Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Первая охота на осеннем перелёте гусей

  Похолодание пришло к субботе и это обещало удачливую охоту. Услышав по радио метеосводку о приближении похолодания, я стал собираться на осенний перелёт гусей. Гуси, гонимые с севера на юг снежными зарядами и минусовой температурой, могут пролететь одновременно большой массой за сутки и даже в одну ночь. И в это время нельзя зевать. Охотники, кто помешан на осенней охоте, ждут этого перелёта на болоте несколько дней.

  У меня по плану охота намечалась на Посады, но со мной подвязались Витька Л. и Толька И. Они предложили пойти на охоту на озеро в районе деревни Чёрный Ключ, с которой оба были родом, уверяя об очень большом количестве гусей, летящих через это озеро. Положительным было и то, что озеро в округе было одно и из-за этого на него компании охотников не приходили, а зная обстановку на Посадах, куда наезжали охотники и из Тулуна, я согласился пойти охотится с ребятами. Посады отошли на запасной вариант.

  До деревни добрались каждый самостоятельно. Меня довёз на мотоцикле брат Николай, Тольку отец, а Витька добрался пеше. Для него эти одиннадцать километров были не в тягость. Он часто хаживал сюда в гости к своей родне. Озеро было на другой стороне реки Икей, через неё мы переправились на лодке. До места охоты дошли быстро, чуть больше километра от реки.

  До вечера ещё было время и мы, как обычно натаскали дров на ночной костёр к старому кострищу, у которого, видно, уже не раз отдыхали охотники и рыбаки. Вокруг кострища были уложены камни, чтобы огонь постепенно не перекинулся на лес, а также камни от костра нагревались и были дополнительным источником тепла ночью, когда костёр прогорал.

  Немного отдохнув, распределились по берегу озера и засели в кустиках карликовой берёзки. По форме озеро представляло собой колбу с длинным горлом, которое вытянулось в северном направлении. Общая длина озера не превышала двух сот метров, а ширина от сорока метров в узкой части и семидесяти – в широкой. Я сел в горловине озера, Витька – метров пятьдесят правее, а Тольке я сказал сесть ближе к концу узкой части, но тот принял моё предложение в штыки и пошёл к широкой части озера, левее меня.

  Ближе к вечеру небо с запада стало затягиваться темными низкими тучами. Небольшими группами на озеро стали садиться утки. До темноты я и Витька добыли по две утки, а Толька – одну. Против его часто садились утки, но далеко от него. И вот показалась первая стая гусей. Они летели низко над болотом без гоготания и сели в начале озера, как раз в том месте, куда я указывал сесть Тольке, но что-то им там не понравилось и они тут же взлетели в направлении нас. Витька не пошевелился, когда гуси пролетали мимо него и это создало отличную позицию для меня. Со мной они поравнялись на дальности выстрела и я успешно реализовал его. Гусь шлёпнулся в воду и мне, хоть и в темноте, хорошо было видно, что гусь добыт. Конечно, после этого успешного выстрела я сам себе задал вопрос, а почему бы мне не выстрелить было дуплетом. Была большая вероятность зацепить ещё одного гуся, но ответ напрашивался сам. Уже стемнело и в случае окажись подранком первый, я бы не достать его на том берегу озера. Толька тоже не стал стрелять. На мой вопрос об этом, он что-то сердито проворчал, а Витька сослался, что у него все патроны заряжены на уток и есть пули.

  Снег повалил хлопьями. Совсем стемнело. Из-за снега в нескольких метрах ничего не было видно. Гуси летели большими стаями чуть выше деревьев одна за одной. Но направление на них можно было определить только по постоянному гоготанию. Рядом с ними летели различные кулики, которые пищали и свистели на все голоса. Ни одна стая не снижалась для посадки на наше озеро. Стоя у озера, мы еже изрядно намокли от снега и продрогли. Одолевало одно желание – идти в рёлку, разжечь костёр и погреться. Да и поужинать давно уже было пора.

  Костёр разожгли быстро, так как были заготовлены сухие ветки и натёсаны смолистые сосновые щепки от зарубок на соснах. Попили чаю, согрелись и поужинали, но идти на мокрый снег и на холод ни у кого не появлялось желание. Сидели у костра и слушали, как с гоготанием и свистом летят птицы. Снег почти перестал валить и нам бы быстро собраться и идти к озеру, но мы продолжали сидеть у жаркого костра. И вот слышим, как в темноте над озером разнеслось многоголосое гоготание гусей, захлопало и зашумело со свистом множество крыльев. На озеро села огромная стая гусей. Мы, конечно, кинулись к озеру. Но треск веток и сучьев под ногами, наши тени на белом снежном фоне выдали нас ещё до выхода на берег. Гуси же с громким гоготанием тут же покинули наше озеро. Короче, из-за желания погреться у костра мы упустили шанс добыть по гусю.

  Через некоторое время против меня на озеро село около десятка гусей. На воде были видны тёмные блики, но только при их посадке, а через несколько секунд все растворилось в непроглядной темноте. Сколько я ни таращил глаза, но гусей я не мог разглядеть, а до них было не более трёх десятков метров, может и меньше. И вот после некоторой паузы гуси стали отплывать от меня к другому берегу. Тут я опять увидел едва заметные блики на воде. Водя стволом вверх-вниз, вправо-влево я примерно навел ствол в сторону бликов и выстрелил, но наводка оказалась неточной.

  Пролет гусей прекратился. В небе уже не было слышно гогота гусей и мы опять пошли к костру. Разлив остатки чая по кружкам, присели у костра, который уже прогорел, и стали поправлять дымящиеся головни, в темноте обжигая себе руки о горячие камни, которыми было обложено кострище. И тут, как- будто в насмешку над нами, на озеро опять села огромная стая гусей. Всё повторилось по недавно прошедшему сценарию. Гуси не дали нам и выйти из рёлки. Это была уже точно последняя стая. Гуси уже до утра больше нас не беспокоили и мы, согревшись у костра, наконец то немного прикорнули.

  Утром, посидев некоторое время у озера и решив, что наша охота закончилось, так как перелётов ни гусей, ни уток не было, мы начали сборы домой. Надо было собрать нашу вечернюю добычу, её прибило ветром к противоположному берегу и мы отправились в обход озера, ступая по липкому снегу в несколько сантиметров. Толька пошёл обходить слева, а я с Витькой справа. Тольке я крикнул, что одна моя добытая утка уплыла в его сторону, а он в этот момент провалился по пояс в промоину. Вылезая из неё, в ответ мне он выругался со смыслом того, что никакой моей утки здесь не может быть. Я не стал за это на него обижаться, понимая его состояние. Мой гусь и одна утка хорошо виднелись под противоположным берегом, а ему ещё предстояло найти свою добычу. В итоге он нашёл только одну утку, а я его больше не донимал, что эта утка может быть моей. Витька отыскал своих двух уток. Так с ляпами закончилась наша первая охота на осеннем гусином перелёте.

  На следующий год я уже с Толей Казаковым попытался найти на этом озере охотничье счастье. До Чёрного Ключа мы доехали на мотоцикле моего брата Коли, оставив мотоцикл у дома родственников Витьки Л. Вечерняя зорька прошла для нас безрезультатно – на озеро не прилетела ни одна утка, а о гусях вообще не было и речи. Погода стояла солнечная и теплая, похолодания вообще не ожидалось. И позднее я задавал себе вопрос, а по каким приметам мы определили, что опять в это число сентября начнется осенний перелёт гусей. Подбил нас на это, видно, пролёт над нашим посёлком нескольких стай журавлей, а они улетают в теплые края на зимовку, не дожидаясь резкого похолодания.

  Озеро как вымерло, но нам всё-таки пришлось несколько потревожится, но не от утиного кряканья и свиста воздуха от крыльев гусей. Вечером запахло гарью, а ночью стало понятно, что к нам с соседней релки идёт пожар. Огонь скоро охватил видимую часть рёлки. Талька заволновался и стал высказывать опасения, что огонь перекинется на нашу релку, но огонь с этой рёлки дошёл до моховой болотины с редкой осокой и остановился, а с другого направления нас надёжно прикрывало озеро.

   Дымящаяся от прошедшего пожара по соседству с озером релка, пугала пролетающих мимо нас уток и они не садились и утром на нашем озере. Не дожидаясь обеда, мы решили держать путь домой. На реке всё же нас ожидал сюрприз. Надеясь на последнюю возможность, хоть на реке встретить уток, мы крадучись приблизились к берегу реки и к своей радости увидели, что прямо напротив нас плавают четыре утки, которые после наших выстрелов попали в разряд нашей добычи. Течение в этом месте делало поворот и этим помогло нам без труда достать нашу добычу из воды, а рядом оказалась на нашем берегу и лодка, на которой мы переплавились на другой берег реки. Больше на этом озере я не охотился.

    

Голосовать
Комментарии (2)
Казахстан, Актобе
23398
Первая звездочка от меня. +++
0
Сумы
1355
Замечательно......+++
0

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх