Как правильно перевозить ружья в машине
Законодатели в очередной раз «радуют» водителей самыми нелепыми предложениями, которые на практике несут исключительно головную боль и проблемы. На этот раз «беда» пришла для охотников.
Разбирая нюансы законов «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» и «Об оружии», автомобилист теряется: как же правильно транспортировать ружья. На практике получается, что работает не закон, а проверяющий – гаишник или лесник, которым надо деток кормить. А посему, что напридумывали в Госдуме, их не интересует. Тем более что тамошние «творения» можно интерпретировать достаточно многопланово. Попробуем разобраться в этой алхимии, ведь впереди осенний сезон охоты.
Оружие или спортинвентарь?
По словам заместителя председателя нижегородского общества охотников и рыболовов Александра Зеленова, «докопаться до ствола» - нормальная гаишная практика. Иногда в выходные устраиваются специальные рейды, когда охотятся на самих охотников. И если ты второпях неправильно уложил ружье и боекомплект, жди проблем.
Увы, если почитать охотничьи форумы, поймешь, что даже самое трепетное соблюдение законодательства не всегда избавляет от проблем. Но это не значит, что законы можно не читать. Наоборот, ими можно шокировать неадекватных сотрудников ГИБДД и представителей лесоохраны. Последние, кстати, о перевозке оружия сами плохо знают. Один из нижегородских охотников, когда до него докопались, поинтересовался, как обстоит с этим дело у самих стражей леса? И в результате ему и его товарищам показали несколько заряженных ружей, валяющихся в багажнике уазика с направленными на водителя и пассажиров стволами. Важный нюанс: этот охотник был сотрудником одной из спецслужб и напугал лесников «корочками».
А как быть нам, простым обывателям? Удивлять познаниями в законодательстве! В моей машине особый интерес инспекторов вызывают туристический топорик и бейсбольная бита, которые всегда в багажнике. По мнению стражей дорог, это оружие, а для меня – спортинвентарь. Спор разрешает мое требование сослаться на соответствующую статью в законе.
Интересно, например, почитать закон «Об оружии» и инструкции лицензионно-разрешительного отдела МВД России с разъяснением всевозможных моментов. Самый главный нюанс: какое оружие считается заряженным? Согласно закону, охотничье оружие с гладким и нарезным стволом, а также оружие самообороны с гладким стволом граждане РФ могут иметь при себе в машине только при транспортировке. Оно должно быть разряженным и находиться в чехле, форма которого не оговорена, но это не может быть полиэтиленовый мешок! Еще нюанс: какая часть оружия может быть «обнажена»? Например, есть чехлы под «Сайгу», которые подходят и под АКС. Но откидной приклад остается снаружи. Вывод напрашивается однозначный: не хочешь, чтобы до тебя «докопались», чехол должен закрывать оружие полностью.
Второй важный момент – вопрос «заряженности». На периферии это интерпретируется однозначно: у карабина снят рожок, у ружья – вынуты из стволов патроны, которые лежат отдельно. А вот в главке МВД считают по-другому. Еще в 2008 году начальник лицензионно-разрешительной системы при МВД РФ Лев Веденов пояснил, что «оружие считается заряженным при введении в патронник патрона и постановке ударно-спускового механизма на боевой взвод» и, «следовательно, оружие с примкнутым снаряженным магазином не является заряженным». На это есть соответствующее письмо разрешительной системы. Которое следует распечатать и хранить в чехле вместе с оружием – практика показывает, что «на местах» стражи порядка этого не знают.
Досмотр или обыск?
Еще один немаловажный нюанс: чем отличаются «досмотр» и «обыск»? Здесь все упирается в вопрос полномочий: что может проверять гаишник, а что не может? Поскольку любая проверка на дорогах начинается с остановки вашего автомобиля, то в первую очередь следует уяснить ее причину: нарушение ПДД, ваша машина похожа на угнанную, вы сами смахиваете на известного преступника и т.д. А далее начинается настоящая манипулятивная психология, азы которой нужно знать для общения со стражами дорог.
Документы на оружие не должны лежать вместе с автомобильными. Это сразу же вызывает нездоровый интерес служивых. При этом на стандартный вопрос: есть ли в машине запрещенные предметы или оружие, следует отвечать отрицательно. Обычно этим интерес у государевых людей заканчивается. Даже если впоследствии «ствол» в машине обнаружится, то это не дача ложных показаний – ваши слова не протоколируются.
Если же вас попросили показать багажник, не надо сопротивляться и скандалить. При этом стоит знать, что при осмотре по вашему автомобилю не лазят и не перебирают вещи. Иначе это уже обыск, которой протоколируется в присутствии понятых. Полицейский обязан просто осмотреть содержание багажника, ничего не трогая. Отсюда вывод – не кладите оружие на видном месте. Если же стражи дорог по привычке шарят в ваших вещах, требуйте понятых и протокола.
Еще один проблематичный для автомобилиста момент связан с законом «Об охоте». О его несовершенстве мы неоднократно писали. К охоте приравнивается нахождение в охотугодьях даже с разобранным и запакованным в чехол оружием. На практике все происходит следующим образом. На лесной дороге останавливают ваше авто и интересуются наличием оружия. Главный момент – кто остановил? Если это егери или лесники, посылайте их подальше. Без сотрудника полиции останавливать транспортные средства на дорогах общего пользования они не имеют права. Кстати, этим пользуются юридически грамотные браконьеры. Даже с тушей лося в багажнике. Если же среди остановивших полицейские, возвращаемся к предыдущим рекомендациям.
Лучшие комментарии по рейтингу
Мой скромный (по сравнению с Вашим, Леонид) 10-летний опыт транспортировки карабина автобусами (городскими и междугородными), поездами (+электрички и метро) и самолетами по всей стране не будит у меня никаких негативных воспоминаний. Писал немного об этом в теме "Транспортировка оружия в охотугодьях".
Нож, патроны(в пластиковой банке из под витаминов), отсоединенный магазин, набитый патронами, вожу в том же чехле, что и карабин. Нож не номерной, но я на всякий случай вожу бумажку из магазина где его когда-то покупал, что он удовлетворяет каким-то там требованиям МВД. Ее еще ни разу не спрашивали. РОХа действительно нужно держать вместе с паспортом во внутреннем кармане.
Ваша, Леонид, ремарка про проводников-вымогателей для меня звучит совершенно невероятно. Такие мне не попадались. Даже намека на мзду не было. Я сам предупреждаю проводника при посадке в поезд, что везу оружие (тем более, что метровый карабин не спрятать).
В прошлом октябре полицейские в ночном поезде на БАМе попросили меня показать патроны, при этом совершенно не интересуясь карабином. Интерес был проявлен именно к патронам скорее всего из-за того, что местные охотники частенько используют боевые (известно каким образом добытые). Покрутили в руках 7,62х51, сверили калибр с указанным в РОХа, и, извинившись(!), пожелали доброго пути.
Может, это только Пермский край такой особенный? Там с оружием еще не бывал. Спасибо Вам, Леонид, за предупреждение. Лучше, как говорится, перестраховаться, чем недостраховаться...
Понаписал я тут кажется не по теме топика. Ну, на усмотрение модератора.
Сейчас правила охоты запрещают наличие патронов в магазине.
Поэтому словоблудие на тему понятия формально заряжено оружие или нет не поможет!
Да и госинспектор охотнадзора имеет полные полицейские права,в том числе может останавливать, осматривать, досматривать транспорт.
Посылать его лесом не получится, даже без милиционера.
Статья 5. Классификация автомобильных дорог
2. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
3. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
к словам можно цепляться как угодно, но и на рожон лезть не следует. не хотите проблем имейте привычку заполнять графу в протоколе "для объяснений и возражений" - "правил пдд и законодательство рф об оружии и других не нарушал". а дома ссылки на нужные законы, потому что решившему заработать инспектору на дороге ничего не докажешь.
так, что если минимально проведены какие либо мероприятия (вырублен подлесок вдоль колеи) - дорога.
только вот как они обозначаются? не окажется ли дорога на балансе охотхозяйства? хороший капкан для едущих за путевкой.
Что личный досмотр (ст.27.7 КоАП РФ), что досмотр транспортного средства (ст.27.9 КоАП РФ) осуществляется в присутствии двух ПОНЯТЫХ, о чем ОБЯЗАТЕЛЬНО состовляется ПРОТОКОЛ ДОСМОТРА!!! Так что статье мягко говоря не отражает требования закона.
Таких ситуаций, уже тысячу раз в сети описывали и разбирали. Результат один - любой судья отменит подобный протокол, если такой будет.
Вот тебе конкретный случай
https://www.hunting.ru/forum/laws/bespredel-vneshtatnyh-ohotinspektorov-surgutsokgo-raiona-hmao/
а здесь более подробно:
http://forum.guns.ru/forummessage/264/1279512-22.html
причем тебя на лесной дороге могут остановить незнакомые люди с оружием, это так называемые "АКТИВИСТЫ-общественники" местного охотобщества.
Не поленись прочитай чем закончилось.
Я не спорю, что отморозков с корочками ещё хватает. Но и наш брат уже не лыком шит. Например, в вышеприведенном случае протокол аннулировали.
К охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях с незачехленным собранным и (или) заряженным огнестрельным оружием (включая зачехленное заряженное оружие, разборка которого не предусмотрена заводом изготовителем), спущенными с поводка или сворами собак, ловчими птицами, с капканами или другими орудиями охоты, с добытой продукцией охоты, а также с огнестрельным оружием в собранном виде на дорогах общего пользования."
Бред,а ведь ничего с замом поделать не могут.
А почему никто до сих пор не подал иск в Верховный или Конституционный суд,чтоб там дали однозначное толкование закона.Неужто среди миллионов охотников нет юристов,способных составить такой иск?
Вот,например,кто из нас со стажем вождения 5-40лет сейчас сдаст Правила дорожного движения?
просто, к сведению:
Лесной кодекс РФ (в действующей редакции) Статья 96. Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана):
3. Должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
3) проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;
5) ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах;
9) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;
14.1) задерживать в лесах граждан, нарушивших требования лесного законодательства, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
(п. 14.1 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
14.2) изымать у граждан, нарушающих требования лесного законодательства, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы;
(п. 14.2 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
Тут про инспекторов ГИБДД ничего не сказано. Зато в административном кодексе установлена ответственность за не подчинение требованиям........
Кто, что думает?
Мой скромный (по сравнению с Вашим, Леонид) 10-летний опыт транспортировки карабина автобусами (городскими и междугородными), поездами (+электрички и метро) и самолетами по всей стране не будит у меня никаких негативных воспоминаний. Писал немного об этом в теме "Транспортировка оружия в охотугодьях".
Нож, патроны(в пластиковой банке из под витаминов), отсоединенный магазин, набитый патронами, вожу в том же чехле, что и карабин. Нож не номерной, но я на всякий случай вожу бумажку из магазина где его когда-то покупал, что он удовлетворяет каким-то там требованиям МВД. Ее еще ни разу не спрашивали. РОХа действительно нужно держать вместе с паспортом во внутреннем кармане.
Ваша, Леонид, ремарка про проводников-вымогателей для меня звучит совершенно невероятно. Такие мне не попадались. Даже намека на мзду не было. Я сам предупреждаю проводника при посадке в поезд, что везу оружие (тем более, что метровый карабин не спрятать).
В прошлом октябре полицейские в ночном поезде на БАМе попросили меня показать патроны, при этом совершенно не интересуясь карабином. Интерес был проявлен именно к патронам скорее всего из-за того, что местные охотники частенько используют боевые (известно каким образом добытые). Покрутили в руках 7,62х51, сверили калибр с указанным в РОХа, и, извинившись(!), пожелали доброго пути.
Может, это только Пермский край такой особенный? Там с оружием еще не бывал. Спасибо Вам, Леонид, за предупреждение. Лучше, как говорится, перестраховаться, чем недостраховаться...
Понаписал я тут кажется не по теме топика. Ну, на усмотрение модератора.
Вы не правы! В НАТе применяют патрон .308WIN. А вот 7, 62\51 это есть советский аналог НАТОвского патрона. Разица состоит в том, что наш патрон немного слабее, т.к. развыивает меньшее давление пороховых газов. К тому-же применение боевых паторонов у нас запрещено. Только охотничьи!
Линия на карте, это условное обозначение карты, Она может обозначать не только дорогу, но проезд по местности (может быть сезонный - на болоте), но не дорогу как строительный объект.