Как кабаны покоряли Америку
История открытия и колонизации новых континентов и территорий представителями европейской цивилизации неразрывно связана с процессами миграции некоторых видов домашних и диких животных. Всем известны последствия ввоза в Австралию кроликов. Попав на этот изолированный континент в XIX веке, в условиях отсутствия видовой конкуренции кролики расплодились настолько, что уже через 10 лет стали общенациональным бедствием. Подобная ситуация, только более отсроченная во времени, сложилась с бесконтрольным размножением диких и сбежавших домашних свиней, завезенных на территорию Северной Америки.
Первые кабаны в Новом Свете
Ученые полагают, что первые экземпляры парнокопытных из семейства свиней, относящихся к роду кабанов, попали на территорию Северной Америки во время экспедиций испанских завоевателей Хуана Понсе де Лиона (1521 г.) и Эрнандо де Сото (1539 г.). Свиньи «путешествовали» в трюмах кораблей в качестве живых запасов пищи, и, возможно, часть из них могла сбежать во время наземной части завоевательных походов. Чуть позже, в конце XVI века, свиней стали завозить в Америку в больших количествах специально, с целью разведения.
Животные, которым удалось сбежать из загонов и оказаться в дикой природе, быстро размножались. У одичавших свиней на территории американского континента не нашлось естественных соперников, и поголовье их стремительно росло. Уже в XVIII веке, чтобы воспрепятствовать набегам прожорливых свиней на поля маиса и других продовольственных культур, фермерам пришлось начать их массовый отстрел. Охота на кабана – крупного, мощного, и, вместе с тем, очень умного и осторожного зверя, постепенно стала одним из самых популярных развлечений местных жителей.
В конце XIX века, чтобы придать этой охоте особый экстрим, в Новый Свет из Германии были завезены и выпущены на территории небольшого северо-восточного американского штата Нью-Гемпшир крупные особи европейских диких кабанов. В первые десятилетия XX века в Северную Каролину, Техас и Калифорнию завозились значительные партии диких свиней из России. Скрещивание прибывшего в Америку «генетического материала» с местными животными способствовало еще более быстрому росту их популяции и освоению новых территорий, включая целый ряд стран Карибского бассейна и Латинской Америки.
Стремительное размножение и акклиматизация
Мощные и выносливые европейские вепри быстро акклиматизировались, и, не испытывая недостатка в самках для спаривания, дали обильное потомство, численность которого быстро приобрела угрожающий характер. Американские охотники оказались не в силах противостоять росту популяции кабанов. В естественной природе американского континента у этих животных также не нашлось врагов, способных заметно повлиять на их численность.
На территориях с умеренным и теплым климатом свиньи способны производить потомство два раза в год, и в каждом опоросе можно насчитать до десятка поросят. При наличии достаточного количества корма эти животные способны вырастать до исполинских размеров.
Рекордсменом по упитанности долгое время считался хряк по кличке Большой Билл, в начале тридцатых годов прошлого столетия обитавший на одной из ферм в Техасе. При весе 1153 кг и длине туловища 2 м 74 см Большой Билл, волоча огромный живот по земле, мог передвигаться только по направлению к кормушке.
В США уже к середине XX века кабаны, расплодившиеся до поголовья в несколько миллионов особей, стали причиной огромных убытков фермерских хозяйств. Дикие свиньи не только подчистую уничтожали поля кукурузы, пшеницы и батата, но не боялись разрушать загоны для домашних животных, пожирали их корм и убивали молодняк. Ум и изворотливость, присущие этим зверям, позволяют им обходить ловушки, поэтому поймать дикую свинью в капкан достаточно сложно. Если бы не организованный в США отстрел кабанов, благодаря практически 100%-й природной выживаемости этого вида, поголовье ежегодно увеличивалось бы в геометрической прогрессии.
Положение дел на сегодня
Пор свидетельству экономистов, ежегодный ущерб сельского хозяйства США от набегов на фермерские хозяйства диких свиней составляет не менее 5 млрд. долларов. Следовало бы оценить и прибавить к этим цифрам тот разрушительный урон экологии и дикой природе, который наносят эти прожорливые животные. Они добывают и едят все, что способны найти. В том числе яйца птиц из невысоко расположенных гнезд, корни редких растений и яйца морских черепах, отложенные на песчаных океанских пляжах. Только одна категория жителей южных американских штатов получает некоторую компенсацию от увеличения численности кабанов – охотники. Порой им удается добыть поистине уникальные по мощи, весу и размерам экземпляры.
На всю Америку в начале двухтысячных прославился одиннадцатилетний охотник из Алабамы, который во время охоты подстрелил дикого кабана весом почти в полтонны. Его отец учил сына меткой стрельбе и охотничьим навыкам с пятилетнего возраста. Когда трофей юного рекордсмена измерили, длина туловища животного оказалась 3,5 метра, длина клыков – 30 см, а обхват в области плеч и шеи – 2 метра.
Несмотря на специальные правительственные программы и деятельность нескольких сотен тысяч американских охотников, поголовье кабанов продолжает увеличиваться. По вине этих животных Соединенные Штаты постепенно становятся зоной экологического бедствия. Гибнущая природа - печальная расплата современных людей за непродуманные действия предшественников. Впрочем, это касается не только проблемы растущего поголовья диких свиней…
Видео: Охота на диких кабанов в Америке