Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

1. Набат

 

                                                                                                                          С гончим вязким да котомкой

                                                                                                                          Выйдем в полной тишине

                                                                                                                          Ранним утром, переломка

                                                                                                                          Патронташ- всё любо мне

                                                                                                                                                              А. Пьяных

               Еще в раннем детстве англо-русский выжлачок Набат весьма ярко проявил свою незаурядность. Трехмесячным щенком отец отдал его моему брату Борису, который увез его в райцентр соседнего района, где он работал секретарем райкома комсомола. По прямой от нас этот райцентр, село Таврическое, расположен где-то километрах в тридцати с гаком, а по дорогам – все пятьдесят.

               Каково же было наше изумление, когда через две недели мокрый щенок появился во дворе. Как? Как он мог найти дорогу домой, если везли его в багажнике мотоцикла «Урал», и он ничего не видел. Как и где он переплыл громадный судоходный Иртыш? (Туда его вместе с мотоциклом перевозили на пароме у старого казачьего села Барашки). Какие страхи теснились в его маленькой собачьей головке, когда он искал дорогу домой?

              А вскоре появился и Борька. Приехал каяться, что потерял собаку. Его удивление и радость по поводу того, что собачка жива-здорова были неописуемы. Рассказал, что через неделю после доставки выжлеца на новое место жительства  он решил, что Набат уже достаточно освоился и пошел с ним прогуляться по окрестностям райцентра. А щенок нырнул в заросли кукурузного поля и исчез. Борька несколько дней ездил по этим местам, пытаясь найти собачку. Даже взял в духовом оркестре районного дома культуры какую-то трубу (бас-геликон, как он ее назвал), долго и безуспешно трубил в эту трубу, но щенок как в воду канул.

              На семейном охотничьем совете было единогласно решено, что если Набату на чужбине не пожилось, то пусть он тогда и останется на исторической Родине. Так он и стал моей собакой.

              Много ярких и захватывающих охот было у нас с этим выжлецом. Перелистываю свои охотничьи дневники и вспоминаю…

 

7.11.82  Приезжала в гости племянница жены с мужем Виктором, изъявившим желание поохотиться. Перебрели в болотных сапогах Убу и подошли к огромному острову Грязнуха, где вскоре к нам присоединился со своим выжлецом Трубачом мой старинный друг Некрасов. Посоветовались и решили переместиться подальше по красному зверю.

              Едва перешли протоку, как Набат погнал лису и перегнал ее на соседний остров. Некрасова я направил на нижний брод, а Виктора оставил на верхнем, где был верный лаз. Сам побежал в сторону гона, чтобы в случае чего помочь собакам. Псы нагнали лису на Витька, но тот зашевелился, и лисица не пошла через воду, а вернулась назад.

              Я добыл ее, уже довольно уставшую, с высунутым языком после полуторачасового гона. Отдохнули, покурили и вновь перебрели на  «лисий» остров. Собаки сразу же подняли и погнали старого лисовина, которого и довольно быстро нагнали на Некрасова.

              Мой первый сегодняшний заяц был бит на галечнике, откуда его подняли собаки. Перелинявший, чисто белый зайчина! Направились к дому и по пути решили еще раз проверить Грязнуху. Я не понял, откуда выскочил беляк: то ли от меня, то ли от Виктора. Он два раза мелькнул в кустах и остался лежать после красивейшего выстрела навскидку. Огляделся я и пожалел, что никто не видел «королевского» выстрела.

              Собаки обазартились и, когда я укладывал зайца в сетку, сразу же подняли очередного беляка. Погнали азартно, и на первом же круге «косой» набежал на меня.

              Отличный денек был: и погода, как по заказу, и три зайца с лисою!

              Витька долго и вдумчиво дома фотографировался с трофеями, а потом изводил коллег рассказами, каков он ОХОТНИК, метко прозванный в народе СОКОЛИНЫМ ГЛАЗОМ. А местного очкарика-аборигена (это он про меня) он просто взял для сопровождения. Типа, как в Африке на сафари, белый охотник берет с собой местного пацана-боя.

 

8.01.83   Исключительно интересная охота! Вышел из дома около десяти утра. На поле увидел лису, которую выжлец сразу угнал в сторону горы. Я  долго наблюдал, как кобель гоняет ее по полям и  тут обнаружил в бинокль другую лисицу.  Оттрубив собаку, направился к дому, решив попутно обрезать след удравшей от меня «Патрикеевны». По следу дошел до огромной кучи хвороста, наваленной  этим летом трактором при раскорчевке поля. Входной след в нее есть, а выходного нет. Ясно, как день, что лиса сидит в этой горе хвороста, которая размерами примерно с крестьянскую хату.

               Долго лазил по этой дровяной куче, кричал, прыгал, даже стрелял в лаз. А потом Набат причуял лисицу, пробрался туда вниз  и начал там реветь и греметь хворостом. С такой собакой никакой фокстерьер не нужен! Я стоял сверху и вертел головой. «Патрикеевна» долго не смогла выдержать собачьего напора, вылетела из бурелома и была бита в двадцати шагах. Кобель подскочил, но раненая лисица цапнула его за нос. Тот взбеленился, и чуть было ее не порвал.       

               Удовольствие было бы неописуемым, но уж очень в этой лисе было много блох!

 

16.01.83  Утром изрядно метелило, и сыпал снег. Решил просто прогуляться для аппетита. Ну и прогулялся километров на двадцать. Всё мертво, метель метет, снег валит.

               Повернул к дому и у протоки в кустах увидел полузанесенный, едва заметный заячий следок. Почувствовал, что заяц  здесь же и лежит. Полез  через кусты, зашумел, чтобы поднять его с лежки. Так и получилось. Обрезал кустики и обнаружил след улепетывающего зайца. Мысленно похвалив себя, затрубил, закричал: «Давай, Набат, твоя очередь! Вот! Вот! Вот!». Набат погнал, но метель мгновенно заметала след.           

               Собака скололась. Обошел и обнаружил, что беляк собрался залечь. Пока я разбирал его «сметки» и «двойки», тот рванул назад, а тут Набат. «Косой» вновь развернулся и попер мимо меня. Ударил дважды и почувствовал что зацепил.

               И правда, есть капельки крови на снегу. Выжлец, умаявшись в сугробах, погнал, уже почти молча, редко отдавая голос. Я добежал до дороги, простоял минут десять, слушая гон. А вот и заяц прет обратно своим следом. Бац! Так носом и запахал по снегу. Готов! Сбой поправкой красен, Сергей Александрович! А вообще, чтобы добыть зверя в такую метель... соображаю!

               Поскольку гулял для аппетита, то и аппетит был не просто хороший, а зверский.

 

20.11.83  Ночь на дворе. Выхожу в темноту и трублю собаку. Набата я потерял сегодня на охоте. Охотились с Некрасовым на Вилючевском лугу. Весь день сеял дождь вперемешку с мокрым снегом. Собаки вначале гоняли просто отвратительно, часто скалываясь, а затем, когда мокрый снег покрыл землю, вдруг отлично заработали. Прогнали лису круг по лугу, а потом ушли со слуха по прямой в горы.

               Мы долго пытались отозвать собак на лугу, а потом Некрасов уехал, а я по следам гонцов и гонной лисы пошел, потрубливая в рог и постреливая. Стало смеркаться. Направился к дому. Еле доплелся. Ноги гудели, так как «намотал» не менее тридцати километров. Некрасов Трубач пришел ночью, а моего выжлеца всё нет. Я бы не беспокоился, но сегодня на лугу дважды вынимал собаку из петель. А петли на лисиц – это вам не на зайцев. Это многожильный тросик, который не порвешь и не переломишь.

               PS: на следующее утро заглянул в будку, а там Набат с Трубачом. Набат даже из будки не выходит, так лапы набил. Поел лежа. А Трубач поковылял домой. Угонялись!

 

10.11.84  Вчера был сильный мороз. Утром было -33, а к вечеру стало как то помягче, и небо посерело. Но сегодня пороши не было, вновь ветер, снег и поземка. Все же решил промять собак. А за Убой мертвая пороша. Все позамело. Наметил себе галечник, в качестве конечной точки маршрута. Подойдя, увидал след зайца, которого сейчас подняли мои собаки.

           - Набат! Набат! Вот! Вот! Вот!  Набат погнал и сразу скололся, так как метель заметала след буквально на глазах.

           Почувствовал, что заяц может залечь в кустах, и я наперерез бросился к прогалине. Трубач взревел по-зрячему. А вот и беляк, еще не перелинявший, серенький, катится вдоль кустов. Бах! Готов!  Набат, обнюхав битого зверя, сразу умчался туда, где он скололся недавно. Я, резонно решив, что этот добытый заяц совсем не тот, которого они погнали вначале, вернулся к этому месту.  И точно – два свежих следка. Один – того, что в рюкзаке, а где другой?

           Прошел немного и потерял занесенный метелью след. Повернулся, подумав, что «косой» должен лежать слева от меня в кустиках. А тот не выдержав, вылетел из кустов, замахав от меня вправо, и запахал носом после выстрела.

           Ну вот, пора и домой. И  когда я уже подошел к берегу, обратил внимание на заячью тропку и сметку с нее в кусты. - Давай, Набат! Тут! Тут! Тут! Погнал мой выжлец, а я остался на этой тропе, резонно подумав, что здесь гонный заяц и пойдет.

           Точно! Не прошло пяти минут, как беляк выкатился на мой выстрел.

         

2.11.85   Неделей выпадал снег и наполовину растаял. Проснулся утром, и как ножом по сердцу -  за окном метель. А вчера было так хорошо, тихо и тепло. Промаялся до 11 часов, а затем переплыл через Убу на лодке.

               Прошел все свои «верные» места, но, мертвая пороша, поднять зверя в принципе, немыслимо. Между тем потеплело. С деревьев начал валиться подтаявший снег, потекла вода.

               На поле у осинника попался лисий нарыск. Боже мой! Снег перестал идти в двенадцатом часу. Свежее и короче следка не бывает! По лисьему следу подошел к протоке. След ушел в тальники у воды. Я встал поближе к входному следу, а Набат затрещал кустами по берегу и вдруг взревел по лисе. Та выпорхнула из-под берега, как балерина и стала слушать собаку, держа хвост на отлете метрах в пятидесяти от меня.

               Ударил «нолевкой-самокаткой», лиса упала, затем вскочила, грызнула перебитую заднюю лапу и бросилась к кустам. Ударил «тройкой», она еще раз упала, но потом вновь, все время падая, побежала к кустам. Выжлец погнал лисицу по острову, и вдруг залаял на одном месте. Я продрался через кусты и увидел, что тот лезет в нору. Дважды вытаскивал пса за хвост, а затем впал в уныние, так как упустил верный трофей. Козе понятно, что раненая «Патрикеевна» понорилась.

               Взял Набата на поводок, затолкал в нору свою шапку и две стреляные гильзы и побежал к дому. Там взял лопату, два капкана, сына Юрика и – назад к норе.

               Прощупал нору прутом и, уловив направление, стал копать в полутора метрах от чела первый шурф. Выкопал и стал думать, что делать дальше. Решил проверить направление норы прутиком. А прутик из норы назад не выходит. Сообразил, что лиса держит прут зубами и из зубов его не выпускает.

               Копнул еще один шурфик. А вот и она лежит и на меня смотрит. Высыпал дробь из патрона и выстрелил одним только войлочным пыжом. Вроде и выстрела настоящего не было, только хлопок какой-то, а лисе и того было достаточно.

               Сняли мы с Юриком лисью шубку и направились к дому, запев лихую охотничью песню.

               (Отмечу, что никогда до этого случая и после него ничьих нор я не раскапывал, но здесь был особый случай: подранка надо было добирать).

 

6.11.85  Тепло. Светит и греет русское солнышко, а ранее выпавший снег почти растаял. Некрасов выбросил меня с моторной лодкой на броду, всучив мне еще и свою выжловку Айку. С трудом завел мотор  и помчался по реке.

              Пристал к берегу в затончике на дальней протоке. А остров весь истоптан лисьими следами. Собаки трудились вовсю, треща ветками и прочесывая островок. Взвизгнула Айка, я переместился к берегу, а "Патрикеевна", держа хвост трубой, прошла метрах в ста от меня. Поставил Набата на след, и пошел гон. Через час выжлец скололся (пороша пестрая, и собаке тяжело гонять). Я подбежал, обрезал, да что там разберешь, все поистоптано. Подосадовал, что упустил лису, да и пошел к лодке. Да тут Набат снова взревел, подняв лисицу, которая маханула через поляну. А я забежал к берегу, к галечнику. А вот и она, как по шнуру, идет под яром прямо ко мне. Увидела охотника, и – назад. Ударил с левого ствола и лежит себе лисичка спокойненько. Готова!

              А во второй половине дня и Айка разгонялась, давая зайцам жару. И голос неплохой. Уехал домой  без Набата, которого не мог отозвать, а уже вечерело. Пес пришел домой ночью.

 

8.11.85   К четырнадцатой осени Набат стал совсем старым, непослушным и вредным. Сегодня погонял лису, а потом исчез. Долго и безуспешно трубил и кричал собаку. Подошли к некрасовскому «ГАЗ-69» у протоки, а он спит под машиной. 

               На прошлой неделе гонная лисица переплыла протоку, уйдя на другой остров. Набат тоже поплыл за ней, но вылезти на ледяной заберег никак не мог и бултыхался в воде, пытаясь взобраться на лед. Я вовремя подбежал, прополз по льду и помог выбраться.

 

5.02.86   Сегодня вечером пришел с работы, а Набат лежит мертвый в конуре. Стояли морозы, и он, старичок, просто замерз.

 

o??

с. Убинка, Восточно-Казахстанская облассть
244
Голосовать

Лучшие комментарии по рейтингу

Чувашия г. Чебоксары
11793
В старости начал ругать себя, что не вёл дневники. Записывайте мужики свои охоты. К старости будет о чём вспомнить! +
3
Сумы
1355
Увы, в старости собаки умирают не только от мороза...просто автор поставил свой диагноз и даже если-бы собаку поместили в теплый угол вряд ли бы это ее спасло, ну это мое мнение. А дневник написан страстным охотником лаконично и ярко......*
2
Комментарии (14)
Чувашия г. Чебоксары
11793
В старости начал ругать себя, что не вёл дневники. Записывайте мужики свои охоты. К старости будет о чём вспомнить! +
3
Новосибирск
663
Охотничьи дневники... уверен, не многие ведут или делают записи, а зря. За давностью лет многое забудется, а так - хорошее дело перечитать да вспомнить. Пожалуй, задумаюсь об этом.

Пока писал про дневник @pensioner65 меня опередил :) значит, так и есть.
1
Россия, Северо-Запад
5022
ФОТО супер!!!!!!!!! и всё класс!!!!! но как в морозы не взять собаку хотя бы в сени????? такого отношения ПРОСТО НЕ ПОЙМУ!!!!!!!
0
Сумы
1355
Увы, в старости собаки умирают не только от мороза...просто автор поставил свой диагноз и даже если-бы собаку поместили в теплый угол вряд ли бы это ее спасло, ну это мое мнение. А дневник написан страстным охотником лаконично и ярко......*
2
Чувашия г. Чебоксары
11793
venya, Видимо время помирать пришло. И мороз тут ни причём.
1
Казахстан, Актобе
23398
Хорошее повествование про хорошую собаку. Умереть в своем, собачьем доме, от старости, глядя в ночное небо через свое окно - это собачье счастье....
Отличное ведение дневника - автору +++
0
Барнаул.
70
Отличный и очень душевный рассказ !!! Сам я из тех мест ВКО Глубоковский р-он п.Белоусовка, места там знатные и люди отзывчивые.Фото отличные не многие могут похвастаться фотографиями тех лет.
0
Ростовская область
8475
Сколько хороших историй!!! *
0
с. Убинка, Восточно-Казахстанская облассть
244
mir-den, Землякам-глубоковцам привет от земляков-шемонаихинцев!
0
с.Павловск
20948
Кажется я где-то вас читал.... И тем не менее вновь понравилось! Ну а Набат ушёл по времени, и думается мороз здесь ни при чем. Бытует мнение, что охотничья собака должна уходить на охоте, но моё личное мнение, что это ни так... Хотя их в старости жалко. ..
0
Пермь
16382
Прекрасные кадры, великолепное дополнение к дневнику.
0
Деревенька у реки, Центральное Черноземье
445
Сергей, у Вас стиль давно и умело пишущего автора - литературная рука и вовсе не рядовая грамотность чувствуются с первых строк! Успехов! Тринадцатый голос мой. *
0
с. Убинка, Восточно-Казахстанская облассть
244
Спасибо! А у вас хороший вкус.
0
Челябинск
16
Хорошие рассказы, с азартом. И охотник постарше буде. Эх, город, город, не до гончих...
0

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх