В краю непуганых топтыгиных 4.
Или 40 лет спустя.
Берега, берега, берег этот и тот
Между ними - река моей жизни...
Между ними река моей жизни течет,
От рожденья течет и до тризны
Вчитываясь в эти строки невольно задумываешься - когда-то каждый человек в своей жизни находит тот свой берег! И каким он будет? Левым..... или правым...... ? Распорядиться судьба.
Селигдар. Ключ - Звездочка. В этих диких нетронутых местах редко ступала нога человека. В основном рыбаки да промысловые охотники, ещё реже геологи или буровики.
Охотники на водоплавающую выискивали небольшие озера и мари где можно было охотится, и используя эти же скрадки в зимнее время как зимовья. Строились капитально, тёплые и с буржуйками. А летом приезжали с семьями отдыхать ну и порыбачить. В реках в достатке было хариуса, попадался ленок, таймень, валек, налим. В ключах, местами глубина ям достигала 2 и более метров. Сюда и заходила рыба на икромет. Некоторые экземпляры хариуса достигали 400 - 600 грамм. Говорили сторожилы что, попадался хариус до одного килограмма. Для меня это было что-то невообразимое.
Ну а стандартный хариус от 150 до 300 грамм, около 30 см. Сегодня ловят порядка 20 - 30 см и этому рады. Здесь в этих местах любил мушковать, а на ночь переметы ставить, на налима. Ниже по Селигдару был пойман таймень более метра длинной и весом 12 кг. Дорога с Селигдара на Инаглию была пройдена множество раз, и пешком и на велосипедах, и на мотоциклах, и на машинах. Здесь, от Селигдара начинался самый сложный участок дороги - переправа через реки и ключи без мостов, колея дороги местами доходила полметра, грязь и глубокие лужи на всю дорогу.
Но на вершинах сопок было в достатке ягод - брусника, голубка, жимолость, черника. Здесь, местами можно было набрать множество белых грибов.
Белый гриб после первого снега.
А сколько было лекарственных трав в округе! И один из которых частенько попадался в округе это золотой корень (радиола розовая).
Этот корень под стать Женьшеню, и даже есть в чем превосходит его. Не зря его называют - Виагра для мозга!
Кашкара - или рододендрон золотистый. Листья которого схожи с листом багульника, вот и называли кашкару - разновидность багульника, но это не верно, хотя от этого лечебных свойств его не стало меньше, - итак рододендрон.
Середина июня. Время, когда в Якутии всё живое набирает силу, набухают почки, зацветают растения, все зеленеет и благоухает. Лето здесь начинается быстро и так же быстро заканчивается. Недаром говорится: «Июнь – ещё не лето, август – уже не лето». В это время самый длинный день: солнце заходит за сопки на каких-нибудь полчаса и снова поднимается.
Мы договорились, что после защиты дипломов пойдём в поход на реку Инаглию, куда меня тянуло как магнитом.
Назавтра, встав в три утра, закрепив как следует вещи на велосипедах, двинулись в путь.
Решили осилить его в два приёма: проехать около сорока километров до Селигдара, в скрадке на озере переночевать, а назавтра ехать от Селигдара до Инаглии. На подъёмах шли пешком, ведя тяжело груженые велосипеды.
После обеда вышли к Селигдару. Уровень воды невысокий, в болотных сапогах легко перешли реку и через двести метров оказались у озера.
Стали готовиться к ночлегу – заготовили дрова для костра, я собрал для чая брусничный лист и молодые листочки кислицы, а для Володи – свежую лиственную хвою, молоденькие берёзовые листочки, почки от Золотого корня. А когда шли сюда, набрал каменного зверобоя - он обладает массой полезных свойств, позволяющих бороться с ангиной, гриппом, аллергическим насморком, бронхитом и даже пневмонией и туберкулёзом.
После ключа Звездочка, до подъёма в гору оставалось пара километров. На ровной глинистой дороге множество звериных следов. Вот совсем свежие следы – ещё парят. Медведица с двумя медвежатами пересекла дорогу совсем недавно. Я попросил Володю громче разговаривать. А он удивился - думал, что надо наоборот потише.
Медведь рыл бурундука.
Поднялись на вершину плато, проехали ещё немного и решили сделать привал. Великолепный день, лес из хвойных деревьев, наичистейший воздух, костёр, свежая дичина, чай – что может быть прекраснее? Здесь, в этих местах много брусничника, повсюду ягель, в хорошие годы места урожайные на белый гриб.
Медвежья лежка.
Людей бывает здесь мало, за лето может с десяток или два человека. Поэтому всегда и всего в достатке.
Медленно спускаемся. Дорога переходит в две глубокие колеи от вездехода. На одной из лиственниц на высоте около двух с половиной метров глубокие борозды – медвежьи отметины.
Спуск к Инаглии.
Поворот дороги налево - и мы на поляне, где стоит изба, построенная когда-то геологами. Или то, что от неё осталось.
Собираясь в такой далёкий путь, я, конечно же, взял свою одностволку двадцать четвёртого калибра, дробь и патроны с пулями и картечью.
Воду для чая и приготовления обеда взяли из ключа Могильного. Этот довольно глубокий ключ – правосторонний приток Инаглии. Рассказывали, что здесь, в этих болотах, погибла женщина, повар геологической партии. Вдоль ключа били шурфы на пробу алмазов. Женщина несла работникам обед - муж её работал с ними. Когда возвращалась, упала, повредила ногу, от боли потеряла сознание. Нашли её только поздно вечером, всю облепленную комарами. Спасти её не удалось. И говорили потом, что дух её до сих пор «гуляет» по болотам, носит еду мужу и рабочим.
А ключ получил название от геологов в годы освоения Алданского района - в конце двадцатых годов пошлого века. Исследования там ведутся и сейчас.
Но почему Могильный? В молодых хвойных лесах, растущих вдоль ключа, лёд не тает круглый год. В ключ не заходит никакая рыба, хотя в Инаглии рыбы много – и хариусы, и гольяны, и ленки, и даже таймени. А в Могильный даже вездесущие гольяны заходить не хотят............
Выше устья ключа Могильный, глядя на реку можно подумать, что она спряталась между камнями. От сюда выше по течению примерно в пяти километрах в устье ключа мой отец с дядей Толей взяли двух ленков в пределах от 4 до 5 кг. Мушковать - это было их любимое занятие, вот и я по их стопам - втянулся и до сих пор нет, нет да пробегусь с мушкой.
Конечно прогресс не стоит, а движется вперёд, — Газовики, нефтяники, дороги и просеки, новые ЛЭП. Конечно и доступ людей и транспорта стал намного легче. В реках стало меньше рыбы и мельче.
Тот..... мой берег детства и молодости ушёл. И переправы туда нет больше! Разве что воспоминание и общение с нашими сверстниками, соседями, и одноклассниками такими как Анатолий Корниенко и Константин Колосов, да и многие другие. Те кто помогают нам "вспомнить" свое детство и молодость.
Продолжение следует.
Всем желаю хорошего чтения.
Лучшие комментарии по рейтингу













