Погорельцы.
Погорельцы.* На львовщине поздняя осень. Вторую неделю над старинным городом висит серая мгла. Периодически небо разверзается многочасовым моросящим дождем. Настроение под стать разгулявшейся непогоде. Суббота, вторая половина дня. Заканчивается очередная трудовая неделя. Надо что-то планировать на предстоящий выходной. Но, что можно планировать в такую погоду? Разве, что заняться мелкими домашними делами. Их накопилось великое множество. Да и свойства они имеют такие, не исчезать с течением времени, но стремительно накапливаться. Внезапно распахивается дверь и заходит мой приятель капитан Виктор Костюченко. По лицу видно, распирает поделиться какой-то интересной охотничьей информацией. И Виктор выдает - валом валит северная утка. На Грушевском водоеме не видно воды от пролетной чернети. Екает внутри, хотя по опыту знаю, привирает. Но по срокам пора, осеннего лета «северянки». Однако есть «загвоздка». Завтра, в воскресенье мне заступать оперативным дежурным по соединению. На что следует вполне логичный ответ. На вечернюю «зорьку» успеваем, отстоим утряну и домой. Не смущает его, что до Грушева 70 с лишним километров и связи по пути никакой. В дороге же всякое может случиться. О сотовых телефонах и прочих приятных атрибутах, тогда и не слыхивали. Остается последняя проблема – командир на месте. Я же своих подчиненных отпустил по домам. Как оставить отдел без «прикрытия»? В любой момент комбриг может выдернуть. Не знаю, как сейчас, но в те времена была такая «мода». Суббота ли воскресенье. А если командир на месте, на местах должны быть и начальники отделов или их заместители. Так было тогда. Не очень хотелось найти на ровном месте на известное место приключения. В тот раз нам повезло. Проходит информация, командир вызвал машину. Значит и нам пора «ноги в руки». Сборы на охоту всегда не долги. Отстучала под колесами ВАЗ – 2111 знаменитая львовская брусчатка. Шипит под колесами, неплохой по тем временам, асфальт трассы Львов – Грушево. Но время, время «поджимает». Светлого времени остается совсем немного. И Костюченко давит, давит на экселератор. Вот и Грушевский водоем, сворачиваем на проселок. Еще пара километров и мы у цели. Наша многолетняя стоянка в паре десятков метров от кромки камышей. Скоро начнет смеркаться. Над тростниками носятся стайки пролетной чернети. Сильная волна на середине пруда не дает им усидеться. Периодически накрапывающий дождь, мочит их перьевую одежду. Для просушки пера, им необходимо время от времени полетать. Стряхнуть влагу с намокшего пера и обогреться. Отличная предстоит охота, надо поторапливаться. И здесь мы совершаем большую ошибку. Вместо того, чтобы разбить лагерь, собрать хворост для костра. Лихорадочно качаем резиновую лодку, облачаемся в химзащиту и выгребаем на середину водоема. Не буду описывать всех перепитий той охоты, не в ней соль рассказа. Скажу лишь, что охота удалась. В полной темноте, с десятком добытых уток, подгребаем к берегу. Первым делом, конечно по 100 грамм, для сугрева. Теперь на очереди костер. С фонарями, чертыхаясь, бродим по мокрому лесу в поисках сушняка. Какое там! То, что было легко и просто в дневное время, тяжко дается в темноте. Плюемся, ругаемся, но куда деваться, виноваты сами. То, что засветло заняло бы десяток минут, теперь отнимает не меньше часа. Мало, по малу куча дров «растет». Теперь огонь. Но не хотят разгораться, пропитанные влагой дрова. Но мы «бродяги» бывалые. Виктор просит какую-нибудь емкость под бензин, машина рядом. Разделив по-братски остатки 40%-й, вручаю ему пол литровую емкость. Опытные автомобилисты знают, как добыть бензин, не возясь с бензобаком. Шланг с бензонасоса в бутыль и пару оборотов стартера. Вот и все решение проблемы. И костер заполыхал. Окончательно согревшись, готовим стол. Пора подкрепиться, да и любим мы коротать ночные часы у огонька, вспоминая «дела давно минувших лет». Загадочно улыбаясь Виктор достает и настраивает новинку того времени. Это - компактный, переносной телевизор. Будем смотреть польскую эротику. До «заграницы» рукой подать, изображение и звук отличные. Стол готов. Извлекается «НЗ», незатейливые разносолы и начинается блаженство. Что может быть вкуснее холодной картошки в «мундире» под кильку в томатном соусе? За незатейливой беседой быстро бежит время. Подходят к концу дрова. Пора подумать о ночном отдыхе. В связи с непредсказуемостью погоды, решаем коротать остатки ночи в машине. Виктор поднимается, идет прогревать технику. Я не торопясь собираю остатки еды со стола, завтра тоже будет день. Внезапно за спиной раздается хлопок и темноту разрывает вспышка света. Резко оборачиваюсь на звук – перед глазами ужасная картина. Над поднятым капотом «жигуленка» вздымаются языки пламени. В кабине с распахнутой дверцей, застывший в ступоре напарник. В таких ситуациях решение принимается мгновенно. Секунда и вся наша «нехитрая» подстилка (одеяла, плащи, куртки и пр.) летят на капот. Чтобы сбить пламя, стараюсь забить этим барахлом подкапотное пространство. И, вроде как получается. Но стоит сдвинуть что то в сторону, пламя вырывается с новой силой. Выскакивает из кабины, пришедший в себя Виктор. Уже вдвоем пытаемся забить все щели, из которых рвется пламя. Бесполезно – сильный ветер раздувает пламя снизу. В отчаянии ору: «Огнетушитель»! – видел его когда–то в багажнике «Жигулей». Костюченко бросается за огнетушителем и лихорадочно пытается привести его в действие. Не сразу, но это у него получается. Шипящая, пенная струя обрушивается на огонь. Это спасает положение. Залив пеной все подкапотное пространство, сбиваем пламя! Перед глазами удручающая картина. Белыми клубами, с задранным капотом парит двигатель. Что произошло? Как мы будем коротать эту ночь? При свете остатков костра пытаемся отыскать фонари, подбрасываем в костер остатки дров. От хмельного блаженства не осталось и следа. Подсвечивая фонарями, пытаемся разобраться в произошедшем. Причина пожара устанавливается быстро. Горя желанием, побыстрее разжечь костер, Виктор наливал бензин из шланга бензонасоса. И конечно, второпях забыл одеть его обратно. И произошло то, что и должно было произойти. Заводя машину, стартер привел в действие бензонасос, тот плеснул на мотор порцию бензина и… Где – то проскочила искра. Кругом вода, сырость – вот и все дела. Установив причину пожара, осматриваем повреждения. В основном все цело, но здорово обгорела проводка. И здесь проявились лучшие качества Виктора, как водителя. Редко в те времена, владельцы легковушек пользовались услугами автосервиса. Старались все делать сами. И это выручило. Достав моток проводки и изоляционную ленту, Виктор приступил к делу. Моя задача, как полного «автопрофана», сводилась к подсветке места работы. Провозившись с проводами не менее часа и почти «посадив» источники света, мой друг пробует запустить двигатель. И происходит чудо – двигатель заводится. Конечно не все в порядке с машиной, но двигатель и печка работают, работают! Принимаем мудрое решение. Ложиться спать. С работающей печкой, до утра доживем. А утро - вечера мудренее. Ночевали мы в тот раз без должного комфорта, но под крышей и на том спасибо судьбе! Долгой нам показалась та осенняя ночь. В перерывах между беспокойным сном, наплывали тревожные мысли. Сможем ли выбраться на трассу? Как будем добираться до Львова? Как и кому сообщить о нашей беде? Мне завтра, вернее даже сегодня, заступать на дежурство. Незаметно наступает рассвет. Сереет мрачное осеннее небо. Округу начинает заволакивать клочьями, невесть откуда взявшегося тумана. Холодно, сыро, но надо, надо вставать. Надо что-то делать с машиной и выбираться поскорее отсюда. Даже не перекусив, не до того, принимаемся за дело. Напарник меняет и изолирует обгоревшие куски проводки. Благо этого добра у него оказалось в достатке. Накладывает жгуты на подгоревшие шланги системы охлаждения. После нескольких часов кропотливой работы – «ключ на старт». И «Жигуль» не подводит, заводится с пол-оборота. Все системы нашего средства передвижения, за исключением «поворотников», работают устойчиво. Решаем без промедления трогаться в путь. А по закону «подлости», на водоеме творится невероятное. Прибывают все новые и новые стаи северной утки. Проплыли над тростником, опустившись на середину пруда три десятка белоснежных лебедей. Птичий гомон стоит над притихшим после непогоды тростником. Не без сожаления, окинув напоследок взглядом, оживленную суету птичьего царства, трогаемся в путь. Что еще нас ждет впереди? Закончились ли на этом наши приключения? И опять нам везет! Через два часа, без особых приключений, подъезжаем к пригородам Львова. К обеду я уже переступил порог своей квартиры. Только после звонка Виктора, что все в порядке и он тоже дома, спадает напряжение от неудачной, заставившей изрядно поволноваться поездки. На дежурство я заступил вовремя. Крупных неприятностей, связанных с опозданием, удалось избежать. А техника? Технику, имея «золотые», как у моего друга руки, отремонтировали быстро. До конца моей службы во Львове, не было посиделок у охотничьих костров, чтобы мы с Виктором, а когда и без него с юмором, не вспоминали ту злополучную охоту. Вот и сейчас, спустя много лет, нахлынувшие воспоминания заставили взяться за перо и переложить незабываемые моменты тех событий на бумагу.