Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

В краю непуганых топтыгиных.

Или 40 лет спустя 16.

Солнце клонилось к закату, медленно сгущались сумерки всё больше и больше укрывая своим чёрным покрывалом лес и только открытые полянки просматривались в остатках солнечного света. Вот и языки пламени от костра всё больше взлетая вверх бросали свою тень на землю.

 В котелке кипела вода для чая. Ребята сидели молча, каждый думал о своём...... О завтрашнем дне. Михаил понимал, что ребятам не хочется, чтобы этот день заканчивался. Это чувство было и ему знакомо!.......

Сейчас и я, немного взгрустнув вспоминаю это наше прекрасное, юношеское приключение по истечению сорока пяти лет, сидя вместе с ребятами возле скрадка. Это был наш последний день совместных похождений, были конечно и другие, после, но это запомнилось по-особенному.

Как-то глядя видео Анатолия в котором он, в одном из своих похождений встретился с рыбаками. Одним из них был Сергей с сыном. Связываюсь с ним. Сергей был тоже рад звонку, вспоминаем и сейчас наше детство и юность.

 Озеро дяди Вити высохло, Сергей построил себе новый в другом месте. Мне очень приятно видеть его охотником и рыбаком, кто его знает, может в этом есть и мой небольшой вклад.

Скрадок в котором столько времени было "прожито", принадлежал Гаврилычу. А сколько ещё здесь будет совместных рыбалок и с другими ребятами.

Сергей сидел молча, старшой думал о чем-то о своём, и только беззаботно болтал без умолку Виталька. Лунный диск медленно вылазил из-за сопки, освещая округу.

- Вот и полнолуние! Сказал долговязый.

- Сегодня, мы можем подольше посидеть, здесь, снаружи.

Только сверчки да совы нарушали эту природную тишину. Одни постоянно стрекотали без умолку. Ну а совы время от времени ухали на весь лес. Ночная жизнь продолжалась, временами проносилась летучие мыши, невдалеке от костра, собирая всевозможных мушек в отблесках света от костра. Ночи были тёплые, к счастью комара было немного, даже сейчас когда солнце уже спряталось.

Ребята вновь напомнили Михаилу о его обещании.

- Ладно уж слушайте. Сказал он.

- Зима. Было мне тогда лет двенадцать, тринадцать, как сейчас, помню - декабрь месяц, но морозы для этого времени были мягкие до - 35° в одну из суббот собрались с отцом на путик, пройтись, капканы и петли проверить, а может и рябчика или белку где выследить.

В пятницу вечером после ужина отец сел проверить и подзарядить патроны для 32кал, естественно я всегда был рядом, смотрел, подавал, ну вообще помогал как мог.

Ижевка 1957года, промысловое ружье с удлиненными стволами и толщиной стенок около 2мм - для пулевой стрельбы, но и дробью било очень кучно.

Патронташ на 24 патрона был полон, пули, картечь, дробь разного калибра, все было по порядку вставлено.

И вдруг отец сказал, что завтра 32кал возьму я, а отец свой 12 вертикалку. У меня все заклокотало внутри, как,..я,..сам,.. с ружьём,.. весь день! Казалось молодое сердце вот-вот выскочит наружу!.... Естественно заснуть долгое время не удавалось, предчувствие завтрашней охоты не давали покоя. Я знал, раз у меня ружьё я буду идти первым! А значит и стрелять буду тоже. С этими думками я и заснул.

Было темно, добираться нужно было на вахтовом автобусе порядка двадцати километров. Взяв собранные рюкзаки, лыжи, ружья мы вышли на угол нашей дороги откуда шёл автобус.

На повороте Селигдарской горы мы вышли. До рассвета было ещё не менее часа, но и до Селигдара через гору нам нужно было пройти не менее 5 км, а там за рекой наши участки. 

Итак, Селигдарская гора. Снега в это время года в тайге не менее одного метра. Машины по дороге ездили редко, только геологи или старатели и на вездеходах, но дорогу иногда чистили бульдозером. Морозец под утро крепчал, небо было чистое, вызвездившее. За разговорами мы и не заметили как прошли гору, начинало светать. Вот и пришло время одевать лыжи, впереди - путик. Охотничьи лыжи хорошо скользили по натоптаной лыжне, снег искрился в первых лучах солнца. Перейдя Селигдар мы двинулись вглубь тайги. Лыжня проходила по старой бульдозерной дороге сделанной топографами уже и наполовину заросшая, для транспорта, но для охотников на лыжах вполне пригожая. Наш путь теперь лежал в сторону Хромого ключа. По-над Селигдаром мы встретили несколько норковых следов. Но охота на них была ещё запрещена. Лет пять-шесть как была запущена сибирская (американская) норка для разведения. До ключа нужно было пройти около пяти километров по не высокому сосняку. По дороге в глубине леса попадается несколько медвежьих "домиков" стоят они уже не первый год, один наш знакомый ловит по осени медведей, охотничьи угодья принадлежат нам, но такое соседство нам не мешало. Охотился он в конце августа, сентябре, а наш сезон начинался с середины октября. Я шёл первым, тонкий свист рябчика разбудил мои мысли, сидел он где-то на снегу, показываю отцу тихо, ищу глазами-ага вот ты где запрятался. Поднимаю ружьё, сердце учащенно бьётся, это мой первый, самостоятельный, я плавно спускаю курок........ Сухой выстрел разбудил утреннюю тайгу. Ну вот будет матери на жареху, говорит мне отец. Вес в моем рюкзаке поправился. Выходим к Хромому, ключ доходящий местами до 4 метров и глубиной до 2 метров. На небольшой полянке за ключом видно как сова схватила спящего зайца и съела, ночная драма, повсюду кровь и отрыганные остатки от зайца. Хорошие места, много куропатки, есть где прятаться по мелкому кустарнику берёза, ольшаника, почки, ягоды, настоящий птичий пародис.

Вот и первые, поднявшиеся курочки полетели вглубь ручья. Я резко вскинул ружьё и выстрелил, но увы было поздно, да и был это мой первый отчаянный выстрел в лет.

Первый блин всегда комом, говорит отец, не попробуешь, не попадёшь!

Лыжи с лёгким хрустом скользят по морозному снегу. В основном идём молча перебрасываясь иногда парой слов, все разборы и обсуждения будут потом. Отец спросил, не подменить ли меня. Я не думаю, что бы он услышал о моем согласии, он тоже был молодой и с семьи потомственных охотников. Хотя я и устал немного, вида я не подавал.

Мы поднялись на сопку, лес тоже сменился с мелкого березняка, на ельник и кедровник. Вековые деревья украшали и указывали на их величие.

Наконец пауза мы очистили дерево от снега, китайский термос с горячим чаем должен согреть наши души, ну а бутерброды с колбасой насытить наши желудки. Прошло минут двадцать, пора идти дальше декабрьские дни уж очень короткие, а нам идти ещё прилично, это было только половина пройденного пути.

Лыжи скользят по старой лыжне, идти легко. Мы углубились в старый кедровник, по ходу проверяем капканы. Множество беличьих следов пересекали лыжню. Но пока все старые.

Белки была моя слабость, не знаю почему, но я их слышал, видел и чувствовал за сотню метров.

Ну вот наконец то и свежий след, пробую, рассыпается. Есть возможность доказать себе что я "бельчатник". Показываю отцу-белка, он смеётся, напрягаю слух затаив дыхание, всматриваюсь в деревья. На морозе слышимость увеличивается, так, ага с макушки ели сыпется шелуха, похоже от шишки показываю отцу, до ели метров восемьдесят. После выстрела чёрная белка падает недалеко от ствола. Это первая сегодня. Удачный день сегодня, подумал я....... Вот наш путь лежит уже обратно к Селигдару. Каких нибудь три-четыре километра и мы на большом озере, что лежит недалеко от устья ключа Нючи . Осталось пару петель проверить на зайца и в обратный путь к дому. Петли делали из хром ванадиевой проволоки, которую перед тем как ставить натирали об березу, что бы запах отбить. Петли ставили на хорошо натоптанных зайчих тропах. Старались найти место, где заяц перепрыгивал через ветку или подныривать под них. Первая петля была затянута и пустая, но вот подойдя к последней увидели зайца, живого беляка. Подойдя ближе до двадцати метров, заяц перестал рваться в стороны сел и уставился на нас. 

Поднимаю ружьё, заяц сидел не шевелясь, он смотрел на меня таким жалобным взглядом, понимая что всё, но во взгляде ещё теплилась надежда. Я опустил ружьё..... Можем мы забрать его домой спросил я, покажем дома живого. Отец понял меня и моё состояние и как бы в поддержку сказал-давай, вот наши обрадуются!Связав беляка мы положили его в рюкзак.

Ну вот наш путь теперь лежал обратно через Селигдарскую гору домой.

К бане была пристройка где зимой находились куры, вот туда мы его и отпустили. Жил заяц у нас довольно долго и мы и он успел друг к другу привязаться.

Однажды весной в апреле возможно и мать, возможно кто-то из нас, но дверка вольера оказалась открытой, ну вот заяц и выскочил наружу и в лес, а он находился сразу за нашим домом. Горевали мы конечно не долго, прекрасно понимая что весна и скоро начнутся заячьи гоны, хотя снега было ещё много. Итак, заяц убежал, прошла неделя мы уже стали забывать о его существовании, и вот в одно прекрасное утро возле нашего дома появились свежие заячьи следы. Вечером, попозже я положил пару морковок рядом со следами. Морковка на следующий день исчезла. - Соскучился наш зайчишка, подумал я. Об этой новости сообщил семье, сколько было разговоров ! И вот на следующее утро возле дома лежала свежая ветка осины, это он так благодарит нас! И так продолжалось несколько дней. Потом больше не видал следов нашего зайца, но вспоминали мы его часто!.......

- Вот так прошло моё первое крещение зайцем. Пойдёмте ка братцы спать. Завтра выспимся хорошенько, позавтракаем и в дорогу........

Продолжение следует. 

Желаю всем хорошего настроения. 

Германия
11876
Голосовать
Комментарии (12)
Сумы
1355
Мне понравилось...... Спасибо, Миша!!! +++
-3
Казахстан, Актобе
23398
Хорошо идем, +++
-4
Германия
11876
sokira.56, Андрей спасибо! Что-то даже и не думал, что так длинно получится.))
-4
Германия
11876
Кандагач, Саша спасибо, да куда нам деваться с подводной лодки!))
-4
Хорошее было время! 5+++
-4
Германия
11876
Щукарь005, Гена спасибо!
-4
Новосибирск
24635
Как всегда с удовольствием прочёл!+
-4
Германия
11876
61natubo, Саша спасибо!
-4
г. Новосибирск
90
На одном дыхании читается))) Ждем ещё!!!
-4
НОВОСИБИРСК
19731
Сказочно! С уважением!
-4
Германия
11876
dragunov1981, Сергей спасибо, обязательно, уже работаю над продолжением.
-3
Германия
11876
ТРОФЕЙ, Тихон спасибо, работаем, работаем и ещё раз работаем.
-4

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх