Реквием юности.
Как быстро летит время! Стремительно и неумолимо наматывая на невидимое веретено жизни череду прожитых лет. День за днем, год за годом. Кажется еще вчера, я десятилетний подросток, готовился вместе с отцом к выезду на открытие осенней охоты. А, утром, сжимая дрожащими руками, подаренную, к этому событию новенькую двустволку, иду берегом Узы. С тарабанящим от восторга сердцем, жду заполошного подъема, застигнутого врасплох утиного выводка. Ощущение бесконечного счастья переполняет юную душу. Звонкими молоточками, стучит в потаенных уголках мальчишеского сознания! Я влюблен в это раннее утро, в эту "дымящуюся" туманом реку. В краснеющий диск, всплывающего над горизонтом солнца. В тропинку следов, оставленных на пропитанных утренней росой травах. Я - счастливейший человек в этом мире! Я настоящий охотник! И нет сегодня такой силы, способной поколебать во мне эту уверенность! Прошли годы... Я снова встречаю рассветы у знакомых истоков, реки моего детства. Неторопливым шагом иду берегом исходящей туманом реки, оставляя темнеющий след в набухшем росой разнотравье. Сижу у прозрачных струй небольшого родника в устье многокилометрового оврага Еклач. Смотрю и не могу насмотреться на разноцветную пестроту полей. Любуюсь на причудливые "выверты" оврагов. Голубыми, нитями ручьев, окаймленных по берегам зарослями ивняка. Как хорошо и вольготно здесь, вдали от скучных громад зданий, удушливого смога городских улиц. Легко думается и дышится. Проносятся в мыслях картины и события далекого прошлого. Мелькают, накладываясь на суровую действительность сегодняшних дней. Многое изменилось за прошедшее время!
Обмелела и "зияет" оголившимися берегами Уза. Исчезли густые заросли тальника вдоль ее берегов. Уже нет широких и глубоких омутов с населявшими их 5-6 килограммовыми щуками, язями и множеством другой рыбной живности. За последние, двадцать лет, река получила небольшую передышку. Посветлела вода, появилась рыба, и исчезнувшие казалось навсегда раки. Надолго ли все это? Опять начинается вспашка полей под самую кромку берегов. Что станет с рекой, через, какие-то десять, пятнадцать лет? Давно исчезли реликты наших степей - сторожкие красавцы дрофы. Сгинули, как никогда и не было, обычные, для наших мест птицы. Я снова и снова, раз за разом, вглядываюсь в необозримые дали полей, в робкой надежде еще раз увидеть этих гигантов птичьего мира. Не встретить удивительной красоты бирюзово-синей сизоворонки, в простонародье синегалки. В детстве не раз приходилось любоваться сказочной красотой этой птицы у обрывов Чернавского оврага. За, последние несколько лет, не попались на глаза ни одной птицы! Не уверен, есть ли в краеведческом музее Саратова, хотя бы чучело этой замечательной птицы. Куда-то подевались, во множестве, встречавшиеся, по вечерам прыгучие тушканчики. Похожие на маленьких кенгуру, с забавным помпоном на хвосте", земляные" зайцы. Перебили ради забавы "горе-охотники" или, какая другая напасть выкосила ранее многочисленных шустрых и безобидных зверушек.
Уже не увидеть кормящихся на полях подсолнечника сотенных, а то и тысячных стай диких лесных голубей-витютней. Лишь изредка можно встретить пару, тройку, маячащих на проводах "высоковольтки" вяхирей. Да промелькнет вдали стая в пару десятков голов, спешащих на юг пепельно-серых "странников". Что с ними случилось? Почему их почти не стало? Не уготовлена ли и ему судьба североамериканского странствующего голубя?
За большую удачу сегодня, можно считать и встречу с краснобровым чернышом, тетеревом. После многодневных поисков, случайно наткнулся на небольшой "точок". На заброшенном поле токовало всего два иссиня-черных петуха! Где былое изобилие этой повсеместно распространенной в наших краях птицы? Что случилось за какие-то три десятка лет? Ледяной наст, ставший обыденным явлением потеплевших зим? Или пресс, расплодившейся, завезенной когда-то куницы? А может быть, неуемная жадность "новых" охотников? Не без помощи карабинов с оптикой и снегоходов, истребивших на корню поголовье этих замечательных птиц. Или все вместе взятое, виновно в их исчезновении? Кто знает ответ?
Но, не бывает худа, без добра. Развелись во множестве и прекрасно себя чувствуют, неутомимые речные труженики - бобры. Заполонили своими запрудами окрестные ручьи и речушки. Скрасив унылые виды оврагов, очагами небольших, покрытых болотной зеленью водоемов. Видно никак не приспособятся к их добыче местные охотники и браконьеры... А ведь когда-то приспособятся...
Расселились и акклиматизировались недавно завезенные в наши края сурки. Но не везет этим, мешковатого вида, замечательным зверькам. Что повседневной суетой и пересвистом, оживляют, безжизненные пространства, изрезанных оврагами "неудобий". Местные браконьеры с завидной регулярностью, на «корню» уничтожают поселения этих безобидных животных. Спасает лишь их природная осторожность. Скрываются в норах при приближении человека и машины за 200 метров! А как избежать браконьер капканов и цисцерн с водой? С горечью в душе приходилось наблюдать последствия и такой "охоты". Как с этим быть? Как сберечь и сохранить то, что досталось нам в дар от природы? Что сделать, чтобы остановить или хотя бы как-то ослабить безжалостный, все сокрушающий на своем пути "каток" урбанизации? Наверное, в голове каждого человека когда-то появляется мысль: "Что останется после меня моим детям и внукам"? Зелень благоухающих озоном лесов, чистые полноводные, изобилующие рыбой реки, многообразный и процветающий мир птиц и зверей! Или выжженная и загаженная отходами жизнедеятельности человека безжизненная пустыня? Может быть, прочитавший эту книгу охотник, грибник или просто любитель природы задумается об этом.
(предисловие к книге)
Лучшие комментарии по рейтингу
Ладно вяхири, они же витютни(здесь автор красиво выдал, что бы не повторяться), ладно клинтухи, ладно горлинки( также делятся на подвиды), ладно еще три породы голубей, а где настоящие образы охотников - мозгами, душой и телом преданные делу Природы; смотрящие за извечным движением - человек и те, кого он добывает?
Стрелки стали гораздо хуже зверей и исчезли былые отношения между охотниками, как общностью людей и стали звери без присмотра...
Автору благодарность, +++
Ладно вяхири, они же витютни(здесь автор красиво выдал, что бы не повторяться), ладно клинтухи, ладно горлинки( также делятся на подвиды), ладно еще три породы голубей, а где настоящие образы охотников - мозгами, душой и телом преданные делу Природы; смотрящие за извечным движением - человек и те, кого он добывает?
Стрелки стали гораздо хуже зверей и исчезли былые отношения между охотниками, как общностью людей и стали звери без присмотра...
Автору благодарность, +++