Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Становление рыбака.

Это был мальчик,родившийся в глухом селе Вологодской области. Большую часть жизни, до восемнадцати лет, он провел в соседней деревне Авдеево, у бабушки с дедом. В восемнадцать он призвался в армию в Санкт -Петербург где до сих пор и проживает после окончания срочной службы.Сейчас у него семья, жена и двое детей, но рассказ не об этом. Как вы могли догадаться этот мальчик я. Вернемся во времена моего детства в деревню Авдеево, где всего один жилой дом в котором жили мой дедушка Владимир Алексеевич , бабушка Людмила Александровна и их сын, мой дядя, Витя. В деревне было еще пара не жилых домов и несколько бань, включая нашу. Авдеево находится на берегу реки Кихть, не большой но очень живописной и достаточно рыбной. На другом берегу в километре от нас находится еще одна деревня с одноименным названием Кихть, где постоянно проживает еще один человек, дядя Коля. Дедушка с густой рыжей бородой и веселой улыбкой. Еще летом туда приезжают несколько семей дачников восновном бывшие жители деревни и их родственники. Меня зовут Леша, все свободное время я провожу в деревне занимаясь охотой рыбалкой и другими хозяйственными делами с дедом и дядей. Но и бабушка не оставалась в стороне, мы с ней часто ходили на рыбалку, она и сама любила посидеть с удочкой и очень даже результативно. Еще до школы я начал один ходить в деревню, а это пять километров по старой лесной дороге и гулять по окрестностям с удочкой . Там я чувствовал себя как дома и хорошо ориентировался на местности. Занятий кроме охоты и рыбалки у меня было достаточно. Почти все время я проводил на улице , мастерил и запускал кораблики, делал и стрелял из луков и арбалетов. Изготавливал и устанавливал флюгеры и миниатюрные водяные мельници, помогал по хозяйству и еще многое другое. Скучать там мне не приходилось. Даже долгими зимними вечерами когда на улице рано темнело и все собирались дома . За окнами было совсем темно, мы все собирались в одной комнате сделав все домашние дела пока было светло и просто разговаривали. Дед вязал сетку для рыбалки, он почти все делал сам. Бабушка с Витей сидели рядом на кроватях , а я обычно сидел на печи, в которой потрескивали дрова и жевал сушеные яблоки или ягоды, слушая рассказы деда про охоту рыбалку и просто истории из жизни . Не кто не кого не перебивал и лишь что то дополняли и уточняли, всегда вспоминая старые советские цены с точностью до копейки в разные годы. Отдельно хотелось бы рассказать о своем деде, это был человек с огромной выдержкой , терпением, и золотыми руками. Все что ему надо он делал сам. Попутно обучая сначала сына Витю, а затем меня. Это же сколько надо терпения чтобы везде брать меня с собой, зачастую на спине или в санках. И я не разу не слышал чтобы он заругался или занервничал . Даже если у нас что то не получалось. Всегда все покажет , расскажети во всем поможет. Осенью мы с дедом ходили по лесным вырубкам заготавливая ивовые прутья для изготовления "верш". Вершами у нас называли приспособления для ловли рыбы, еще я слышал такие их названия как "морда" и"мережа" . Вечером он садился

За их изготовление. По первому льду мы шли ставить заездок . Пробивали пешней лед от берега до берега, благо река не широкая и делали небольшую запруду из кольев забивая между ними ветками . Оставив лишь не большой проход на струе течения, куда и устанавливали две верши,одну на спуск ,другую на подъем. Таких заездков у нас было несколько штук в разных местах, в среднем от двух до четырех. Раз в два дня, иногда и чаще, мы ходили"осматривать заездки" как говорил мой дед. Пешня в руке, полевая сумка через плечои я сзади в самодельных санках сделаных из куска алюминия и двух досок по бокам мы двигались по известному маршруту, а рядом бегала наша собака не отходя далеко и путаясь под ногами в ожидании свежей рыбки. Первый заездок! Подходим, останавливаемся, я вылезаю из санок, дед берет пешню и аккуратно не повредив вершу начинает прорубать лед чтобы её достать. Наконец прорубь готова, взявшись за кол от верши и убрав страхующую палочку он начинает её вытаскивать из воды. Мы с собакой в нетерпении всматриваемся между прутьев верши но особо не чего не видно и лишь когда она почти полностью показывается из воды становится слышно биение рыбок по верше , этот звук не может не радовать, мы с добычей. Вытащив вершу на лед дед вытаскивает проволочки фиксаторы и достает пробку сделанную из прибрежной травы плотно связанной в пучек. Высыпает рыбу на лед и я быстро собираю её в полевую сумку. Потом разрешаем собаке собрать мелочь и достаем следующую, предварительно вернув её обратно. Закончив с одним заездком продолжаем свой путь к следующему и все по новой пока все не проверим. Домой возвращаемся уставшие, довольные и с уловом. Рядом бегает сытая и довольная собака. Когда я стал повзрослее ходил уже сам, а позже стал ходить один. Годам к десяти когда я мог самостоятельно преодолевать большие расстояния по заснеженным лесным тропинкам меня стали брать на ловлю налима. Это была увлекательная рыбалка ,которая проходила на реке Кубена . А начиналось все с семи километрового похода по лесу зимой. Примерно в два часа дня мы в троем начали собираться на рыбалку, сложили еду по рюкзакам , взяли наживку , накопанных зарание и живших в деревянном ящике с землей крупных червей, обязательно положив баночку с ними во внутренний карман чтоб не замерзли. Ведь температура не редко отпускалась ниже двадцати пяти градусов. Попив чаю выходим, идем без лыж по натоптанной тропе с осени. Удочки уже стоят с первых закраин и проверять их ходили через день, поэтому тропа набита. Идем через деревню Кихть и дальше по лесной заброшенной дороге по месту с названием "Блудиха". Я до сих пор там охочусь на рябчика когда приезжаю в отпуск. Перед выходом в болото на средине пути у нас перекур, сделана скамеечка между двух сосен.Сидим дед с Витей закручивают и курят самосад и рассказываю истории, я слушаю. Особенно мне запомнилась история о том как дядя Коля решил сделать удочки дома зарание, не как мы из сырых ивовых двух с половиной метровых колышков которые через лунку втыкали в дно с привязанным метровым поводком лески на конце. Он их сделал сухими и когда поставил те стали всплывать да так сильно что почти выскакивали из лунок! Перекурив мы двигались дальше. Вот мы дошли и я впервые увидел широкую замерзшую реку с торчащими изольда палочками в два ряда поперек реки на расстоянии трех пяти метров друг от друга, их было штук тридцать, по десять на человека. Перейдя реку мы пришли к месту стоянки. Там было кострище с четырьмя вбитыми в землю трубами , чтобы положить больше сырых дров на ночь для длительного горения и навес из лапника чтоб можно было посидеть и поспать у костра. Разложив вещи стали разводить костер , а меня отправили за водой. Перекусив и попив чаю достали спрятанные под снегом пешни и пошли пробивать лунки. Первый осмотр удочек давался тяжело. Нужно было продолбить около двадцати двадцатипяти сантиметров льда не перерубив удочку в лунке. Наконец первая лунка готова. Берусь правой рукой за тонкий кончик удочки, покручивая вытаскиваю её из песчаного дна и приподнимаю. Чувствую тяжелые толчки рыбы и нстяжение лески. Пятясь назад поднимаю удочку та сильно гнется и на лед вывернулся налим. Смотрю, в мою сторону быстро идет дед со словами"как ты его вытащил" тогда я не понимал к чему он это. Как потом выяснилось налим был крупный без малого четыре килограмма, за такими часто приходилось совать руку в лунку так как они очень сильны и упираясь хвостом в лед не проходят в лунку. А я его за конец удочки, который в любой момент может лопнуть на морозе, легко вытащил на лед. Новичкам везет! Дальше были еще несколько налимов и полтора часа тяжелого труда пешней. Перенаживив все удочки и присыпав лунки снегом, чтоб не замерзли сильно , отправляемся отдыхать. Следующая проверка будет по темну в районе десяти вечера. Уже в сумерках вернувшись к костру и подкинув дров рассаживаемся под навес , греем чайник, размораживаем у костра замерзшее в рюкзаке отварное мясо и жарим соленое сало на палочке. Плотно перекусив и немножко отдохнув идем заготавливать дрова на ночь. Немного сухих и побольше сырых, их на дольше хватает. Пилим двуручной пилой , заранее принесенной сюда, полутораметровые чурки. Еще немного отдохнув и послушав давно известные но каждый раз такие интересные истории с охоты или рыбалки, отправляемся осматривать удочки. На улице уже темно, у деда и дяди электрические фонарики, правда хватает их не надолго и приходится светить только когда насаживаешь червей на крючок, а мне досталась "летучая мышь" керосиновый незадуваемый фонарь. Правда работавший на соляре и если его прятать за себя от ветра он гас, а если держать на ветру то нормально работал не считая копоти от соляры. Следующий осмотр принес еще немного рыбы, заморожнные руки и много удовольствия от первой в жизни серьёзной рыбалки. Долбить приходилось уже не много , а снять налима с крючка на морозе то еще приключение. Скользкий, верткий и заглотил по самые гланды. Но меня научили как быть, прижимаешь его к снегу на спине и дергаешь за челюсть, единственное не скользкое место и он замирает с открытым ртом. Дальше спокойно достаешь крючок . Снова собираемся у костра, пьем чай, болтаем и ложимся вздремнуть , предварительно положив на разгоревшийся костер сырых дров до верху. Они будут гореть долго и с умеренным жаром. Спалось так очень хорошо, только приходилось не часто переворачиваться чтоб согреть слегка подмерзший бок . Примерно в два часа ночи встаем, пьем чай , разжигаем летучую мышь и идем осматривать удочки. Снова небольшое прибавление к улову . Собравшись у костра убираем инструмент , доедаем мясо и сало, пьем чай и отправляемся домой. В рюкзаках заметно потяжелело , килограмм по десять у каждого, бывало и больше, но и это хороший улов. И снова в путь! Спускаемся с крутого берега на лед, идем вдоль удочек и выходим к месту осенней ночевки, тут останавливаемся пока не перейти реку и ставим удочки в закраину от берега к другому по мере замерзания реки. Перейдя грунтовку уходим в болото по тропинке. Идем в полной темноте, но темный лес и белая тропинка помогают сорентироваться в темноте и не потерять направление. Дед и дядя ходят тут всю жизнь и это очень успокаивает. Болото позади. Дойдя до перекура снимаем порядком надавившие плечи рюкзаки и садимся . Снова разговоры и приятный запах дедова самосада, выращенного на грядке, высушенного на чердаке и нарубленного мелко топором в специальной деревянной колоде, а затем насыпаного в жестяную банку сделанную им же. Заворачивал он его в газету сложенную так чтобы отрывать ровные прямоугольные листочки. Вокруг тишина, лиш потрескивают деревья от мороза. Над головой на фоне звездного неба виднелись ветви и верхушки деревьев, местами росматривались старые квартальные просеки и лесные тропы на местах старых заброшенных дорог и темнота вокруг. Фантазия дорисовывает различные предметы в темноте и все становится более знакомым и интересным. Идем дальше . Почти севшими фонариками пользуемся редко , только в самых темных местах или для преодоления завала в лесу , крутого спуска или снежного перемета под лесом. Считаем что на снегу и так все видно , тем более он резко сужает круг видимости, видно только перед собой. Попробуйте сами на природе в звездную или лунную ночь, да еще со снегом, выключить фонарь и дождаться пока глаза привыкнут к темноте и увидите совершенно другую чудесную картину ,не то что с фонарем. Уже подходим, осталось всего лиш перейти не широкую реку Кихть и мы пришли! Положив рюкзаки с торчащими хвостами замороженных налимов в кладовку заходим домой , раздеваемся и ставим чайник. Попив чаю ложимся спать, завтра еще много дел. Проснувшись к обеду все подтягиваются к столу . Бабушка уже истопила печь, напекла пирогов и согрела чай. В маленькие окна светит яркое солнце отраженное от искрящегося снега. На улице мороз , а дома тепло и вкусно пахнет свежеиспеченными пирогами. И все собрались за столом чтобы попить чай из блюдечек с пирогами. Вобще к чаепитию к нас в деревне особое отношение. Его кипетят и заваривают для всей семьи , только свежий, и обязательно зовут всех к столу. Если чай готов бросай работу и иди пить пока горячий. Пьют из чашек с блюдечками , чашки по три четыре . Когда приезжают гости всегда говорят что чай очень вкусный и им не возможно напиться. Наверное это из за речной воды . Многие набирают её с собой в село со словами "у нас такой нет". Воду мы всегда пили из речки даже сырой. Попив чаю надо приниматься за работу, разобрать рюкзаки и убрать рыбу. Часть её мы оставим замороженной в кладовке в виде поленници на всю зиму , а часть занесем домой разморозить. Затем бабуля её почистит и засолит в банках которые уберем в подвал. Вечером будет налим на столе.

Замороженную рыбину заносим в тепло, даем слегка оттаять и снимаем шкуру пласкогубцами! Попутно удаляя все плавники с корнем. Чистим, моем и режем на кусочки. Вечером затопив маленьуую печь с плитой разогреваем сковородку с водой, закладываем куски рыбы, порезанный лук, соль, перец , лавровый лист и сметану. Все называли это уха на сковородке. Можно делать из разной рыбы но из налима она была великолепна. На стол подаем на сковородке и все вместе едим с черным хлебом . Отделив ложкой кусок рыбы, благо костей кроме хребта и чешуи у него нет, черпаем его вместе с бульоном и подставив под ложку кусок хлеба , чтоб не накапать на стол, несем его в рот. Чудесный вечер в теплой избе. За окном мороз и темнота, а дома сыто и тепло от печки в которой весело трещат прогорающие дрова . Снова разговоры до сна о том что и когда с кем приключилось. И обсуждение прошедшей рыбалки. Так постепенно я становился рыбаком...