История одного авиарейса
Из эпизодов с юмором, имевших место в авиации, мне очень понравился эпизод, который как-то красочно описал мой сослуживец. Событие развивалось на рубеже 60х годов прошлого столетия. Многих летчиков-выпускников после окончания училища направляли не в авиаполки, а в гражданскую авиацию. Это делалось для получения ими большего налёта и приобретения лётного опыта. И вот он, будучи молодым лейтенантом попал в "разбитной" экипаж самолёта Ли-2, который выполнял пассажирские и грузовые перевозки в районах Крайнего Севера. Полёты выполнялись в довольно сложных метеоусловиях. Выполняя очередной рейс с пассажирами на борту, экипаж попал в зону сильной болтанки и обледенения. Самолет болтало с крыла на крыло, колотило и бросало, как на ухабах бездорожья.
Находясь в общей кабине и наблюдая за пассажирами, борттехник видел, в каком состоянии они находятся. Одни старались усидеть на скользких дюралевых сидениях, ухватившись за них обеими руками и уткнувшись лицом в колени, наверное, молились богу о своём спасении, другие, не закрывая расширенных испуганных глаз, не знали на чём остановить свой взгляд, но чаще бросали его вопросительно на него, как на члена экипажа.
Борттехник, налетавший сотни часов и попадавший много раз в драматические ситуации в воздухе, но на этот раз несколько стушевался и волнуясь доложил командиру о критическом состоянии пассажиров, которые начали впадать в панику и скоро могут дойти до нервного срыва.
- Не допусти паники и других безрассудных действий пассажирами, а для этого их отвлеки и займи чем-нибудь... – услышал он в наушниках твердый голос командира. И тут взгляд его остановился на ослабленным тросе десантного оборудования самолёта, который под потолком пассажирской кабины раскачивался в такт болтанки. Спонтанно к нему пришла идея - надо удерживать трос в натяжении. Резко подскочив, он схватился за трос и натянул его, а пассажирам крикнул:
- Помогайте натягивать трос! Он должен быть натянутым! Этот трос удерживает хвост самолёта от раскачки!
Сидящие рядом с ним пассажиры ясно поняли его призыв, соскочили с мест следом за ним и ухватились за трос руками. Стали вставать и остальные, зависая на руках на тросе. Пассажиры беспрекословно выполняли указания борттехника. Это были рыбаки, оленеводы, охотники и десантное оборудование для них было откровением. Оно осталось на самолете, как на десантном из недавно минувшей войны. Сильная болтанка продолжалась около получаса. Все пассажиры крепко держались за трос и временами усиливали его натяжение по командам борттехника после очередного ударного воздействия болтанки на самолёт:
- Подтянем! Натянем сильно!
С прекращением сильной болтанки, борттехник разрешил уставшим присесть на свои места:
- Болтанка стихает! Кто сильно устал, может присесть! – подал он пассажирам очередную команду.
С пролётом зоны сильной болтанки, командир передал управление правому пилоту и разминая руки и ноги, стал выходить из кабины пилотов, чтобы пообщаться с пассажирами и как-то поддержать их, но увидев в пассажирской кабине картину, устроенную борттехником, вернулся в кресло, с трудом сдерживая смех. Самолет вышел из зоны болтанки и борттехник разрешил всем пассажирам сесть на свои места и тут услышал по переговорному устройству информацию командира с долей шутки:
- Жидкость против обледенения заканчивается, а по погоде сидеть нам до вылета обратно с неделю. И будем мы по вечерам коротать время за чаем, да буду я вас водить в кино…
На эту информацию борттехник тут же ответил:
- Будем думать, как изменить программу…
Он схватил пустую канистру, в которую получает перед вылетом спиртовую смесь, и опять обратился к пассажирам:
-Товарищи пассажиры! Жидкость против обледенения на самолёте закончилась, а лёту нам ещё около часа. С обледенением винтов нам надо обязательно постоянно бороться. Шутки с обледенением очень плохи. Для борьбы с этим явлением нам очень помогла бы и водка. Может быть у кого имеется лишняя бутылка?
Многие пассажиры закивали головой, стали рыться в своих сумках и доставать бутылки с водкой. Пассажир интеллигентного вида, который с подозрением отнёсся к натяжению десантного троса, он держался за трос одной рукой без усилия, на новую же инициативу борттехника отнёсся вполне с пониманием и даже инициативно. Он спросил:
- А коньяк подойдет?
На что борттехник с лицом знающего и опытного человека твёрдо ответил:
- Да, да! Подойдёт! Можно и коньяк!
В считанные минуты канистра из-под спирта была наполнена водкой с примесью коньяка. Борттехник поблагодарил пассажиров за понимание сложившейся аварийной обстановки и поспешно унес её в кабину летчиков, сославшись на нетерпимость промедления добавить водку в расходный бачок жидкости против обледенения, который крепился здесь в кабине на переборке. В мерной стеклянной трубке расходного бачка виднелся уровень жидкости, которой вполне хватило бы до посадки. Увидев это, борттехник вопросительно, с жестом раками, посмотрел на командира. Тот погрозил пальцем инициативному борттехнику и тихо сказал:
- Да, если прознают на земле, то порядком влетит нам...
На земле, конечно, стало известно из газеты о "героической " борьбе и славной победе экипажа старенького самолёта Ли-2 над сильной болтанкой и обледенением. На борту самолёта под видом интеллигента летел журналист.