Встреча со смертью .
Николай осторожно встал на поваленный через реку кедр , размотал леску на удочке, насадил на крючок червяка , бросил в воду. Почти сразу поплавок нырнул , Николай подсёк, и жирный елец , золотисто трепыхался на леске. Рыба клевала жадно. Ведёрный , берестяной кузовок быстро наполнялся . Николай перешёл на другое место и тут же натыкался на бешеный клёв. Нагулявшись на заливных лугах рыба поднималась вверх по таёжным реке.
Так, переходя из одного места в другое, Николай шел по течению реки , в направлении дома. Кузовок давно приятно оттягивал плечи и можно сматывать удочку, как глаза Николая упёрлись в корову. Бурёнка лежала на берегу без признаков жизни. Её голова и передняя часть туловища были скрыты водой , торчала лишь задняя часть и хвост. Николай скинул кузовок , положил удочку , спустился к корове.
- Сорвалась что ли !? - вслух сам себя спросил Николай. Таёжные реки обрывисты и их русла больше напоминают канавы. Корове до воды лететь было добрых три метра . Николай стал карабкаться на верх. Выбравшись , надев кузовок на плечи и было наклонился взять удочку . Как прямо на Николая прыгнул медведь . Он остановился в каких то сантиметрах от Николая . Передними лапами он почти доставал сапоги Николая . Огромная , оскаленная жёлтыми клыками башка, была на уровне пояса . Всё произошло мгновенно . Николай не успел и глазом моргнуть . Как медведь стал на дыбы. Постоял мгновение , и отпрыгнул за куст, и оттуда выжидающе смотрел на Николая . Николай как заворожённый смотрел на медведя. Медведя и Николая разделял всего лишь куст спиреи . Шестое чувство руководило Николаем . Он не отрывая взгляда от медведя, стал отходить по тропинке. Так пятясь , Николай смотрел за медведем и отходил от него. Прошёл несколько метров. Потом, заставил себя развернутся , казалось что медведь только этого и ждёт. Тропинка расширялась и пестрела свежими коровьими лепешками. Вскоре показалось не большое поселковое стадо. Ничего не подозревающие буренки паслись на скудных полянках. Николай присел на выступающий старый пень. Снял с себя кузовок с рыбой , закурил .
Убитая медведем корова принадлежала Семёнычу . Корова была пакостной , наверно каждый житель посёлка её ненавидел.
Как и все бурёнки посёлка паслись без пастуха. Да и пасти их было негде . Пастбищ тут не было. Коровы ходили вдоль реки . Ближе к осени и вовсе забирались на осиновые выруба и как лоси питались порослью и чахлой травой росшей меж пней.
Корова Семёныча , кличка у ней была Ночка, с утра предпочитала проверить калитки местных жителей . Если хозяева забывали закрыть , заходила в огород и поедала что там росло. Вырастить какой либо овощ здесь трудно. Почва песчаная и климат не благодарный. Без навоза ничего не растёт. Раньше хорошо было , всё завозилось. От картошки до арбуза , от венгерских компотов до болгарских перцев . Знай только лес вали, выдавай стране кубы. Но наступила перестройка . Картошку и заморский овощ пришлось выращивать самим лесорубам. Быстро опустела общага. Приехавшие за длинным рублём , уезжали к себе на родину в края более тёплые и комфортные. Коренным сибиряки бежать не куда , они оставались. Обзаводились хозяйством и осваивали северное земледелие.
И когда в огороде оказывалась Ночка. То и дело слышалась ругань - Убью , суку!
Чтоб тебя , медведь сожрал ! Ночка под градом разных палок , проклятий, кирпичей , вырывалась с потравленного огорода , мычала, делала жидкие лепёшки, и галопом догоняла своих подруг. Семёнычу выговаривали , но сделать он ничего не мог. Говорил лишь, закрывайте калитки и как только Ночка принесёт тёлку , обязательно зарежу.
Николай пришел к Семёнычу сказать что корову задрал медведь, и лежит она между Горелым и песчаным омутом. Николай предложил сходить посмотреть что с коровой и заодно разобраться с медведем . Семёныч отказался, сославшись на больные ноги. Николай спросил про сына, мол вдвоём ловчее и не так страшно.
- Да он не пойдёт ! -Он больше на рябков , да на уток !
Николай тоже никогда не ходил на медведя , видел их , но ни разу в них не стрелял. Да и ружья путного на косолапого у него не было . Малопулька и одностволка шестнадцатого калибра, вот и весь арсенал. Поэтому Николай осмелился попросить на прокат более серьёзное ружьё на медведя. Семёныч без лишних разговоров вынес курковку 16 калибра , дал ещё заряженных пулями патронов. Пожелал удачи. В глубине душе Николай надеялся избежать второй встречи с медведем . Но , сарафанное радио запущено . Теперь назад дороги нет, засмеют. Либо ты герой , либо трус.
Опыта у Николая никакого , на медведя идти толкал собственный страх. Надо пересилить его. План созрел быстро . Надо переправится через речку и идти противоположным берегом до места где лежит корова, пока медведь будет вытаскивать её из реки, стрелять в него.
Николай зашёл домой. Долго в кладовке искал фонарь . На шум вышла матушка. Спросила куда собрался. Николай соврал . Сказал что пойдёт ставить сеть. Показал матери полный кузовок рыбы. Почти бегом бежал до реки, пока крался до места. Стемнело. Коровы на месте уже не было. Николай стал светить фонарём. Свет фонаря поймал два зловещих зрачка медведя . Медведь из темноты смотрел на не прошенного гостя . Николай молниеносно схватил ружьё, нажал на спуск . Темноту разорвало пламя из стволов . Шум , треск. Неужели попал !? Почти бегом до бежал до переката реки . Воды по грудь . Перешёл реку. Перезарядил. Взвёл курки. Правой рукой держал ружьё , левой фонарь. Голова вертелась как глобус. Добрался до места стрельбы . И ничего.! Ни крови. Ни шерсти. Ни места падения туши медведя . Николай понял что промахнулся с пятнадцати шагов. Корова , вытащенная с реки почти с вертикальными стенками была закопана медведем. Поистине дьявольская сила у него. Николаю стало страшно. Августовская ночь в Сибири темна и непроглядная. Светя фонарём во все стороны стал уходить по тропе по которой шел днем Прошёл немного по течению реки , лес над головой размыкался , река выходила на простор. Вот и темнеет остов деревянного моста . Николай поднялся на мост, и перевёл дух , вдали горели огни поселка.
Всё хорошо. Ночь . Мост. Чёрная вода реки билась о быки и создавала шум. Николай перекрестился . Крестится он не умел, не знал даже какой рукой , это действие делают , левой или правой. Им владело странное чувство ,что он не может поступить иначе. В нём разделились два Николая . Один боялся медведя, другой толкал на схватку. Николай теперь стал понимать людей играющих со опасностью. Как альпинист сотый раз лезущий на отвесную скалу. Объяснить это чувство самому себе Николай не мог.
Утро вечера мудренее. Николай побрёл в посёлок. Ноги сами повернули к маленькому домику стоящему рядом с дорогой. В доме поселился одинокий мужик. Николай его не знал. За годы его службы в армии многое в поселке изменилось Появится этот мужик откуда то с русских севера . Толи с Мурманска. Толи с Архангельска. Бич какой то , так говорили в посёлке. До него в этой избушке жила бабка Колыма. Бабка сидела или зэков стерегла, на Колыме. Пьяная орала ." Колыма, моя Колыма " Поэтому и Колыма. Местные бабы говорили что у ней на груди была наколка. - НЕ ЗАБУДУ СТАЛИНА. Бабка померла и её домик занял приезжий.
Николай постучал. Толкнул дверь. В крохотной комнатке топилась печь , на плите дымя паром булькала картошка. В углу прямо перед печкой сидел человек и курил. Николай поздоровался. Человек сунул окурок в печь. Встал , протянул руку .
- Виктор ! И вопрошающе смотрел на Николая .
-Да , вот зашёл на огонёк ! Медведя гонял или он меня . Николай не спрашивая сел на табурет. И рассказал произошедший с ним случай.
- Стрелял ! промазал . Поранил, может . Теперь не придёт.
Виктор внимательно выслушал, взял ружьё, осмотрел. - Отчаянный ты паря!
- Хорошая у тебя кочерга !
-Курковка не моя , на прокат дали,- ответил Николай.
- Хаживал я на них,- Виктор поставил ружьё, пригласил к столу.
- Николай обрадовался , что так спонтанно у него появился напарник . Как говорят рыбак, рыбака видит издалека.
Виктор был старше Николая на много лет , среднего роста с курчавой рыжей бородой. Устроился в леспромхоз конюхом . Возил с пекарни хлеб в магазин, и разные мелкие грузы в посёлке. Конь больше нужен был для заготовки сена, помогал лесорубам заготовить своим бурёнкам сена. Виктор раньше работал в разных экспедициях каюром, и эта работа для него привычна и знакома.
Виктор снял кастрюлю с печи. Слил воду , высыпал картошку на стол . Сходил в коптилку , принёс жирных ельцов. Не хватало только прозрачной жидкости.
Перестройка и новое мышление внедрялась в сознание жителей таёжного посёлка. Самогоноварение процветало. Сахар давно давали по килограмму на человека , одну бутылку водки и одну вина в месяц. тут особо не погуляешь . Ещё были в достатке в скудном магазине , карамельные конфеты и венгерские сиропы из разных фруктов, трёх литровые банки с виноградным соком.
Виктор выставил поллитровку. Выпили по одной , потом по другой , потом по третьей. Разговор завязался и потёк сам собой . Виктор оказался весьма эрудированным и бывалым человеком. Самогон из карамелек быстро отключил Николая. Сон его был недолгий ,тревожный. Снился медведь, бабка Колыма курила папиросу, медведь своими жёлтыми клыками тащил Николая за ногу к свежевырытой яме.
Николай очнулся , перед ним стоял Виктор и тормошил его за ногу.
- Вставай паря ! Дел много.
Николай смотрел на Виктора и не понимал происходящие . Как он мог оказаться в этом доме. Будучи подростком он за версту обходил дом бабки Колымы. Николай посмотрел на входную дверь, его курковка стояла у двери . Ах да ! Вчера же на медведя ходил. Сознание просветлилось. Но количество выпитого давало о себе знать . Николая тошнило.
Виктор напротив был бодр и весел.
- Дел полно , медведя сподобить нужно.
Видя состояние Николая , Виктор поднёс кружку с какой бурой жидкостью.
- Чифирь ! Простодушно улыбнулся Виктор.
- Глотни !
- Поправит здоровье и прибавит сил. Виктор тут же стал рассказывать про чудеса данного эликсира . Как он в экспедициях только этим и спасался.
Николай сделал несколько глотков. И в правду , через некоторое время стало легче.
Тем временем Виктор попутно говорил про рецепт чифиря , достал старый фибровый чемодан. В нём находились охотничьи принадлежности .
Виктор уселся за стол и доставал из чемодана порох, гильзы ,пули.
- Сейчас , паря ! зарядим десяток. Калибры у нас одинаковые и побежим !
Виктор всегда говорил . Побежим. Побежим на работу. Побежим на рыбалку. Побежим на охоту. Виктор оказался хорошим другом , напарником и учителем.
Быстро зарядили патроны. Вернее заряжал Виктор. Николай больше смотрел на процесс .
Где - то ближе к обеду собрались идти на медведя . Взяли с собой топоры , верёвку, десяток больших гвоздей, и две поллитровки. Решили идти к месту по старому лесовозному усу. По нему километра три не меньше.
Николай хорошо знал местность и шёл впереди.
- Побежали ! Тебе виднее, - проговорил Виктор.
- Это точно , я по этой дорожке всегда рыбалить захожу . Потом до моста.
Молодой сосняк скоро кончился. Дорога сменилась небольшим болотом.
Тут под сапогами зачвакала вода. После того как кончилось болото. Вошли в мелкий березняк перевитый пихтовым лапником. Впереди чернела река.
- Скоро омут один , потом другой, - прошептал Николай.
Дальше крались по тропинке шедшей вдоль реки. Кусты спиреи, шиповника , пихтача почти смыкались над тропой. Солнце едва просвечивало сквозь них.
- Щас повернём , тут рядом ,- махнул рукой Николай.
Прошли ещё немного. Николай сел на кукорки. Рукой показал место, где медведь закопал корову. Виктор понимающе кивнул. Медведя не было . Два человека смотрели во все глаза. Но не было никого.
- Ну вот , вышли !, - Николай смахнул со лба пот.
- Чё теперь делать ?
Виктор подошёл к зарытой корове.
-Чё , чё , засидку сделаем !
- А если не придёт ? Спугнул, я его , мож ранил , - озираясь ответил Николай.
Куда он на ....й денется , придёт обязательно , если не сдох , - Виктор снял двустволку и приставил к тоненькой берёзке.
Корова закопанная медведем была не сподручна охотникам . Вокруг не росло крепких деревьев . Лишь хилые березки , кусты и молодой пихтач.
Ходили кругами вокруг места .
- Вот . ёшкин кот! , удумал где зарыть, - ругался Виктор.
Тут Николай показал на две берёзки растущие в метрах десяти от коровы. День перевалил давно за полдень, и особо раздумывать времени не было.
Далёко от места нарубили жердей. Притащили к берёзам. Две берёзки росли друг от друга на небольшом расстоянии. На высоте около двух метров прибили первую жердь. Затем Николай подтянулся , влез на жердь. Стоя на жерди , взялся прибивать вторую . Прибил один конец к берёзе и балансируя , прибил второй . Затем влез на вторую жердь , принял от Виктора третью. Также прибил третью жердь . Затем Николай обнял берёзку , здесь на трёх метровой высоте хорошо качало. Виктор на земле сколачивал укосины на подобии цифры семь. Сколотив укосины. Виктор кинул верёвку с укосиной Николаю. Николай балансируя на третьей жерди , прибивал укосины на первой берёзке , потом как акробат перешёл к второй . Взыграл ветер . Николай обнял берёзку чтобы не упасть. Высота была приличной. Надо было положить на укосины , хотя бы четыре жерди. Берёзки хлипкие , их сильно болтал ветер. Николай изловчился , и прибил все четыре жерди к укосинам. Получилось наподобие лавочки . Затем взобрался, сел. Ветер не унимался. Сооружение охотников , больше походило на качели.
- Нормально , я сижу, только под ноги надо ещё одну жердь, - сказал не громко Николай .
Прибили жердь под ноги . Николай слез. День катился к закату. Николай залез первым Затем верёвкой поднял ружья .Виктор поднялся последним . Сидеть сначала было хорошо, потом через полтора часа, не удобно , сильно качало . Хилые берёзки повинуясь ветру качали седоков . Николай и Виктор чтобы не упасть , то и дело обнимали берёзки. Пели разные птицы . Подбежал заяц к корове , что - то обнюхал, потом убежал. С высоты хорошо была видна река. Рыба поднималась против течения , выпрыгивала, находила невидимый корм , ныряла, и уходила на дно.
К самому вечеру ветер стих. Диск солнца уходил в землю. Лишь краешек освещал тайгу. Николай задремал. Ружьё лежало рядом. Легкий тычок прогнал сон. Виктор жестом руки показал назад. В лучах заходящего солнца стоял медведь. Он будто что - то высматривал и натужно дышал. Николай схватил ружьё и стал целится . Виктор указал на корову. Николай понял его. Медведь сделал полукруг до реки и обратно. Затем встал на дыбы, снова понюхал воздух и стал приближаться к зарытой корове.
Николай поднял курковку, прицелился, сдерживая дрожь потных рук , выстрелил с секундной задержкой с двух стволов. Почти дуплетом. Медведь сначала упал. Затем поднялся и пополз от коровы. Николай лихорадочно перезаряжал. В это время Виктор два раза ударил из своей двустволки. Косолапый прекратил ползти и больше не шевелился . Вглядываясь сквозь пороховой дым Николай хотел было стрелять. Но Виктор громко сказал
- Хватит! Чего шкуру портить !
Слезли. К убитому медведю всё равно подходить было боязно. Виктор взял на мушку медведя . Николай же взял жердь и стал ширять тушу зверя. Медведь не подавал больше признаков жизни.
Виктор достал поллитровку. Налил в кружку.
- Ну с первым тебя Коля!
Тот , вытер потные руки об куртку , взял кружку , отпил.
- Крепкая , карамелька !
Виктор рассматривал зверя.
- Большой, я таких редко видел. Настоящий "слон"!
Николай смотрел на огромные лапы , увенчанные острыми , длинными когтями. Представил себя на месте несчастной бурёнки , холодный озноб пошёл по спине.
Выпили ещё по кружке.
- Ну что, дело сделано. Давай свежевать. Виктор достал нож.
Провозились до глубокой темноты. Уже в свете костра , выпустили кишки. Остальное решили доделать с рассветом. Нарубили лапника. Допили остальную самогонку. Поговорили . Виктор сразу же захрапел. Николай тоже лёг. Но сон не шёл. Николай встал, подбросил в костёр сухие ветки, они затрещали и озарили поляну. Как будто на поляне вокруг костра лежали три человека. Два кутёнка и один исполин. Медведь даже раздетый, внушал страх. Его лапы , тело словно перевиты стальными тросами . В мерцании огня костра он был также страшен. Виктор поёжился , придвинулся к костру и вновь захрапел. Как в Сибири говорят, июнь ещё не лето, август уже не лето. Николай ещё подкинул дров. Стояла тихая, темная ночь , с реки несло свежестью и холодом, рассвет приближался.
Встали рано. Вернее проснулся Виктор. Николай так и не сомкнул глаз. Тушу разрубили на куски . Николай хотел было нарубить пихтовых веток чтобы накрыть мясо. Виктор эту идею отверг. Сказал что мясо должно подсохнуть . Пока пойдём за резиновыми лодками , на мясе появится корочка. Тогда ему любая муха ни почём.
Николаю хотелось славы. Срубили сухую еловую жердь, на неё взвалили шкуру и с перекурами понесли в посёлок. В посёлке люди только просыпались. К дому где жил Николай можно было пройти огородом. Никто бы и не заметил . Но Николая распирала гордость. Поэтому охотники дали чуть круголя , и решили пройти по центральной улице. Они торжественно шли , несли огромную , медвежью шкуру и ловили восхищенные взгляды. Посёлок замер. Жители перешёптывались друг с другом.
- Смотри ! Это же Колька, с приезжим !!?
- Молодцы !
Охотники торжественно прошествовали к дому Николая и внесли шкуру во двор.