Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Будем живы,- не помрём.

 

Дорога- можно катиться боком. За моей старенькой «Нивкой» стелился километровый шлейф пыли. И, где-то там сзади, по хорошо укатанной щебёночной насыпи и переждав, когда едва заметный ветерок сдвинет с дороги серую смесь из микрочастиц сухой глины, щебёночного отсева и прочих сыпучих, катила «Шевроле» моего приятеля Геннадия.

Справа от меня сидел новый знакомый Александр. Он вёл неспешный разговор. Любовался видами природы середины золотой сибирской осени. Размышлял о своих родных местах Здвинского района, где родился. Откуда ушёл в Армию, где похоронена его мама и близкие родственники. В забытой людьми, но не Богом, когда-то крепкой деревеньке Н-Алексеевке из нескольких десятков жилых дворов осталось не более пяти. Нашим же конечным пунктом пути, чуть более четырех сотен километров, как раз и были охотугодья общего пользования возле той деревни. Где бы можно было поднять на крыло косачишек или постоять вечерней зорькой в первых сумерках на подлетающих кряковых с полей на ночёвку.

Разговор прервал телефонный звонок. Двоюродный брат Александра попросил заехать по каким-то обще-семейным делам,да и было по пути.Вскоре, пропылив по единственной улице, остановились на обочине у добротного кирпичного дома.Хмурым контрастом по обе стороны этой ухоженной усадьбы, казались покосившиеся домишки с прохудившимися крышами и окнами забитыми досками крест на крест. Я вышел из машины размять ноги и спину. Всё же под седьмой десяток сказалась усталость, когда несколько часов крутишь баранку советского джипа. Вдруг, как из под земли, возле меня вырос дедок в старомодном распахнутом сюртуке из под которого проглядывала цветастая рубаха купеческого покроя с отворотом. Он вроде как бы прокашлялся и тихо-вкрадчиво указывая рукой на землю произнёс:

-Слышь милок. Я тут малость спужался, не шаркнул ли колёсами по летнику. Он прямком в мой дом от колонки прокинут.

Я не понимая сути разговора посмотрел вниз. И лишь тут заметил рядом с колесом ржавую дюймовую трубу проглядывающую из растрескавшегося резинового рукава. -Да вроде всё в порядке,- успокоил я деда. Он едва заметно улыбнулся. - Ну и слава Богу, а то уж холода надвигаются; земельку-то скоро морозец скуёт.

-Так вроде копать яму глубиной не пару метров,- пошутил я и посмотрел на собеседника. Однако сразу понял, что моя шутка оказалась не к месту.

Дед чуть помолчал и с лукавством в голосе по-любопытствовал. - На охоту поди, аль за рыбкой. Ныне-то все кому не лень кулями черпают карасишку.

-Да уж, что Бог пошлёт, если сами не оплошаем, -ответил я с улыбкой. И тут же задал вопрос возникший у меня с момента встречи.- Так вроде и Вы по возрасту ещё рыбак и охотник?

Он с хитринкой взглянул на меня. - Да полно тебе шутковать-то. Мне уж за полный девятый десяток перекатило. Ныне только и сталось, что на краю озерины посидеть, али со скамьи у дома бормотание тетеревов послушать за околицей.

Наш разговор прервали голоса.Из ворот дома вышли Александр с братом. Все поздоровались крепким рукопожатием. Однако сразу попрощались до встречи в заброшенном родительском доме, конечном пункте нашей цели, куда по нашей просьбе уже утром должны привезти освежёванного барашка.

Спустя более получаса пути, серым пятном из-за полевого горизонта, показалась макушка купола водопроводной башни. Это явление сильно удивило меня. Тем более в полуживой деревеньке.

-Неужели насосная ещё действует, -спросил я Александра.

-Жива родимая,но только лишь потому, что деды мастера водосети из райцентра живут здесь.

После непродолжительной паузы молчания, которую я не смел нарушить, он пробормотал:

-Тихон, будь другом. Вон за поворотом притормози на свёртке. Я всегда, когда приезжаю на свою землю детства останавливаюсь в том месте.

Мы вышли из машины. Вскоре из-за скатившейся с дороги волны пыли вынырнула «Шивка» моего старого приятеля и его зятя. Лишь только они вышли из машины, послышался оклик. -Антон, ты же знаешь, что для меня это больше чем традиция. Не трать время зря. Достань всё по-случаю, да по напёрстку за малую Родину!

На внутренней крышке багажника машины появились пластиковые напёрстки в 50 грамм, ломтик сыра и несколько конфет. Я взглянул в сторону Александра и приметил, как тот перекрестился правой рукой, но левой поднял рюмку опустошив в один глоток. Прихватил конфету и отошёл. Некоторое время молчаливо смотрел вдаль, где за взгорком убегающей к горизонту стерни виднелись крыши приземистых домов.

Деревня оказалась в одну короткую улицу. Десяток домов вросших в землю своих заваленок с одной стороны и тройку залатанных крыш с другой. Не смотря на солнечное полуденное тепло середины осени, «население» встретило нас подозрительной тишиной и спокойствием. На старых лавках рядом с покосившимися заборами заросших бурьяном и полынью, нас не встретили бабушки с семечками в подоле и любопытными взглядами. Лишь у одного дома, где рядом стоял старый тракторишка, на придорожной лыве важно отдыхали зажиревшие домашние гуси и утки. Да пёс дворовой породы дружелюбно лежал на взгорке вроде охраняя их покой. Видимо из-за ревности к приезжим вдруг вскочил. Яростно облаял наши машины. Потом преследовал ещё с полсотни метров пытаясь попробовать вкус покрышек.

Дом в две комнаты и печкой в пять оборотов был необитаем с весны, но ещё чувствовалось присутствие хозяйской руки. Чистые половички и самотканые дорожки укрывали старые растрескавшиеся половицы дощатого пола. На панцирных кроватях лежала аккуратно убранная постель. Было заметно, что Александр, в свои за пятьдесят, но в опустевшем доме родителей всё же слегка взволнован и суетлив. Определились с местом ночлега. Каждый из нас четверых положил рядом с кроватью свой не хитрый охотничий скарб. Само-собой и без лишних разговоров одновременно начали заниматься делами по подготовке к запоздалому обеду, а то и к раннему ужину.

В открытом дверном проёме возникла кряжистая фигура Геннадия с охапкой дров. -Мужики давайте печурку растопим. Для тепла в ночи да и приготовить что-нибудь горяченького. -Горяченькое у нас есть. Вот лапшу с тушёнкой мы с Тимофеем уже наметили сварганить, а завтра после утренней зорьки барашка привезут,- весело подмигнув мне, добавил Александр.

-Да кстати на веранде в дальнем углу стоит баллон с газом, так что печка только для души.

..Солнышко уже подумывало свалиться за горизонт, но до первых сумерек ещё было время понаблюдать за природой прибрежной озёрной поймы. Благо до ближайших полоев всего-то четыре сотни шагов.

Вскоре, я взгромоздил свою резинку на твёрдую камышовую кочку среди двух небольших плесин с чистой водой. Поодаль в сотне метрах от меня над камышом виднелся конец шеста для лодки двух друзей Александра и Антона. Береговая пойма была им хорошо знакома, так что встали они на искомое местечко довольно быстро.Однако утки было мало да и надлетали они на ночёвку чуть в стороне урезом камыша. Тем интереснее было слышать диалог друзей после их редких дальних дуплетов и досадных промахов.

После получасового наблюдения и неудачного выстрела с потерей подранка в стене высокого камыше, я сместился на несколько десятков метров. И не ошибся. На мелководье у камышей виднелись наброды, а у кочек редкие пушинки.Солнышко только упало за зубцы отдалённого леса. Как и обычно, первыми промелькнула пара чирочков, но совершенно не среагировали на мою одиночную расписную «кряковую». Я лишь успел проводить их взглядом. Наконец, одиночный кряковый с опаской сделал полукруг. Развернулся и пошёл на второй. Я уже готов встать, как взведённая пружина. И вот он завис над чистой водой в двадцати шагах. Заметил движение, но поздно. Раскатистый звук выстрела заставил его удариться о невидимую стену. И он скатиться вниз ломая сухостой уреза камыша. Сам себе сказал,- «С полем! А что ещё надо для охотничьего счастья».

Уже исчезли последние отблески зари. Вот-вот упадёт плотный сумрак на всю пред-озёрную пойму. Однако над камышом в стороне заката ещё можно успеть заметить самого сторожкого крякового подлетающего на ночлег. Почти каждое насекомое пролетающее перед глазами казалось долгожданной целью. В ушах лёгкий звон от напряжения слуха, всматривания в темноту. Стою в рост без шапки, готовый к выстрелу в любую секунду. Сумрак поглотил последние отблески зари. Со стороны моих напарников послышался голос Александра. -Тимофей, на выход; мы ждём тебя.

-Хорошо, пора,-ответил я и наклонился положить ружьё. В это мгновение боковым зрением заметил тень, нет - силуэты. Едва слышимый всплеск воды и две дорожки уходящие в разные стороны. Звук глухого выстрела вспенил воду. И уже вторым другого крякового бросившего на произвол судьбы своего собрата. Лишь успел заметить, что силуэт свалился в стену камыша с водой и затих. Вытолкнул лодку из скрадка. Подобрал второго добытого красавца селезня, как дань за самые дорогие для меня мгновения охоты. Всмотрелся на угрюмые тёмно-немые стены камыша готовые не выпустить никого из своих ночный мрачных объятий. Однако подумалось, - «Счастье и удача охотника, они всегда рядом. Важно верить. Утром попробую поискать третьего.».

За вечерним столом засиделись за полночь. С воспоминаниями о грешной жизни; о том как с годами меняется отношение к выстрелу, к самой охоте, к необходимости добычи дичи и естественно к живой природе. Конечно, рассвет пришёл гораздо раньше чем того хотелось. На утреннюю зорьку мне выпало идти одному. Двое решили проехать разведкой по полям и колкам по боровой с собакой,- вроде ближе к земле надёжней. Александр наметил проверить сетёшки. Кое кому предстояло заняться приготовлением узбекского блюда из баранины и шашлыка. Меня же ожидал поиск битого крякового и возможность на удачный выстрел, в т.ч. камерой. Сама природа уже более месяца баловала сибиряков, что для охотников лучше не придумать. Вроде как по поговорке-«Займи, но выпей». Ведь редкая осень бывает без нудных затяжных промозглых дождей, ветров или других небесных капризов. Значит сам Бог велел искать своё счастье в охотничьих островах.

Тихонько протолкнулся шестом к своему плёсу. Впереди из-за стены камыша послышался женский «мат» потревоженной кряковой. Следом тугие взмахи крыльев нескольких селезней. Подумалось- «Ведь стоял вчера почти до темноты. Значит подлетели ещё позже». Впереди показалась чистая дорожка воды с силуэтом моей резиновой ,,подсадной,,. Вставил вёсла в уключины. Медленно подошёл к своему естественному скрадку из связанных дугой стеблей камыша. На душе полное умиротворение и отсутствие каких-либо негативных мыслей.

Солнце медленно выплыло из-за отдалённых вершин леса и ласково, нежно накрыло всю прибрежную пойму. Отражалось бесконечными бликами в росинках на стеблях камыша, серебром в мелкой ряби воды озёрного плёса. Я взгромоздил лодку на прежнее место, Ещё некоторое время вспоминал место падения крякового сбитого вчера в сумерках. - «Кажись вот в этом месте была дорожка; или чуть правее. Тьфу ты; взлетел-то он над тем высоким камышом»-рассуждал я. Наконец, определился с квадратом поиска, примерно 3*5 метров. Рыбацкий костюм дал возможность безбоязненно, но с шестом лазить по сплавине. Спустя полчаса, нательная майка стала прилипать к спине, но на глаза кроме пары кочек от ночёвок уток и их пушинок ничего не попалось. Осматривал самым тщательным образом челноком полосой в полметра. Сделал ещё пару шагов. Впереди блюдце с низкотравьем. Остановился с лёгким разочарованием в мыслях,-«Значит ушёл подранок умирать». И тут взгляд скользнул по корневищу камыша на другой стороне сплавины.

-Вот же он, красавец!,- непроизвольно громко прокричал я, едва приметив оранжевую лапку торчащую из под распластавшегося крыла с ярко выраженным зеленовато-фиолетовым зеркальцем. Матёрый кряковый лежал уткнувшись головой у корневища камыша. Видимо в тот момент его покинули силы.-«Значит вчера потемну мне не померещился всплеск воды», -подумалось мне.

..В приземистой веранде-пристройке к дому уже кипела работа по подготовке к изысканному обеду.Александр и Антон, как заправские мясники, играючи разделались с тушкой баранчика весом в пуд. Причём на пару знатных блюд- для шашлыка и шурпы, но с особым способом тушения овощами. Мы же с моим старым приятелем -Геннадием занялись обработкой уток, -настоящей охотничьей добычей. Уже в разговорах за продолжительной обеденной трапезой выяснилось, что узбекская кухня хороша. С явным здоровым аппетитом поглощал баранину с пластами дыни и кабачка самый молодой (под сорок) из нашей компании-Антон. Вот она молодость и здоровье. Да и как иначе, ведь это был его рецепт включая приготовление. И всё же к вечеру определились, что дичь, как и жареные до золотой корочки карасишки на охотничьем столе обязательны, но на третий день по-полудню.

..Разомлев от всяческих калорийных вкусностей и прочего снадобья, никто не торопился на вечернюю утиную зорьку. Всё же как с возрастом меняется чувство необходимости выстрела и добычи. К тому же рядом тепло деревенской печурки осиротевшего дома. Вокруг же люди понимающие с полуслова или намёка. Иногда мне думается, что это явление обычная лень охотника. Однако возвращаясь к пережитому на охоте за многие десятилетия, понял, что это нечто другое идущее из души.

Вот и сейчас в который уже раз не сговариваясь выходили на улицу. Выкурить сигарету или облегчить сытость желудка. Заглянуть в бездонную глубину небесного свода усыпанного россыпью звёзд, с его яркой северной звездой и ещё не опрокинутым ковшиком. Потом вдруг вздрогнув от холодка, пробежавшего меж лопаток, возвращались в «кирпичное» тепло дома, чтобы забыться в беспамятстве крепким счастливым сном ,,усталого,, охотника. Последним в дом вошёл Геннадий. Оставил ночевать свою «эстонку» (гончая) на веранде в маленькой кладовке с покосившейся приоткрытой дверью. Всё вокруг на некоторое время замерло. Однако из-за поздней мясной трапезы и отсутствия усталости, мне ещё долго не спалось, но было весьма важно заснуть до прихода моего старого приятеля. Его глубокий сон всегда сопровождался «милым» для уха храпом. И как в предыдущую ночь, лишь накрывшись одеялом с головой, я вскоре уснул.

..Утро пришло с неожиданным явлением «Христа» народу. Я проснулся, не-то от лая собаки, не-то от звонка внутреннего будильника. Под семьдесят это срабатывает уже и не один раз. В темноте нашарил фонарик и посмотрел на часы,-около шести. Накинул плащ на плечи и только собрался выйти в сени, как в соседней комнате услышал лёгкий стук. Затем сильней, но уже отчётливо различимо. Кто-то стучал в окно. В первое мгновение подумалось о ружье. Однако ерунда. Там спят Антон и Александр; подумалось,- «Куда такую рань засобирались». Настороженно заглянул в дверной проём их комнаты. Темно. Осветил фонариком кровати. Одна была пустая. В дальней раме окна вновь раздался сильный стук. Антон подскочил, как ошпаренный кипятком. Спросонок, не понимая сути случившегося, раздвинул старенькие шторы, но тут же отпрянул. Снаружи за стеклом в лунном свете, среди стеблей полыни и крапивы, словно привидением возник полуголый торс Александра. Его лицо приблизилось к стеклу и из темноты послышался голос:

-Антон, уберите свою су-ч-ку. Рычит с оскалом, боюсь мне машонку оторвет.

Мы оба вышли на веранду, включили свет. У наружной двери стояла гончая, но завидев хозяина отошла в сторону. Сразу же вошёл Александр и в сердцах, со свойственной ему выдержкой пробормотал: -Чёрт возьми, малость продрог. Я облегчился. Хотел войти, а она стоит рычит. Мол из дома выходи, а обратно хрен даже рождённому в этом доме.

После такого необычного подъема всем уже не спалось. Вновь растопилась печка. Заключила вода в котелке. Подогрелась часть необходимого жаркого из баранины. Да и как иначе, ведь пришлось с раннего утра поддержать спасённого от утраты температуры его тела. Наконец, пришедший в себя после вчерашнего переедания и утреннего явления- Антон, вкрадчиво пробормотал:

-Могло быть и хуже. Чертовщина какая-то снилась. Я только сейчас понял, что случилось.

-И что же ещё со мной могло претвориться, мой друг,- вопросительно с улыбкой спросил Александр и протянул пластиковый стаканчик. -Налей-ка ещё по глоточку за спасение моей души. Да не томи нас, наверно во сне своей жене изменил.

-Точно эту мысль сорвал с моего языка,- улыбаясь поддержал разговор тесть.

-Верняк его жена застукала с любовницей,- поддержал я своего приятеля. -Видели бы вы, как он соскочил с постели и ринулся к окну. Вроде сонным выпрыгивать из окна собрался, а там его друг голый стоит. Такого только врагу можно пожелать. Мне и то жуткова-то стало.

Ещё некоторое время продолжались шутки. Наконец, допив кружку крепкого чая, Антон начал рассказ.- В общем снилось мне, что я на охоте за козлами. К вечеру одного выследил и ранил, но тот ушел подранком. А тут вскоре ночь. Ну думаю утром по крови доберу. Вроде сплю в своей машине, но вдруг послышался рык гончей. И снится мне, что этот козёл мчится на меня с огромной скоростью. За ним шлейф пыли. Ещё мгновение и разобьёт лобовое стекло. Шарю лихорадочно ружьё, а дотянуться не могу. Оно снаружи под машиной. Слава Богу сразу проснулся, но услышал стук в окно...!

Все смеялись вместе с рассказчиком.

-Ну Антоша перекрестись. Радуйся, что наши ружья на этот раз в коридоре стояли. И Тихону спасибо за то что свет включил в комнате, - трагически произнёс Александр. Налил всем по очередным -50 гр. и добавил: -Ну прямо точно, сон в руку! Однако, как говорится- «Будем живы не помрём»!

Спустя несколько часов, мы остановились на «Шевроле» среди колков стоящих в убранстве золотой осени - самого прекрасного для меня времени охоты. Ещё долго, непередаваемо музыкально, под ногами шуршала листва. Тонким звоном камертона отзывались в сердце звуки хрустнувших под ногами сухих сучков. Я шёл с надеждой, что вот-вот воздух взорвётся от хлопания тугих крыльев черныша. И он, срезая разнотравье на взлёте, заставит вздрогнуть от неожиданности, а затем мелькая среди мелколесья на бреющем всё же оставит мне шанс на верный выстрел.

 

НОВОСИБИРСК
19731
Голосовать
Комментарии (9)
Сумы
1355
Многое из написанного созвучно моей душе, здесь нет надуманности, все жизненно потому и читается легко и с интересом... Спасибо, Тихон! +++
1
С душой и по нашему! А баранина с дыней - интересный подход, надо попробовать.5+++
1
Станция Акчурла
10239
Хороший рассказ сдобренный вкусным фото, (я про карасей)
1
Башкирия город Сибай
6789
Написано от души, спасибо!
0
Чувашия г. Чебоксары
11793
Замечательно! +
0
osv
Тюмень
4306
5+
0
Казахстан, Актобе
23398
Жизненно.
0
Тюменская область
72
Душевно. 5+++++
0
Казахстан
5759
5+
0

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх