Это про меня.
Русский я до самых недр. Образцовый русский. Поскреби меня — найдешь татарина, это с папиной стороны, с маминой есть украинцы — куда без них? — и где-то притаилась загадочная литовская прабабушка. Короче, правильная русская ДНК. Густая и наваристая как борщ.
И весь мой набор хромосом, а в придачу к нему набор луговых вятских трав, соленых рыжиков, березовых веников, маминых колыбельных, трех томов Чехова в зеленой обложке, чукотской красной икры, матерка тети Зины из деревни Брыкино, мятых писем отца, декабрьских звезд из снежного детства, комедий Гайдая, простыней на веревках в люблинском дворе, визгов Хрюши, грустных скрипок Чайковского, голосов из кухонного радио, запаха карболки в поезде «Москва-Липецк», прозрачных настоек Ивана Петровича — весь этот набор сотворил из меня человека такой широты да такой глубины, что заглянуть страшно, как в монастырский колодец.
И нет никакой оригинальности именно во мне, я самый что ни на есть типичный русский. Загадочный, задумчивый и опасный. Созерцатель. Достоевский в «Братьях Карамазовых» писал о таком типичном созерцателе, что «может, вдруг, накопив впечатлений за многие годы, бросит все и уйдет в Иерусалим скитаться и спасаться, а может, и село родное вдруг спалит, а может быть, случится и то и другое вместе».
Быть русским — это быть растерзанным. Расхристанным. Распахнутым. Одна нога в Карелии, другая на Камчатке. Одной рукой брать все, что плохо лежит, другой — тут же отдавать первому встречному жулику. Одним глазом на икону дивиться, другим — на новости Первого канала.
И не может русский копаться спокойно в своем огороде или сидеть на кухне в родной хрущобе — нет, он не просто сидит и копается, он при этом окидывает взглядом половину планеты, он так привык. Он мыслит колоссальными пространствами, каждый русский — геополитик. Дай русскому волю, он чесночную грядку сделает от Перми до Парижа.
Какой-нибудь краснорожий фермер в Алабаме не знает точно, где находится Нью-Йорк, а русский знает даже, за сколько наша ракета долетит до Нью-Йорка. Зачем туда ракету посылать? Ну это вопрос второй, несущественный, мы на мелочи не размениваемся.
Теперь нас Сирия беспокоит. Может, у меня кран в ванной течет, но я сперва узнаю, что там в Сирии, а потом, если время останется, краном займусь. Сирия мне важнее родного крана.
Академик Павлов, великий наш физиолог, в 1918 году прочитал лекцию «О русском уме». Приговор был такой: русский ум — поверхностный, не привык наш человек долго что-то мусолить, неинтересно это ему. Впрочем, сам Павлов или современник его Менделеев вроде как опровергал это обвинение собственным опытом, но вообще схвачено верно.
Русскому надо успеть столько вокруг обмыслить, что жизни не хватит. Оттого и пьем много: каждая рюмка вроде как мир делает понятней. Мировые процессы ускоряет. Махнул рюмку — Чемберлена уже нет. Махнул другую — Рейган пролетел. Третью опрокинем — разберемся с Меркель. Не закусывая.
Лет двадцать назад были у меня две подружки-итальянки. Приехали из Миланского университета писать в Москве дипломы — что-то про нашу великую культуру. Постигать они ее начали быстро — через водку. Приезжают, скажем, ко мне в гости и сразу бутылку из сумки достают: «Мы знаем, как у вас принято». Ну и как русский пацан я в грязь лицом не ударял. Наливал по полной, опрокидывал: «Я покажу вам, как мы умеем!». Итальянки повизгивали: «Белиссимо!» — и смотрели на меня восхищенными глазами рафаэлевских Мадонн. Боже, сколько я с ними выпил! И ведь держался, ни разу не упал. Потому что понимал: позади Россия, отступать некуда. Потом еще помог одной диплом написать. Мы, русские, на все руки мастера, особенно с похмелья.
Больше всего русский ценит состояние дремотного сытого покоя. Чтоб холодец на столе, зарплата в срок, Ургант на экране. Если что идет не так, русский сердится. Но недолго. Русский всегда знает: завтра может быть хуже.
Пословицу про суму и тюрьму мог сочинить только наш народ. Моя мама всю жизнь складывала в буфете на кухне банки с тушенкой — «на черный день». Тот день так и не наступил, но ловлю себя на том, что в ближайшей «Пятерочке» уже останавливаюсь около полок с тушенкой. Смотрю на банки задумчиво. Словно хочу спросить их о чем-то, как полоумный чеховский Гаев. Но пока молчу. Пока не покупаю.
При первой возможности русский бежит за границу. Прочь от «свинцовых мерзостей». Тот же Пушкин всю жизнь рвался — не пустили. А Гоголь радовался как ребенок, пересекая границу России. Италию он обожал. Так и писал оттуда Жуковскому: «Она моя! Никто в мире ее не отнимет у меня! Я родился здесь. Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр — все это мне снилось. Я проснулся опять на родине...». А потом, когда русский напьется вина, насмотрится на барокко и наслушается органа, накупит барахла и сыра, просыпается в нем тоска.
Иностранцы с их лживыми улыбочками осточертели, пора тосковать. Тоска смутная, неясная. Не по снегу же и подлецам. А по чему тоскует? Ответа не даст ни Гоголь, ни Набоков, ни Сикорский, ни Тарковский. Русская тоска необъяснима и тревожна как колокольный звон, несущийся над холмами, как песня девушки в случайной электричке, как звук дрели от соседа. На родине тошно, за границей — муторно.
Быть русским — это жить между небом и омутом, между молотом и серпом.
Свою страну всякий русский ругает на чем свет стоит. У власти воры и мерзавцы, растащили все, что можно, верить некому, дороги ужасные, закона нет, будущего нет, сплошь окаянные дни, мертвые души, только в Волгу броситься с утеса! Сам проклинаю, слов не жалею. Но едва при мне иностранец или — хуже того — соотечественник, давно живущий не здесь, начнет про мою страну гадости говорить — тут я зверею как пьяный Есенин. Тут я готов прямо в морду. С размаху.
Это моя страна, и все ее грехи на мне. Если она дурна, значит, я тоже не подарочек. Но будем мучаться вместе. Без страданий — какой же на фиг я русский? А уехать отсюда — куда и зачем? Мне целый мир чужбина. Тут и помру. Гроб мне сделает пьяный мастер Безенчук, а в гроб пусть положат пару банок тушенки. На черный день. Ибо, возможно, «там» будет еще хуже.
Лучшие комментарии по рейтингу
Сам мечтал выучится на охотоведа. А получился, русский )
Прекрасные размышления. Понравились.
Может быть русский, это не национальность, а состояние души?? ))
Это ты, сученок, меня оскорбил. Меня, моих родственников и мой народ. Так что подонок это ты. Не знаю и знать не желаю к кому ты себя выродок причисляешь, но твои духовные наставники могут радоваться - ты старательно делаешь то, что им нужно, доказывая, что русские никчемная тупая рабочая скотина. Хотя, может, ты действительно таковой и являешься.
Неграм в Штатах много лет рассказывали, что белые должны о них заботиться, поэтому надо беспрекословно их слушаться. Дескать сами негры о себе познакомиться не смогут. Мне безразличны негры, но неужели вы не видите, что русских, а вместе с ними и всю русскую, а в целом просто славянскую цивилизацию активно уничтожают?
По поводу Булгаковской цитаты могу сказать, что для вас гораздо более запутанным является вопрос - чем на самом деле необходимо гордиться, что является предметом вашей национальной гордости. Разберитесь в этом вопросе, потом и до Булгакова дорастете.
Дитя телевизора, тебе везде "фошизды" мнятся, кроме тех мест, где они на самом деле. Фашизм всего - лишь вариант общественно-политического устройства. Ярчайшим признаком фашизма является коллективная нетерпимость к иным, не совпадающим с общепринятым точкам зрения, и борьба с ними. Себя проверь на этом оселке.
Что ты вякаешь про более древние и мудрые народы? Жидовин Ося, обворовывающий соседей, да хоть бы и всю страну, древнее и мудрее? Или просто его с детства учили о своей богоизбранности и праве на обман гоев, а гоев учили: надо быть хорошим мальчиком и любить все национальности. Русским жителям Грозного расскажи это, гнида.
""сраться" по поводу заявлений Белякова и выступлений недалеких людей их продвигающих, нужно. Архиважно и архинужно:)) В современном русском ментальном поле в настоящий момент раскидано множество подобных якорей-антимотиваторов. Кто их создал и зачем - другой вопрос. Самое неприемлемое - люди утратили способность различения правды от лжи, хорошего от плохого. Духовная дезориентация всегда приводит и приводила к разрушению этноса ее испытывающую, это закон цивилизационного развития."
Он конечно не автор, он просто эмоциональный распространитель этой инфекции. Не понимающий что делает и не готовый признать, что делает неправильное. Дурак. Да еще и агрессивный. К сожалению нынче это очень распространенный психотип. Такому расскажи, что подмахивать это важно потому что патриотично, и патриотично, потому что важно. И... начнет ведь. По крайней мере, будет других убеждать что это правильно. По телевизору же так сказали и все остальные так думают...
Задумайся, кто это говно снимал, деньги тратил, кто целевая аудитория и для чего. Балабанову заказали снять фильмец, чтоб в этом шедевре гопота себя узнавала. Дать так сказать образец для подражания. Он и расстарался. Отличный пример якоря - антимотиватора. Я вам плюссую.