Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Охота поздней осени.

Фёдор Михайлович был в прошлом заядлый рыбак, как говорится, - зимой и летом одним цветом. Но разменяв восьмой десяток лет, сидел с удочкой всё реже, в основном на озерке рядом с его дачей. Однако тёплые осенние дни рано или поздно подходили к своему краю, и он со своей половиной возвращался в городскую квартиру, прихватив с собой остатки первача выгнанного из даров огорода.

Как-то в последний день сентября, раздался телефонный звонок. На проводе был его старинный приятель- Костантиныч. Заядлый охотник, да и по возрасту на полтора десятка лет моложе. Спустя чуть менее часа друзья сидели за столом в кухне «хрущёвки» с давно выцветшими обоями. Володька бережно положил на цветастую скатерть свёрток и торжественно произнёс:

-Вот Михалыч угощайся. Это с моей крайней охоты- чирушка в собственном соку с гречкой. Развернул полотенце,затем фольгу. Разделил на две половины по брюшку и продолжил.-Долг платежом красен. Твоя святая водица, как заговорённая, помогает на охоте.

-Ну благодарствую, уважил старика. Давненько не потчевался дикой уточкой. Тут сам Бог велел по напёрстку, хоть и старуха ворчит. Наклонился. Достал из глубины кухонного шкава многогранный графинчик с жидкостью чайного цвета.-Это у меня ещо с запасов, настоянный на шухофрухтах,-едва слышно пробормотал Михалыч, словно запыхался от быстрого шага, а

чуть погодя поставил на стол гранёные рюмочки.

-Ну, за наше здоровье, рыбаков и охотников,- пробормотал на выдохе Володька. Поставил свою пустую рюмку рядом с другой, шутя продолжил.- А твоя супруга-Кузьминична где. В саду зимовать что ли оставил?

-Да к соседке ушла по какому-то решепту. Пущай побалакают.

-А я вот как раз собрался ещё раз на охоту в конце недели сгонять. Может пролётную захвачу, мож ещё не отлетела на юга. Тут рядышком- на озеро Сектинское. Электричкой, а база в паре сотнях метров. Да ты знаешь; там прямиком канал до самого озера, говорят ещё с времён строительства московского тракта со стороны Омска, а может и с царских.. .

-Прям уж так и с царских, -засомневался Михалыч.

-Бог его знает.Однако, его копали ещё для заправки паровозов водой.Вода-то пресная в озере.

-Бывал я там как-то с зятем- Артёмом. Это почитай на границе Чулымского района. Кстати, карасишка там жёлтенький водился, вкусный и не глистатый, - вдумчиво, тихо проговорил Михалыч. Наполнил одну рюмку до верха граней, а себе лишь на одну треть.- Ты вроде на охоту собрался.Со дня на день передали заморозок по северным районам. Так что для сугрева малёхо прысну. Фляжку-то вижу захватил.

Ну спасибо тебе, опять в долги загоняешь охотника,- весело ответил Володька. Давай ещё по последней. Так ежели похолодание, да снежок, глядишь подфартит пострелять. Вот в четверг и рвану. Мне лишь подпоясать..,-не договорил он, услыхав в коридоре звук открытия замка, следом неразборчивый тихий женский говор.

-Это ты мать, штоли уж пришла?,-спросил Михалыч. Неловко спрятал графинчик в шкаф, ударившись подбородком о край стола.

Наконец, в кухню вошла хозяйка. В цветастом фартуке, с пуховой шалью на плечах.

-О, здравствуйте вам-Володя. Я чай гадала по одёжке, ктой-то к нам пожаловал. А где ж твоя Валентина. Уж как недельки три ещё с сада не видались.

-Да это я так экспромтом, поговорить с твоим дедом о охоте, рыбалке.

-Так оно и видать. Оба сомлели уж от слов-то. Я вот деду сказываю, сказываю, а ему старому всё неймётся. Уж прихватывало и дика уточка не спасёт.

-Ладно Кузьминична, не гневайся. Сколько Богом отведено, тому и быть. Кстати, вот съезжу на охоту, а потом прикатим к вам вместе с супругой.

..Он вернулся домой затемно. Жена мирно дремала в спальне, но услышала, что Володька вернулся, тихо окликнула.- Ты где-ка заблудился. Если ужинать будешь, я пирожки пожарила.

-Ну мать угадала спасибо. Само-то, я завтра на охоту на пару дней хочу съездить. Да, привет тебе от Кузьминичны. Мы там маленько с Михалычем засиделись.

Он сложил в рюкзак всё необходимое. Плотно связал между собой около десятка резиновых чучел и положил их в сумку. Заполнил свой самосшитый патронташ в два десятка патронов, но вдруг подумал,- «Мало ли чего летает, а то и бегает. Этак десяток патронов двойки не помешает». Зашёл в кухню. Поставил на стол термос, чтобы не забыть и наполнить утром кофе. Посмотрел в темноту за окно. Красный столбик градусника опустился уже до нуля.

..За окнами вагона пригородной электрички проплывали знакомые места. Отрешившись от мирской суеты города, Володька любовался проплывающей мимо природой отходящей к зиме. Смотрел на осиротевшие поля с почти голыми от листвы колками леса, на извилисто тянущиеся ряды стогов соломы уплывающие к горизонту на стерне золотистого цвета, уже подёрнутой первыми заморозками.-«Всё, как всегда,- размышлял он. Только вот старость что-то подкрадывается быстро.»

Наконец, голос из динамика вагона объявил,-«Рямок, следующая станция Тихомирово». На перроне остались несколько человек местного населения, да охотник в бушлате и кожаном галифе. С взгромождённым на спину рюкзаком,поверх которого торчал спальник замотанный в полиэтиленовую плёнку. В одной руке он держал чехол с ружьём, а в другой холщовую сумку с длинными лямками. Оглянулся по сторонам и едва слышно пробормотал:

-Ты смотри, вроде один. Хотя на базе верняк ко-то будет. Главное, егеря-Самодума захватить, да лодку надёжную из ангара взять.

Проходя мимо круглой кирпичной водонапорной башни в начале канала, заметил, что на всю видимую его ширину стоит лёд. Рядом с калиткой из штакетника чернел покосившийся столб с скрипящим на ветру, но горящим фонарём. Из окна бревенчатого дома для охотников едва пробивался тусклый свет.

-«Значит кто-то ночевал из нашего брата,-подумал Володька.-Уж точно скажут ушла утка, подходит или остановилась».

У крыльца под навесом, висела пара связок нырковой утки. Из распахнутой двери вкусно пахнуло печным теплом. За длинным деревянным столом сидели два молодых человека. Пили чай с нехитрыми охотничьими бутербродами. В дальнем углу на кровати с провисшей панцирной сеткой лежал охотник пенсионного возраста. Он посмотрел в стволы ружья на свет лампочки и, после короткого приветствия вошедшего, пошутил.

-Ты вот ружьишко-то прихватил, а коньки видать забыл. А то бы прямком по каналу до озера завихеривал.

Сидящие за столом рассмеялись. Володька едва заметно улыбнулся.

-Да уж видел, что вода в канале ледком схвачена. О чём-то на секунду задумался и спросил: -Утка-то есть на чистой воде или ушла?

-На середине есть. Вчера утром болталась; вроде свежая подошла, если судить как на чучела хорошо реагировала, -поддержал разговор один из молодых охотников. Мы наши лодки оставили у шпунта. Сегодня попробуем пробиться к первому мысу, где вода без заберегов.

-А егерь-Самодум здесь или в деревне у себя дома?

-Вчерася был до поздна, ждал охотников с электрички,- послышался голос из угла. Кстати, он сказал, -со стороны «Рямка» у кургана, вроде охотники оставили лодку с прошлых выходных. Так что если есть желание то можешь попытаться там пробиться на чистую воду. Видать, что тебе места эти хорошо знакомы.

-Ладно мужики, спасибо за информацию. На выходе из дома в дверях оглянулся. -Передайте егерю, что путёвка у меня сезонная. Попробую взять ту лодку если она не бежит.

За многие годы охот на утку,Володька хорошо знал береговые особенности этого озера. Сразу сообразил, что это единственный вариант добыть хотя бы пару-тройку пролётной. Он вышел на улицу. Сделал несколько шагов, но вдруг остановился. Быстро вернулся на крыльцо и внимательно посмотрел на висящие связки уток. Потрогал жёлто-оранжевые лапки гоглей, едва слышно с сожалением пробормотал:

-Чёрт возьми, ещё вчера надо было поехать. Посмотрел на часы, будто куда-то опаздывая, и решительно пошёл к намеченной цели.

Ни разу не сбившись с пути, ориентируясь только по памяти, спустя чуть более часа он сразу заметил силуэт земляного кургана. И уже через несколько минут стоял у полого берега озера без камыша. Узкий коридор заберега уходил в глубь озера. До чистой воды было более сотни метров. Володька сел на днище перевёрнутой плоскодонки с бортами из оцинковки. Закурил сигарету и пока пальцы не обожгла догорающая мохра всматривался в чистую воду озера. Со стороны «гороховской пристани» гулким эхом донеслись несколько выстрелов.

-Это зашибись, цхя..буду. Хоть пугнут малёхо,- пробормотал он. Встал, перевернул лодку на днище. Вновь посмотрел в сторону воды. Успел заметить, как несколько гоглей с только им присущим полётом, заложили вираж и расплескались за выступающим мысом камыша. Он быстро загрузил свой охотничий скарб, положил шест и поволок лодку к берегу. Боясь провалиться под тонкий лёд забрался в плоскодонку. Раскачивая её из стороны в сторону постепенно проталкивался вперед. У самой границы камыша на мелководье остановился передохнуть. Закурил. И тут заметил, в паре сотне метров от него на чистой воде болтались несколько десятков черных точек. Они исчезали, то вновь появлялись над озёрной рябью. -«Похоже впустую. Факир был пьян.., фокус не удался»,- подумал Володька.

Однако ход его негативных мыслей вновь прервал до боли знакомый свист утиных крыльев. Он схватил ружьё, но только успел проводить взглядом пикирующую стайку гоглей, которые сделали крутой вираж и расплескались вблизи кормящихся собратьев. Как бы обретя второе дыхание, решительно ломая лёд, Володька протолкнулся к ближайшему редкому камышу. По пути, сразу за лодкой в образовавшуюся полынью, выставил около десятка разномастных чучел. Среди редкого и полёгшего камыша хорошо замаскироваться не удалось. Пробил лёд и воткнул шест наклонно поперек лодки. Накрыл её сверху полиэтиленовой плёнкой, в которую был ранее замотан спальник. От усталости, дрожащими пальцами, закурил только со второй спички. Сел на сиденье. Проверил стволы на наличие патронов, положил его рядом. Одним движением развязал рюкзак. Достал двухсот граммовую фляжку с первачём. Сделал пару глотков, сморщившись, не-то от его холода, не-то от горечи пробормотал:- "Какая гадость эта заливная рыба". Выждал десяток секунд и закусил серым хлебом с пластом само-солёного сала с тонкими прожилками мясца.

..Уже более получаса смотрел на холодную рябь озёрной воды, на бултыхающихся впереди гоглишек, на серые низкие облака медленно надвигающиеся с северо-запада.

-«Интересно, погода к снежку изменится или к слякоти..,-размышлял он. Хотя может морозец покрепчать к вечерку. Тогда хрен выберешься..».Со стороны шпунта от базы эхом донеслись несколько выстрелов явно из разных ружей. Затем сразу одиночные.

-Видимо подранков добрали, - предположил Володька вслух. Поёжился от холода в ногах и решил снять кирзовые сапоги, поверх которых были натянуты бахилы от химзащиты. Быстро заменил шерстяные носки на чуни из собачьей шкуры. Поднялся с сиденья и тут над водой заметил быстро приближающиеся силуэты уток. Они летели в его сторону вдоль границы чистой воды и берегового льда. Мгновенно схватил ружьё. На всякий случай, заранее снял с предохранителя. Ожидал подлёта уток с молящим взглядом..,- «Ну ребятки ещё чуток, ещё ближе; Господи помоги мне не быть в должниках у Михалыча..». От этой мысли на его лице появилась мимолётная улыбка.

Однако, не долетев на дальний выстрел, стайка чернети отвернула. За ними крылом к крылу два гоглишки, но вскоре те развернулись и пошли в сторону обледеневших чучел. Володька вначале не поверил своим глазам. Лишь успела мелькнуть мысль- «Буду стрелять, пусть даже более полсотни метров». Спустя мгновение нажал на курки. Одним движением перезарядил стволы. Одновременно наблюдал, как смертельно битый белощёкий упал на лёд проскользив по инерции ещё пару метров. Второй едва махая одним крылом, шмякнулся, не дотянув до чистой воды 20-30 метров. Быстро разобравшись с какой стороны опасность, тяжело пополз в сторону кромки льда. -Чёрт возьми, как далеко утянул: стрелять бесполезно,-выругался вслух Володька.Отбросил в сторону плёнку, схватил шест и попытался пробиться к подранку ломая заберег. Однако протолкавшись десяток метров понял, что не успеет. Лихорадочно нашарил два патрона двойки. Вставил в стволы. Тщательно прицелился. С интервалом в несколько секунд выстрелил. Заметил, как контейнеры улетели на десятки шагов и покатились по льду. Дробь рассекла лёд возле подранка, но тот продолжал ползти к спасительной воде. И всё же после пятого выстрела подранок дошёл.

-Прости, я спас тебя от мученической кончины,- успокаивая себя пробормотал Володька, и вернулся в свою засидку.

Сел на сиденье. Достал термос с кофе, но тот оказался почти пустым. Будто размышляя о чём-то важном, он посмотрел на двух добытых белощёких гоглей лежащих на льду. В гладь холодной озёрной воды, где впереди после его канонады уже не было отдыхающей стаи пролётной утки. И словно набираясь сил перед серьезным делом, рядом с бортом раздолбил лёд. Зачерпнул воды. Поставил литровую колбу дюралевого примуса на дно лодки и разжёг четыре таблетки сухого горючего. Закурил. Насладился парой длинных затяжек сладостным дымком, а чуть погодя расстегнул боковой карман рюкзака, где хранился презент его старого знакомого - Михалыча.

Закончив короткую охотничью трапезу из одной рыбной консервы, кружки кипятка и пары пирожков с ливером, Володька решил подобрать добытых уток. Вновь с опаской посмотрел на горизонт, откуда лёгкий ветер надвигал темно-синие тучи.

-«Ладно, хорошего понемногу. Засветло надо выбраться, да на последней электричке домой смотать..,-размышлял он. Хотя можно и в стожке переночевать. Не впервой, вдруг утречком снежок пойдёт. Глядишь с воды уток на крыло поднимет к отлёту». Однако, его мысли вновь прервал шелест утиных крыльев в каких-то полторы сотнях метров. Пригнулся, схватил ружьё. Около двух десятков голов пролетели низко над водой со стороны озера, резко взмыли вверх перед береговым камышом. Надлетели над тёмной шапкой ближнего одиноко стоящего стога сена и растворились за вершинами дальнего леса. Спустя несколько минут, словно догоняя первую стаю уток, в том же направление пролетели ещё несколько. -Похоже чернеть. Наверняка снежок с других озерин их сорвал -Торок или Котлов».,-размышлял он, провожая стаю уток пристальным взглядом.

Вскоре плоскодонка ломала лёд от раскачки и отталкивания шестом. Володька подобрал двух увесистых белощёких гоглей. Заметно устав, решительно повернул к берегу. В уже упавших сумерках приволок из ближайшего меколесья пару тонких сухостоев. Рядом со стогом сена разжёг экономный костерок. В пол-литровой алюминиевой кружке разогрел перловую кашу с тушёнкой. По телу потекло тепло первача и сытости горячего охотничьего ужина. Он смотрел на горизонт, где на западе едва угадывался закат; по небу плыли холодные тёмные облака, а между ними проглядывали первые звёзды начала октября. И всё же усталость заставила его готовиться к ночлегу.

Продолжение следует.         

..Володька попытался забраться на вершину стога, но после пары неудачных попыток вырыл глубокую нишу внизу. По длине перины из сена воткнул в землю несколько наклонных тычек и накрыл сверху плёнкой.

 

НОВОСИБИРСК
19555
Голосовать
Комментарии (9)
Сумы
1355
Живой интересный рассказ. Замечательно написано.Спасибо.Жду продолжения...+++++
0
Новосибирск
24529
+
0
Казахстан, Актобе
23309
Третья звездочка от меня. Хорошо изложено.
0
Чувашия г. Чебоксары
11793
Мастер! +
0
Томск
5565
Не тяни с продолжением ;) +++
1
Ростовская область
8475
Очень хорошо!!! Ждём! *
0
нсо
3286
Здорово!
0
Пермь
16288
С душой и опытом рассказ.
0
НОВОСИБИРСК
19555
Всем, даже тем кто прочитал через строчку или мельком, благодарствую.
0

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх