Навадка
Многие охотники на уток наверняка знают, что такое – навадка. Навадка – это укромное место, где скапливается утка на днёвку незадолго перед отлётом. Но я не ошибусь, если скажу, что мало кто видел навадку живьём. За почти полвека занятий охоты я видел её только два раза. И это не удивительно. Строжкая, перелинявшая утка очень разборчиво подходит к выбору мест днёвки, выбирая самые глухие и малопосещаемые места, причём ведёт себя очень скрытно, не смотря на многочисленность.
Первый раз я столкнулся с таким явлением как навадка очень давно, осенью 1973 года. Со своим другом и наставником Вадимом Кондрашовым, мы ехали на его ИЖаке, на вечернюю зорьку на лесную речку Парца. В одном месте лесной дороги он притормозил и шёпотом сказал, что тут в лесу есть маленькое болотце, на котором бывают утки. Вадим предупредил, что надо подходить тихо, т.к. утка теперь уже строжкая. Мы зашли с двух сторон, но подойти, тихо не получилось, чему способствовала переувлажнённая почва на берегу. У меня под сапогом громко чавкнуло, и тут произошёл взрыв. Только так можно было назвать одновременный взлёт трёх сотен матёрых крякашей, полностью вылинявших и набравших форму перед отлётом на юг. Это настолько ошеломило меня, что я совсем забыл про свою одностволку. Вадим, который уже видал такие виды, дуплетом обеспечил нам ужин.
Уже в зрелом возрасте, шастая по угодьям, набрёл на такое озерко. Нашёл его я вечером, когда утки уже разлеталась на кормёжку. Охотничьи наставления рекомендуют перехватывать утку подальше от места днёвки. Но в моём случае это не подходило по причине того, что утка разлеталась по разным сторонам, не имея резко выраженного направления. Да и стрелять её между крон деревьев – дело не благодарное. Оставалось только дождаться её утром и сделать один два прицельных выстрела.
Вышел я ещё ночью с запасом времени на неизбежное плутание в темноте. К тому же хлестал, не переставая дождь. От дождя меня защищала добротная офицерская плащ-палатка из прорезиненной ткани. Труднее было найти дорогу к найденному озерку. Я благодарил себя, что догадался накануне оставить вехи на пути в виде заломленных деревцев в сторону нужного направления. До озерка я всё же добрался до рассвета. Устроившись на складном стульчике, посадив собаку между колен, я накрылся плащ-палаткой, и под шум не прекращающегося дождя стал дожидаться рассвета.
Утки стала слетаться, как только чуть забрезжил рассвет. Причем они громко плюхались в воду со всех сторон, и вели себя совершено спокойно. Плескались, не громко переговаривались со своими товарками, снуя туда - сюда. Постепенно уток становилось всё больше и больше. Такую плотность утиного племени я видел только однажды в Ленинграде на искусственных прудах Пискарёвского кладбища. С рассветом я вдруг вспомнил, что пришёл сюда охотиться.
Желание пальнуть из двух стволов в самую гущу сидячих уток у меня не было возможности исполнить. Ружьё я убрал от дождя под плащ-палатку, и в темноте расположился слишком близко к воде на открытом месте. Мои манипуляции с вытаскиванием ружья сразу были бы замечены. Оставалось только рывком скинуть плащ-палатку и стрелять влёт в поднявшихся птиц. Что я и сделал. Сбросив плащ, я рывком вскочил и, не целясь, ударил в самую гущу взлетевших уток. Один крякаш свалился сразу, а двух подранков подобрала позже моя собака.
Надо добавить, что на самой навадке много не постреляешь. При малейшей опасности утка уходит вся и сразу. Говорят, что можно хорошо пострелять на месте подлёта к навадке и отлёта от неё, если такое найдёшь. Больше навадок я не находил. Если кто-либо из читателей охотился на навадках, прошу поделиться своими историями.