Стиль в работе легавой
Понятие «стиль работы легавой» пришло вместе с распространением английских легавых. Ко времени начала у нас полевых испытаний этот термин постоянно употреблялся при описании работы собак, как совершенно ясное, не требующее пояснений понятие. Но первый, кто подчеркнул значение стиля, как одного из основных качеств легавой, был выдающийся русский кинолог К. В. Мошнин. Ему мы обязаны тем, что это понятие приобрело четкие формы и вошло с 1903 года в таблицу оценки рабочих качеств легавых...
Стиль вообще - это единство основных, отличительных, наиболее характерных черт произведения; то общее, что характеризует эпоху и манеру мастера, его основные приемы, методы работы, подход к творческому решению темы.
Стиль в работе легавой - это наиболее общие, типичные для породы, лишенные случайных деталей приемы ее работы, определяющие весь ее характер: отношение к обонятельному полю, манера чуянья, решение вопроса о присутствии или отсутствии дичи, потяжки, стойки, подводки, характер хода и поиска.
Стиль - это те черты, которые создают из отдельных приемов общую картину всей работы собаки, впечатление, оставляемое ею. В работе - стиль то же, что и тип в сложении, экстерьере собаки. Для пойнтера, например, не типична будет приземистость, растянутость, голова «без перелома» и низко посаженное ухо, стелящиеся движения. Английский сеттер никогда не получит высокую оценку на выставке, если он укороченный, высоконогий, с головой, характерной очень резким и глубоким «переломом» и высоко сидящим ухом. В этом отношении его не спасет даже правильное сложение с точки зрения общего экстерьера и механики движения.
Стиль в оценке легавой придает породную специфичность ее работе. Без характерного для данной породы стиля работа не должна считаться типичной, а собака получать высокий балл в соответствующей графе и цениться, как племенной материал. Казалось бы, оба эти положения бесспорны. Но если первое из них стало аксиомой и вряд ли кто станет спорить, то со вторым положением дело не всегда обстоит благополучно.
Конечно, соответствующей племенной работой можно добиться, скажем, от курцхаара быстроты, страсти и манеры чуянья пойнтера. И не только можно, но, к сожалению, у отдельных экземпляров уже добились этого. Но зачем? Ведь такой курцхаар будет только крапчатым короткошерстным и горбоносым пойнтером. Достигнуть этого можно у отдельных экземпляров, но за счет огромной браковки. При выведении курцхаара ставились другие, прямо противоположные задачи, был затрачен большой труд и средства на их достижение, и при таком подходе мы неизбежно утеряем то, что достигнуто на этом пути. Не лучше ли тогда взять пойнтера, у которого это уже давно достигнуто и закреплено? К тому же это и проще, дешевле и дает больший эффект и не потребует жесткой браковки.
Существование разных пород co6aк тем и оправдывается, что они отвечают различным потребностям и вкусам любителей охотничьих собак.
Принципиально неправильно и отождествление стиля и красоты работы. Может быть захватывающе красива ползущая потяжка и лежачая стойка пойнтера или страстная, высоким верхом работа курцхаара, но понимающий человек не назовет их стильными, они не характерны, не типичны для данных пород, не соответствуют их складу и «психике».
Сказанное, конечно, не исключает того, что всякая стильная работа красива. Таким образом стиль включает понятиям красоты, но не наоборот.
Совершенно неправильным , является представление, что оценку стиля можно составить, оценивая отдельные приемы работы (поиска, потяжки, стойки и т. д.) вне связи друг с другом. Такое представление противоречит правильному определению стиля.
Скажем, если к зданию, построенному в современном стиле, пристроить античные колонны, то это здание стананет образцом безвкусицы. Так и работа английского сеттера, имеющего тяжелый волчий ход, но очень стильную ползучую потяжку и стойку, не будет стильной и «стиль» мы должны оценить низко, так же, как низко оценим мы в ринге сеттера с очень типичной головой, но имеющего склад пойнтера.
В породе в пределах общего для нее типа различаются внутрипородные типы, Поэтому в пределах определенной породы могут существовать и несколько «стилей», хотя и объединенных общими чертами. Так, для пойнтера характерны будут смелость движений и хода, «стремление ввысь», без крадущейся манеры и припадания к земле, с головой, несомой во все моменты работы высоко, значительно выше линии спины. В пределах этих общих черт можно выделить не менее двух основных стилей. Большинство собак старых, «пегих» семей работали, держа высоко голову и шею, но без резкого задирания носа и, причуивая, как бы «щупали» головой воздух, ловя струю запаха, но при этом не опуская голову вровень со спиной. На потяжке и стойке эти собаки не подавались сильно вперед и в работе их чувствовалось больше монументальности, чем экспрессии. Работа отличалась большей верностью и «рассудочностью», не очень дальними прихватками. Сейчас этот стиль опять начал распространяться среди современных лучших пойнтеpoв.
Второй стиль характерен для черных пойнтеров и через них одно время получил большое распространение (в последние годы встречается реже чем 15 лет назад). Для этого стиля характерна захватывающая манера очень высоко нести голову на сильно и напряженно вытянутой шее как на поиске, так и в других видах работы по птице. Нос у собаки обычно держится выше линии лба. Во время прихваток, которые у чутьистых представителей бывают очень дальними, собака вся подается вперед, навстречу запаху и как бы приподнимается вверх. Нередко в момент прихватки собака даже отрывается от земли передними ногами. Во всей работе ее чувствуется самозабвение, страсть, подавляющая «рассудок». Однако отсюда часто может страдать верность ее работы. Оба основных стиля имеют свои подтипы. Так, в первом наблюдается сильное стремление собаки податься вперед, когда сопровождаемое опусканием на стойке зада, часто при оттянутых задних ногax, однако без принижения переда и шеи с головой. Во втором подтипе задирание головы у собаки принимает утрированный характер и сопровождается сильным подъемом хвоста. Позы у собак получаются причудливые. Этот стиль годился, по-видимому, в Америке и сейчас сильно распространяется в Европе.
Для английского сеттера прежде всего характерны плавные, стелющиеся движения при огромной страсти, быстроте и стремительности на поиске и «крадучести» на потяжке и подводке. Такой высокий верх прихваток, как у пойнтера, не будет характерным для «англичанина»: голову «англичанин» несет вровень или несколько выше спины, которые - довольно высоко, но никогда не задирая кверху так, как пойнтер.
В пределах этих общих черт наблюдаются два основных стиля: с одной стороны, «ползучий» стиль, когда собака на потяжке и подводке ползет, припадая к земле, а на стойке распластывается, а иногда и ложится. При этом собака шею и голову несет высоко, однако никогда не задирая носа выше лба.
Второй стиль - без прижимания собаки к земле, но с крадущейся потяжкой и стоячей стойкой. При этом голова чаще всего немного выше уровня плеч, хотя у особо чутьистых сеттеров встречается и высокое положение головы. Улавливание запаха из верхних слоев воздуха для собак этой породы менее характерно, чем для пойнтера. На стойке и пойнтер, и английский сеттер замирают, оставаясь без движения, но для пойнтера не исключаются короткие оглядывания на хозяина, с целью убедиться, приближается ли он. Ирландский сеттер на ходу обычно, несколько горбит спину и несёт голову невысоко, отчего создается впечатление тяжеловатого хода. Однако во время прихваток и работы по птице, голову ирландский сеттер поднимает высоко и часто ловит запах из верхних слоев воздуха (для собак этой породы характерен высокий верх). На стойке сеттер чаще всего перо держит наклонно вниз и без полного замирания, нередко даже помахивая им.
Для указанных трех пород собак характерна большая страсть на всех этапах работы.
Для гордона характерны высокий верх, однако без задирания чутья, и умеренная страсть, а отсюда ход без напряжения и спокойная, «рассудочная» работа. Гордоны, несущиеся сломя голову и держащие голову на уровне плеч, не могут быть признаны стильными собаками.
Что касается группы современных, встречающихся у нас, континентальных легавых, т. е. главным образом курцхааров и дратхааров, то для них стильным является спокойная, рассудочная работа, умеренная страсть, средняя или несколько выше средней скорость галопа, с переходами на рысь во время проверок и приметок, но отнюдь не стремительный карьер. Манера чуянья у них довольно своеобразна: собака не должна беспрестанно «ковыряться», как думают некоторые, но она обязана уметь взять след бегущей дичи и по нему довести хозяина до птицы. Проверки низом, если они не переходят в «ковыряние», для такой работы не могут считаться снижающими стиль. Наряду с этим собака должна уметь пользоваться верхним чутьем, при этом высокий верх не характерен и вряд ли будет желателен. В связи с умеренной страстью потяжка, стойка и подводка должны быть без особого напряжения и экспрессии.
Удовлетворяет или нет такой стиль - это дело вкуса, но этих собак вывели в силу того, что немецких охотников не устраивали пойнтеры и сеттеры с их огромной страстью и узкой специализацией. Охотники не стремились к тому, чтобы их собаки били «англичан» захватывающей страстностью и эффектностью работы, и с этим приходится считаться, в частности и при судействе на испытаниях.
Стремление подогнать все породы охотничьих собак под одну мерку, привить им единый стиль и одни приемы работы также бессмысленно, как стремление придать всем породам одинаковый экстерьер.
Можно возразить, что правила наших испытаний не предусматривают разного подхода к оценке стиля да и связанных с ним других особенностей работы основных групп легавых - пойнтера, английского и ирландского сеттеров - или собак большого стиля и курцхаароа и дратхааров, с одной стороны, или собак умеренного стиля - с другой стороны. Наша система испытаний затрудняет такой дифференцированный подход. Что ж, с этим, пожалуй, можно согласиться. Выход, очевидно, в том, чтобы для континентальной группы собак устраивать испытания по особо разработанным правилам.
Фото по материалам сайтов о пойнтерах и гордонах.