ночь. Я подошёл к давно холодному чаю и выпил весь, прямо из котелка. Затем подошёл к проклятому дереву и обнял его. Моих рук не хватало, чтобы обнять его требовался ещё один человек. Как говорят в таких случаях , дерево в два обхвата. Сколько помню себя на промысле таких деревьев я не рубил. Если бы была рядом бензопила , я бы управился за несколько минут. Пилы не было. Был только Я , топор, и мои собаки.
Я подвинул костёр ближе к осине. И стал рубить . Запарился . Снял куртку и дальше рубил. Уставал . Сидел у костра минут десять . И дальше. Дальше. Ближе к утру , дерево держалось на маленьком огрызке. Дальше рубить не стал. Всё равно ничего не найдёшь.
Я лег возле костра. Пытался уснуть . Кто ночевал зимой в лесу тот меня поймёт . Кто не ночевал тому рассказывать бесполезно. К утру мороз стал крепчать. Я ворочался с боку на бок. Заснуть полноценным сном не получалось. Я повернулся к костру спиной , на какие то минуты стала приятно тепло. Затем было уснул . Но подкинуть дров не кому. Собаки мои не приучены такому ремеслу.
Я встал, подкинул дров. Сел у костра, протянул руки к огню и стал ждать рассвета.
Высоко в небе гудел турбинами лайнер. В нём сидели в уютных креслах незнакомые мне люди . Им было хорошо и тепло. Красивые стюардессы разносили еду и горячий кофе. Они не знали про меня ничего. Я сидел у костра и провожал их взглядом. Может они на тёплые моря направились. Живут же люди . А я вот как зверь калачиком согнулся . И дело у меня одно. Добыть кота.
Кончилась ночь . Я последними ударами топора , опрокинул осину . Она с грохотом упала на землю. В этой куче сучьев , снега , кустов. Найти ценный комок меха самому почти невозможно . Соболя могло закинуть бог весть куда и найти его ещё та трудность.
Я сел на поваленное дерево и отрешенно смотрел на работу своих собак.
Первым нашёл его Лючи. Тут наверное и сказки конец. Все кто читал молодец .
Всё обычно , как всегда
Ночь , снег ,тайга
Мороз , дрова , изба
Друг пёс , свеча
Печаль , надежда и мечта
Всё обычно так всегда.
Лучшие комментарии по рейтингу
"Однажды Чукча принес в редакцию свой роман. Редактор прочитал и говорит:
— Понимаете ли, слабовато… Вам бы классику читать. Вы Тургенева читали? А Толстого? А Достоевского?…
— Однако, нет. Чукча не читатель, Чукча — писатель."
