Золотой промах
«ЗОЛОТОЙ ПРОМАХ»
В 12 часов 18 минут "Евстафий" дал первый залп из своих двенадцатидюймовок. Через несколько секунд два огромных пучка светло-желтого пламени вспыхнули на силуэте "Гебена": один впереди первой дымовой трубы, а другой — между трубами. Оба снаряда носовой башни лейтенанта Гаттенбергера, давшей пристрелочный залп, попали в цель. Это была уже не просто хорошая стрельба, даже на таком относительно небольшом расстоянии — это была либо превосходная стрельба, либо исключительная удача. А скорее всего, и то и другое!"
Русские снаряды разворотили каземат немецкого бортового орудия. На "Гебене" сразу погибли 9 офицеров и 105 человек команды. Семь офицеров и 52 матроса получили ранения. "Золотой выстрел" одним нес удачу, другим — смерть. Как всегда на войне.
Георгий Некрасов "У врат Царьграда"
Словарь новых слов:
Танк - гусеничный вездеход
Горлан – исток реки из болота
Гидролиз - спиртосодержащая жидкость.
Балабаз - суп с мясом или каша с мясом
- А, чёрт, возьми, в рябчиках, что ли дело!.. – буквально захлёбываясь собственными словами без остановки болтал слегка хмельной Денис.
- Я был там, где за век, может, всего-то пятьдесят человек побывало. Где ступаешь ногой на землю, а она твою ногу ласкает бархатом лесного мха. Где ель своим лапником нежнее шёлка трётся о твою щёку. Где воздух терпкий, как вино, а звезды ночью, цепляясь за макушки кедра, смеясь, заглядывают тебе в глаза. Где от дыма костра ты счастливее, чем от получки или аванса. Где, засыпая, ты думаешь о том, какую дичь ты завтра добудешь, а, просыпаясь, благодаришь судьбу, что не погиб вчера от чрезмерного приёма гидролиза и каши, сваренной на водичке из Горлана.
- Ты жрать будешь, «чесоточный»? - оборвал лирика-романтика, угрюмый парень из местных по имени Олег, - Жри, знатный «балабаз» получился, с рябком, чисто мясо одно.
Денис подхватил миску с похлёбкой, воткнул в блюдо ложку и как морской минёр принялся тралить мясо. Но болтать не перестал:
- Вот вам и оценка. Стоит это тех сил и средств, которые ты потратил? Или нет? Каждый ответит по-своему. Тема – бесконечна как космос. Что такое охота? Да в каждой книге об охоте, вы найдёте массу мнений и определений, – но тут словно споткнувшись, Денис напряжённо поднял глаза на Олега и спросил:
- Это почему я «чесоточный»?
- Языком много чешешь, балалайка.
- Да пусть чешет, – вступился за товарища Алексей, – вместо радио будет.
Разговор этот состоялся осенью 2008 года в глухом месте на границе Свердловской и Тюменской областей. Два товарища: Денис и Алексей, в поисках приключений отправились на охоту с местным охотником Олегом.
Олег не слишком любил «компанию», все больше в «одного охотил». Было у него две собачки лайки. Пыж и Рыжая. Пыж, опытный кобелек притравленный по медведю, но и лося он мог остановить, если к делу пришлось. Рыжая, молоденькая сучка, для которой эта была первая охота.
Когда Олег собирался в лес, на напарников он не рассчитывал, но как некстати, начальство нагрянуло. Пришёл Петрович, бригадир с лесосеки, на которой работал Олег.
- Слыш-ка Олежек, взял бы ты с собой двоих охотников из города, – начал разговор Петрович.
- На кой они мне, – закидывая в кузов «танка» видавший виды мешок ответил Олег.
- Ну, это партнёры наши. Хорошую цену за лес дают.
Олег смолчал, прикидывая в уме все плюсы и минусы этого предложения. С одной стороны «танк» был леспромхозный. С другой, черт его знает этих городских, что у них в уме, да и собака одна молодая, а вдруг медведь. В одного-то он справился бы, а с этими, как бы худо не было. Вслух же он сказал следующее:
- Петрович, что я с ними делать буду? С ними охоты не будет, сам знаешь.
- Олежа, а ты свези их на Горлан, в балаган старика Савича, там тихо - мишки нету, рябка много, может лосик выйдет. А мохнатого мы с тобой позже возьмем.
«Ха, с тобой», - пронеслось в голове у Олега. «Нужен ты мне, рожа плутовская». Однако вслух сказал:
- Соляра литров пятьдесят надо, то ж крюк, сам знаешь, и избушка там с блохами, как они сдюжат?
- Ну уж, что есть то есть, где я им тута отель (ударение на второй слог «е» мягкое) найду. А соляра дам. – но опомнившись, Петрович поправился, – Не много ли просишь Олежа?
- Да ты Петрович осатанел что ли? Для маво танка это на зубок, ты ж знаешь, там тайга дикая.
- Ну лады, лады Олежек, считай договорились.
Так за своё спокойствие и пятьдесят литров соляра взялся Олег в проводники. Поначалу дело пошло неплохо. Первые десять км даже весело было, городские на броне стреляли рябков, да заряжались водочкой. Рябка было много и это скоро им надоело. Вторые десять км – было суетно (от брони начал побаливать зад). Последующие километры городских «достало», и, в конец, укачало, да так укачало, что уже когда Горлан штурмовали, один чуть с брони в речку не угодил, да слава богу обошлось.
В «балаган» прибыли в три часа ночи. Кое-как сварили кашу и улеглись к блохам на нары. А на следующий день Олег с утра заварил «балабаз» и случился этот разговор не к месту.
Погода встала ладная, светло, лес тихий, и по времени следовало идти. Олег закончил завтрак и занялся собаками. Городские засобирались на охоту. Видок у них был что надо: искусанные блохами рожи, ещё красные от вчерашнего спирта, плохо сочетались с новенькими импортными куртками цвета хаки, темными лощёными сапогами фирмы «Колумбия» и блестящими карабинами с оптикой.
Ещё вчера, когда эти снайпера палили по рябкам пулями 7,62 , а потом бегали, собирали перья убиенных, Олегу подумалось: «быть беде, если зверя в тайге встретят». В той тайге, где они были, ходить по лесу можно только колонной и желательно по звериным тропинкам. Потому, как и звери не горят желанием ломиться в непроходимую пихоть, а ходят, так сказать, по своим натоптанным тротуарам. И здесь вся надежда на собаку. Учуяв свежий след, она настигает зверя и останавливает его, задача охотника подойти на выстрел и добыть лесного жителя. Ни просек, ни вырубов, ни лесных дорог не было, - огромные сосны, малинник, да пихоть. Так что зверя видно только с расстояния десять-двадцать метров, какая тут к чёрту оптика! Самое то - проверенное гладкое ружье двенадцатого калибра. Но разве это объяснишь модным перцам с крутыми пушками?
Минут через десять по окончанию сборов, двинулись. Шли, как водится - гуськом. Сначала Олег, потом Денис и последним Алексей. Собаки далеко не уходили, оно и понятно, сильно не разбежишься. И всё вроде бы было ладно. Зверь не дурак, горемык охотников учуял ещё вчера и ради собственной безопасности ушёл подальше в тайгу. Однако свербело у Олега где-то под ложечкой, и богу он молился про себя, чтобы только собаки не зацепили свежий след и шумел намерено, хотя шуму от их прогулки и так было полно, но тревога так и не оставляла. А когда Рыжая взвизгнув, рванула по тропе, он у же не сомневался. Беда рядом.
Собаки облаяли зверя. Широким шагом Олег бежал вперёд, стараясь как можно дальше уйти от напарников. Он надеялся, что, придя к месту, успеет разобраться до подхода «товарищей», но не случилось. Ситуация оказалась слишком сложной для одного быстрого и точного выстрела.
На небольшой лесной поляне буквально десять на десять метров, собаки пытались удержать здравого самца медведя. Бурый, почти чёрный мишка крутился волчком, активно огрызаясь и отмахиваясь лапой от наседавших собак. Олег сразу сообразил, что в поведении Косолапого было что-то не естественное. Он защищался, надвигаясь вперёд на собак одним боком. Через секунду охотник разглядел, что было не так. Движения медведя сковывала петля из стальной проволоки, которая другим концом была привязана к огромной колоде. Мишка, периодически вставая на здание лапы, поддёргивал колоду к себе, и та катком сметала всё вокруг. Ситуация была просто невероятной. Мало того, что дикий зверь метался на очень ограниченном пространстве, так ещё и крушил всё подряд чудовищной булавой.
В такие моменты время останавливается, и то, что в обычной жизни делается за секунды, тут вы способны проделать за сотые доли. Так случилось и с Олегом. Он стал смещаться по левому краю поляны вплотную к каменной гряде, выбирая относительно безопасное место для выстрела. Вместе с мышцами бешено работал мозг: «Как это могло случиться? Петля, кто мог её поставить? Как тут оказался медведь? В этом углу леса их отродясь не было. Неужели он с этим бревном припорол с Белой горки, это посчитай сорок километров. Если это так, то медведь злой, бешенный может, и спецом шёл на охотников - за петлю мстить. Стрелять надо в шею или грудь, одной пулей не справиться, собаки не удержат, чёрт!» Словно в подтверждение последней мысли колода прилетела прямо по Рыжей. Собаку бросило вверх метра на три, и она с предсмертным визгом исчезла в густом малиннике. Пыж, будучи, поумней, тут же скинулся и, поджав хвост, собрался бросить поле боя. Но тут прогремел выстрел. Это стрелял кто-то из городских. Пуля попала медведю в голову очевидно в лоб. Мишка осел на здание лапы, мотнул головой и развернулся в сторону стрелявшего охотника. «Бараны, кто же в лоб медведя стреляет», – с ужасом подумал Олег, – «ну, теперь они походу полетят за Рыжей в малинник». Медведь взревел так, что с осины листья посыпались, и двинулся к обречённым. Колода удерживала хозяина тайги, не давая ему сделать рокового прыжка, и это было единственным спасением для людей, которое впрочем, было весьма условным. Миша развернул колоду и, ухватив её буквально под мышку, за один шаг сократил расстояние вдвое. Олег вскинул ружье. Однако вторым был не его выстрел, опять стрелял кто-то из городских. И от этого выстрела ошалели все, включая медведя, пуля угодила прямо в петлю, со звоном срезав проволоку. Специально так не попадёшь, будь ты хоть Телль, хоть Робин Гуд - это вышло случайно.
Поэтому все и ошалели. Наступила почти мёртвая тишина. Миша с удивлением смотрел на разорванную петлю. Охотники замерли в необъяснимом столбняке. Пыж решивший, что он здесь зритель смотрел на всё происходящее из густого кустарника.
Медведь, странно хрюкнув, опустил колоду на землю, поставил её на попа и, повернувшись к охотникам спиной, в считанные мгновения скрылся за поворотом лесной тропинки.
Трудно сказать, сколько времени обескураженные охотники стояли без движения, и, казалось, даже не дышали. Пока, наконец, кажется Денис, сдавленным голосом не произнёс: «А что это было мужики?» В этот момент поставленная медведем на попа колода качнулась и рухнула. Нервы городских сдали…
Олег догнал их только у балагана. Причём оба уже были внутри танка, плотно закрыв за собой двери, а из-под сиденья, на котором расположились охотники, торчал влажный нос Пыжа. Так что особо собираться не пришлось.
***
Можно ли считать выстрел «городского» золотым? Однозначно нет! «Золотой выстрел» - это точное попадание в цель (именно туда, куда хотел попасть), в нужный (критический) момент, с максимальной эффективностью. Выстрел «городского» - «Золотой промах», счастливая случайность спасшая жизнь…
А что до рассказанной истории… Сказка – ложь, да… не бывает дыма без огня!?
Лучшие комментарии по рейтингу
"И у меня нет ни одной претензии к рассказу, если бы в конце (или начале) рассказа было упоминание о " творческом" подходе к тексту".
Напрашивается вопрос: а чтобы тогда поменялось в само рассказе? Разе что, "придирчивый" читатель отнесся к нему по другому, и то - под вопросом. Рассказ мне понравился, и это, как сказано, да и видно при чтении первых строк, не отчет об охоте, а художественный рассказ. Кажется, у Томилова в рассказе, охотник попадает в стальную петлю, подвисает, но дотянувшись до ружья, выстрелом освобождает себя. Вымысел или воображаемая реальность?- у каждого свое видение. За текущий год Алексанр-Цесис, как автор, заметно прибавил. С чем его и поздравляю!





А как не молодому пенсионеру такой опус глянется? https://www.hunting.ru/blogs/view/95810/




"И у меня нет ни одной претензии к рассказу, если бы в конце (или начале) рассказа было упоминание о " творческом" подходе к тексту".
Напрашивается вопрос: а чтобы тогда поменялось в само рассказе? Разе что, "придирчивый" читатель отнесся к нему по другому, и то - под вопросом. Рассказ мне понравился, и это, как сказано, да и видно при чтении первых строк, не отчет об охоте, а художественный рассказ. Кажется, у Томилова в рассказе, охотник попадает в стальную петлю, подвисает, но дотянувшись до ружья, выстрелом освобождает себя. Вымысел или воображаемая реальность?- у каждого свое видение. За текущий год Алексанр-Цесис, как автор, заметно прибавил. С чем его и поздравляю!

Повествование в живой увлекательной форме. Чистая, видишь перед собой описанный лес, небо, человека.. Ещё раз убеждаюсь, что не бывает скучных людей, всякий может стать героем рассказа, Главное, угодить под перо талантливого автора.
Одного лишь голословного неверия знатока всего на свете, профессионального строителя Валеры как-то маловато для бесспорного утверждения: такое невозможно! Универсальнейший наш сайтовый эксперт исследовательские отстрелы, похоже, пока не произвёл, надлежащим образом оформленную документацию, непоколебимо подпирающую его дерзкую гипотезу, охотничьему сообществу не представил… Что ж, придётся с огромным нетерпением ждать доказательств правоты категоричного усомнения всеведущего доки по вопросу двадцатой важности для этого рассказа. Пожелаем Валерию успехов в научном исследовании!
Скиф, Неотумагорин, Вим, 210990, +!



Теперь по поводу выстрела освободившего мишку. Начну с того что уже написано. Кстати
"городские" стреляли из карабина 7.62мм, как написано по стальному тросу, с расстояния примерно 20 метров. Вероятность больше, чем с гладко, но все же, реальность обрыва с первого раза=0, даже если трос натянуть как струна (в описании медведь "держал" колоду "охапке" а значит "трос" ослаблен.) и даже в натянутом состоянии пуля способна (разорвать) перебить только несколько прядей. (это при точном100%попадании) для того что бы перебить остальные необходимо как минимум ещё одно попадание. Это по-стальному тросику, но охотники не пользуются стальными тросиками, - петля при послаблении может разойтись, (ослабнуть). Тросик, на излом ломается(легированная сталь) а зверь особенно крупный завяжет"узлы". Ну зимой становится хрупкий. (технология металлов).
Автор правильно написал, что использовалась ПРОВОЛКА. И колода или бревно к которому вязалась проволока это тоже правильно! Что бы у зверя было меньше шансов порвать её или натянуть как струну и резком рывке разорвать. В случае с колодой зверь быстрей устаёт, и не может далеко уйти. Но этого не знают не охотники. И самое главное, - проволока берётся из низко легированных сталей, как нихромовые с добавлением титана, очень мягкие и очень вязкие, но в то же время очень прочные. Такие на месте изгиба повторно сгибаются рядом, а не на том же месте. Такую проволоку диаметром 7-10мм невозможно перебить пулей. Она подомнется, изогнется, но перебить,..... нет. (технология металлов) но эти свойства знают охотники!
Вязкость - способность металла оказывать сопротивление быстро возрастающим(ударным) нагрузкам. Вязкость - свойство обратное хрупкости.
Поэтому Валерий и пытался сказать что это фантастика в области фантастики. И я его в этом поддержу.



А вот об этой неуемной въедливости я как то писал так
https://www.hunting.ru/blogs/view/140609/

«Кстати "городские" стреляли из карабина 7.62мм, как написано по стальному тросу... Вероятность больше, чем с гладко, но все же, реальность обрыва с первого раза=0, даже если трос натянуть как струна (в описании медведь "держал" колоду "охапке" а значит "трос" ослаблен.) и даже в натянутом состоянии пуля способна (разорвать) перебить только несколько прядей. (это при точном100%попадании) для того что бы перебить остальные необходимо как минимум ещё одно попадание».
Восхитительно всё: и корявая речь, и кособокая грамотность, что уже расчудесней и притягательней для ехидства, чем у помянутого американского пресс-секретаря! Так ещё и смысловой несуразностью блеснули: сами примусолили к рассказу трос и за него же автора разругали!
«Ну зимой становится хрупкий. (технология металлов). Автор правильно написал, что использовалась ПРОВОЛКА».
Дотумкалось-таки, что не о том назидательно шелестели! Ну хоть в конце говорения дошло, что не в тую степь процесс пустовещательный струили! И знаток тросов теперь о невозможности перебить пулей «проволку» (!), неизвестно с какими характеристиками, столь же «доказательно» натруженные думами морщины принялся гонять… Адекватно ли две трети поста пыхтеть над словоблудием о «золотом выстреле» на флоте и тросе, если у автора стержневая речь о другом: о золотом промахе и проволоке?! И разве не очевидно незастопоренному уму, что коль и впрямь позарез возжелалось доказать свою непотребную правоту — приведи убедительные расчёты, а не пустозвонь?!
Но откуда здравости взяться, когда хозяйничает в сознании и прёт из строчек сумрак:
«Ну а тем более "золотой промах" он вообще не клеится, такого и названия то нет, ведь попадание было! И 100%».
Стреляли в медведя - попали в петлю, медведь невредим и убежал, промах по цели налицо, а вывод: «...попадание было! И 100%»?! Спасший людей промах по зверю - не «золотой» и «вообще не клеится», «такого и названия нет»?! Где нет-то, в нищей литературными образами суме критикана? Ну очень симптоматичная логика у иноземного поучателя.
Галиматья германца броско контрастирует с художественной, грамотной и ясной авторской речью:
«Я был там, где за век, может, всего-то пятьдесят человек побывало. Где ступаешь ногой на землю, а она твою ногу ласкает бархатом лесного мха. Где ель своим лапником нежнее шёлка трётся о твою щёку. Где воздух терпкий, как вино, а звезды ночью, цепляясь за макушки кедра, смеясь, заглядывают тебе в глаза. Где от дыма костра ты счастливее, чем от получки или аванса...».
И по части портретно-психологической насыщенности диалога германец в подмастерья Цесису не гож:
«- Ты жрать будешь, «чесоточный»? …
- Это почему я «чесоточный»?
- Языком много чешешь, балалайка.
- Да пусть чешет, – вступился за товарища Алексей, – вместо радио будет!»
Сыщете у себя хоть на четверть «равное» цитированному - осчастливьте сноской.
И становится очевидным, с чего оппонент в придирки метнулся - исключительно от зависти: смекнул, страдалец, что и с этим автором в умении не сравняться никогда, и жаба заскребла. А перебьёт пуля какую-то там проволоку или нет — не просто неуместный при оценке художественного произведения, но ещё и глупый повод для наката, поскольку автор в последних строках возможные претензии «германцев», «пенсионеров65» и прочих «дохань» предусмотрительно и наотмашь отмёл:
«Можно ли считать выстрел «городского» золотым? Однозначно нет! «Золотой выстрел» - это точное попадание в цель (именно туда, куда хотел попасть), в нужный (критический) момент, с максимальной эффективностью. Выстрел «городского» - «Золотой промах», счастливая случайность спасшая жизнь… А что до рассказанной истории… Сказка – ложь, да… не бывает дыма без огня!?»
Разжевано - дальше некуда. Смекаете, Майкл, сколь нехорошо это для вас? Вы с лёгкостью просчитаны и мастерски упреждены Цесисом до того, как пустые упрёки помыслили и прописали! С той же лёгкостью просчитаны и упреждены, с какой управляется с ребятишками опытная воспитательница в детском саду во избежание плача и пахучих неожиданностей: этой - любимую погремушку и соску, а того - вовремя на горшок. Язык у вас есть инструмент неконтролируемой собственной дискредитации, за что медали в виде профиля Псаки на фоне детского памперса, конечно же, достойны! Поздравления награждённому! Обязательно дерзайте дальше!
...Не намеревался эту заумь от германца на просвет разглядывать — нелепица и без того нормальным людям видна. Но автор затеялся ею гордиться в блоге Щукаря «Зимний трофей». Сомнительно, что и теперь что-то уяснит, но попытка вдолбить должна быть зачтена.