Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Лучшая собака - первая...

Когда душою отлечу

Я к небесам, счастливый в тайне.

Мне дайте в руки не свечу,

КОСТЬ ДЛЯ МОЕЙ СОБАКИ ДАЙТЕ

        Я был ещё совсем пацан. Охотничья страсть лила из меня через край. Мне не с кем было ей поделиться. Отец охотником не был, брат подавал надежды, но в силу ещё более нежного, чем у меня, возраста дальше рогатки пока не продвинулся. Нет, охотничья компания, конечно, была, но из таких же малолетних сорванцов с дедовско-отцовскими ружьями. Для большинства охота была просто развлечением выходного дня, а я, воспитанный классиками русской литературы, покорился страсти со всей беззаветностью юношеского максимализма.

      Собака… Вот кто мог разделить со мной боль и радость. Выбор среди пород был тогда небольшим: лайка или гончая. Об иных я хоть и слышал, но в деле не видел, потому и относился к рассказам об универсальности ягдов, курцхааров, спаниелей или такс с изрядной долей скепсиса. Борзые хороши, да у меня уже было ружьё. Охотились мы тогда, как впрочем,  и сейчас, преимущественно на утку, фазана, куницу, зайца и лису. Лайка занимала мои мысли чаще, но…

   Как-то в июне отец пришёл с работы и сообщил:

- Михаил наш звонил, говорит, кобеля тебе нашёл. Поедем забирать?

   Спрашивает ещё! Едем! И побыстрее. Что за порода – не важно! Михаил (муж отцовой сестры) был охотником серьёзным, ходил в друзьях и охотничьих компаньонах сына самого Шолохова, держал лайку и фокстерьера, а значит, дрянную собаку подсунуть не мог. Отец отпросился с работы, выделил мне 25 рублей на щенка, бабуля -  самогонки на магарыч Михаилу, а старенький «Москвич» без капризов отмахал полторы сотни километров под Вёшенскую.

   «Кобель» оказался месячным выжлёнком. Чепрачным с красниной. «Черноспинный» - говорят у нас, ценя именно русских гончих. Пока отец пил магарыч с родственником, я знакомился с моим новым напарником. Присел перед ним на корточки, приласкал, и щенок напустил между нами лужу.

- Сашка, это не ты от счастья напудил? – поддела мать.  А я бы и не удивился.

   Звучная кличка пришла сама собой – Разбой. В ней слышались и свирепый рык, и мечты, как мы  на «раз» будем брать дичь, и «бой», который мы теперь дадим самому отчаянному зверью.

    Да простят меня ортодоксальные гончатники, но с  первого же дня по приезду домой мы занялись нагонкой. Пёс верил в меня, я в него – чего ж нам было ещё ждать?! Выжлёнок не отставал от меня нигде и никогда, а расставались мы только на ночь. Вольер (никакой цепи!) я мастерил сам. Отец схватился за голову от такого беспощадного перевода обрезной, да ещё и оструганной доски, однако смолчал. Коряво, но любовно сколоченные покои расположились под окном моей комнаты, чтобы хозяин мог немедленно реагировать на малейший писк питомца. Не пришлось. Пёс имел мужской характер.

   Я, не согревший до этого себе сам чашки борща, удивлял мать и бабку кулинарными изысками при кормёжке Разбоя: смешивал парное молоко и свежие яйца, ошпаривал крапиву, толок в порошок яичную скорлупу, отваривал  рыбу и выбирал косточки, правдами и неправдами добывал мясо. Это давало результат. Выжлёнок рос. И рос статным, крепким и смышлёным.

    Шарясь по кустам, я бросал лакомство и, удерживая руку в том направлении, приказывал: «Ищи ТАМ!». Позже не знакомые с собакой охотники приходили в изумление, когда на охоте достаточно было сказать Разбою, направляющемуся в полаз: «Не туда, там нету ничё, ТАМ ищи!», и показать рукой. Умный выжлец послушно направлялся по воле хозяина. Да нет, хозяином я ему не был. Я был, скорее, братом. Я чертовски любил своего пса, и он отвечал мне с не меньшей взаимностью.

   Гончих называют самой древней из охотничьих пород, но и самой «тупой», не дрессируемой. Бог судья таким знатокам. Разбой никогда не тронул домашней птицы или скотины. Как уж он отличал дичь от хозяйской животины, но с голосом плавал за дикими утками мимо домашних, отсортировывал фазанов от пасущихся вперемешку с ними в хуторских садах кур. Нонсенс, но он помогал мне пасти коров. Аппортированию я его не научил, но пусть и с брезгливой миной, а битую утку с воды до берега Разбой буксировал, правда, пока ноги не доставали дна.  «Тут уж сам давай, палочкой достанешь, мне и так перед другими собаками стыдно. Чё я тебе – спаниель несчастный?» - отворачивался выжлец.

    Когда я отпускал уже взрослого пса в межсезонье поболтаться ночью, утром шёл к вольеру в полной уверенности, что Разбой там. Он никогда не подходил к столу во время наших перекусов на охоте, а с достоинством ждал угощения, снисходительно повиливая гоном.

    Забросайте меня тапками или, если этого покажется мало, болотными сапогами, но я гордился тем, что классически считается пороками гончей.

    Мне нужна была утка -  я брал Разбоя, и он добросовестно бултыхал в камыше, поднимая на крыло сторожкую кряковую. Фазаны вообще были его страстью.

    Добор?! Зато я зачастую был уже готов к выстрелу, услышав поскуливания гончака.

    Он не гонял зайца больше двух кругов. Но заяц-то у нас – русак. Со всей его способностью к преодолению на крейсерской скорости огромных расстояний и неспособностью к очерчиванию геометрически правильных кругов. Удел беляка – пробежка на несколько сотен метров; русак – стайер, для которого  круг в 5 км – обыденность, причём удобных лазов у него – полстепи. С излишне вязкой гончей охота превращается в мучение на весь день.

    Отдал голос Разбой месяца в три. Был июль или август. Вечером мы копнили скошенную отаву. Щенок, заскучав, полез в терны и вдруг завопил. Я испугался за него, но тут же страх сменился восторгом – возмущённо «закукекав», матёрый огненный петух с грохотом прорвался сквозь ветки и улетел в леваду. Я списал «гон» на случайность, но уже утром потащил выжлёнка в фазаньи «палестины», и малыш ещё дважды подтвердил свою квалификацию.

     Первый заяц был добыт из-под Разбоя на открытие в ноябре. Причём поднялся косой на холме и пошёл вниз, где упёрся в незамёрзшую речку. «Работа» чётко отслеживалась с бугра: вот щенок скололся, сделал малый круг, побольше, натёк на след и опять погнал. В шесть месяцев. Его этому никто не учил, я и потом не успевал помогать ему выправлять сколы. Да и не успевали косымаги особо петлять, ибо паратостью повзрослевший гонец поражал воображение. Достойных к нему в смычок не было. Среди остальных собак на охотах он первым обычно будил зверя, первым и гнал, а уж если случалось недоразумение, что кто-то посмел поднять дичь раньше, он подваливал с любого расстояния и немедленно возглавлял стаю, отрастая от  неё быстро и значительно. Да он был и просто красив – все суки в округе мечтали попасть к нему в наложницы, а кобели завидовали молча, не осмеливаясь оспаривать его первенство…

    Годам к трём Разбой уже слыл признанным авторитетом в нашей охотничьей компании. Я млел от гордости, когда слышал: «Там Разбой уже пролез -  точно никого нету… Без Разбоя на охоте делать нечего… Ну и чё, что ваши собаки были там?! Нехай Разбой проверить, он один чёрт каво-нить выгонить…» Пёс изучил все «злачные» места и с уверенностью шёл прямо к лёжке зверя, как будто имел совершенный тепловизор.                     Чутьё у него было если не удивительное, то отличное точно.

    Как-то шли с напарником к месту наброса и держали собак на сворках, не хотели отвлекаться на фазанов. Вдруг Разбой заскулил как при доборе и стал тянуть поводок в наветренную сторону. Я спустил пса, и он, отбежав метров семьдесят на греблю пруда, помкнул по-горячему. Может быть, он учуял не след, а саму лису, которую мы не заметили, не знаю. Но факт.

    Я мечтал о лайке, чтобы брать из-под неё куниц. Напрасно. Выжлец, загнав куницу на дерево, садился и облаивал не хуже лайки. То же и с фазаном. Ну, не без котов, конечно...

    Голоса гончих – это то, что вызывает наибольший восторг в самой древней охоте. В степи для музыки слишком просторно, но уж если приходилось гонять в перелесках, где эхо вторит плачу собак, тут уж забудь про ружьё и наслаждайся. Я легко отличал по манере гона, кто сейчас является визави Разбоя. По зайцу он ахал ровно и по-простому красиво, как трёхаккордовые мотивы Цоя. Но по лисе уже лилась скрипичная партия с переливами, гнусью, с высочайшими нотами и всплесками страсти.

    Я учился у моего «брата» охоте. С ним в первый же сезон я добыл свою первую лису, а через несколько лет счёт шёл уже на десятки. Разбой беспощадно и целенаправленно уничтожал лисье племя, снисходительно позволяя нам завершать охоту выстрелом, и то, наверное, лишь потому, что ему недосуг было возиться с оформлением документов на оружие. Он и тут был бы лучше меня.  

   Мы прожили с ним семь счастливых лет. А потом он потерялся. Это я его потерял. Предал!!!

   Была обычная охота. Мы здорово проредили камышовых лис в субботу и отправились на зачистку в воскресенье. Это было далеко от нашего хутора. Добирались не пешком. С утра взяли из-под Разбоя и примкнувших к нему менее талантливых помощников пару лис, он ушёл за очередной. Помощники скоро вернулись, но не в правилах Разбоя было бросать дело на полпути. Мы ждали его до вечера. Стреляли. Я топтал след.

    На следующий день его тоже не было. Волки ли с гона сняли (их было много в девяностые) или другие нелюди, что теперь гадать?! Я предал брата! Я как-то слишком малодушно легко поверил в его потерю. Он достоин всяческих похвал! Я – нет! Слабым оправданием для меня могут служить лишь не утихающие до сих пор муки совести…

    P.S. У меня не осталось фотографий Разбоя – тогда не было мобильных телефонов и цифровых камер, да и моды такой не было. Мы просто охотились. После были ещё собаки, есть и теперь. Я фотографирую их, и иногда перелистываю кадры...

    Чтобы вспомнить моего Первого, моего Лучшего пса, мне не нужны снимки – ОН навсегда в моей памяти, в моём сердце…

Ростовская область
8475
Голосовать

Лучшие комментарии по рейтингу

с.Павловск
20896
У каждого настоящего охотника с собакой, на сердце рана о ушедших четвероногих помощниках. Но человеку дано не только чувство скорби, но и ПАМЯТЬ! Спасибо за тёплые слова, в них и скорбь и радость и печаль и благодарность!
5
Подольск
13
Огромное спасибо , так просто и понятно донести радость, любовь, счастье. Низкий поклон Сань.
2
Новосибирская область Тогучинский район
3097
Память о друге. +5. Только звезда.
2
Комментарии (26)
НОВОСИБИРСК
19720
Прям.., как о человеке-друге! Спасибо.
2
Чувашия г. Чебоксары
11793
Строки из самого сердца. Сам терял и рана до сих пор ноет. +
2
Р Алтай
198
Душевно!
1
Новосибирск
24613
Сильно Саня!!
Первый претендент на первое место!
2
Новосибирск
2616
5!
1
Сумы
1355
Так написать о собаке может лишь тот ,кто по настоящему умеет ее любить.....*
2
Новосибирск
104
Действительно, душевный рассказ..... нет слов.... +
2
Новосибирская область Тогучинский район
3097
Память о друге. +5. Только звезда.
2
Новосибирск (родился в Болотнинском районе, деревня Хвощевая)
1916
КАМыч!Читая твой прекрасный рассказ о гончаке ,вспомнил о своих,а у меня их было два - русских пегих красавца. Скучаю,но .....
1
с.Павловск
20896
У каждого настоящего охотника с собакой, на сердце рана о ушедших четвероногих помощниках. Но человеку дано не только чувство скорби, но и ПАМЯТЬ! Спасибо за тёплые слова, в них и скорбь и радость и печаль и благодарность!
5
Товарищи, вижу в комментариях сразу нескольких хороших авторов. Тема интересная, ждем ваших историй
1
Барнаул Алтайский край
4247
5+
1
Ростовская область
8475
Спасибо огромное, друзья!!!
С сочуствием смотрю на охотников, которые не понимают охоты с собакой. Но за счастливые дни приходится платить, и платить высокую цену - это боль по ушедшему другу.
Эпиграфом я взял строки Евгения Евтушенко "На смерть собаки" - очень сильно http://ev-evt.net/stihi/n/dog_dead.php
Я верю в то, что и многим из вас есть о чём рассказать.
А я о моём первом выжлеце как-то уже немного говорил: https://www.hunting.ru/blogs/view/117602/
0
Казахстан, Актобе
23399
Сильно...
1
Пермь
16378
Понравилось. Прекрасный рассказо
1
Подольск
13
Огромное спасибо , так просто и понятно донести радость, любовь, счастье. Низкий поклон Сань.
2
Станция Акчурла
10239
Собака на охоте...если пес смышленный, он превратит это таинство в настоящий праздник, как говорил мой товарищ:
- Да я готов его под хвост поцеловать!
И с точностью до наоборот, тупую из злобную тварь,так и тянет пристрелить.
Сане несказанно повезло, отличный рассказ.
1
Ростовская область
8475
Спасибо, братья!!!
0
Самый лучший город на земле
2372
Спасибо вам большое! Как похожи все повадки Разбоя на моего выжлеца Бурана...он тоже в краях
Вечной охоты...https://www.hunting.ru/blogs/view/94421/
1
Алтайский край
257
За душу берёт... Отлично рассказано.
1
Томск
5577
Полностью согласен с названием!
Повествование тоже на отлично.
Перед открытием потерял свою боевую подругу, охота не охота нынче.
Воспитываю щена вновь, но часто называю ее кличкой...
Думал тоже на этот конкурс податься, но пока ладится с текстовкой, в другой раз.
Плюсанул!
1
Кубань- НСО
1004
Саша, спасибо за рассказанную историю. Всё, что вы рассказали о своём Разбое, мне так сильно знакомо. У меня, почти 12 лет назад, была русская гончая Дина, универсальная собака!)) И куниц загоняла на дерево, и уток подавала, и на зайца, лису, косулю с ней напарника больше и не нужно было, ( свою эстонку сейчас я назвала в её честь, но эстонка Динка в работе пока ещё очень и очень отстает от той, русской гончей Дины)
1
Ростовская область
8475
Свет, на то и русские - и щвец, и жнец, и на дуде игрец))) Спасибо!!!
0
Деревенька у реки, Центральное Черноземье
445
Сань, замечательный рассказ! Написано мастерски! Третье место тебе не светит - за достойное содержательное и высокохудожественное мужское повествование без всхлипов вам с Петровичем я бы отдал два первых! Тридцать третья звезда - от меня. *
1
Ростовская область
8475
Степной, спасибо, Василич! Петрович всё же посильнее меня. Талантище!
0
Деревенька у реки, Центральное Черноземье
445
Сань, Вы оба те ещё "хлюсты", каждый хорош по-своему!
1

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх