Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

В Австрию по приглашению.

В Австрию по приглашению

Михаил Худяков, фото автора

Не так давно мне впервые посчастливилось познакомиться на практике с обустройством охотхозяйства в Австрийских Альпах. Пригласил знакомый, проживающий в предгорьях Арлберга. Этот горный хребет считается одним из самых густо населённых охотничьими животными, обитающими в разных его ярусах. Мне довелось побывать между средним и верхним – там, где заканчивается лес и начинаются горы, то есть на высоте 1600 м над уровнем моря.

С Беньямином мы познакомились через сайт немецких охотников несколько лет назад, а в начале этого года, будучи проездом в Австрии, я заскочил к нему, и таким образом мы «развиртуализировались».

И вот в начале июня он сообщил, что три дня планирует провести в своих охотничьих угодьях, куда приглашает и меня – помочь ему в кое-какой работе и заодно поохотиться. В назначенный срок я забросил в машину всё необходимое, включая тёплые вещи (в горах местами лежит снег, а всего три с половиной недели назад снегу было по колено – весна в этом году в Альпах поздняя). Выехал пораньше, и уже вскоре колёса зашуршали по автобану в сторону Бодензее. Ехать предстояло чуть более 300 километров.

Австрия, наверное, одна из самых богатых на охотничьи угодья стран в Европе. Охота здесь проводится на 98% территории. Почти все угодья государственные, и предоставляются в аренду частникам или коллективам охотников, которые охотятся сами и при желании могут предоставить такую возможность стороннему охотнику, в том числе и иностранцу, как в моём случае. Если «понаехавший» мечтает о добыче трофейного зверя, ему придётся за полгода-год позаботиться о бронировании охоты на определённое время. А в случае альпийского козерога период ожидания может существенно увеличиться, поскольку лицензий на него выделяется ограниченное количество. Кстати, со сроками и районами охоты в Австрии не всё так просто, поскольку единого федерального закона об охоте в стране нет, и в каждой из 9 земель он свой, соответственно, и сроки несколько различаются, и не везде примут иностранца. Вообще-то некоторое время существовал унифицированный закон – с аншлюса и до освобождения Австрии от гитлеровцев, но после этого решение всех проблем, связанных с охотой, снова было передано в ведение федеральных земель.

Встретившись с Беньямином, мы обнялись, как старые друзья, и пошли на открытую веранду пить чай. Вскоре к нам присоединился ещё один немецкий охотник, оказавшийся моим тёзкой – Михаэль!

Посиделки закончились погрузкой вещей в старенький джип, специально приобретенный и переоборудованный нашим гостеприимным хозяином для поездок в горы, а я решил отправиться в угодья на своей машине. Честно говоря, с непривычки поездка для меня оказалась волнительной. Медленно, где на первой, где на второй скоростях, мы поднимались на высоту 1600 м по такому серпантину, на котором разъехаться двум машинам вряд ли бы получилось. Примерно на полпути дорогу перекрывал шлагбаум – въезд выше только по пропускам.

Оказалось, что это одна из нескольких горных дорог, которые обслуживают муниципальные власти. Содержать их в порядке непросто, поскольку по ним на летние пастбища перегоняют домашний скот, который осенью возвращают домой. В альпийских лугах организованы загоны, где пасут и доят коров, делают свежее масло и сыры для продажи. Занимаются этим всем фермеры, обустраивающие в подобных местах своего рода хутора. И вот как раз на территории этих хуторов власти дают разрешение на строительство охотничьего домика.

Ферму Патрика, строения которой были видны ещё с дороги, достраивал его отец. А некоторые здания оказались датированы XVIII столетием. Профессиональные навыки изготовления сыра передаются здесь из поколения в поколение. Помогают Патрику двое молодых ребят. Вообще традиции в Австрии – это святое. Та же трофейная охота, которая ведётся тут со времён Габсбургов, для местных – это едва ли не театрально-ритуальное действо. Прежде всего – дресс-код: шорты, причем в любую погоду, крепкие кожаные башмаки, высокие носки, рубашка, галстук, пиджак, фетровая шляпа. Добычу зверя отмечают парой еловых веточек. Одну вставляют животному в рот, что символизирует его последнюю пищу, другую егерь обмакивает в кровь и вручает добытчику, произнося при этом «Weidmannsheil» и пожимая охотнику правую руку. Ответом на этот «пароль» служит не совсем прилично звучащее для русского уха «Weidmanndank», после чего охотник закрепляет веточку на своей шляпе, в специальной петлице с правой стороны. Традиции и обычаи австрийской охоты направлены на демонстрацию уважения к животному (сделать подранка – очень дурной тон, не уверен в выстреле – лучше не стреляй). Сейчас, правда, в таком ортодоксально традиционном виде охотники чаще встречаются на специализированных выставках. Охотничий же костюм стал более функциональным, хотя стиль одежды остаётся очень классическим. Даже кепка, которую теперь часто можно увидеть на голове охотника, нередко имеет петличку для веточки ели. Разумеется, камуфляж неприемлем в принципе. Как нетрудно догадаться, самой нерушимой остаётся традиция обмывания трофея шнапсом. Бокалы поднимают только левой рукой, и со всех сторон звучит «Weidmannsheil» и «Weidmanndank».

Традиции, я считаю, это хорошо, но жизнь идёт своим чередом и требует постоянного решения самых разных проблем, поскольку не все так богаты, как Габсбурги. Ежегодная плата за аренду угодий вносится в муниципалитет (это помимо взносов в охотничье общество). Муниципальные власти, кстати, делают немало. Содержание дорог обходится бюджету в копеечку (точнее в еврочку), на те же деньги ведётся строительство и ремонт подпорных стенок, задерживающих снег и камнепады, укрепление склонов посадкой кустарника и деревьев. Соответственно, плата за аренду угодий в Альпах в несколько раз выше, чем за аналогичные по площади угодья на равнинах Германии. Если в Германии это порядка 6 евро за гектар, то в Австрии – 45.

Соседство охотника с фермером позволяет кое на чём сэкономить. Беньямин владеет известной на всю округу мехмастерской, где Патрик ремонтируют свою технику. А на хуторе Патрика Беньямин построил охотничий дом, за сохранностью которого приглядывает фермер.

Дом Беньямина стоит на границе леса и гор. И это не случайно – именно тут, по краю густого ельника можно встретить тетеревов.

Внутри дом напоминал небольшую квартирку со всеми удобствами – кухня с камином, душевая комната с туалетом и две просторные спальни. Стены комнат украшали картины с охотничьими мотивами, рога и погрудные чучела зверей – трофеи Беньямина. Первым делом (традиция!) хозяин принялся угощать гостей маленькими рюмочками шнапса, настоянного на травах по его собственному рецепту.

Наша задача на эти дни: учет серн, а также проверка и при необходимости ремонт вышек. Особо не засиживаясь, мы с Михаэлем отправились на дальний кордон – примерно километр в гору, туда, где местами ещё лежит снег.

До первой вышки, состояние которой предстояло оценить мне, после чего дождаться выхода серн, мы шли неспешно, любуясь горными пейзажами. Высотой расположения в кроне вековой разлапистой ели вышка полностью оправдывала свое название. Она оказалась не новой, построенной ещё старым хозяином угодий, но при этом крепкой, хотя и нуждавшейся в некоторой реконструкции для удобства охотника. Тёзка отправился дальше – ему предстояло подняться ещё метров на 400. До наступления темноты я увидел пару взрослых серн возрастом где-то между пятью и шестью годами. Не моя добыча – у меня в планах только сеголеток.

К месту ночлега возвращались в опустившейся на горы темноте. Однако света луны, пребывающей в фазе «лимонной дольки», оказалось вполне достаточно для движения по дороге без фонарика. На улице похолодало, и возвращение в дом, хорошо прогретый огнём камина, было приятным. За ужином поделились впечатлениями и обсудили планы на завтра.

Сто сорок гектаров охотничьих угодий, которые Беньямин взял в аренду пару лет назад, он ещё не успел переоборудовать на свой лад. Судя по висящей на стене карте, угодья начинаются от границы леса и поднимаются выше, охватывая горный хребет. По площади они в 5-6 раз меньше тех, что он брал в аренду раньше. Соответственно, и оплата аренды меньше, и работы не так много. А работа арендатора угодий – это отстрел больного и слабого поголовья, заготовка (или покупка у фермеров) сена на зиму

животным. В прошлом году Беньямин выложил в угодьях порядка 40 тонн сена, 10 тюков травяного силоса и 7 тонн корма для косуль – всего на 15 000 евро. А вообще суммы затрат на содержание охотхозяйства составляют несколько десятков тысяч. Отчасти затраты компенсируются добычей животных. За сезон в хозяйстве Беньямина разрешено добыть двух трофейных оленей, четыре молодых самца, 15 оленух и 10 телят – на мясо. Помимо этого – от пяти до десяти косуль и десяток серн.

Хозяйство Беньямина в определённой мере коммерческое, но не рассчитано на охотничий туризм с целью добычи трофейного зверя. Обычно у него охотятся местные охотники, хотя он может пригласить и иностранца, оформившего соответствующие документы (а с соблюдением законности в Австрии дело обстоит строго). При этом в Австрии есть охотхозяйства, которые зарабатывают как раз на охотничьем туризме.

Утром после завтрака собрались ехать к вышке, которую следует разобрать. Прежнему владельцу угодий было недосуг, хотя уже при нём в ней не было никакого смысла – вокруг неё паслись коровы. Пока собирались, в паре сотен метров от дома я услышал знакомое «чуфы, чуфы». Запоздало токовали два петушка.

– Мне бы сюда выпустить ещё сотню тетеревят! – Беньямин заметил, как я прислушался.

– Михаэль, у тебя есть контакты с охотниками из России? Я бы купил. А то барсуки здесь по весне большую часть кладок разоряют. Так что, если увидишь носатого, стреляй!

Лисы в угодьях Беньямина встречаются реже, а вот барсуки – настоящий бич для местных пернатых, гнездящихся на земле.

– Я планирую опубликовать в «Русском охотничьем журнале» статью о здешних наших хлопотах, и, может быть, кто-то в России откликнется на твою просьбу через редакцию журнала.

Высоко закреплённую на стволе дерева вышку разбирали вчетвером – на помощь нашей троице приехал местный охотник Робин. То, что не могло быть больше использовано, подлежало сжиганию в бочке. Ну а некоторые доски и брус могли еще вполне послужить. Разбор вышки на такой высоте да ещё под начавшим моросить дождём – довольно опасная работа, но через два с половиной часа на том месте, где она возвышалась, от конструкции не осталось и следа. Справились ли бы вдвоём Беньямин и Робин, не знаю. Во всяком случае это у них заняло бы намного больше времени.

Впереди нас ждала ещё одна работа по укреплению новой вышки, на которой я собирался посидеть сегодня вечером, а пока нужно было установить солонец и видеоловушку на расстоянии всего-то в сотню метров от разобранной вышки. Но на соседнем склоне…

Пришлось спускаться по крутой горе, поскальзываясь на сырой траве и продираясь сквозь мокрые от дождя кусты, а потом в тех же условиях подниматься на другой склон. Тут и самому было тяжело пролезать, а приходилось ещё нести с собой инструмент – мотопилу, шуруповёрт, соль, видеокамеру…

Вымокшие до нитки мы установили всё необходимое и через ещё более мокрые кусты багульника с благозвучным названием альпийская роза добрались до машины. Тут обломки от вышки загрузили в прицеп и собрались ехать к дому. Но, прежде чем сесть в машину, я что-то заметил боковым зрением почти на самой вершине горы. Да это же серна! Взяли бинокли, стали рассматривать. Самец лет шести спокойно пасся примерно в полукилометре от нас.

– Беньямин, – поинтересовался я, – а на такое расстояние вы стреляете?

– Нет, – ответил он. – Нормальная дистанция от 100 до 220 метров.

– Но на экзаменах у вас требуется точно стрелять на 300 метров…

– Да, но это на равнине, а здесь более сложная баллистика.

Вечер я провёл на новой вышке в обнимку с Bergara BA 13 Take Down (Die ultimative Kipplaufb?chse f?r J?ger, .308 Win., длинна ствола 42 см).

Умиротворяющие виды открывались взору. Далеко внизу посверкивала начинающими зажигаться огоньками горная деревенька. Сзади возвышалась гора, а слева и справа с каждым часом всё таинственнее темнел густой хвойный лес. Я был весь – внимание! Взгляд скользил туда-сюда по склону и основаниям деревьев. Как бы не пропустить малейшее движение! Понемногу начало смолкать пение птиц. На луговину неторопливо вышли три… увы, не серны, а косули – пара самцов и самка. Уже в следующем месяце они переселятся на новые «квартиры» – поднимутся выше в горы. Прошло ещё немного времени и совсем стемнело, пора было возвращаться в дом…

Темноту альпийского вечера мы озарили костром, в котором сгорело всё, что осталось отвышки и провели время возле огня вместе с фермером и его работниками за праздничным столом и праздными разговорами. Пусть в этот раз мне не удалось добыть серну, но я остался очень доволен этой поездкой.

Столько эмоций! Было интересно увидеть своими глазами быт горного охотника и арендатора угодий. Конечно, мы договорились обязательно встретится вновь. Я с большим удовольствием буду и дальше помогать Беньямину в облагораживании его охотничьих левад. А Робин пообещал свозить меня на его деляну, показать старинный охотничий дом.

На утро начался дождь, который лил два дня. Установленная нами видеокамера показала наличие животных в угодьях Беньмина.

Уже сидя дома, в Германии, я разглядывал сделанные в Австрии фотографии в ожидании того времени, когда удастся снова вернуться в предгорья Арлберга за своей первой серной, да и альпийской косулей.

Германия
12491
Голосовать

Лучшие комментарии по рейтингу

Казахстан, Актобе
23876
Классно, Михаил!
0
Новосибирск
25021
Интересно было прочесть! С полем!
0
НОВОСИБИРСК
20333
КРУТО . Красиво. Панорамно! С комфортом!
-1
Комментарии (12)
Новосибирск
25021
Интересно было прочесть! С полем!
0
Казахстан, Актобе
23876
Классно, Михаил!
0
Чувашия г. Чебоксары
11797
С большим интересом прочитал и смотрел фото. Браво Михаил! Интересно узнать "А как у них". Нам можно кое в чём и поучиться у "проклятых буржуинов".))))) +
-3
Сибирь
27816
Да, у каждого своя охота..
-3
НОВОСИБИРСК
20333
КРУТО . Красиво. Панорамно! С комфортом!
-1
Германия
12491
61natubo, Саня спасибо!
-1
Германия
12491
Кандагач, Саша спасибо, рад что понравилось!
-2
Германия
12491
pensioner65, Валерий, рад тебя слышать, спасибо! Есть точно чему получится, сделал массу фото и видео. Просматриваю, у самого дух захватывает.
-2
Германия
12491
Юголь., Андрей спасибо! Охота одна, но разница есть конечно.
-2
Германия
12491
ТРОФЕЙ, Тихон спасибо! Жду сам с нетерпением когда получится вновь поехать.
-2
22285
Классная поездка получилась. В горах совсем всё по-другому и охота другая, отличается от равнины. Михаил, это содержание 140 га угодий в такую цифру у него выходит?
Интересный выбор, почему однозарядная короткоствольная бергара? Оружие чисто для охоты с вышки? Без ДТК уши немного нагружает, тем более в горах на высоте.
-1
Германия
12491
k_oleg, Олег приветствую! Поездка получилась незабываемая! Олег 140 гектар обходятся примерно в 6000€. А вот предыдущие более 600 гектар с большим лесным массивом где обитают олени обходится в кругленькую сумму.
-1

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх