Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Медведь. Тропление до берлоги.

Рисунок этого зверя я поместил бы на флаг России. Про русских медведей много сказок рассказано. Уж очень зверь симпатичный и чем-то похож на русского человека. Главное, наверное, непредсказуемость своего поведения. Ведь русских, почему бояться заграницей. Неизвестно что выкинуть могут. То первыми спутник или космонавта запустят в нищей стране, то такую революцию устроят во славу и честь трудового народа, а потом этого народа столько угробят по поводу и без повода. Мир таких экспериментов не видел. Кукурузу к северному полюсу двинут или при обилии земли целину поднимать возьмутся, реки равнинные запрудили и прекрасных земель и лесов миллионы гектар затопили, сгноили и погубили. И так страна эта живет. Силен и бесхитростен и медведь, и наш народ и на всякие приманки каждый раз попадается: на коммунизм и на Мавроди, на Чубайсовские ваучеры, и на алкоголика президента, который с моста свалился. Боже ты мой. Оглянешься на недавнюю историю- и смех берет и слеза пробивает. Перед всем миром скоморошничаем. Медведи то всегда скоморохами были и со скоморохами по городам ходили. Узнать медведя до конца его мохнатой морды невозможно. Но рассказать о них отдельные случаи по личным встречам и следам их деятельности - это попробуем.

Первый медведь для охотника - это не бекас, какой нибудь и не вальдшнеп и даже не глухарь. Поспрашивайте ка охотников многие ли медвежий счет имеют. А? Я вот знал одного такого. Он всю жизнь на охоту на ЗИМе ездил и не куда-нибудь, а в Костромскую губернию. Ну и что. Привез за все время одну медвежью шкуру и ту купил у местного браконьера. Мясо, то бишь медвежатинку привозил регулярно и покупал все там же. Ну а сборы то чего стоили. ЗИМ нагружался доверху вплоть до крыши, включая полный комплект запчастей. А штуцер то чего австрийский стоил. Не нарезник, а пушка, и за солидность звал он его бухгалтером. Весило сие орудие пять килограмм. Бутылочку брал из Москвы специальную литровую и привязывал ее на веревке. Писал в нее на лабазе, а потом на землю спускал. Обо всем заботился и все в московской квартире продумывал. Фонарь американский. Патроны что морковь каротель с пулями под 10мм. Но как только медведь собирался выйти в овсы, начинал он кашлять или чихать, а то еще хуже пускать дурной дух со звуковым оформлением, от которого хотелось одеть противогаз. Друзья, если сидели с ним на одном лабазе или рядом говорили ему:-Что же ты делаешь? А он делал удивленные глаза и отвечал: - А что разве нельзя? Дурака валял. Но мне кажется, больше медведей боялся. Один, упаси Бог, никогда с лабаза ночью домой не шел. Либо егеря ждал, либо товарища. Он ведь тоже хорошо знал, что медведи - звери непредсказуемые.

Так вот, охотились мы как-то на лосей в конце октября на юге Мурманской области, почти на границе с Карелией у оз. Ори-ярви. Приехали втроем на мотоцикле в угодье утром раненько. Вдруг слышим, собаки чьи-то работают и видно по зверю. Вот главный охотовед промхоза Аркадий и говорит: -Знаю, чьи это собаки. Браконьер Васька Польнов залез в чужие угодья и опять лосей бьет. Пойду перестреляю собак, чтобы ему не с кем охотиться, а без собак бить лосей он не умеет. И ушел. Другой мой напарник Колька-Мишка пошел через долину в противоположные сопки, а меня направил вслед за Аркадием и говорит: "Иди до первого следа, а потом тропить будешь". Так и разошлись. Прошел я метров 500 и бац, свежайший след, только не лосиный, а медвежий. След хорошо заметен, т.к. снегу уже в четверть. У меня от волнения всё в горле пересохло. Оглянулся, а Колька-Мишка, что-то на месте копается, мотоцикл ветками маскирует. Я вернулся к нему и рассказываю так и так, мол, свежий медвежий след. Колька-Мишка со мной пошёл, посмотрел, посмотрел и говорит: "Это он на берлогу пошёл. Надо тропить". На том и порешили. Он пошёл на свои сопки, а я по свежему следу рядышком иду. Сначала всё казалось, что медведь чуть не за каждой ёлкой сидит и меня караулит, напрягался страшно и снимал с карабина предохранитель. Потом немного успокоился и пошел по корягам и камням. А камни такие, что некоторые лучше обойти, чем лезть через них. Все ноги повыворачиваешь. Но ничего молодой, на ногу ходкий и легкий. Энергии хоть отбавляй. Иду со следом рядом, а медведь петляет как заяц, то влево пойдет, то вправо, то вверх, то вниз и так по склону хребта меня мотает. Часа два крутил, а потом взял и через долину пошел как раз куда - Колька-Мишка ушел. Да, надо объяснить, что-то я пишу и пишу: Колька - Мишка, да Колька - Мишка. Карел он, и русские имена у них и фамилии. Так вот, когда мать его родила, и отец в больницу пришел, и мать ему наказала. Иди в сельсовет и запиши его Мишкой. Отец узнал, что у него сын родился и на радостях напился, как в России водится, а про сельсовет не забыл, пришел и Колькой его записал. Сыну уже 33 года. Отец завет его Колькой, а мать Мишкой. Вот и вся история. Я его зову то Колькой, то Мишкой. Он на то и другое откликается, и только улыбается.

Так вот скоблюсь, скоблюсь я за медведем, а он будто собирался мне все здешние окрестности показать: горы и озера, вершины и долины, гари и сосняки, поляны и камни, каменные обрывы и пустоши с кустами, и огромные валуны. А потом стал номера откалывать. Тропишь, тропишь вот и след как нарисованный, а потом тупик, будто улетел медведь по воздуху. Но нет. Этот хитрован пяточку в пяточку, коготок в коготок, пальчик в пальчик положил и задом пошел метров двадцать - тридцать до ближайшего куста, а потом прыгнет метров на пять за куст и спокойно идет дальше под прямым углом к прежнему следу. Хлеще зайца скидки делает.

Поднялся я на хребет, куда Колька-Мишка ушёл, смотрю, а он сам собственной персоной стоит на медвежьем следу и меня поджидает, и что-то высматривает на обрывистом плато метров за двести. Слушай, говорит он. Там вроде лось стоит и кормится. Пригляделся я и вижу рогач, как фургон, здоровенный в кустах туда сюда мордой крутит, ветки щелкает. Медленно так, не торопясь, как все делают лоси. А подойти то к нему нельзя, обрыв мешает. Мы сейчас на одном уровне, а если пониже спустимся, его не видно будет. Решили стрелять, не сходя с места. У Мишки-Кольки новенький карабин "Лось" девятка, у меня армейский карабин. Приложились с колена и жахнули. Встали смотрим. Нет лося. Промазали,-говорит Колька-Мишка. Но я гляжу из кустов, где стоял лось, нога вверх копытом дёрг и поднялась. Нет, хорош,-отвечаю я ему. Лось по небу пошёл. Ну что ж пошли разделывать. Полезли по обрыву как альпинисты, потому как обходить по ровному надо километра два. На месте лежит наш лосище. Рога по пять концов, сам темно-бурый и весом не меньше полтонны. Одного мяса в промхоз сдали 230кг., шкура два пуда, а ещё голова, а ливер. И всё это пришлось вытаскивать на себе полтора километра. Всё побросали сначала с обрыва высотой метров двадцать. Ничего не сломали, ничего не разбилось. А потом до звёздочек, до кругов в глазах и до полной темноты пришлось по камням, корягам, через валёжены и мхи таскать тяжеленные четвертины, шкуру, голову и всё остальное. Когда мы все с этим покончили, я сказал себе: Теперь если я увижу лося в таких дебрях, пусть он будет весь золотой, а по краям серебряный, ни за что стрелять не буду. Гуляй лось там дальше, а я только буду любоваться. Вот он труд промысловика, охотника-лосятника.

- Ну что же с медведем?-спрашиваю я Кольку-Мишку.

- Завтра пойдём-отвечает он. Надо добрать. Если наши охотники узнают, что мы берложный след бросили, над нами смеяться будут. Медведи у нас в цене. Будет о чём поговорить, уваженье заработаем. Так и порешили. Утром мы были на том же самом месте, и пошли на хребет подниматься. Ночью прошёл сильный дождь, снег осел и покрылся коркой на открытых местах. До середины хребта дошли и на тебе: два свежайших лосиных следа. Ты знаешь,-говорит мне Колька-Мишка-, иди тропи медведя один, а я потом подойду. Такие следы упускать нельзя. Встретимся у мотоцикла. Так и разошлись. Взял я снова след и пошёл. А после дождя на открытых местах, полянах и вырубках след исчезал, оставались от него маленькие ледяные корочки и, чтобы их лучше видеть я ложился на снег и тогда прозрачные блинчики следов начинали отсвечивать и становились заметными. Под пологом леса было легче. Ветви укрыли след и не дали его размыть. Так вот и шёл я за часом час, километр за километром, а ни медведя, ни берлоги нет как нет. Сколько я исходил, не знаю, но вернулся к вечеру к мотоциклу. Кольки нет. Подул сильный ветер, пошёл дождь, и я из сырого снега от нечего делать сделал стенку и за ней спрятался. В полной темноте явился Колька-Мишка и сказал: "Коровку я заделал, а второй ушёл. Пока разделывал то да сё вот и всё". Оба мокрые от пота и дождя сели на мотоцикл и поехали домой по ледяной дороге. Ну, уж завтра мы этого медведя доберём,-заявил дома Николай, после плотного ужина. Медведь будет наш. Утром прямым ходом через хребет пошли к тому месту, где я бросил след. Встали и пошли, и медведь опять чудил, показывая здешние пейзажи. С горы на гору, с бугра на бугор, с леса на поляну водил он часа три. Наконец в чистом сосновом лесу на северном склоне обнаружили мы небольшую расщелину и в одном месте под гранитной плитой заметили треугольное отверстие. Медведь то там-сказал Колька-Мишка. Я встал с карабином напротив чела метрах в восьми, напарник метров на пять повыше с лева от меня. Давай приткнем дыру деревцем,-предложил я. Карел кинул мне топорик, я срубил небольшую сосёнку и приткнул ее к отверстию. Собак у нас не было, а шуровать медведя жердью было несподручно. Стреляй в чело,-сказал мне промысловик. Не долго думая, приложился и выстрелил. Тишина. Только ветерок шумит в верхушках сосен, да зачирикали испуганные синички. Где-то след мы пропустили, сказал я. Надо обрезать по новой. Иди Николай. Он послушно пошел. Минут через пятнадцать вернулся и с уверенностью сказал: "Медведь здесь",- и встал на свое место.

- Ну что ж, теперь ты стреляй.

Колька-Мишка вскинул карабин, нажал спуск и быстро передернул затвор. После выстрела секунду-другую длилась тишина, и я глазами повел в след катящейся по сугробу новенькой гильзы. Она так и сверкала в лучах низкого заходящего приполярного солнца. И в это мгновение раздался рёв, и верхушка сосенки отлетела в сторону. Медведь выскочил и двинулся в сторону карела. Приложившись, мы оба ударили медведя по корпусу. Он бросился бежать вниз под уклон, но метров через двадцать скатился в расщелину. Охота была сделана.

После я решил посмотреть берлогу. Без особого труда пролез в чело и осмотрелся. Крыша была представлена гранитной плитой, толстый слой сухой подстилки из травы, хвои мелких веточек. Стенки из гранитного камня. Вот вам и медвежий "дворец".

- Я это место хорошо запомнил,-заявил Мишка-Колька. В наших лесах у медведей квартир не хватает. Эту берлогу в следующем году проверю и грохну еще одного медведя,-самоуверенно произнес карел. Так ли было в следующем году, я не узнал. С Мишкой-Колькой с тех пор больше не виделся.

М.Д.Перовский

16378
Рассказ понравился.
Для размышления.
На мотоцикле приехали с Аркадием, уехали без его. Как он там?
На флаге Перми медведь, и как объяснил "знаток" геральдики.
Шагает с правой ноги, потому что всегда прав, а идёт на лево, потому что Самец.
Можно истолковать по разному, и наши эксперименты, например во Франции три революции, от большого ума. Ух и понесло меня...
Станция Акчурла
10239
Отличный рассказ - как стрелять, как потом таскать..
Не хотелось бы мне, чтобы русских, Россию ассоциировали с медведем. Да, зверь непредсказуемый, коварный, но и трусливый. Опять же до тухлятинки большой любитель, свежатинку не уважает, затаскивает в крепкое место и ждет, пока завоняет. Медвежат опять же убивает. Ну и вонюч необыкновенно. У меня 9 добытых, плюс участие еще примерно в полутра десятках охот на черного зверя. В первый раз на медвежьей охоте оказался в 14 лет с дедом. Не могу сказать, что всякий раз трусил, но волновался всегда, губы сохли, дыхание перехватывало. Охотил зверя и на берлоге, и на привадах, даже раз с подходу взял. Стрелял из тулки-курковки 12 калибра, из мосинки. Оружие и боеприпас выбирал в зависимости от предстоящей охоты. Из гладкого бил пулей Бреннеке и круглой, из мосинки тяжелой военной пулей. По эмоциональному напряжению медвежью охоту мне сравнить не с чем, хотя видел кое что и побывал в разных местах. И результат охоты тоже значительный, ощущение после успешной красивой охоты ни с чем не сравнить, душа поет и становится спокойно, раз такое сдюжил.

Всем удачи.
Томская область г.Колпашево
134
Хороший рассказ.
Новосибирская область Тогучинский район
3097
А я только собираюсь, хотя стажу уже к 30 годам. Как правильно было сказано в повествовании "Поспрашивайте ка охотников многие ли медвежий счет имеют. А?"
Каз. Темиртау.
Я два дня назад приехал с охоты на Мишку .Приехал пустой . Было два момента 1-й 350 метров лежал в берлоге голову высунул на солнце коричневый около 300кг ждали когда выйдет по нужде целиком .Ждали 5 часов жарко было развесили носки одежду сняли сапоги трусы лежым курим как лошары уверенные неуйдет.Высунулся он до половины друг меня здержывает подожди пускай весь выйдет .А он трехнул головой пол оборота и резко не в верх как обычно по горам уходит а вниз в лог обзор для оптики был на один выстрел я просрал друг сидел пониже с ремингтоном 223 сделал 3 выстрела 2 попали скотился колобком вниз мы ну все взяли .Поздравились выпили 50г ну пошли к мишке .Так как между нами был лог метров триста глубиной спустились сели на лошадей до места добрались через час вечер мишки нету .Подранок в сумерках еще неизвестно кто на кого охотится.На утро отправили табунщиков с собаками пусто.На марала отстрелялись на пятый день .Второй случай вышел на последний бросок по горам Забрался я на лошади выше друганов под гору еду на лошади .И вдруг в метрах 30 выскакивает на меня медведь черный некрупный кг150 не больше .Если коротко лошадь подо мной реально обосцалась я сдержался почуствовал себя тореодором лошадь плесала и сцала а мишка еще и пошутил сделал прижок в нашу сторону уже в 10 шагах исвалил в лог .Но красавец мех вычесаный как колобок бежит а мех мясо сало ходуном на нем ходит такой кадр был на камере батарея разредилась я в палатке на ней уснул и случайно нажал.О маралах не пишу лицензию брали на самку на мясо.